Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юнармеец»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Костиков Алексей Петрович

             Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных задач. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunarmeets.docx62.73 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА  ЖЕЛЕЗНОГОРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Рассмотрена на заседании

Педсовета от «__».  .20__г.

Протокол № __

«Утверждаю»:____________

Директор МКУДО «ЦДТ»

Кошарова И.П.

Приказ от «__».   .20__г. № ___

физкультурно-спортивной направленности 

 «ЮНАРМЕЕЦ»

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Авторы-составители:  

Серков Вячеслав Александрович- педагог

дополнительного

образования,

Костиков Алексей Петрович-педагог

дополнительного

образования

Железногорск  2019

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи программы

1.3.Содержание программы

1.4.Планируемые результаты

2.Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1.Календарный учебный график

2.2.Условия реализации программы

2.3.Формы аттестации (контроля)

2.4.Оценочные материалы.

2.5.Методические материалы

3.Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.Пояснительная записка

            В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

           За последние годы в России значительно ослаблена работа по патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание интернационализма; получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитания граждан.

           Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.

             Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных задач. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги в современных условиях.

             Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.

            В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её историей, культурой, с современной жизнью, её достижениями и проблемами.

            Разброс мнений относительно патриотического воспитания сегодня очень широк: от признания его приоритетом воспитания до его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности.

            Нелегко сейчас молодому поколению, поскольку оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между прошлым  и настоящим. Жизненное самоопределение школьников, которое всегда было непростым, в современных условиях стало невероятно сложным. Сложившаяся ситуация вызывает у обучающихся пассивность, нигилизм, агрессию, нравственное равнодушие и создаёт трудности в освоении ими духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей. В их преодолении велика роль дополнительного образования детей.

Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

               Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармеец» спортивной направленности, разработана в соответствии с нормативными актами:

•        с положениями Конституции Российской Федерации;

•        Стратегией национальной безопасности до 2020 г.;

•        Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;  

•        федеральным законом «Об образовании» № 273 -ФЗ 2014 (последняя действующая версия);

•        федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:

        ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

        ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

        ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

        ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;

        ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

        ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

        ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;

        ФЗ №61 «Об обороне» от 31 мая 1996 года;

        ФЗ №58 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года;

        ФЗ №98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года;

        ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;

        ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года;

        ФЗ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года;

                ФЗ № 273-ФЗ 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», направленный на формирование морального облика обучающегося, его нравственных и духовных качеств – гражданственности и патриотизма.

  1.   «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
  2. Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
  3. Программа развития образования  Курской области;
  4. Устав МКУДО «ЦДТ»;
  5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
  7. Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
  9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
  10. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29.13.2016г. №ВК-641/09).     

             При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармеец» военно-патриотической направленности наиболее соответствует специфике, условиям развития и историческим особенностям г. Железногорска Курской области и Центрального региона в целом. Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися по одноименной программе играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

Реализация программы может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

        Физкультурно-спортивная деятельность.

        Военно-патриотическая деятельность;

        Гражданско-патриотическая деятельность.

        Социально-патриотическая деятельность.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области военно-патриотического воспитания, настоятельно требует пересмотра системы воспитания и подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз.

            Новизна. Основанием для разработки данной программы стала экономическая, политическая и социальная ситуация в стране, с учетом принципиально-качественных изменений в образовании и  развитии детей и подростков.

           Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармеец» направлена на формирование и повышение современного уровня в области военно-патриотического воспитания обучающихся. Под современным уровнем военно-патриотического воспитания следует понимать способ организации деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юнармеец» тесно связаны с такими дисциплинами, как история, обществознание, ОБЖ, география, физическая культура, краеведение.

           Педагогическая целесообразность. Процесс формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом у них пока еще ограниченного жизненного опыта, характера  и объема полученных знаний, общих задач обучения и воспитания, и заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

 При разработке содержания данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» принималась во внимание специфика направленности, которая заключается в следующем:

        учет основных закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания;

        интегративность - охват многих сферы человеческой деятельности;

        направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

            При разработке структуры и содержания настоящей  программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса  как: непрерывность и системность обучения, постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки обучающихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки.

Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их природных задатков, педагоги на своих занятиях применяют элементы современных педагогических технологий: развивающего обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся, игровой деятельности, кейс технологий.

Адресат программы Программа курса предназначена для обучающихся в возрасте от 12-17 лет.

Форма обучения на занятиях очная.

Методы обучения – словесные (беседы, объяснения),  наглядные (работа по образцу, показ видеоматериалов, иллюстраций и т.п.) и практические.

         Тип занятий.

В работе по программе используются разные типы занятий:

- занятия-упражнения;

- занятия-импровизации, помогающие создать условия творческого участия обучающихся в учебном процессе;

- занятия-формотворчества и экспериментирования.

Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах:

- соответствие цели и задачам;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

-научность;

-системность.

Формы проведения занятий - беседа, лекция, презентация, практическое занятие, праздник, соревнование, экскурсия, викторина,  защита проектов, конференция, тренировка, семинар, консультация,  занятие-путешествие, соревнование.

Использование разнообразных форм организации образовательного процесса повышает продуктивность занятий, интерес учащихся к учебному процессу. В процессе обучения применяется коллективная и групповая форма работы.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» - 1 год, в объёме 216 часа. Объединение формируется из обучающихся одной возрастной группы: Состав группы – постоянный. Рекомендуемый состав группы - 15 обучающихся. Набор обучения в группы проводится в начале сентября. Специальные знания при зачислении детей в группы не требуются.

Режим занятий

Объем курса составляет 216 часов в год.  Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа, продолжительность академического часа – 45 минут). Между занятиями перерыв 10-15 минут.

  Причем практические занятия составляют большую часть программы (70 %).

           

1.2.Цель и задачи программы

Цель программы: становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания обучающихся.

Составными основной цели программы в современных условиях являются:

1.        Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности.

2.        Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.

3.        Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач

Образовательные задачи:

•        Познакомить с историческими и культурными ценностями России;

•        Познакомить с влиянием исторического прошлого на  современную безопасность личности, общества и государства;

•        Познакомить с государственной системой военно-патриотического воспитания граждан.

Воспитательные задачи:

- Приобщить к выполнению своего конституционного и воинского долга.

Развивающие задачи:

           1. Развить личностные, физические и духовные качества, соответствующих высокому уровню гражданственности;

            2. Сформировать и развить чувства преданности своему Отечеству;

            3. Способствовать:

•        анализировать специальную информацию, получаемую из различных источников;

•        принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Социально-педагогические задачи:

1.        Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.

2.        Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

3.        Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

Основными видами деятельности, способствующими успешной реализации программы  и  формированию ключевых компетенций у обучающихся являются:

1.        Участие в мероприятиях, конференциях, конкурсах, соревнованиях разного уровня.

2.        Работа над проектом и защита его.

3.        Работа над рефератом.

4.        Участие в экскурсии.

5.        Поиск информации в библиотеках.

6.        Поиск информации в электронных энциклопедиях.

7.        Использование информации из Интернета.

8.        Выступление с сообщением.

9.        Участие в дискуссии, диспуте.

10.        Брейн -  ринг.

11.        Мозговой штурм.

12.        Моделирование обучающих ситуаций.

13.        Участие в анкетировании.

14.        Проведение спортивных игр;

15.        Участие в смотрах военно - патриотической работы; .

16.        Участие в военно - спортивных играх;

17.        Соревнования по военно - прикладным видам спорта;

18.        Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и воинами различных родов войск. 

         

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Комплектование групп. Оформление документации. Вводное занятие

-

2

Специальная подготовка.

72

-

72

3

Общефизическая подготовка. (ОФП)

30

-

30

4

Начальная военная подготовка (НВП)

18

4

12

5

Огневая подготовка.

33

7

26

6

Устав вооруженных сил РФ.

9

9

-

7

Военная топография.

15

7

8

8

Тактико-техническая подготовка

21

18

3

9

Медицинская подготовка.

9

6

3

10

Экскурсии

9

Итого

216

51

154

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Комплектование групп. Оформление документации. Вводное занятие

-

Анкетирование

2.

Специальная подготовка.

72

72

2.1.

Изучение и отработка ударов ногами.

12

-

12

Практическая работа

2.5.

Изучение и отработка ударов руками.

12

-

12

Практическая работа

2.9.

Изучение комбинаций ударов ногами и руками.

12

-

12

Практическая работа

3.3.

Работа с холодным оружием.

6

-

6

Практическая работа

3.5.

Боевые приемы борьбы защиты от холодного оружия.

6

-

6

Практическая работа

4.

Изучение комплекса упражнений с оружием.

12

-

12

Практическая работа

4.4.

Боевые приемы борьбы по обезвреживанию противника при угрозе автоматом.

9

-

9

Практическая работа

4.4.

Итоговое занятие по теме «Специальная подготовка»

3

-

3

Практическая работа

3.

Общефизическая подготовка. (ОФП)

30

30

3.1.

Упражнения на силу.

9

-

9

Практическая работа

3.4.

Упражнения на выносливость.

9

-

9

Практическая работа

3.7.

Кроссфит.

9

-

9

Практическая работа

4.0

Марш-бросок.

3

-

3

Практическая работа

4.

Начальная военная подготовка (НВП)

18

4

12

4.1.

Строевая  подготовка.

Общее понятие строя.

3

3

-

Беседа

4.4.

Выполнение команд в строю.

3

1

2

Практическая работа

4.6.

Выход из строя.

3

-

3

Практическая работа

4.8.

Движение строем.

6

-

6

Практическая работа

4.12.

Итоговое занятие по теме «Строевая подготовка»

3

-

3

Практическая работа

5.

Огневая подготовка.

33

7

26

5.1.

Разборка и сборка автомата.

9

-

9

Практическая работа

5.5.

Обучение стрельбы из пневматического пистолета.

3

3

-

Беседа

5.5.

Стрельба из пневматического пистолета.

3

-

3

Практическая работа

5.9.

Обучение стрельбы из пневматической винтовки

3

3

-

Беседа

5.10.

Стрельба из пневматической винтовки

12

-

3

Практическая работа

5.13.

Итоговое занятие.

3

1

2

Беседа. Практическая работа.

6.

 Устав вооруженных сил РФ.

9

9

-

6.1.

Суточный наряд. Гражданская оборона.

Средства индивидуальной защиты.

3

3

-

Беседа

6.5.

Тактическая подготовка.

Управление отделением.

3

3

-

Беседа

6.7.

Боевое обеспечение. Условия обеспечения выполнения боевых задач. Взаимоотношения в отделении.

3

3

-

Беседа

7.

Военная топография.

15

7

8

7.1.

Топографические обозначения. Виды карт и их чтение.

3

3

-

Беседа

7.4.

Составление схем укрепления штаба.

3

2

1

Практическая работа

7.7.

Ориентирование на открытой местности.

6

-

6

Практическая работа

7.12.

Итоговое занятия.

3

2

1

Беседа. Практическая работа.

8.

Тактико-техническая подготовка

21

18

3

8.1.

Основы боя. Действия солдата в бою.

3

3

-

Беседа.

8.3.

Тактика ведения боя на пересеченной местности. Тактика ведения боя в городе.

3

2

1

Беседа.

Практическая работа

8.5.

Подготовка оборонительного боя .Разработка и ведения боевых действий.

3

2

1

Беседа.

Практическая работа

8.7.

Способы ведения разведки.

3

3

-

Беседа

8.8.

Управление войсками. Техническое обеспечение.

3

3

-

Беседа.

8.11.

Основы ведения боевых действий

3

3

-

Беседа

9.1.

 Итоговое занятие по теме «Тактико-техническая подготовка»

3

2

1

Беседа.

Практическая работа

9.

Медицинская подготовка. 

9

6

3

9.1.

Оказание первой помощи при переломах, кровотечениях. Оказание первой помощи при переломах ожогах, ушибах.

3

2

1

Беседа. Практическая работа.

9.4.

Транспортировка пострадавшего. Личная гигиена.

3

2

1

Беседа. Практическая работа.

9.6.

Итоговое занятие по теме «Медицинская подготовка».

3

2

1

Беседа. Практическая работа.

10.

Экскурсии

9

9

Итого

216

51

154

Основное содержание

  1. Вводная тема.

Патриотическое объединение создается с целью изучения военного дела и подготовки юношей к действительной службе в рядах Вооруженных Сил РФ, а так же воспитания самостоятельности, формирования активной позиции молодежного лидера.

Организация работы объединения. Роль государства и образования в развитии патриотических объединений. Содержание изучаемой программы, планируемые мероприятия среди объединений. Режим работы объединения.

2. Начальная военная подготовка:

Строевая подготовка

Теоретические занятия:

Строй – установленная строевым уставом размещение военнослужащих и подразделений для совместных действий. Элементы строя: фланг, глубина строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина шага.

Развернутый строй. Двухшереножный строй. Колонна. Обязанности воспитанников в строю. Предварительные и исполнительные команды.

Практические занятия:

Строевая стойка и выполнение команд: «Становись», «Вольно», «Равняйсь», «Смирно», «Заправиться», «головной убор снять (одеть)». Повороты на месте по команде: «Нале-во (право, кругом)». Движение: строевой шаг, походный шаг, шаг на месте. Команды: «Стой», «Шагом марш», выход из стоя и постановка в строй, подход к руководителю и отход от него. Построение, перестроение отделения. Движение строем с песней.

Работа в группах почетного караула. Вынос знамени. Возложение гирлянды, почетный караул, смена караула.

Огневая подготовка

Теоретические занятия:

Материальная часть и технико-техническая характеристика стрелкового оружия. Состоящего на вооружении : АКМ, АК-74.

 Назначение и боевые свойства ручных гранат. Составные части автомата Калашникова. Меры безопасности при стрельбе.

Материальная часть и технические характеристики пневматического оружия.

Изготовка и приготовление к стрельбе, техника прицеливания.

Практические занятия:

Выполнение сборки и разборки автомата Калашникова. Выполнение упражнений по стрельбе на электронном стрелковом тире. Выполнение упражнений по стрельбе из пневматического оружия. Стрельба с изготовкой: лежа, с колена, стоя.

Уставы Вооруженных Сил РФ

Теоретические занятия:

Изучение гимна, флага и герба РФ. Взаимоотношения между военнослужащими, права и обязанности. Несение суточного дежурства. Порядок отдачи приказа.

Гражданская оборона (ГО)

Теоретические занятия:

Задачи ГО. Организационная система ГО. Органы управления. Силы и средства ГО. Создание Министерства по чрезвычайным ситуациям. Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура РСЧС, координирующие органы, режим функционирования. План действий в чрезвычайных ситуациях и план ГО. Обязанности обучающихся при чрезвычайных ситуациях.

Современные боевые средства и их поражающий фактор. Особенности ядерного оружия (взрывное действие, световое излучение, проникающая радиация). Средства защиты. Особенности химического оружия, основы его действия, средства доставки. Виды химического воздействия (нервно-паралитического действия, кожно-нарывного, удушающего, общеядовитого, раздражающего, психо-химического действия). Особенности бактериологического оружия: бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, токсины. Современные обычные средства поражения: обычные средства поражения, высокоточное оружие, виды неуправляемых боеприпасов, боеприпасы обычного взрыва, зажигательное оружие.

Основные мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Система оповещения. Средства защиты и их устройство. Противорадиационные укрытия.

Практические занятия:Работа со средствами индивидуальной защиты: фильтрующие противогазы (принцип действия, подбор), промышленные противогазы, фильтрующие респираторы. Средства защиты кожи. Убежища, их назначение, устройство, правила поведения.

3.Военная топография

 Теоретические занятия:

Виды карт и их основные характеристики. Определение масштаба. Топографические и тактические условные обозначения. Координатная сетка, счет по улитке. Компас и работа сним, ориентирование на местности по горизонту.

Практические занятия:

Топографическое ориентирование на местности. Планирование маршрута движения. Составление схем боевых действий на карте. Упражнения на местности с использованием карты по определению координат объектов. Измерение расстояния между объектами. Ориентирование на местности.

4. Тактико-техническая подготовка

Тактика

Теоретические занятия:

Тактика – составная часть военного искусства, охватывает теоретические и практические аспекты подготовки и ведения боя подразделения, части. Диалектическое взаимодействие с оперативным искусством и военной стратегией. Зарождение тактики. Военачальники и полководцы разных лет.

Изучение общих положений теории боя. Общие представления о боевом и походном охранении. Особенности действия подразделения в разведке. Инженерное обеспечение боя, оборудование укрытий и заграждений, маскировка.

Практическое занятие:

Отработка начальных навыков организации разведработ: передвижение по местности, маскировка, наблюдение, охранение. Подготовка практических планов операции.

  1. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Теоретические занятия:

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена в туристском походе. Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания. Его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Гигиенические основы закаливания (воздухом, водой, солнцем). Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей. Влияние вредных привычек и их физиологическое влияние (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания) на здоровье.

Составление походной аптечки, хранение и транспортировка. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия и принципы действия. Состав походной аптечки. Перечень названий препаратов, показания к применению. Личная аптечка, индивидуальные лекарства.

Виды ран и травм, их классификация, особенности. Возбудители инфекций, инфицирование при ранении и борьба с предупреждением подобных фактов. Обработка ран, диагностика ранений, симптомы.

Основные этапы первой медицинской помощи. Правила наложения повязок при иммобилизации различных частей тела при переломе. Кровотечения: виды, их признаки, влияние на организм. Правила наложения кровоостанавливающих жгутов. Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях связок и вывихах, травматическом шоке, ожоге, обморожении и отравлении. Понятие об общей сердечной недостаточности, первая помощь. Солнечные и тепловые удары. Оказание помощи. Поражение электрическим током, оказание помощи.

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера оказывающих помощь.

Транспортировка на рюкзаке с палкой, вдвоем на поперечных палках. Перенос вдвоем на шестах со штормовками, на носилках-плетенках их веревок. Изготовление носилок из шестов, волокуши.

Практические занятия:

Применение средств личной гигиены в походах. Подбор одежды и обуви, уход за ними. Формирование походной аптечки. Личной и групповой. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи). Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

6. Основы физической подготовки

Практические занятия:

Прохождение теста нормативов военизированного многоборья: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнение «Set» (30 сек). Марш-бросок с макетом автомата (3 км), прохождение военизированной полосы препятствий.

1.4.Модель выпускника.

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы

            Результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» измеряется степенью готовности и стремлением всех обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

            Конечным результатом реализации программы должны стать: положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения; возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа;  обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности, гражданина и патриота Родины.

            Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» призвана способствовать:

•        развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у обучающихся высокий уровень общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города, района и региона;

•        воспитанию у обучающихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;

•        формированию ответственного понимания обучающихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

•        созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» по военно-патриотическому воспитанию:

В результате реализации программы обучающийся должен знать:

        потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной, общественной и государственной безопасности;

        систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от всех видов угроз;

        государственную политику противодействия терроризму;

        что такое патриотизм и формы его проявления;

        основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности;

        основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

        основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

        порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

        состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

        основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

        основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы;

        требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

        предназначение, структуру и задачи РСЧС;

        предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

        основные права и обязанности обучающихся  в области гражданской ответственности;

        культурно-исторические и краеведческие особенности развития города Железногорска, Железногорского района и Курского региона;

        признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

        основы здорового образа жизни;

        правила поведения в различных ситуациях.

В результате реализации программы  обучающийся должен уметь:

        видеть проблемы;

        ставить вопросы;

        выдвигать гипотезы;

        давать определение понятиям;

        классифицировать;

        наблюдать;

        проводить эксперименты;

        делать умозаключения и выводы;

        структурировать материал;

        объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

        предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

        принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

        действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

        пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

        оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

        проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну в поступках и делах;

        эмоционально положительно принимать свою региональную идентичность;

        уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим;

        уважать ценности семьи,

        с оптимизмом воспринимать окружающий мир;

        давать позитивную моральную самооценку;

        быть готовым и способным к выполнению норм и требований, прав и обязанностей гражданина;

        вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

        конструктивно разрешать конфликты;

        иметь устойчивый познавательный интерес к вопросам патриотизма и гражданственности;

        быть компетентным в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

        понимать и сопереживать чувствам других людей.

         Личностные, предметные и метапредметные результаты реализации  программы

Личностные результаты:

        развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;

        формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

        воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга.

Метапредметные результаты:

        овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства;

        анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи;

        овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;

        формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности;

        приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий;

        развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

        формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

Предметные результаты:

1.        В познавательной сфере:

        знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2.        В ценностно-ориентационной сфере:

        умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

        умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

        умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3.        В коммуникативной сфере:

        умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4.        В эстетической сфере:

        умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

5.        В трудовой сфере:

        локализация возможных опасных ситуаций;

        умения оказывать первую медицинскую помощь.

6.        В сфере физической культуры:

        формирование установки на здоровый образ жизни;

        развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки.

Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность дополнительного образования по военно-патриотическому воспитании, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

Духовно-нравственные параметры:

•        повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции обучающихся;

•        повышение интереса к историческому прошлому города, района, области и страны;

•        утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;

•        проявление мировоззренческих установок на готовность обучающихся к защите Отечества;

•        уровень реализации творческого потенциала обучающихся в области патриотического воспитания.

Количественные параметры – это количество:

•        проведенных исследовательских работ среди обучающихся по патриотическому воспитанию;

•        детей, занятых в мероприятиях по патриотическому воспитанию;

•        детей, участвующих в военно-спортивных конкурсах и конференциях;

•        проведенных выставок патриотической направленности;

•        проведенных конкурсов по патриотической тематике;

•        проведенных военно-спортивных соревнований;

•        проведенных экскурсий и встреч.

Итоговая оценка складывается из внутренней и внешней оценок результатов освоения программы. Внутренняя оценка определяется по результатам внутриучрежденческого мониторинга обучающихся, которые отражают динамику военно-патриотического воспитания, отражают динамику формирования их способности к решению практических и познавательных задач. Внешняя оценка характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы  обучающимися (участие в  олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня и.т.п.) и осуществляется внешними органами.

         Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке всех трех групп результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.

           Особенности оценки личностных результатов.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности по военно-патриотическому воспитанию. Оценка эффективности освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» проявляется:

•        в соблюдении норм и правил поведения,

•        участии в общественной жизни общественно-полезной деятельности;

•        прилежании и ответственности за результаты деятельности;

•        готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

•        ценностно-смысловых установках, формируемых средствами программы.

Особенности оценки метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

•        способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

•        способность к сотрудничеству и коммуникации;

•        способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

•        способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Особенности оценки предметных результатов

 Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом материале, с использованием способов действий, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов, об освоении или неосвоении материала программы принимается на основе результатов мониторинга.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

2.2. Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение. Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим  нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Практические занятия на местности должны проходить на стадионе, в тире, в кабинете, в парке или  в лесу.

Перечень необходимого оборудования и  снаряжения

  1. Персональный компьютер
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Гимнастические маты
  5. Боксерская груша
  6. Боксерские перчатки
  7. Лапа боксерская
  8. Шлем боксерский
  9. Защита голени и стопы
  10. Защита корпуса
  11. Учебный автомат Калашникова
  12. Учебный пистолет Макарова
  13. Пневматическая винтовка
  14. Пневматический пистолет
  15. Электронный стрелковый тир
  16. Комплект для изучения тактика боя «Лазертаг»
  17. Бинокль
  18. Аптечка  медицинская в упаковке
  19. Курвиметр
  20. Компас

 

Информационное обеспечение

  1. Учебные фильмы
  2. Презентации
  3. Интернет сайты

Кадровое обеспечение.  Реализация программы  осуществляется педагогами дополнительного образования.

2.3. Формы аттестации

С целью установления соответствия результатов освоения данной  программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся промежуточная и итоговая аттестация. В течение всего процесса обучения осуществляется текущий и тематический контроль. Формы контроля различны: применяются как запланированные (см.таблицу), так и скрытые формы (семинары, конференции, смотры, слеты, походы, экскурсии).

Вид контроля

Форма контроля

Сроки контроля

Входной контроль

Опрос, анкетирование детей и родителей

Сентябрь

Промежуточный контроль

  1. Тестирование.
  2. Выполнение практических заданий
  3. Презентация проектов, заданий и отчетов о походах и экскурсиях

Декабрь

Май (по окончании обучения на каждом уровне программы)

Итоговая аттестация

  1. Тестирование.
  2. Выполнение практических заданий

3. Защита проектов, отчетов, исследований.

4.Портфолио обучающихся

По окончании обучения на каждом уровне программы или по окончании всего периода обучения по программе

Входной контроль направлен на выявление требуемых на начало обучения знаний (опрос, анкетирование).

Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях (устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств, компьютерных программ).

Тематический контроль, имеет цель систематизацию знаний (практический, индивидуальный и фронтальный, комбинированный, самоконтроль).

Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, уровня обучения по программе (тестирование, защита творческих проектов, слеты).

Итоговая аттестация проводится по окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной программе (тестирование, выполнение практических заданий, защита проектов, отчетов, исследований, портфолио обучающихся).

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, ее результаты оформляются в протоколы.

  1. Оценочные материалы

Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирования в пространстве. Результативность выполнения учащимися дополнительной образовательной программы отслеживается в достижениях воспитанников, осуществляется по уровням (высокий, низкий, средний) и оформляется в таблицы.

Мониторинг результатов обучения

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка

1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы

Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний.

1

Тестирование, контрольный опрос и др.

Средний уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов.

5

 Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний.

10

2. Практическая подготовка

2.1.Туристская подготовка

Умение пользоваться снаряжением, организовать быт, ориентироваться, оказывать первую помощь

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.2.Краеведческие навыки

Умение проводить наблюдения, исследования и оформлять результаты

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.3.Физическая подготовка.

Умение преодолевать препятствия

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в помощи педагога

1

Наблюдение

Средний уровень – работает с помощью педагога

5

Максимальный уровень -  работает самостоятельно, не испытывает затруднения.

10

3.2 Учебно- организационные навыки и умения

Способность самостоятельно подготовиться к занятию и убрать за собой.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

3.3 Умение соблюдать правила безопасности во время занятий

  Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Минимальный уровень– ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

                Для  фиксации полученных результатов на каждого ребенка применяется индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (таблица 2). Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества (из числа перечисленных в предыдущей таблице), отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком. Допустимо использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет более детально прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку.

          Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого ребенка.

         Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам.

         Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.          

         Большое значение для ребенка имеет оценка его труда родителями, поэтому педагог должен продумать систему работы с родителями, В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы по итоговым работам родители могли видеть рост своего ребенка в течение года.

         Формы проведения аттестации детей по программе самые разнообразные: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, конкурс, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.д.

         Главные требования при выборе формы - она должна:

- быть понятна детям;

  • отражать реальный уровень их подготовки;
  • не вызывать у них страха и чувства неуверенности;
  • не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха.

         Немаловажным является  личностный аспект образовательных результатов, или механизм оценки личностных качеств ребенка.         На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. В педагогике получило распространение понимание воспитательного результата как перечня конкретных групп личностных образований, которые должны быть сформированы у обучающегося.

         Отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, можно по трем направлениям. Каждое направление — это соответствующий блок личностных качеств.

  1. блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося.
  2. блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности.
  3. блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе.

         

Предмет оценки здесь — личностные качества, формируемые в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Мониторинг личностного развития ребенка

Показатели оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож –ное число баллов

Методы диагностики

1.Морально – волевые качества

1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности.

Терпения хватает менее чем на ½ занятия;

 Более чем на ½ занятия

На все занятие

1

5

10

Наблюдение

2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

Иногда- самим ребенком;

Всегда самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному действию)

Ребенок постоянно действует под контролем извне;

Периодически контролирует себя сам; Постоянно контролирует себя сам;

1

5

10

Наблюдение

2. Ориентационные качества

1.Самооценка

Способность оценить себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

 Нормальная

1

5

10

Анкетиро- вание

2.Интерес к занятиям в детском коллективе

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерживается самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3.Поведенческие качества

1.Конфликтность (отношение ребенка к  столкновению интересов (спору)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты;

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1

5

10

Наблюдение

2. Отношение  к общим делам

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах;

Участвует при побуждении извне; Инициативен в общих делах

1

5

10

Наблюдение

3. Тип сотрудничества

Умение работать в коллективе

Пассивен

1

Наблюдение

Сотрудничает иногда  

5

Активен

10

  1. Методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из своей педагогической и физкультурно-спортивной квалификации. Необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам, последовательное усложнение материала.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая  и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.

Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению знаний военно-прикладных видов спорта . При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме. При этом активно используются здоровьесберегающие и информационно – коммуникативные технологии. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, поисково – исследовательские, тренировочные и игровые технологии, интерактивные методики.

Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по выполнению заданий, физической подготовке, туристские прогулки и экскурсии. При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно – ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются тренировочные методики, особое внимание уделяется рефлексии.

Для плодотворной работы объединения необходимо:

- помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам;

- разработки бесед, тренировок, экскурсий;

- демонстративный и раздаточный материал по каждой теме занятий.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

1. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Н.А. Крючек, В.Н. Латчук / Под общей редакцией Г.Н. Кириллова: - М.: НЦ АНАС, 2001;

2. Вооруженные Силы России / В.П. Дроздов: - М.: Редакция журнала «Военные знания», 1998;

3. Меры безопасности при производстве стрельбы, поведение в тире: - М., РОСТО,1999

4. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Дайнес В.О.: - М.,1998.

5. Наставление по стрелковой подготовке: - М., РОСТО, 1998

6. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П. Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997;

7. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И. Широкова: - М.: Русское слово, 1995;

8. Патриотическое воспитание в школе/ Агапова И.А. - М.: Айрис-пресс, 2002

9. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие. - Воронеж: Л.А. Обухова, 2006

10. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации: - М., Воениздат, 1994

Литература для обучающихся:

1. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.

2. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.

3. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.

4. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.

5. Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.

6. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.

7. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.

8. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.

9. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.

10. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.

11. Стрельников В. Исторический опыт патриотического воспитания. ОБЖ №1,2006

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.rusarchives.ru/federal/rgva/
  2. http://mil.ru/
  3. http://www.mgsv.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»

Образовательная программа военно-патриотической направленности   «Юнармеец»...

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении

Настоящие методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении составлены на основе методических...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Программа гражданско-патриотической направленности ЮНАРМЕЕЦ

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической с...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...