Примерный план обучения. Шахматы.
календарно-тематическое планирование по физкультуре
Очень примерный план обучения шахматам школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_plan_obucheniya_shahmatam_dlya_shkolnikov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план обучения шахматам для школьников
Знакомство | Урок первый- Знакомство. | |
Шахматная игра (1 занятие) | Познакомить детей с шахматами. Рассказать о том, что игра в шахматы – древняя интересная игра. Факты и легенды о зарождении шахмат, Чатуранга, проникновение шахмат в Россию. Легенда о шахматной доске и рисовых зёрнышках. | 111 |
Шахматная доска (2 занятия) | Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. На занятии, одном или нескольких- рисовать, постепенно закрашивая и уточняя, шахматную доску. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. | |
Шахматная доска — продолжение (3 занятия) | Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между игроками. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная и диагональная линии. Рисовать, показывать руками, заучивать, пока дети не запомнят. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий. (Змейка простая и сложная, повторять занятие, пока не будет доведено до автоматизма) | |
Шахматная нотация- азы (3 занятия) | Буквы, цифры, поля, клетки, которые они обозначают. Не путать английские буквы и латинские. Практика- рисовать доску и вокруг неё- буквы и цифры. Закрасить чёрные и белые поля. Адреса и цвет клеток. А2, D5 H8 G3 и так далее. повторять постоянно, лучше дома с родителями. Находить на доске, показывать рукой. | |
Шахматные фигуры (3 занятия) | Познакомить детей с шахматными фигурами. Каждую фигуру нарисовать в тетрадке. Так , как её видит ребёнок, желательно каждую в пол-листа, крупно. Если тяжело рисовать, обвести по контуру, положив на лист бумаги. Рисовать одну под другой, к каждой добавляя значёк фигуры, её обозначение в шахматной нотации. Далее читать соответствующий пост. | |
Шахматные фигуры (продолжение) (3 занятия) | Ценность шахматных фигур, сколько будет в пешках. два коня против ладьи, что сильнее, ферзь против двух ладей, слон против ладьи. Дети должны научится понимать ценность фигур, их различие, как они ходят, по каким линиям, есть ли какие-то исключения (рокировка, взятие на проходе и т.д.) | |
Шахматные фигуры — Король (2 занятия) | Всё про шахматного короля | |
Шахматные фигуры — Ферзь (2 занятия) | Всё про шахматного ферзя |
|
Шахматные фигуры — Пешка (3 занятия) | Маленькая слабая фигура, но сколько возможностей таит в себе. Взятие на проходе, пешечный забор , дыры в заборе, изолированные пешки, превращение пешки, ходы и взятие, по каким линиям, пешка и король против короля- как выиграть? | |
Шахматные фигуры — Ладья (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- ладью | |
Шахматные фигуры — Слон (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- слона | |
Шахматные фигуры — Конь (3 занятия) | Всё про шахматную фигуру- коня | |
Кто как ходит и бьёт (3 занятия) | Кто как ходит и бьёт (по вертикалям, горизонталям, диагоналям и буквой Г) Учебная игра- «ЗМЕЙКА» Два вида- простая и сложная Змейка. | |
Шахматные фигуры — как ходят и бьют (1 занятие) | Для отстающих и плохо воспринимающих. Советы по установке приложений с зелёными полями. | |
Расстановка фигур в начале партии (2 занятия) | Начало партии, как расставить фигуры, Ферзь любит свой цвет, какое поле должно быть слева внизу у белых и т.д. | |
Дебют- начало партии (4 занятия) | Каким фигурами нужно ходить, какими не рекомендуется, зачем делать рокировку, что такое центр и зачем его захватывать, какие бывают дебюты, чем отличаются. | |
Стратегия и тактика в шахматах. КОМБИНАЦИИ (7 — 10 занятий) | Что такое стратегия и тактика в игре, что такое комбинации зачем они нужны и какие бывают. В первый год обучения каждой комбинации, а их множество, нужно уделить по одному- два занятия, на втором году обучения по два- три, включая и решение предложенных задач. Двойной удар, связка, отвлечение, завлечение, промежуточный ход, перекрытие и другие. | |
Лечение от зевков (5 занятий) | Сложные позиции, проработка и постепенное запоминание. | |
Стратегия и тактика в шахматах. Позиционная игра. (4 — 7 занятий) | Что такое стратегия и тактика в игре, что такое позиционная игра. Оценка позиции, факторы оценки, что делать дальше, как строить планы на игру, на какую-то её часть, как совмещать позиционную игру с небольшими уколами, наскоками, то есть с комбинациями. | |
Концентрация внимания, улучшение кратковременной и долговременной памяти (4 — 5 занятий) | Упражнения на концентрацию. Чрезвычайно важно для детей. Реально делает их умными. |
Начало изучения шахмат. Дети ПОСЛЕ первого года обучения в итоге должны владеть и представлять себе примерно (не обязательно) следующие шахматные вещи.
1. Шахматная доска, Клетки чёрные и белые, нотация, вертикали горизонтали диагонали, ходы фигур, начальное расположение, как начинать игру, чем можно ходить в дебюте чем нельзя, на что обращать внимание в начале игры, комбинации, зачем они нужны, как их готовить, как ловить противника, ставить ему ловушки.
2. Мат ферзем. Объяснение самых простых методов постановки мата ферзем и королем против короля.
3. Мат ладьей. Объяснение постановки мата ладьей и королем против короля.
4. Элементарный эндшпиль. Король и пешка против короля. Элементарные позиции с королем, ладьей и пешкой против ладьи и короля. Закрепить материал и периодически проверять знания этих окончаний. Можно, как и простейшие маты, тренировать на время.
5. Мат ферзем на время. Этот прием должен быть доведен до автоматизма, поскольку на данном этапе развития шахматисты применяют такой основной метод игры на выигрыш: съедают все фигуры противника и ставят мат оставшимися у них фигурами. Поэтому мат ферзем (или ладьей) встречается очень часто, и важно, чтобы дети могли ставить его без ошибок, в том числе и при недостатке времени.
6. Мат ладьей на время. Аналогично пункт}5 — необходимо довести мат ладьей до автоматизма.
7. Мат в один ход. Мат в два хода (простейшие)
В конце года проводятся контрольные, тесты, мини-турниры на понимание основ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочный план. Объединение "Шахматы". Тема: В.Стейниц.
В данном поурочном плане раскрыты: цели, задачи и ожидаемый результат занятия, а также указания для самостоятельной работы. Материал рассчитан для воспитанников объединения "Шахматы", разных возрастов...
Поурочный план. Объединение "Шахматы". Тема: "Итальянская партия".
В данном поурочном плане раскрыты цели и задачи урока, ожидаемый результат. Материал рассчитан на воспитанников объединения "Шахматы", разных возрастов, занимающихся по программе дополнительного образ...
Поурочный план. Объединение "Шахматы". Тема: "Испанская партия".
В данном поурочном плане раскрыты цели, задачи и ожидаемый результат. Материал рассчитан на воспитанников объединения "Шахматы", занимающихся по программе дополнительного образования детей разного воз...
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Актуальность заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие методики не рассчитаны на современные нормативы работы с детьми 7-8 лет и не содержат новейшей информации. Ша...
Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год. Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год.
Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитанияна 2013 – 2014 учебный год....
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...