Программа с образовательно-тренировочной направленностью «Подготовка юных гиревиков».
рабочая программа по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс)

C давних времён упражнения с тяжестями служили эффективным средством физического развития людей. Сильных людей любили на Руси. Изменились времена, изменились ценности и традиции народа. Меняется и отношение к физической силе, как одному из основных достоинств мужчин. Изменения эти происходят, к сожалению, не в лучшую сторону. Гиревой спорт по воздействию на организм занимающихся является одним из наиболее эффективных средств физического развития. Упражнения с гирями просты и доступны. Разнообразие упражнений, их зрелищность (особенно при жонглировании) позволяют проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и с высокой плотностью. Огромный вклад в решение проблем физического воспитания молодежи, её подготовке к службе в армии может и должен внести наш добрый, богатырский гиревой спорт, особенно в сельской местности и там, где нет условий для занятий другими видами спорта. С каждым годом расширяется география гиревого спорта, растёт массовость, увеличивается количество спортивных школ со специализацией гиревого спорта, секций, а также количество занимающихся самостоятельно. В последние годы за гири решила взяться и вторая половина человечества - наши прекрасные девушки и женщины (А.И. Воротынцев,2002). Прошедшее десятилетие было исключительно плодотворным для развития гиревого спорта. Темпы роста мировых достижений существенно возросли. Этот прогресс в гиревом спорте обусловлен многими причинами. Основной из них, несомненно, явилось совершенствование системы подготовки гиревиков. Гиревой спорт требует от занимающихся развития всех физических качеств. Уровень современных тренировочных нагрузок предъявляет исключительно высокие требования к физической подготовленности спортсменов. В связи с этим в систему подготовки гиревиков входит специальная физическая подготовка, предусматривающая помимо средств гиревого спорта, комплексы специальных упражнений, направленных на развитие необходимых гиревику физических качеств. Несмотря на рост результатов в гиревом спорте, существует большое количество проблем. К ним относят, недостаток специальной литературы, нет общей системы подготовки гиревиков, тренеры используют свою методику, основываясь на других циклических видах спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_girevoy_sport.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Программа с образовательно-тренировочной направленностью  «Подготовка юных гиревиков»

Пояснительная записка

C давних времён упражнения с тяжестями служили эффективным средством физического развития людей. Сильных людей любили на Руси. Изменились времена, изменились ценности и традиции народа. Меняется и отношение к физической силе, как одному из основных достоинств мужчин. Изменения эти происходят, к сожалению, не в лучшую сторону.

Гиревой спорт по воздействию на организм занимающихся является одним из наиболее эффективных средств физического развития. Упражнения с гирями просты и доступны. Разнообразие упражнений, их зрелищность (особенно при жонглировании) позволяют проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и с высокой плотностью.

Огромный вклад в решение проблем физического воспитания молодежи, её подготовке к службе в армии может и должен внести наш добрый, богатырский гиревой спорт, особенно в сельской местности и там, где нет условий для занятий другими видами спорта.

С каждым годом расширяется география гиревого спорта, растёт массовость, увеличивается количество спортивных школ со специализацией гиревого спорта, секций, а также количество занимающихся самостоятельно. В последние годы за гири  решила взяться и вторая половина человечества - наши прекрасные девушки и женщины (А.И. Воротынцев,2002).

Прошедшее десятилетие было исключительно плодотворным для развития гиревого спорта. Темпы роста мировых достижений существенно возросли. Этот прогресс в гиревом спорте обусловлен многими причинами. Основной из них, несомненно, явилось совершенствование системы подготовки гиревиков.

Гиревой спорт требует от занимающихся развития всех физических качеств. Уровень современных тренировочных нагрузок предъявляет исключительно высокие требования к физической подготовленности спортсменов. В связи с этим в систему подготовки гиревиков входит специальная физическая подготовка, предусматривающая помимо средств гиревого спорта, комплексы специальных упражнений, направленных на развитие необходимых гиревику физических качеств.

Несмотря на рост результатов в гиревом спорте, существует большое количество проблем. К ним относят, недостаток специальной литературы, нет общей системы подготовки гиревиков, тренеры используют свою методику, основываясь на других циклических видах спорта.

Содержание программы

Подготовка юных гиревиков

Общая физическая подготовка (ОФП)- это процесс целенаправленного развития физических качеств или физических способностей, которые имеют многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности. Она направлена на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека и имеет особое значение на начальных этапах тренировки и для профессионально- прикладной подготовки.

Физическая подготовка гиревиков реализуется  различными способами. В процессе физической подготовки особое внимание уделяется развитию силы,  а также развитию гибкости и быстроты. По воздействию применяемых упражнений она подразделяется на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку (Вржесневский и. В., Кудряшов А. и., 1976).

Содержание и специфика подготовки в гиревом спорте определяется возрастом и квалификацией занимающихся. На начальных этапах тренировки гиревиков преобладают средства ОФП для развития сил (упражнений с отягощениями) и выносливости (бег, подвижные игры).

Средствами ОФП являются упражнения, оказывающие общее воздействие на организм. К их числу относятся передвижения различной интенсивности (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, гребля и др.), спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями.

 Могут быть использованы и основные упражнения с гирями, но в изменённых необычных условиях. Общая физическая подготовка во многом расширяет функциональные возможности организма спортсмена, позволяет увеличивать нагрузки, обеспечивает постоянный рост результатов.

ОФП должна проводиться в течение всего тренировочного года.

Использование подобного рода средств позволяет обеспечить формирование физической базы для последующей углублённой специализации. Специальные упражнения с гирями применяются в меньшей степени, основной упор в их применении делается на освоение техники соревновательных упражнений. С ростом уровня подготовки занимающихся увеличивается доля специальных упражнений, возрастает интенсивность нагрузки, наблюдается направленность тренировочного процесса на углублённую специализацию, доля ОФП сокращается.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств применительно к специфике избранного вида спорта. Она связана с процессом непосредственной подготовки к соревнованиям. Средствами спецподготовки в гиревом спорте являются классические упражнения, элементы этих упражнений, а также специально-вспомогательные упражнения.

Основным средством тренировки в гиревом спорте являются упражнения, которые можно условно разделить на соревновательные, специально-подготовительные и общеразвивающие. Ещё применительно к гиревому спорту некоторыми специалистами применяется более простая классификация упражнений: упражнения с гирями и упражнения без гирь. Ряд применяемых в тренировочном процессе гиревиков упражнений заимствован из других видов спорта.

 Общеразвивающие упражнения (ОРУ) представлены как средствами для развития аэробной выносливости, так и средствами силовой тренировки. Для тренировки выносливости в подготовку гиревика включают бег на средние и длинные дистанции. Для повышения результативности беговых упражнений применяется весь комплекс методов тренировки выносливости: слитно-равномерный (прохождение дистанции с постоянной скоростью), слитно-неравномерный (прохождение дистанции с периодическими ускорениями) и интервальный (прохождение дистанции несколько раз с жёстко лимитированными интервалами отдыха).

 В рамках силовой тренировки применяются упражнения с различными отягощениями на основные мышечные группы, предпочтение отдаётся базовым упражнениям (жимы, тяги, приседания, подтягивания, наклоны и т.д.), также могут включаться в тренировку упражнения из тяжёлой атлетики. Упражнения для развития силы выполняются как правило с интервалами отдыха до полного восстановления, вес отягощения составляет обычно 40% - 80% от максимума, при этом упражнения с весом 40% рекомендуют выполнять с максимально высоким темпом.

 На данный вид физической подготовки оказывает существенное влияние участие в соревнованиях. Поэтому в тренировку необходимо систематически включать соревновательные элементы (контрольные прикидки в отдельных упражнениях и т. д.), но их содержание должно строго соответствовать задачам тренировочного процесса в данное время. Такие тренировки позволяют лучше подготовить спортсмена в психологическом плане, а также повысить морально-волевые качества и постепенно подвести спортсмена к основным соревнованиям года.

Соревновательные и специально-подготовительные упражнения включают в себя комплекс различных упражнений с гирями. Соревновательные и специально-подготовительные упражнения с гирями применяются для совершенствования специфического для гиревого спорта комплекса двигательных способностей. Соревновательные упражнения представлены рывком гири, толчком гири по длинному и короткому циклу. Специально-подготовительные упражнения включают в себя различные варианты подъёмов гирь схожих с соревновательными по технике выполнения, ритму и темпу работы, чередованию напряжения и расслабления различных мышечных групп.

Специально-подготовительные упражнения могут выполняться с одной или двумя гирями, вес снаряда при этом может широко варьироваться. Основываясь на специфике соревновательной деятельности, в рамках учебно-тренировочного процесса соревновательные и специально-подготовительные упражнения могут выполняться с применением различных методов, которые выбираются в зависимости от задач, решаемых спортсменом в тот или иной период спортивной подготовки.

В гиревом спорте, в рамках специальной работы, применяют следующие методы тренировки: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный.

 Равномерный метод предполагает выполнение соревновательных и специально-подготовительных упражнений с одинаковым темпом, при этом упражнение выполняется один раз. Темп упражнения определяется исходя из показаний ЧСС. Пульс в конце упражнения должен быть примерно на уровне 75% от максимального (220 уд/мин минус возраст). Основная цель данного метода - повышение аэробных возможностей организма спортсмена.

Переменный метод предполагает выполнение нескольких подходов в упражнении с гирями разного веса. В первой половине подходов вес гири повышается, а во второй половине - снижается. При этом должен сохраняться постоянный темп выполнения упражнения, при этом число повторов определяется индивидуально. Переменный метод предназначен в первую очередь для повышения силового компонента комплекса двигательных способностей гиревика совершенствования техники упражнений.

Интервальный метод предполагает выполнение упражнения короткими по продолжительности сериями, которые чередуются строго регламентированным по продолжительности отдыхом. Данный метод используется для повышения темпа выполнения упражнения. Выделяют два варианта интервального метода: спринт (длительность каждой серии 15 - 30 секунд в максимальном темпе), темповый вариант (длительность каждой серии 1-2 минуты). Данный метод также предпочтителен для опытных спортсменов.

Повторный метод предполагает выполнение упражнения с несколькими подходами, продолжительность каждого подхода меньше чем на соревнованиях и составляет от трёх до пяти минут. Интервалы отдыха между подходами длятся до полного восстановления спортсмена. Данный метод также эффективен для совершенствования техники упражнений.  

Соревновательный метод предполагает выполнение упражнения с длительностью и темпом максимально приближенными к условиям соревнований. Данный метод применяется для непосредственной подготовки к соревнованиям, определения своего максимума на текущий момент времени. Выбор определенного метода зависит от запланированного объема и интенсивности нагрузки, способности адаптации организма спортсмена к физической нагрузке.

 Помимо освоения техники соревновательных упражнений и тренировки двигательных способностей спортсмена, для достижения высокого результата, важно добиться высокой способности к работе всех систем организма обеспечивающих потребление кислорода и его утилизацию, что в свою очередь делает необходимым освоение навыков правильного дыхания при выполнении специальных упражнений.

Согласно широко распространённым рекомендациям дышать следует через рот, глубоко и ритмично, делать полный и интенсивный выдох. При выполнении рывка гири, в ходе подъема снаряда из стартового положения выполняется глубокий вдох, когда гиря находится вверху делается выдох и небольшой вдох, при опускании гири вниз выполняется глубокий выдох - за один цикл рывка гири делается два вдоха и два выдоха.

При выполнении толчка гирь в стартовом положении делается вдох, при полуприседе – глубокий выдох, затем перед выталкиванием – вдох, в положении фиксации гирь – небольшой выдох и вдох, при опускании гирь на грудь – глубокий выдох - за один цикл толчка гирь делается три вдоха и три выдоха.            

Однако спортивную тренировку нельзя превращать в непрерывные соревнования, ибо это может истощить духовные и физические силы спортсмена.

Теоретическая подготовка

Программа теоретической подготовки для гиревиков  включает в себя: знания техники безопасности; правил внутреннего распорядка образовательного учреждения; историю  развития гиревого спорта в РФ, за рубежом, в области;  морально-волевую и психологическую подготовку; профилактики  травматизма при занятиях гиревым спортом; правила и регламент проведения соревнований.  Личную и общественную гигиену, врачебный и самоконтроль на занятиях гиревым спортом, закаливание организма, режим и питания спортсмена.  Влияние занятий гиревым спортом на строение и функции организма спортсмена, основные средства ОФП и СФП, теоретической основы упражнений гиревого спорта.  Оборудование и инвентаря для занятий гиревым спортом, установку на соревнования, просмотр выступлений и их анализ, изучение и анализ печатных  и видео учебных материалов.

Теоретическая подготовка (интеллектуальная подготовка)- педагогический процесс освоения знаний о существовании спортивной деятельности.

Ведущие компоненты интеллектуальной подготовки:

-Концентрация внимания на познании закономерностей спортивной подготовки;

-эффективное решение задачи в процессе тренировок и соревнований;

-быстрое освоение специальных знаний и оперирование ими в ходе спортивной деятельности;

-оперативная переработка информации, полученной в результате наблюдений, восприятий;

-реализация полученной информации в соответствующих действиях;

-способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации;

-самостоятельность мышления, широта и глубина ума;

-способность действовать и принимать решения с предугадыванием событий;

-способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в сложных ситуациях;

-в спорте очень важны нестандартные решения.

Содержание интеллектуального образования:

-знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, которые формируют правильный взгляд на мир в целом;

-знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;

-знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (принципы и закономерности спортивной подготовки, естественно - научные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);

-спортивно – прикладные знания (сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, средствах и методах в различных видах подготовки и т.п.) (Виноградов Г.П.,2009).

Тактическая подготовка -  представляет собой искусство ведения спортивной борьбы на деревянных подмостках.  Она включает составление плана выступления на соревнованиях с учетом возможностей спортсмена в конкретных условиях соревнований и реализацию этого плана. Обучение тактике и совершенствование в ней проходят во время тренировок, на соревнованиях (Макаренко Л.П.,1983).

Тактическая подготовка - педагогический процесс разучивания и совершенствования способов и форм ведения спортивной борьбы.

Виды тактики: атакующая – преобладают атакующие технико-тактические действия; защитная–преобладают защитные технико-тактические действия; контратакующая - первоначальные защитные действия сменяются атакующими. Средства и методы тактической подготовки: словесное объяснение; разучивание тактических элементов; анализ своих действий; анализ действий противника; разработка вариантов тактических действий; выполнение тактических действий в процессе тренировок и соревнований. (Виноградов Г.П.,2009).

Психологическая подготовка - для успешного выступления в соревнованиях, юным спортсменам необходимо не только стимул, но и вера в свои силы. Этому способствует высокий уровень тренированности, степень разносторонней специальной и физической подготовленности, решимость отдать все силы для борьбы, максимально проявить свои возможности. Этим и характеризуется психологическая подготовка.

Психологическая подготовка - психолого-педагогический процесс освоения психологических средств и методов ведения спортивной борьбы.

Задачи психологии спорта:

- Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов.

-Разработка психологических условий повышения эффективности спортивной тренировки.

-Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов.

-Разработка психологических условий для гуманизации спортивной деятельности.

-Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.

-Изучение психологических аспектов воспитания спортсменов.

Способы мотивации спортсмена (по Г.Д. Горбунову,2006)

-Постановка далеко отставленных целей;

-формирование атмосферы командного духа;

-формирование  и поддержание установки на достижение успеха;

-оптимальное соотношение поощрений и наказаний;

-материальная мотивация;

-принятие коллективных решений;

-эмоциональность тренировочных занятий;

-особенности личности тренера (Виноградов Г.П.,2009).

 Психологическая подготовка до, во время и после соревнований. Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки совершенствования моральных и волевых качеств. Влияние коллектива и тренера на психологическую подготовку спортсмена. Средства и методы совершенствования отдельных психологических качеств.

Физическая подготовка- процесс, направленный на развитие общих и специальных физических качеств (Виноградов Г.П.,2009).

В практике физического воспитания выделяют пять основных физических качеств (Гришина Ю. И., 2010):

Выносливость- способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объём работы за меньшее время. Существуют различные виды выносливости: общая специальная силовая скоростная статическая психическая (Гришина Ю.И.,2010).

Виды выносливости:

общая, специальная, специально тренировочная, специально соревновательная, силовая, скоростная скоростно-силовая ,координационная.

Выносливость зависит:

-от экономичности работы и эффективности использования функционального потенциала;

-от специфичности приспособительных реакций и функциональных проявлений;

-от устойчивости и вариабельности вегетативных функций;

-от способности противостоять утомлению (Виноградов Г.П.,2009).

Гиревой спорт является, пожалуй, единственным видом спорта, позволяющим развить фантастическую силовую и общую выносливость при помощи свободных отягощений (гирь). Для преодоления нарастающего физического утомления во время выполнения соревновательных упражнений гиревику необходимо совершать над собой «волевые действия» определённого типа – они не должны быть слишком импульсивными, так как гиревик должен «отработать» всё отпущенное для выполнения упражнения время (10 минут), но и не должны быть слишком «мягкими», так как вес отягощения в гиревом двоеборье довольно велик и для длительной работы с ним нужны чуть ли не ежесекундные «психологические установки».

Ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность в гиревом спорте,  является силовой  выносливость. Развитие выносливости подразумевает повышение производительности сердечнососудистой и дыхательной систем, мощности, емкости и эффективности аэробного, анаэробно-гликотического и анаэробно алактатного механизмов энергетического обеспечения, поддержание механической эффективности и мощности рабочих движений на фоне возрастающего утомления.

Так как в процессе возрастного развития механизмы, обеспечивающие высокую функциональную производительность, формируются у детей  и подростков раньше по сравнению с механизмами, обеспечивающими высокие уровни проявления силовых и скоростно – силовых способностей, многолетняя спортивная подготовка юных гиревиков, прежде всего, должна быть направлена на повышение функциональных возможностей организма (Бутенко Б.И.,1973).  

Специальная выносливость различна также в зависимости от характера физической работы. Так, при беге на 100 м проявляется «своя» специальная выносливость. При максимальной интенсивности физического действия – скоростная выносливость. При подъёме соревновательных гирь в течение 10 мин проявляется силовая выносливость при субмаксимальной интенсивности, близкой к максимальной.

Гибкость – свойство  опорно-двигательного аппарата, большая степень подвижности его звеньев относительно друг друга, что обуславливает амплитудой движения в суставе. Величина амплитуды движений  в суставах зависит от их строения, суставной капсулы, связок, от силы и эластичности мышц и т.д. Гибкость даёт возможность выполнять движения с широкой амплитудой.

Гибкость зависит:

-от подвижности в суставах, которая определяется их анатомическим строением;

-от эластичности мышц, сухожилий и связок;

-от способности мышц к расслаблению;

- от деятельности ЦНС (повышенный эмоциональный уровень способствует увеличению гибкости);

-от времени суток (минимальные значения гибкости зафиксированы после сна);

-от возраста (максимальная гибкость проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Виды гибкости:  активная - способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счёт активной тяги мышц, пассивная – способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счёт воздействия внешних сил, статическая - способность сохранять различные позы, характеризующиеся высоким уровнем подвижности в  суставах (Виноградов Г.П.,2009).

Гибкость принято делить на активную гибкость и пассивную гибкость. Активная гибкость всегда меньше пассивной гибкости. Величина этой разницы в значительной мере зависит от скоростно-силовых качеств мышц (Доленко Ф.Л., 1984).

Применительно к гиревому спорту гибкость не относится к ведущим  физическим качествам и проявляется далеко не в полной мере. Тем не менее она в большой степени положительно сказывается на воспитании основных качеств гиревика — силы, силовой выносливости, а также способствует более быстрому освоению техники гиревого двоеборья, элементов жонглирования.

Спортсмены-гиревики, обладающие достаточной гибкостью и подвижностью в суставах, выполняют упражнения более мягко, непринужденно, без лишних напряжений, что способствует более экономичному (рациональному) расходованию сил и энергии, а также быстрому росту спортивных достижений (Воротынцев А.И.,2002).

В связи с тем, что гибкость зависит от эластичности мышц и связок, она отрицательно связана с силой. Поэтому занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению в суставах. Лишь рациональное сочетание упражнений на гибкость и силу может привести к высокой степени развития обоих качеств.

Упражнения, применяемые для развития гибкости, делят на следующие группы:

1.Элементарные маховые и рывковые движения отдельными частями

тела, с нарастающей амплитудой и увеличивающейся быстротой.

2. Упражнения с принудительным увеличением амплитуды движений с

помощью партнера, за счет дополнительных отягощений или собственных

усилий.

3.Упражнения на сохранение в течение 5-6 секунд статических положений, в которых необходимые группы мышц находятся в расслабленном и растянутом до предела в состоянии.

Упражнения на гибкость выполняются после интенсивной разминки.

Желательно выполнять сериями в такой последовательности: для плечевого

пояса и рук, для шеи и туловища, для ног. Количество повторений в каждом

упражнении от 12-16 до 20 раз. Наиболее эффективны повторения с предельным размахом и максимальным растягиванием мышц и связок. Максимальная амплитуда определяется спортсменом по первым болевым ощущениям, которые служат сигналом к прекращению ее увеличения.

Быстрота – это  комплекс морфо - функциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Различают проявления различных видов быстроты: быстрота реакции; быстрота, проявляющаяся в частоте движений, измеряется числом движений в единицу времени; быстрота отталкивания в беге, ходьбе, прыжках и др. локомоциях - параметр, определяющий скорость передвижения, высоту или дальность прыжка и др. (Гришина Ю.И..2010).

В школьном возрасте, особенно с 8-9 до 13-14 лет, усиленно прогрессируют под влиянием естественных факторов развития все проявления скоростных способностей. К ним примыкают и скоростно-силовые способности, характеризующиеся концентрированной реализацией максимальных мышечных усилий в кратчайшее время. Благоприятным для их развития является период от 6-9 до 15-16 (особенно 12-15) лет (Шитикова Г.Ф.,1999).

Как и другие физические качества, быстрота может быть различной по проявлению. Например, в беге на 100 м можно быстро стартовать, но сравнительно медленно бежать.

В гиревом спорте от быстроты (темпа) выполнения того или другого классического упражнения полностью зависит результат в целом, так как время выполнения ограничено 10 мин.

Проявление быстроты и скорости зависит:

-от подвижности нервных импульсов (взаимосвязи процессов возбуждения и торможения);

-от быстроты реагирования на слуховые, зрительные, тактильные, проприоцептивные или смешанные раздражители;

-от уровня нервно-мышечной координации;

-от эластичности и растяжимости мышц;

-от уровня и воздействия внутри и межмышечной координации;

-от биохимического механизма обеспечения мобилизации и ресинтеза анаэробных поставщиков энергии;

-от уровня взаимодействия с другими физическими качествами.

Виды скоростных способностей: элементарные формы скоростных способностей и комплексные формы скоростных способностей (Виноградов Г.П.,2009).

Ловкость -  это способность человека быстро осваивать новые упражнения, а также перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость — специфическое качество. Можно быть ловким в одном виде и недостаточно  ловким в другом. В занятиях гиревым спортом ловкость способствует более быстрому освоению техники классических упражнений, особенно элементов жонглировании (Воротынцев А.И.,2002).

Ловкость или координационные способности - это способность быстро, точно, целесообразно, экономично и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Выражаются в умениях: овладевать новыми движениями, дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности (Гришина Ю.И.,2010).

Ловкость зависит:

-от запаса двигательных умений и навыков;

-от взаимодействия различных физических качеств;

-от способности к расслаблению;

-от тонуса мышц;

-от деятельности ЦНС (внутримышечная координация зависит от работы мононейронов, возбуждения и расслабления двигательных единиц);

от деятельности анализаторов;

от способности правильно воспринимать движения и возникающие ситуации;

-от быстроты адаптации к изменяющимся условиям;

-от специализированных восприятий (чувства ритма, времени и т.д.)

Виды ловкости:

Вариант Л.П. Матвеева(1977):

-координация;

-позно-статическое и динамическое равновесие;

-специфические «чувства».

Вариант В.И.Ляха(1983):

-правильность движений (адекватность и точность);

-быстрота движений (своевременность);

-рациональность (целесообразность и экономичность);

-находчивость (стабильность и экономичность).

Вариант Ю.В. Верхошанского (1988):

-позная выразительность;

-позная готовность;

-позная устойчивость;

-позная выносливость (Виноградов Г.П.,2009).

Сила (силовые способности) – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Различают абсолютную силу, быструю или взрывную, медленную силу, максимальную, относительную, динамическую, изометрическую и др. (Гришина Ю.И.,2010).

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) (Базарный Б.Ф.,1985).

Силовые способности — это комплекс различных проявлении человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Проявление силы зависит:

-от анатомического строения мышц(чем больше физиологический поперечник, тем сильнее мышцы);

-от частоты нервных импульсов (максимальный эффект сокращения достигает при оптимальной, а не максимальной частоте импульсов);

-от возбудимости ЦНС (необходим определенный уровень возбуждения);

-от степени гормонального воздействия (нагрузка изменяет «гормональное зеркало» организма спортсмена; так, например, после тяжелых тренировок содержание норадреалина в крови может увеличиться в два раза, значительно возрастает содержание гормона роста, повышается уровень кортизола, уменьшается содержание инсулина и т.д.);

-от сбалансированности питания (при силовых тренировках необходимо преобладание в пище белкового компонента);

-от продолжительности работы (после бега на средние дистанции отмечалось уменьшение силы мышц);

-от времени суток (максимальные значения силы, зафиксированы в первой половине дня, к вечеру сила уменьшается; резкое снижение силовых качеств наблюдается к 2-4 часам ночи);

-от времени года (наибольшие показатели силовых качеств отмечены осенью).

В зависимости от режима работы мышц различают:

статический режим (изометрический) – длина мышц не изменяется;  

динамический режим (преодолевающий или миометрический) – длина мышц уменьшается;

 динамический режим (уступающий или плиометрический) - длина мышц увеличивается.  

Виды динамической силы: абсолютная (проявляется при максимальном силовом сокращении), относительная (значение максимальной силы, делённое на собственный вес спортсмена), взрывная (проявление максимальных значений силы за минимальное время), силовая выносливость (способность длительное время выполнять работу с отягощением), амортизационная сила (проявление силы при работе в уступающем режиме) (Виноградов Г.П.,2009).            

Силовые способности проявляются не сами по себе, a через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Среди них выделяют:

1) собственно мышечные;

2) центрально-нервные;

3) личностно-психические;

4) биомеханические;

5) биохимические;

6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений (Благуш П.К.,1982).

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно – двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.) биохимические (гармональные) и физиологические особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др. факторы.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются:

1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу (Годик М.А.,1988).

Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления (В.В. Кузнецов, 1975):

1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

Особенности развития собственно-силовых способностей у мальчиков выделяют два периода интенсивного прироста мышечной силы – с 9до 12 ,и от 14до 17 лет. У девочек же сила мышц интенсивно растет с 8-9 до 13-14 лет. Большой прирост силы у юношей старшего школьного возраста позволяет применять в работе с ними более высокие силовые нагрузки (Шитикова Г.Ф.,1999).

Силовые возможности зависят от возраста и пола занимающихся, а также общего режима жизни, характера их двигательной абсолютной силы происходит у подростков и юношей в 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек в 10-11 и 16-17 лет (Курамшин Ю.Ф.,1999).

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу;

2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Занятия по силовому курсу помогут выработать навыки динамического приложения силы в сложных движениях. Быстрое и мощное сокращение мышц может обеспечить только широкая амплитуда движений, поэтому следует позаботиться о развитии гибкости, подвижности в суставах, эластичности сухожилий и связок. Соответственно, надо включать в разминку маховые движения широкой амплитуды, висы и качи и в процессе выполнения упражнений силового курса обязательно нужно делать  растяжки.  

Характерное для силового курса взрывное приложение усилий и значительно больший вес штанги потребует значительной затраты энергии. Поэтому паузы для отдыха между подходами и упражнениями придётся увеличивать. Возможно, иногда для восстановления сил надо будет отдохнуть 3,может 4, а то и 5 минут. Главное, ни в коем случае не медлите с очередными подходами. Как только успеете более или менее отдышаться и проделать несколько движений для растягивания и расслабления мышц снова беритесь за штангу.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

Особенности организации и методики проведения учебно-тренировочных занятий с гиревиками 15-16 лет в общеподготовительный период

Изучив и проанализировав научно - методическую литературу, было

выявлено, что по организации и методики проведения учебно-тренировочных

занятий с гиревиками 15-16 лет опубликованных данных крайне не достаточно.  

Передовой опыт тренеров-преподавателей показывает, что при подготовке гиревиков 15-16 лет, на этапе общеобразовательного периода в основном уделяется развитию ОФП. Тренировка в спортивном зале (на стадионе) включает:  кроссовый бег, игры, ОРУ, фартлек, а  в тренажерном зале предусматривает выполнения упражнений на технику. Таким образом, на этапе общеподготовительного  периода методика подготовки гиревиков 15-16 лет носит общий характер.

Тренировка подразделяется на общую и специальную. Эти виды тренировок планируют раздельно. В общей тренировке используют все средства для развития общей силовой выносливости. Это бег лыжные кроссы езда на велосипеде плавание, т.е. средства ОФП.

В специальных  тренировках используют упражнения с гирями – как классические, так и вспомогательные.

Методика тренировки предусматривает чередование нагрузки с отдыхом и восстановлением. Изменение нагрузки осуществляют в полном соответствии с уровнем физической подготовленности занимающегося, особенностями его телосложения, возрастом и спортивной квалификацией.

Тренировка гиревика начинается с момента, когда достаточно хорошо изучены специально-вспомогательные  и соревновательные упражнения.

Для лучшего освоения техники толчка и рывка все специально-вспомогательные и общеразвивающие упражнения в первые месяцы занятий лучше выполнять после классических. Лишь небольшая их часть может выполнена в начале занятий в качестве общей и специальной разминки.

На начальном этапе подготовки (примерно 3-4 месяца) 30-35 % тренировочного времени отводится на освоение и закрепление техники выполнения соревновательных упражнений. Основными средствами здесь будут имитационные упражнения без отягощений, специально-вспомогательные и соревновательные упражнения с лёгкими гирями  (в тяжелоатлетическом зале; для занимающихся самостоятельно легкие гири малоприемлемы).

Остальные 65-70 % тренировочного времени отводится для воспитания основных физических качеств и ликвидации слабых сторон в физическом развитии. При воспитании силы особое внимание надо уделять развитию тех групп мышц, которые участвуют в выполнении соревновательных упражнений. Для толчка двух гирь – жимовые  упражнения, полутолчок двух гирь, приседания и пружинящие выпрыгивания со штангой или гирями на плечах. Для  рывка – тяги штанги или махи гири на различную высоту, наклоны с различными отягощениями на плечах. Примерно через 6 месяцев занятий можно сравнять соотношение общей и специальной нагрузки (50:50).

Ещё через некоторое время, если показатели силы основных групп мышц и общей выносливости достигнут желаемого уровня, на соревновательные и специально – вспомогательные упражнения отводится до 60 % (а иногда и более) общего времени и нагрузки в каждом отдельном занятии.

На следует спешить переходить к узкой специализации. Только после того как техническая подготовка и уровень развития основных физических качеств достигнут определенного минимума, можно постепенно переходить к усложненным вариантам тренировок в отдельных занятиях (1-2 недельном цикле).

Применяя иногда соревновательный метод подготовки ( прикидки до 70% и более), необходимо выявить недостатки в физической и технической подготовке и «подтягивать» их до определенного уровня, используя для этого различные упражнения со штангой  (табл. 1)

           Примерные показатели силы и выносливости, к которым надо стремиться в процессе общей физической подготовки (для специализирующихся в гиревом спорте)

                                                                                                                 Таблица 1

Собственный вес        Жим штанги лёжа        Тяга становая        Приседания со штангой на плечах         Жим гири 32 кг

   60-65 кг            80 кг             110             110           1-2 раза

   70-75 кг            90 кг             120             120           5-6 раз

   80 кг            100 кг             130             130           12-15 раз

   90 кг и более            100 кг и более             140             140           15-18 раз

                                                            (Горбов А.М.,2005).

Этапы подготовки гиревиков.

Этап начальной подготовки и создание базовой основы занятий гиревым спортом (возраст 14—16 лет)

Основные задачи тренировки:

1.Развитие функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем организма подростков.

2.Всестороннее физическое развитие.

3.Развитие специальных физических качеств гиревика.

4.Обучение технике выполнения соревновательных упражнений (рывка и толчка).

5.Обучение технике выполнения  силовых упражнений из средств тяжелоатлетического спорта и культуризма.

6.Участие в различных соревнованиях по общей физической подготовке, включая и с отягощениями.

7.Тщательный врачебно-педагогический контроль.

Содержание тренировочного процесса:

1.Упражнения для развития общей и силовой выносливости, а также упражнения для развития опорно-связочного аппарата, совершенствование двигательных умений и навыков при выполнении различных двигательных действий.

2.Упражнения для специальных физических качеств гиревика, необходимых в процессе освоения и совершенствования техники соревновательных и других силовых упражнений.

3.Упражнения из различных видов спорта для развития координации и ловкости (акробатика, спортивные и подвижные игры),гибкости (гимнастика, специальные упражнения, включая и статические напряжения),общей выносливости ( бег на средние дистанции-до 1000-2000 м),специальной выносливости (отжимание от пола за 10-20 сек, подтягивание на перекладине и т.п.).

4.Теоритические занятия по специальной программе.

5.Соревнования по ОФП (многоборье: бег на 10-30 м, прыжки в высоту и длину с места, отжимание в упоре лежа о скамейку до отказа, кроссовый бег 3-5 км).

6.Соревнования по специальной подготовки (подъём гири в жиме, рывке, бросание вперед и за голову, толчок одной и двумя руками, приседание с гирей на плечах и др.) (Дворкин Л.С.,2008).

Этап спортивного совершенствования (возраст 17-19 лет)

Основные задачи тренировки.

1.На этом этапе значительное внимание уделяется развитию специальных физических качеств гиревика.

2.Более глубокое совершенствование в технике соревновательных упражнений.

3.Совершенствование общефизической подготовленности, общей выносливости, функциональной готовности к более высоким тренировочным нагрузкам.

4.Повышение общего объёма тренировочной нагрузки в специальной подготовке при сохранении достигнутого уровня нагрузки в целом.

5. Накопление соревновательного опыта.

6.Тщательный врачебно - педагогический контроль, менее двух раз в год.

7.Воспитание воли и настойчивости в достижении цели, самостоятельности, умения ориентироваться во время соревнований.

8.Участие в престижных соревнованиях (областного, краевого, республиканского масштаба) и достижение на них высоких спортивных результатов.

Содержание тренировочного процесса.

1.Широкое использование специальных упражнений гиревика, включая силовые  упражнения, используемые в тяжелоатлетическом спорте и силовом троеборье (интенсивность этих упражнений приближается в отдельных случаях - не менее двух раз в одном микроцикле – к большой субмаксимальной мощности).

2.Упражнения для развития специально-вспомогательных физических качеств гиревика (многократные прыжки в длину и в высоту с места и акробатические упражнения, упражнения для развития гибкости, подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата).

3. Упражнения для развития функциональных возможностей (кросс до 8 км, плавание до 500 м, гребля, велосипед до 1-1,5 часов).

4.Индивидуальные занятия с учётом физических, технических и функциональных возможностей.

5.Повышение тактического мастерства, умение реализовать свои физические и функциональные возможности на любых соревнованиях.

6. Участие в соревнованиях по общей и специальной  физической подготовке не менее двух раз в год.

7.Выполнение требований врачебно-педагогического контроля, изучение функциональных возможностей в условиях тренировки. (Дворкин Л.С.,2008).

Этап роста спортивного мастерства (свыше 20 лет).

Основные задачи тренировки.

1.Завершение создания базы специальной физической тренировки гиревика, достойной для выполнения норматива МС.

2.Продолжение  совершенствования специальных физических качеств.

3.Поддержание на высоком уровне показателей общей физической подготовленности.

4.Более тщательная проработка техники отдельных элементов соревновательных упражнений, раскрытие функциональных, психических  резервов и индивидуальных возможностей организма.

5.Выраженное повышение объёма  и интенсивности тренировочных нагрузок.

6.Дифференцированная физическая подготовка (включение только таких упражнений, которые в наибольшей степени могут обеспечить прирост спортивных результатов.

7.Продолжение работы по воспитанию чувства ответственности  за результаты своего труда и труда тренера, стремление к достижению высоких спортивных результатов.

Содержание тренировочного процесса.

1.Широкое использование специальных упражнений с целью развития основных физических качеств гиревика до уровня высокого спортивного  мастерства.

2.Включение упражнений для более тщательной отработки отдельных элементов техники рывка и толчка с применением интенсивных тренировочных нагрузок, превышающих  предельные возможности атлета.

3.Расширение круга тренировочных средств, специализированных для подготовки гиревиков (прыжковые - для ног, акробатические - для развития суставов и связок, игровые – для координации и ловкости, например игра в настольный теннис).

4.Включение в тренировочный  процесс специальных психолого– педагогических  тестов с целью развития уверенности в своих силах и целеустремленности  в достижении поставленной цели; совершенствование тактического мастерства и умений в любых условиях соревнования показать свои лучшие результаты.

5. В этом возрасте важно не снижать уровень общей физической подготовленности (бег на 100-400 м), многократные прыжки в длину и высоту с места, бросание ядра и гири одной и двумя руками перед собой и за голову, наклоны с грузом на плечах, статические напряжения для мышц брюшного пресса и спины.

6.В переходный и подготовительный периоды спортивной подготовки большое внимание уделять упражнениям из игровых видов спорта (волейбол, бадминтон и др.).

7.Теоретическая подготовка по специальной программе (включая знания по правильному  применению витаминов и фармакологических средств). (Дворкин Л.С.,2008).

Построение тренировки в годичном цикле

В гиревом спорте, как и во всех других видах, годичный цикл тренировочных занятий подразделяется на три основных периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Каждый из этих периодов имеет свои специфические задачи и содержание. Построение годичного тренировочного цикла исходит из календарного плана спортивных соревнований и тесно взаимосвязано с ним.  

 Принцип цикличности тренировочного процесса. Тренировочный процесс характеризуется цикличностью, т. е. повторением на определенных отрезках времени занятий, этапов и периодов тренировки. В зависимости от продолжительности различают малые (микроциклы), средние (мезоциклы) и большие (макроциклы) циклы тренировки (Матвеев Л.П., 1991).

Как правило, малые циклы включают небольшое количество тренировочных занятий. Программа микроцикла предусматривает выполнение разнонаправленных упражнений с наилучшей взаимосвязью между ними, а также оптимальное чередование нагрузки и отдыха. В микроциклах необходимо обеспечить наилучшее взаимодействие процессов утомления и восстановления в пределах «малых волн». Следует определить оптимальную очередность в применении упражнений по развитию отдельных физических качеств; не следует в одном занятии одновременно делать упражнения для развития большого количества физических качеств                  (Тихонов В.Ф.)

Из всех соревнований, предусмотренных календарным планом на год, выделяется одно или два основных, и по ним ориентируется весь годичный цикл тренировочных занятий. Кроме выступления в основных соревнованиях, можно планировать выступление в одном или двух менее значимых, но рассматривать эти соревнования нужно как контрольные, с целью проверки уровня подготовленности к главным соревнованиям, а также корректировки тренировочного процесса на данном этапе в случае снижения или недостаточного роста спортивных показателей (результатов).

 В зависимости от спортивной квалификации спортсмена, стажа тренировочных занятий, количества запланированных соревнований на год и сроков их проведения построение и содержание годичного цикла может быть самым различным. Например, для спортсмена с небольшим тренировочным стажем (1–2 года) достаточно двух контрольных соревнований и одного или двух основных. Если согласно календарному плану соревнования запланированы на май-июнь, то годичный цикл будет строиться примерно так (табл.3)

Вариант 1                                                                                               Таблица 3

Подготовительный период        Соревновательный период        Переходный период

I этап        II этап                

сентябрь

        октябрь        ноябрь        декабрь        январь        февраль        март        апрель        май        июнь        июль         август

          Если соревнования запланированы в какие-либо другие месяцы, то подготовительный период должен начинаться соответственно смещению сроков проведения соревнований. У высококвалифицированных спортсменов количество соревнований значительно больше, и проводиться они могут в течение всего года. Здесь также нужно выделить для себя наиболее значимые соревнования и соответственно сроков их проведения спланировать годичный цикл.

         Если, например, в течение 5 мес. (с декабря по май) спортсмену предстоит выступить в 3-х соревнованиях с большим промежутком времени между ними, то его годичный цикл тренировочных занятий будет отличаться от первого варианта более длительным соревновательным периодом (табл. 4)

Вариант 2                                                                                                 Таблица 4

Подготовительный период        Соревновательный период        Переходный период

I этап        II этап        I м.ц        II м.ц      III м.ц

сентябрь

        октябрь        ноябрь        декабрь        январь        февраль        март        апрель        май        июнь        июль         август

          Известно, что поддерживать высокий уровень тренированности в течение длительного времени (2 и более месяцев) очень трудно, да и нет  такой необходимости. В этом случае соревновательный период разделяется на несколько так называемых соревновательных микроциклов (м.ц.). Каждый такой микроцикл предусматривает определенный промежуток времени для активного отдыха после выступления в соревновании, временное снижение объёма и интенсивности нагрузок в течение примерно 1/3 времени до следующих соревнований, уменьшение выполнения соревновательных упражнений и, наоборот, увеличение тренировочной работы с применением специально-вспомогательных упражнений, сходных по структуре движений с соревновательными.

         Затем снова постепенно увеличивается объём в соревновательных упражнениях, повышается интенсивность нагрузки. Выполнение специально-вспомогательных упражнений к концу соревновательного микроцикла доводится до минимума и применяется в основном в качестве разминочных или при устранении «слабого места» в специальной физической подготовленности, выявленного в прошедшем соревновании.

 Существует так называемый сдвоенный годичный цикл (табл. 5), когда запланированные спортсменом соревнования невозможно вместить в один соревновательный период, так как между ними слишком большой промежуток времени. Например, одни соревнования проводятся в середине первой половины годичного тренировочного цикла, а вторые – в середине второго. В этом случае годичный цикл как бы раздваивается.

            В зависимости от спортивной квалификации спортсмена, возраста, количества соревнований, планируемых на год, структура и содержание годичного тренировочного цикла могут быть самыми различными.

          После соревновательного периода следует переходный, который также имеет свои определённые задачи (табл.5)

Вариант 3                                                                                               Таблица 5

Подготовительный период        Соревновательный период        Подготовительный период        Соревновательный период        Переходный период

I этап        II этап                I этап        II этап                

сентябрь

        октябрь        ноябрь        декабрь        январь        февраль        март        апрель        май        июнь        июль        август

Подготовительный период

        Подготовительный период подразделяется на два этапа: обще-подготовительный и специально-подготовительный. Переход как от одного периода к другому, так и от этана к этапу должен быть постепенным.

        Задачей обще-подготовительного этапа является повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, т. е. повышение уровня развития физических качеств (силы, выносливости), расширение функциональных возможностей организма, развитие двигательных качеств и умений.

          Общая физическая подготовка на этом этапе осуществляется с помощью средств обще-подготовительных упражнений (бег с различной интенсивностью, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, упражнения с отягощениями). Учитывая специфику гиревого спорта, предпочтение отдается упражнениям на развитие силы, общей выносливости и работоспособности.

          Особое внимание на этапе общей физической подготовки следует уделить подтягиванию отстающих сторон физического развития, т. е. выравниванию развития основных, наиболее значимых физических качеств. Например, у одних начинающих спортсменов может быть достаточно хорошо развита сила мышц ног, но сравнительно слабые мышцы спины и рук, у других – сильные все основные мышцы, но слабая общая выносливость или наоборот и т. д.  

            С учётом индивидуальных особенностей физического развития каждого занимающегося следует отдавать предпочтение тем или другим упражнениям для выравнивания развития физических качеств.

              На первом этапе подготовительного периода главным направлением в динамике тренировочной нагрузки является постепенное увеличение объёма тренировочной работы. При этом обязательно учитываются слабые и сильные стороны физического развития каждого спортсмена и соответственно подбираются те или иные средства подготовки. Интенсивность нагрузки растет сравнительно в меньшей степени, с таким расчетом, чтобы не препятствовать выполнению работы с большим объёмом. Это означает, что темпы роста объёма нагрузки должны превышать темпы роста интенсивности. Если темпы роста интенсивности будут одинаковые или превышать рост объёма, то в этом случае не удастся решить те задачи разностороннего физического развития, которые определены на этом этапе подготовки.

 Примерно со второй половины первого этапа подготовительного периода специфичность (направленность) общеразвиваюших (ОРУ) упражнений постепенно возрастет, т. е. больше применяется таких упражнений, которые не только устраняли бы диспропорцию в развитии физических качеств, но и воспитывали бы в большей степени основные физические качества гиревика: силу и силовую выносливость. Рост объёма нагрузки постепенно начинает уступать темпу роста интенсивности: упражнения выполняются с большим весом отягощений и с большим количеством повторений в одном подходе, постепенно уменьшается промежуток времени отдыха между подходами. Упражнения из других видов спорта также выполняются в более высоком темпе. Больше времени уделяется закреплению и совершенствованию техники исполнения классических упражнений с гирями.

На втором подготовительного периода предпочтение отдается выполнению специальных упражнений с гирями, закрепляется и совершенствуется техника исполнения соревновательных упражнений, продолжает возрастать интенсивность нагрузки вначале при сохранении объёма, затем, по мере роста интенсивности, объём постепенно снижается. К концу специально-подготовительного этапа предельно уменьшается разнообразие выполняемых упражнений. В основном используются специально-вспомогательные и соревновательные упражнения. Техническая, морально-волевая и другие стороны подготовки доводятся до такой степени совершенства, которая необходима в соревновательной борьбе. Примерно за месяц до соревнований объём нагрузки снижается до минимума, а интенсивность, наоборот, возрастает и достигает почти максимального уровня. Возникает необходимость проведения контрольных прикидок (до 90% от лучшего результата), которые позволяют окончательно убедиться в готовности спортсмена к соревнованиям, выявить недостатки и просчеты в тренировочном процессе в случае снижения спортивных результатов или недостаточного их роста. При необходимости пересматриваются и корректируются нагрузки в последних недельных микроциклах перед соревнованиями. Обычно время тренировочного занятия сокращается до 1–1,5 час, а количество тренировок в неделю – до 3-х. Такой режим тренировочной работы способствует восстановлению специальной выносливости и работоспособности при выполнении соревновательных упражнений с гирями, концентрации волевых качеств и росту спортивных результатов. Но все эти положительные изменения в организме и рост результатов происходят лишь при условии правильно спланированного и проведенного всего подготовительного периода.

Подготовительный период можно считать полноценно завершённым, если спортсмен достиг запланированных результатов по общей и специальной физической подготовленности.

Соревновательный период

 Главной задачей является сохранение спортивной формы (готовности к соревнованиям) на самом высоком уровне в течение всего соревновательного периода и достижение высоких результатов в соревнованиях.

 Основными средствами поддержания спортивной формы являются соревновательные и специально-вспомогательные упражнения. Применение общеразвивающих (ОРУ) упражнений по отношению к специальным  (СУ) незначительно и используются они в основном как разминочные или в качестве средств активного отдыха после больших нагрузок в соревновательных упражнениях с гирями.

Число соревнований в соревновательном периоде может быть различным в зависимости от возраста спортсмена, его спортивной квалификации, функционального состояния организма и других факторов.

 В кратковременном соревновательном периоде (1–2 соревнования) объём и интенсивность тренировочной нагрузки стабилизируются и поддерживаются на постоянном уровне, а если изменяются, то незначительно.

 В длительном соревновательном периоде, когда в течение примерно пяти месяцев спортсмен выступает в трёх и более соревнованиях, очень трудно постоянно поддерживать высокий уровень тренированности организма и спортивную форму. В этом случае возникает необходимость в применении промежуточных этапов, или так называемых соревновательных микроциклов. Каждый такой микроцикл в соревновательном периоде предусматривает временное снижение объёма и интенсивности тренировочной нагрузки после каждого выступления в соревнованиях. В зависимости от промежутка времени между соревнованиями снижение нагрузки может быть в течение 10 или более дней (разгрузочный микроцикл).

Снижение нагрузки снимает нервное и физическое напряжение, позволяет спортсмену восстановиться после выступления в соревновании и быть готовым снова приступить к интенсивным тренировкам, чтобы не только восстановить временно утерянную спортивную форму, но и по возможности повысить её, более успешно выступить в предстоящих соревнованиях. Такая волнообразность в динамике нагрузки необходима для поддержания спортивной формы в течение длительного времени и профилактики (предупреждения) переутомления (перетренированности).

В определённые моменты в микроциклах соревновательного периода предусматривается чередование тренировок с применением только соревновательных упражнений с тренировками с применением только специально-вспомогательных упражнений, сходными по структуре движений с соревновательными.

Такое чередование упражнений позволяет акцентировать внимание на выявленных слабых местах в подготовленности и устранять их, что также способствует поддержанию спортивной формы в соревновательном периоде.

Переходный период

После долгих и интенсивных тренировочных занятий и нескольких выступлений в соревнованиях организм спортсмена нуждается в восстановлении. Наступает переходный период, задачей которого является обеспечение полноценного отдыха и вместе с тем снижение уровня специальной тренированности.

 Спортивная форма в это время временно утрачивается, а общая тренированность поддерживается за счёт применения упражнений из других видов спорта (спортивные игры, бег и др.). Смена физической деятельности является одним из лучших средств активного отдыха. Общая физическая подготовка опять выходит на первый план. Удельный вес специальной подготовки падает до 15–20%.  

Из упражнений специальной подготовки используются лишь те, которые обеспечивают поддержание определённого уровня специальной тренированности, например махи гири – для поддержания тренированности в рывке; полутолчок двух гирь и пружинящие дожимы гири вверху на прямой руке – в толчке.

Основная направленность нагрузки в переходном периоде выражается в уменьшении объёма и интенсивности нагрузки, в применении работы умеренной интенсивности. Однако нельзя допустить чрезмерно большого спада нагрузки, так как это может привести к излишней растренированности спортсмена. Необходимо избегать однотипной, монотонной нагрузки, препятствующей активному отдыху.

  Одной из задач переходного периода является анализ работы, проведённой в течение тренировочного года. При планировании нагрузок на том или ином этапе подготовки следующего тренировочного года обязательно учитываются выявленные ошибки и просчеты предыдущего года.

Если спортсмен нерегулярно тренировался, мало выступал на соревнованиях, то необходимость в переходном периоде отпадает  (Горбов А.М.,2005).

          Учебно-тренировочные занятия в гиревом спорте строятся по классической трёхкомпонентной схеме: вводная  часть, основная часть и заключительная часть.

            В подготовительной части занятия спортсменами выполняется общая разминка организма, также сюда могут включаться специализированные упражнения с гирями небольшого веса для подготовки занимающихся к специфической нагрузке. Продолжительность подготовительной части составляет в среднем 15-20 минут.  

Основная часть занятия представляет из себя собственно тренировку и состоит из нескольких групп упражнений выполняемых в определённой последовательности. Анализ тренировочных программ спортсменов-гиревиков показывает значительное разнообразие применяемых тренировочных схем, но чаще всего в начале основной части выполняются соревновательные упражнение, после которых могут выполняться специально-подготовительные, в конце основной части как правило выполняются общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы. Соотношение объёма разных групп упражнений в основной части определяется квалификацией занимающихся. Продолжительность основной части от 20 минут до 3 часов и более.

В рамках заключительной части, с целью ускорения протекания восстановительных процессов, выполняется растяжка основных мышечных групп и специальные упражнения для компрессионной разгрузки позвоночника. Продолжительность заключительной части составляет около

Заключительная часть – снижение общего возбуждения нервной системы, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц. Характерные упражнения: бег в умеренном темпе, ходьба, несложные гимнастические упражнения на расслабление мышц, висы на перекладине, умывание, душ, массаж (Горбов А.М.,2005).

Рабочая гипотеза - основана на предположении, что увеличение объема силовой подготовки в общеподготовительном периоде будет способствовать улучшению спортивных результатов гиревиков.15-16 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Программа с образовательно-тренировочной направленностью «Подготовка юных гиревиков».

C давних времён упражнения с тяжестями служили эффективным средством физического развития людей. Сильных людей любили на Руси. Изменились времена, изменились ценности и традиции народа. Меняется и отн...

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Технологическая карта урока образовательно-тренировочной направленности. Тема урока: Сочетание приемов ведения, остановки, броска. Правила самоконтроля.

Цель урока : совершенствовать технику передвижения игрока, вырывания мяча, передачи, броска. Осуществлять правила самоконтроля во время выполнения физических упражнений....

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Подготовка к ОГЭ по математике» в 9 классе.

Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенап...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ГИРЕВИКОВ

Актуальность методики. Упражнения с гирями являются в России истинно народным видом спорта. На праздниках и гуляниях издревле проводились состязания силачей. В качестве снаряда на них использовались р...