Статья "Основы физической культуры и здорового образа жизни"
статья по физкультуре (9 класс)
Важнейшей составляющей благополучия общества, залогом политической, социальной, экономической стабильности является здоровье подрастающего поколения.
Среди причин ухудшения здоровья школьников различные ученые называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к процессу обучения и др. Среди причин ухудшения здоровья школьников различные ученые называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к процессу обучения и др.
Физическое воспитание в школе призвано носить системный характер и отражать потребности российского общества в воспитании, обучении и развитии человека нового 21 века.
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми, что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_talanova_aprel_2014.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Таланова Галина Васильевна,
учитель физической культуры, МКОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Шадринск
Нужно, чтобы к физическим упражнениям
приобщился каждый человек. Без этого
немыслимы никакие разговоры
о здоровом образе жизни.
Н.М. Амосов, русский писатель,
хирург-кардиолог
Важнейшей составляющей благополучия общества, залогом политической, социальной, экономической стабильности является здоровье подрастающего поколения. Но, по данным Всероссийской диспансеризации, за последние десять лет резко возросло количество детей школьного возраста с хронической патологией (среди учащихся начальной школы - в 1,4 раза, среди подростков - в 2,1 раза).
Среди причин ухудшения здоровья школьников различные ученые называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к процессу обучения и др. Это актуализирует проблему управления таким образовательным пространством, которое может обеспечить сохранение и укрепление психофизиологического, психологического, социального здоровья учащихся. [4, с. 3]
С.И. Ожегов в словаре отмечает, что здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие [4, с. 3]. По уставу ВОЗ, «здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [4, с. 3]. Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической и духовной природы. В одном из своих направлений физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности.
В письме Министерства образования РФ от 26.08.2002 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» (Вестник образования России. 2002, № 9, с. 50-51) физическая культура и спорт рассматриваются как важный социально-педагогический фактор и средство по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественно-социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности при условии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Идея здоровьесбережения впервые была выдвинута Платоном, а последующие поколения ученых развивали ее. Платон сравнивает здоровье со справедливостью, точнее уравнивает значение этих понятий. Он называл хромым человека, тело и душа которого не были развиты в одинаковой степени.
Физическое воспитание в школе призвано носить системный характер и отражать потребности российского общества в воспитании, обучении и развитии человека нового 21 века.
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми, что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» устанавливается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». [1, с. 8]
Качественную сторону процесса физического воспитания обеспечивает мастерство учителя физической культуры, построение современных моделей и педагогических технологий занятий учащихся физическими упражнениями.
Физическое воспитание в современной школе направлено на реализацию государственных целей и решение задач школьного звена Российской системы физического воспитания на основе комплексной программы по физической культуре, модели педагогической технологии, обеспечивающих качество профессиональной работы учителя, управление процессом физического воспитания в динамике: ученик – класс – возрастная группа школьников.
Можно выделить семь приоритетов занятий физическими упражнениями.
Приоритет первый – общее число занятий должно быть не менее трех.
Приоритет второй – занятие должно приносить эмоциональное удовлетворение.
Приоритет третий – сенситивные периоды.
Приоритет четвертый – последовательность упражнений для развития физических качеств в рамках одного занятия.
Приоритет пятый – умения и навыки из арсенала как можно большего количества видов спорта.
Приоритет шестой – дозированная аэробная нагрузка, при которой работоспособность, в том числе интеллектуальная, достигает наибольших значений.
Приоритет седьмой – ролевое распределение учащихся на уроке физкультуры должно соответствовать доминанте ученика.
Направленность нагрузок должна соответствовать сенситивным периодам. Это крайне тяжело сделать в 10–12 лет, когда сенситивные периоды проявляются одновременно в развитии многих физических качеств. [5, с. 4-5].
Таблица 1
Сенситивные периоды развития
физических способностей у мальчиков
Таблица 2
Сенситивные периоды развития
физических способностей у девочек
В чем ценность здоровья? Задайте этот вопрос любому ученику, и вы получите самые разные ответы, в большинстве своем сводящиеся к одному: здоровье дает возможность без негативных последствий для организма получать все возможные удовольствия от жизни. [3, с. 3]
Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ученика на уроках физической культуры, необходимо применять комплексы упражнений по профилактике наиболее распространенных в современном обществе заболеваний, например таких как: плоскостопие, осанка, нарушение зрения.
Приоритетными направлениями в организации работы по физическому воспитанию являются:
- создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта; оснащение учебно-тренировочных занятий физкультурно-спортивным оборудованием и инвентарем;
- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры;
удовлетворение потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры личности школьников с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации; совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания, периодический анализ и самооценка деятельности педагогического коллектива по реализации современных требований, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта в учебном заведении;
- профилактика асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта. [5, с. 3]
ЛИТЕРАТУРА
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 2, п.1 // Вестник образования. 1996. № 7.
- Важные принципы занятий физическими упражнениями. Андрей Полозов, д.п.н., Евгений Шурманов УрФу. // Спорт в школе № 3-2011, с. 4-5.
- Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность. 1-11 классы / авт-сост. Н.В. Барминова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 289 с.
- Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающи обрпазовательным пространством современной школы / В.А. Протопопова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
- Физическое воспитание в школе / авт.-сост. Е.Л. Гордияш и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 379 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "
Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...
"Внеклассная работа по физической культуре - основа здорового образа жизни"
Главная цель внеклассной работы– организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект....
«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»
Шклоьный проект...
Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья. Особенно бол...
Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...
Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни
Вот уже не один десяток лет, работая в качестве учителя физического воспитания, я живу и работаю по примеру простых и одновременно достойных учителей, которые учили меня. Я знала, что стану учит...