Статья "Основы физической культуры и здорового образа жизни"
статья по физкультуре (9 класс)

Таланова Галина Васильевна

Важнейшей составляющей благополучия общества, залогом политической, социальной, экономической стабильности явля­ется здоровье подрастающего поколения. 

Среди причин ухудшения здоровья школьников различные ученые называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение фи­зиолого-гигиенических требований к процессу обучения и др.  Среди причин ухудшения здоровья школьников различные ученые называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение фи­зиолого-гигиенических требований к процессу обучения и др.

Физическое воспитание в школе призвано носить системный характер и отражать потребности российского общества в воспитании, обучении и развитии человека нового 21 века.

Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми, что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_talanova_aprel_2014.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Таланова Галина Васильевна,

учитель физической культуры, МКОУ

«Средняя общеобразовательная школа  № 15» г. Шадринск

Нужно, чтобы к физическим упражнениям

приобщился каждый человек. Без этого

немыслимы никакие разговоры
о здоровом образе жизни.

Н.М. Амосов, русский писатель,

хирург-кардиолог 

Важнейшей составляющей благополучия общества, залогом политической, социальной, экономической стабильности является здоровье подрастающего поколения. Но, по данным Всероссийской диспансеризации, за последние десять лет резко возросло количество детей школьного возраста с хронической патологией (среди учащихся начальной школы - в 1,4 раза, среди подростков - в 2,1 раза).

Среди причин ухудшения здоровья школьников различные ученые называют интенсификацию образовательного процесса в школе, его нерациональную организацию, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к процессу обучения и др. Это актуализирует проблему управления таким образовательным пространством, которое может обеспечить сохранение и укрепление психофизиологического, психологического, социального здоровья учащихся. [4, с. 3] 

С.И. Ожегов в словаре отмечает, что здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие [4, с. 3]. По уставу ВОЗ, «здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [4, с. 3]. Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической и духовной природы. В одном из своих направлений физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности.

В письме Министерства образования РФ от 26.08.2002 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» (Вестник образования России. 2002, № 9, с. 50-51) физическая культура и спорт рассматриваются как важный социально-педагогический фактор и средство по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественно-социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, подготовку школьников к жизни и деятельности при условии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Идея здоровьесбережения впервые была выдвинута Платоном, а последующие поколения ученых развивали ее. Платон сравнивает здоровье со справедливостью, точнее уравнивает значение этих понятий. Он называл хромым человека, тело и душа которого не были развиты в одинаковой степени.

Физическое воспитание в школе призвано носить системный характер и отражать потребности российского общества в воспитании, обучении и развитии человека нового 21 века.

Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми, что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» устанавливается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». [1, с. 8] 

Качественную сторону процесса физического воспитания обеспечивает мастерство учителя физической культуры, построение современных моделей и педагогических технологий занятий учащихся физическими упражнениями.

Физическое воспитание в современной школе направлено на реализацию государственных целей и решение задач школьного звена Российской системы физического воспитания на основе комплексной программы по физической культуре, модели педагогической технологии, обеспечивающих качество профессиональной работы учителя, управление процессом физического воспитания в динамике: ученик – класс – возрастная группа школьников.

Можно выделить семь приоритетов занятий физическими упражнениями.

Приоритет первый – общее число занятий должно быть не менее трех.

Приоритет второй – занятие должно приносить эмоциональное удовлетворение.

Приоритет третий – сенситивные периоды.

Приоритет четвертый – последовательность упражнений для развития физических качеств в рамках одного занятия.

Приоритет пятый – умения и навыки из арсенала как можно большего количества видов спорта.

Приоритет шестой – дозированная аэробная нагрузка, при которой работоспособность, в том числе интеллектуальная, достигает наибольших значений.

Приоритет седьмой – ролевое распределение учащихся на уроке физкультуры должно соответствовать доминанте ученика.

Направленность нагрузок должна соответствовать сенситивным периодам.  Это крайне тяжело сделать в 10–12 лет, когда сенситивные периоды проявляются одновременно в развитии многих физических качеств. [5, с. 4-5].

Таблица 1

Сенситивные периоды развития

физических способностей у мальчиков

Таблица 2

Сенситивные периоды развития

физических способностей у девочек

        

В чем ценность здоровья? Задайте этот вопрос любому ученику, и вы получите самые разные ответы, в большинстве своем сводящиеся к одному: здоровье дает возможность без негативных последствий для организма получать все возможные удовольствия  от жизни. [3, с. 3]

Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ученика на уроках физической культуры, необходимо применять комплексы упражнений по профилактике наиболее распространенных в современном обществе заболеваний, например таких как: плоскостопие, осанка, нарушение зрения.

Приоритетными направлениями в организации работы по физическому воспитанию являются:

- создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта; оснащение учебно-тренировочных занятий физкультурно-спортивным оборудованием и инвентарем;

- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры;  

удовлетворение потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- формирование физической культуры личности школьников с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации; совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания, периодический анализ и самооценка деятельности педагогического коллектива по реализации современных требований, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта в учебном заведении;

- профилактика асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта. [5, с. 3]  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 2, п.1 // Вестник образования. 1996. № 7.
  2. Важные принципы занятий физическими упражнениями. Андрей Полозов, д.п.н., Евгений Шурманов УрФу. // Спорт в школе № 3-2011, с. 4-5.
  3. Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность. 1-11 классы / авт-сост. Н.В. Барминова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 289 с.
  4. Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающи обрпазовательным пространством современной школы / В.А. Протопопова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
  5. Физическое воспитание в школе / авт.-сост. Е.Л. Гордияш и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 379 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "

Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...

"Внеклассная работа по физической культуре - основа здорового образа жизни"

Главная цель внеклассной работы– организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект....

Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья.  Особенно бол...

Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»

Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...

Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни

Вот уже не один десяток лет, работая в качестве учителя физического воспитания, я живу и работаю по примеру простых и одновременно достойных  учителей, которые учили меня. Я знала, что стану учит...