Проект специальной направленности «Народные детские подвижные игры»
проект
Предварительный просмотр:
«Средняя общеобразовательная школа № 5» имени А.В. Гусака»
457100, Челябинская область,
г. Троицк, ул. Циолковского, д.12
тел. 8 (351 63) 2-59-71
ОКАТО 75452000000
ИНН 7418009795
КПП 742401001__________________________________________________________
Проект специальной направленности
«Народные детские подвижные игры»
( спортивно-оздоровительное направление)
Срок реализации программы: 3года
Программа рассчитана на детей 13-16 лет
Выполнил: учитель 1квалификационной категории Шулдякова Ю.С.
1. Название организации: МОБУ «СОШ №5 им А.В.Гусака»
2. Название проекта: « Возрождение русских народных игр в школе»
3. Адрес:457100,Челябинская область, г.Троицк ,ул.Циолковского,д.12
4. Составитель проекта: ШульдяковаЮ.С.
Руководитель проекта: Костикова С.В.
Начало проекта:
Окончание проекта:
Общий бюджет проекта:
Подпись руководителя проекта: _________ Костикова С.В.
Подпись составителя проекта:__________ ШульдяковаЮ.С.
Печать организации:
Содержание
- Актуальность проекта…………………………………… стр
- Программа действий……………………………………… стр
- Предполагаемые результаты, их социальная значимость.. стр
- Бюджет проекта………………………………………………… стр
- Информационная карта проекта…………………………… стр
Актуальность темы проекта
Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой. Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети.
Русские народные игры являются неотъемлемой частью художественного, физического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей и подростков. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Русские народные игры отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Только в игре человек может удовлетворить потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Поэтому, именно, русские народные игры, праздники и забавы будут наилучшим образом способствовать организации культурного досуга детей и пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости.
Учитывая возможности школы № 5 им.А.В.Гусака по организации культурного досуга детей во внеурочное время, пропаганду здорового образа жизни, профилактику алкогольной и наркотической зависимости через активизацию спортивно-массовой работы, оздоровление детей группы риска нами разработан проект «Возрождение русских народных игр », способствующий формированию традиций семейного воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни.
По содержанию все русские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям и их родителям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Следовательно, возрождение русских народных игр будет способствовать развитию традиций семейного воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни, внедрению форм и методов активизации спортивно-массовой работы, умений использовать русские народные игры для формирования позитивных взаимоотношений между людьми в социуме и широкому использованию материально-технической базы школы. Возрождение русских народных игр станет прекрасным средством профилактики алкогольной и наркотической зависимости через активизацию спортивно-массовой работы, формирование здорового образа жизни у детей, что в конечном итоге может кардинально изменить ситуацию по ухудшению состояния здоровья детей и подростков.
Актуальность и значимость социального проекта «Возрождение русских народных игр в районе» выражена в матрице SWOT-анализа:
Strengths – сильные: Материально-техническая база школы: большой стадион (расположен в центре густо населенного района и отдален от проезжей части; игровая площадка озеленена); 1 спортивный зал, желание детей участвовать в спортивно-массовых мероприятиях города; родители воспитанников методическое обеспечение проекта, высокий профессионализм педагогов, участвующих в проекте. | Weaknesses – слабые: Отсутствие ресурсов: нестандартное оборудование на школьном стадионе не соответствует современным требованиям; отсутствие электрического освещения на игровой площадке. |
Opportunities – возможности: Помощь трениров ДЮСШ в организаци совместных мероприятий по возрождению русских народных игр в МБОУ «СОШ№5 им.А.В.Гусака». | Treats – угрозы: Отсутствие спонсора для финансирования мероприятий, способствующих, формированию традиций семейного воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни; низкая мотивация и поддержка со стороны большинства родителей учащихся и воспитанников. |
Педагогический коллектив школы имеет опыт в организации и проведении внешкольных мероприятий, а дополнительное финансирование позволит возродить русские народные игры, как средство формирования традиций семейного воспитания и здорового образа жизни детей и их родителей района
Цель проекта:
-Cоздать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов России через подвижную игру.
-Возрождение русских народных игр как средство организации культурного досуга семьи, направленного на пропаганду здорового образа жизни и профилактику алкогольной и наркотической зависимости среди населения в районе.
-Стимулировать социальную деятельность семьи по формированию здорового образа жизни в районе.
-Издать методические рекомендации по организации и проведению русских народных игр для формирования позитивных взаимоотношений между детьми в социуме.
Задачи проекта:
-Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
-Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
-Способствование развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
-Развитие двигательной активности. Физических качеств, умения договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.
-В воспитание патриотических чувств, взаимопомощи, дружеские отношения.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Планируемые результаты, в ходе реализации проекта «Возрождение русских народных игрв МБОУ СОШ№5 им.А.В.Гусака»:
-Социальная активность семьи по формированию здорового образа жизни. Методические рекомендации по организации и проведению русских народных игр для формирования позитивных взаимоотношений между людьми в социуме.
-Приобретение и ремонт необходимого оборудования и инвентаря, приобретение наглядных средств пропаганды культурных традиций семейного досуга, судейское табло, реквизита для ведущих и участников изготовление афиши и баннеры, печать программ мероприятий, реконструкция игровой спортивной площадки для проведения игровых программ;
-Привлечение социальных партнеров к спонсорско-благотворительной деятельности по реализации проекта «Возрождение русских народных игр»;
-Повышение авторитета школы.
Дальнейшее развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта «Возрождение русских народных игр» видим в том, что именно народные игры станут основой для формирования гармонически развитий личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, развития патриотических чувств, гражданской ответственности и любви к своей Родине
Ресурсное обеспечение
Для реализации совместного проекта школы будут использованы следующие ресурсы: кадровые, материально-технические, информационные, организационные.
Материально-технические ресурсы: большой школьный стадион, спортивный зал, лыжная база, наличие футбольного поля с воротами, школьная спортивная игровая площадка, подручный и спортивный инвентарь,видео аппаратура, персональный компьютер, копировальная и множительная техника.
Совместная деятельность по реализации проекта в школе осуществляется по трем направлениям: спортивно-массовые мероприятия, культурно-массовые, информационно-познавательные мероприятия.
Все предлагаемые мероприятия объединены общей идеей – «Русские народные игры в каждую школу».
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр и забав;
- развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств;
- формирования у детей уверенности в своих силах;
- умение применять игры в самостоятельных занятиях.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Правила игры в городки
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.
ГОРОДОШНЫЕ ФИГУРЫ
1. Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:
1. Пушка | 2. Вилка | 3. Звезда |
4. Стрела | 5. Колодец | 6. Коленчатый вал |
7. Артиллерия | 8. Ракетка | 9. Пулемётное гнездо |
10. Рак | 11. Часовые | 12. Серп |
13. Тир | 14. Самолёт | 15. Письмо |
2. В партии из 10 фигур для младших юношей, фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:
- Пушка
- Вилка
- Колодец
- Стрела
- Артиллерия
- Серп
- Пулеметное гнездо
- Самолет
- Тир
- Письмо
3. Все фигуры, кроме «Письма», ставят на середине лицевой линии, не выходя за пределы "города", в соответствии с требованиями «Регламента постановки фигур».
4. Угловые городки фигуры «Письмо» ставят по внешней линии «города», не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий марку, устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла «города» до переднего левого (для играющих правой рукой) или в центре диагонали, идущей от заднего левого до переднего правого угла «города» (для играющих левой рукой).
5. Фигура «Серп» для играющих левой рукой устанавливается в левой половине "города" в зеркальном отражении.
6. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.
Правила игры в русскую лапту
Так как правила игры в русскую лапту могут варьироваться, рассмотрим наиболее упрощенные и популярные из них.
Для русской лапты нет лучшего места, чем широкая лужайка. Подойти может и любая ровная площадка больших размеров. На крайний случай можно обойтись и площадками меньших размеров, если очень хочется поиграть. В интернете можно без труда найти схему площадки для игры. Не особо углубляясь в места действий, уделим больше внимания правилам игры в русскую лапту.
Что используется при игре в лапту?
- Мяч (теннисный – отличный вариант);
- Бита из дерева, она же лапта (длина 80-90см).
Биту можно использовать и бейсбольную. В игре принимают участие две равные по количеству игроков команды. Все в каждой команде может быть до 10 человек. Каждая команда должна иметь свой цвет одежды, отличный от соперников. Капитаны команд разыгрывают, какая из сторон станет бьющей (и займет линию города), а какая водящей (займет все поле).
После одного короткого свистка судьи игроки занимают места. Нападающие посылают своего участника в площадь подачи, тогда как остальные выстраиваются по боковой линии города. Капитан размещает их за подающим, на площадке очередности.
Водящие выбирают одного из своих игроков и посылают его на «пятачок» (круг с которого подается мяч). Капитан водящих расставляет своих игроков по всему полю.
Как только команды готовы, звучат два коротких свистка судьи.
Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок в центре площади города бьет по мячу, с целью отправить его как можно дальше за линию дома. Если мяч перелетел контрольную линию, то удар считается состоявшимся. Сразу после удара бьющий бежит изо всех сил через всю площадку для игры к линии кона. Ему нужно успеть добежать, пока соперники не поймали мяч; а если получится вернуться назад в город, то он еще получит дополнительное очко.
Водящие должны поймать или подобрать мяч, пока бежит бьющий. Они также могут и должны осалить его мячом во время бега.
Если бьющий смог пробежать до кона и обратно, и в него не попали мячом – он принес команде 2 очка. Если добежал до кона, но не рискнул вернуться в город – остается там и ждет, пока следующий бьющий сделает удар. После этого, если добежит благополучно до города, заработает 1 очко для команды. Потом он занимает крайнюю позицию в городе и имеет право на три удара.
Водящие после удара нападающих должны поймать мяч с лета. Это оценивается в одно очко. После этого команды меняются сторонами. Если мяч подобрали, нужно осалить им соперника. Водящие возвращают мяч в город, при этом игра останавливается. Если перебежчик успел до этого забежать за середину поля – идет дальше, не успел – идет назад.
Партия выиграна, если после осаливания перебежчика, водящие успели убежать в город или дом.
Правила игры в русскую лапту предусматривают, что играть в нее могут как мальчишки, так и девчонки. Всего две партии, каждая по двадцать минут. Заканчиваются по одному длинному свистку судьи. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает.
Это наиболее упрощенный вид правил игры в русскую лапту, на самом же деле, их может существовать десятки. Важно, что независимо от правил, игра захватывает и поднимает настрой!
Смета расходов
по статье «Расходные материалы и канцелярские товары» | ||||||
№ п/п | Наименование | Цена (руб.) | Количество | Сумма (руб.) | ||
1 | Бумага (белая) | 120 | 5 пачек | 600 | ||
2 | Веревочный трос | 100 | 10 метров | 1000 | ||
3 | Судейское табло | 2500 | 1 | 2500 | ||
4 | Грамоты, дипломы, благодарственные письма | 10 | 300 | 3000 | ||
5 | Папки с кольцами мультифоры | 150 4 | 10 300 | 1500 1200 | 20 10 10 5 | 150 метров 50 30 метров 30 метров |
6 | Игровые наборы: «Лапта» «Городки» | 1200 3000 | 5 5 | 6000 15000 | ||
7 | Модульное полимерное покрытие двух цветов от 37 м.кв. | 30000 | 1 | 30000 | ||
8 | Оборудование для улавливания городков и бит для мобильной городошной площадки ("отбойная стенка") в т.ч.: металлические трубы, платформы, сетка, маты, тросы, крепёж, трамплины из доски. В комплект конструкций не входят грузы для платформ. В качестве грузов применяются «блины» от штанг, мешки с песком, тяжёлые колёса от автопогрузчиков и т.п. | 37000 | 37000 | |||
ИТОГО: | 112200 |
Руководитель организации Костикова С.В.
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические и подвижные игры в детском саду.
Дидактические и подвижные игры для развития лексико – грамматического строя речи дошкольников с ОНР(1 период коррекционно-образовательной работы)...
Казахские детские подвижные игры
Дети любят играть в подвижные игры, в которые играли еще наши дедушки и бабушки. в этом материале собраны самые популярные и любимые детьми игры на свежем воздухе казахского народа....
Подвижная игра "Добавь" для использования на занятиях по физической культуре в младших и средних группах детского сада.
Разработал инструктор физической культуры ГБДОУ №16 Калининского района Косенкоа А. И. Подвижная игра "Добавь"Цель: развитие мелкой моторики, формирование математических представле...
Труд на территории детского дома, подвижные игры
Педагогически целесообразное построение трудовой деятельности детей-сирот позволяет успешно преодолеть трудности их социализации и подготовить к достойной самостоятельной жизни. ...
Проект специальной направленности «Народные детские подвижные игры»
Проект специальной направленности«Народные детские подвижные игры»( спортивно-оздоровительное направление)Срок реализации программы: 3годаПрограмма рассчитана на детей 13-16 лет...
Проект по физическому развитию тема: «Подвижные игры в жизни детей»
Проект по физическому развитиютема: «Подвижные игры в жизни детей»...