Статья на тему: "Особенности работы учителя адаптивной физкультуры с умственно-отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)"
статья по физкультуре

Лайтер Светлана Витальевна

ЭССЕ на тему: "Особенности работы учителя адаптивной физкультуры с умственно-отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЭССЕ18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение

 школа – интернат  № 16

Пушкинского района Санкт – Петербурга

ЭССЕ

На тему: «Особенности работы учителя адаптивной физкультуры с умственно-отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)»

Учитель АФК высшей кв. категории: Лайтер С.В.

Санкт-Петербург

2020

В своем сочинении я хотел бы затронуть такую тему, как физическое воспитание детей, а конкретно, адаптивная физкультура для детей с проблемами в интеллектуальном развитии на примере работы моей сестры. У нее особая профессия, даже в чём-то уникальная: она- учитель АФК в коррекционной школе VIII вида в Санкт-Петербурге. Это дети с ТМНР-тяжелыми множественными нарушениями в развитии.  

И здесь хотелось бы отметить, что адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально – трудовой, социально – бытовой и социально – культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации.

Процесс физического воспитания в школе VIII вида направлен на решение задач коррекции и компенсации нарушений моторики, содействие оптимальному физическому развитию ребенка, закаливанию организма, повышению его физической подготовленности, развитию двигательных качеств. Так же способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья, более успешному формированию двигательных умений и навыков, в том числе трудовых.

Целью же адаптивной физической культуры как вида физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования, отпущенных природой и имеющихся в наличии.

Опыт работы школы VIII вида и результаты исследований многих авторов показывают, что недоразвитие моторики учащихся является существенной причиной, затрудняющей их обучение и тормозящей их дальнейшее общее развитие. А. Н. Леонтьев в работе, посвященной исследованию влияния нарушенных двигательных функций на психику человека, подчеркивает, что психика не просто “проявляется” в движениях, а, в известном смысле, движения осуществляют непосредственно ту практическую связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов. Движение – это насущная потребность растущего детского организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым. Двигательная активность – хорошее средство психогигиены ребенка. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества, как выносливость, сила, ловкость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир. Гигиенисты утверждают: «Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Так вот, вернемся к работе моей сестры с такими детьми. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» -это изречение Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России и является девизом моей сестры. Как сказал А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Профессия педагога — это очень трудоемкий процесс, закладывание основополагающей базы ценностей и качеств человека, формирование мировоззрения на всю жизнь. А профессия коррекционного педагога- того же учителя АФК требует еще больших усилий в работе с ментальными инвалидами. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной коррекции и реабилитации детей.

       Так какими же качествами должен обладать учитель, выбравший такую специальность, остановив свой выбор на коррекционной педагогике и, конкретно, работу с умственно отсталыми детьми?

Прежде всего- это огромная любовь к детям и такая любовь должна быть без каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, недостатков, плюсов и минусов. Класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. В то же время учителю коррекционной педагогики требуется масса терпения, сочувствия и сопереживания, готовность в любую минуту прийти на помощь, сострадание к родителям, участие в жизни семей, имеющих детей с проблемами в развитии. Ведь в силу психофизических особенностей таких детей, процесс воспитания, а конкретно, физического воспитания усложнен. Педагог в работе с детьми с умственной отсталостью должен быть очень «гибким» в выбранных методах, подходах и средствах.  Ежедневный позитивный настрой на занятиях является гарантией установления доверительных отношений между педагогом и ребенком. Ведь такие дети остро реагируют на негатив, отвечая тем же. Они копируют не только движения, но и перенимают позитив от педагога. Они как «губки» впитывают все, включая и различая малейшие изменения в интонации учителя. Правильно организованная работа с такими тяжелыми детками предполагает практически всегда индивидуальный подход и реже мало групповые занятия. Материал подается учителем доступно, облегченно для понимания. Средства, коими являются упражнения, тщательно продумываются и подбираются с учетом основного диагноза и уровня подготовленности каждого учащегося. Все занятия проводятся в игровой форме, часто под музыку. Хороший эмоциональный фон на занятиях не может не отражаться на желании детей продолжать заниматься адаптивной физкультурой. Адаптивная физкультура приносит детям радость, удовлетворение своих двигательных потребностей, а также спокойствие. Многие из них понимают, что зал, где проходят занятия -это место, где им будет весело и интересно.

        Правильно организованная работа по адаптивной физической культуре позволяет удовлетворить потребности школьников в движениях, оказывает положительное воздействие на здоровье, физическое развитие, работоспособность детей, воспитывает у них силу воли, организованность и дисциплинированность. Все это готовит детей к социализации в обществе, готовности к труду и в некотором смысле, к самостоятельной жизни.

       Из разговоров с моей сестрой я понял, что, наверное, каждый из таких учителей- это люди-альтруисты. А что такое, по сути, альтруизм? Введению в научный и повседневный оборот самого выражающего смысл данного социального феномена, способствовал французский мыслитель, основоположник социологии Огюст Конт. Известный философ с помощью этого нового для своего времени термина хотел выразить понятие, противоположное эгоизму, принцип которого точен и понятен - «живи для других» (Андреева Г.М., 2009, с. 290). Еще Сократ утверждал, что суть нравственного закона -«не брать, а отдавать. Чем духовнее и душевнее человек, тем сильнее в нем желание отдавать и служить людям».

      Вот и я именно такой вижу свою сестру. Я знаю, что ей по душе ее работа, ей нравится быть нужной. 

      Можно было бы еще рассказать о работе учителей, а в частности о работе учителей адаптивной физкультуры в сложных условиях пандемии. Как справляются педагоги, дети, родители и с какими проблемами сталкиваются. Но это уже тема для другого разговора…

Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР)

  1. https://nsportal.ru/ Сайт учителя «Азбуки здоровья» Лайтер С.В.
  2. https://infourok.ru/
  3. https://multiurok.ru/blog/vospityvaiet-vsie-liudi-vieshchi-iavlieniia-no-priezhdie-vsiegho-i-dol-shie-vsiegho-liudi-iz-nikh-na-piervom-miestie-roditieli-i-piedaghoghi-a-s-makarienko.html
  4. WWW2.bigpi.biysk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему"Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»"

Термин «группа риска» в медицине применяется для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специальных медицинских профилактически...

Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"

Статья на тему "Особенности организации обучения детей- инвалидов, имеющих легкую умственную отсталость"...

Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.

Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Статья «Введение федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику школы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29028661","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Введение федерального государственного образовательного стандарта образования ...

«Нейроигры как эффективный метод в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и ОВЗ »

Нейроигры - телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий;позволяе...