Волейбол
презентация к уроку по физкультуре
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волейбол (англ. volleyball от volley — «залп», «град (стрел)», и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника либо игрок защищающейся команды допустил ошибку.
Отечественный волейбол стал быстро развиваться сначала в приграничных районах, затем на Средней Волге, Дальнем Востоке, Москве, на Украине, в Закавказье. Уже в 1922 г. в Главной военной школе физического образования были переведены первые правила соревнований по волейболу. Представители созданного в 1923 г. спортивного общества "Динамо" активно занимались волейболом. Волейбол той поры в шутку называли в стране «игрой актёров». Ведь в Москве первые волейбольные площадки появились во дворах театров — Мейерхольда, Камерного, Революции, Вахтангова. 28 июля 1923 года на Мясницкой улице состоялся первый официальный матч, в котором встретились команды Высших художественных театральных мастерских и Государственного техникума кинематографии. Первопроходцами нового вида спорта стали мастера искусств, будущие народные артисты СССР Николай Боголюбов , Борис Щукин , будущие знаменитые художники Георгий Нисский и Яков Ромас , хорошими игроками были прославленные актёры Анатолий Кторов и Рина Зелёная . С этой встречи и ведётся летоисчисление нашего волейбола. Этот день принято считать официальной датой рождения волейбола.
В 20-е гг. проводится большое количество встреч и соревнований, волейбол приобретает популярность и массовость. Первыми регулярно начали заниматься волейболом студенты. Из РСФСР волейбол стал распространяться по всем союзным республикам. К 1926 г. относится появление волейбола в Баку, куда эту игру привезли артисты московских театров Революции и Камерного. Первую волейбольную секцию в Азербайджане организовали железнодорожники Баку. Затем игрой увлеклись нефтяники и студенты университета. В январе 1925 Московский Совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила соревнований по волейболу. По этим правилам в 1927 регулярно проводятся первенства Москвы. Важным событием в развитии волейбола в нашей стране явился чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной Спартакиады 1928 в Москве. В нем участвовали мужские и женские команды Москвы, Украины, Северного Кавказа, Закавказья, Дальнего Востока. В том же году в Москве была создана постоянная судейская коллегия. Для развития волейбола большое значение имели массовые соревнования, проводившиеся на площадках парков культуры и отдыха. Эти игры были хорошей школой не только для москвичей, но и для зарубежных гостей. Недаром в начале 30-х гг. в Германии были изданы правила соревнований по волейболу под названием «Волейбол — народная русская игра». Волейбол стремительно завоевывал симпатии любителей спорта. Вот как описывает популярность этой игры у москвичей лауреат Государственной премии, доктор географических наук, мастер спорта СССР Сергей Кузнецов: "Никогда не забуду "волейбольный ряд" центрального парка культуры в середине-конце тридцатых годов. Одна за другой выстроились десять или двенадцать волейбольных площадок, которые, по мнению специалистов, считались одними из лучших. Площадки ЦПКиО жили полной жизнью. Сюда приходили лучшие волейболисты страны: Все двенадцать площадок были как бы разными классами своеобразной волейбольной академии. "Зеленые" новички начинали на самых крайних, но постепенно росло мастерство, и многие доходили до первых площадок. Волейбол остался со мной на всю жизнь".
В 1932 году в качестве самостоятельной структуры в рамках ВСФК была образована Всесоюзная секция волейбола (с 1959 — Федерация волейбола СССР). Её первым председателем был избран Александр Абрамович Поташник. В апреле 1933 года в Днепропетровске состоялся Всесоюзный волейбольный праздник, в котором участвовали команды всех волейбольных центров страны. Победителями турнира стали мужская и женская сборные команды Москвы. По своему значению эти соревнования фактически были уже чемпионатом СССР. Поэтому принято исчислять порядковые номера всесоюзных чемпионатов, начиная с 1933 года. С 1938 года чемпионаты СССР стали проходить между клубными командами. Первыми победителями подобных соревнований стали «Спартак» (Ленинград) у мужчин и «Спартак» (Москва) у женщин. В 1947 году советский волейбол вышел на международную арену. В августе в Праге (Чехословакия) на I Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов мужская сборная Ленинграда (усиленная волейболистами Москвы) одержала уверенную победу в турнире. В октябре того же года московское «Динамо» (усиленное игроками других московских клубов) в ходе турне по Польше обыграло всех своих соперников.
В 1964 году в Токио мужская сборная СССР стала победителем первого олимпийского волейбольного турнира. Она также побеждала на Олимпиадах в Мехико (1968) и Москве (1980). Женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов. Советские волейболисты — 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 раз — на чемпионатах Европы и один раз на Кубке мира. В волейбольный Зал славы приняты игроки Инна Рыскаль , Юрий Чесноков, Константин Рева, Нина Смолеева , Юрий Поярков, Иван Бугаенков , Александр Савин, Людмила Булдакова , Георгий Мондзолевский , тренеры Вячеслав Платонов, Гиви Ахвледиани и Николай Карполь , а также Владимир Саввин как один из лучших волейбольных функционеров.
Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1992 году. Председатель Наблюдательного совета ВФВ — Николай Патрушев, Президент организации — Станислав Шевченко. Генеральный директор федерации — Ярёменко Александр Михайлович. Мужская сборная России — чемпион Олимпийских игр в Лондоне (2012), 2-кратный победитель Кубка мира (1999, 2011) и Мировой лиги (2002, 2011). Женская команда побеждала на чемпионатах мира 2006 и 2010 годов, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов (1997).
Правила игры волейбол - коллективная игра; играют 6*6; цель игры – ударами рук направить мяч на сторону соперников и там приземлить; матч состоит из пяти партий, а они - из эпизодов, в любом из них разыгрывается одно очко. Эпизод начинается с подачи через сетку (подающий находится за линией своей площадки), после чего игроки неприятельской команды, передавая мяч друг другу не более двух раз, третьим ударом отправляют через сетку. Команда получает очко и право на следующую подачу, если соперник не сумеет отбить мяч ( и он коснется земли либо пола) или не перекинет мяч обратно через сетку за три касания. Выигрывает партию команда, набравшая 25 очков. игроки команд располагаются на площадках в определенном порядке, зоны обозначаются номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6; три под сеткой и три сзади. если команда выигрывает очко при чужой подаче, то перед своей игроки, двигаясь по часовой стрелке, переходят в другие зоны.
Техника игры Техника игры включает в себя основные приемы: стойки, передвижения, передачи, подачи, нападающие удары, отвлекающие действия, блокировка, страховка и др. Каждый прием имеет несколько способов выполнения.
Волейбольное поле Зоны игроков на площадке
Порядок расположения команд на площадках
Основные приёмы в игре Подача Приём Передача Нижние подачи Верхние подачи Атака Блокирование Либеро и др.
Подача Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём. Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём. В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке [ . Её противоположностью является укороченная (планирующая, тактическая) подача, когда мяч направляется близко к сетке.
Передача Передача сверху двумя руками, передача снизу двумя руками в волейболе относятся к базовым (фундаментальным) техническим элементам. Без правильного освоения этих элементов на начальных этапах обучения игре волейбол невозможно добиться ощутимых результатов в дальнейшем.
Верхний и нижний приём Приём : Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии(в 5-й, 6-й, 1-й зонах). Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания и максимум после третьего касания перевести мяч на половину противника. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела. Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приема силовой подачи требуется уже 3 игрока.
Атака Атака : Обычно при позитивном приёме мяч принимается игроками задней линии (1-е касание), доводится до связующего игрока (2-е касание), связующий передаёт мяч игроку атаки (3-е касание). При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами. При этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленного продолжения вверх. Различают атакующие удары прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо (влево) и обманные удары («скидки»).
Блокирование Блокирование : Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела над сеткой, обычно руками, перенесёнными на сторону противника в рамках правил. Разрешается переносить руки на сторону противника при блокировании в той степени, чтобы они не мешали противнику до его атаки или другого игрового действия. Блок может быть одиночным или групповым. Блокировать могут только те игроки, что стоят на передней линии(2, 3, 4).
Либеро Либеро : Игроки этого амплуа не могут участвовать в атаке, в блоке и подавать. Форма либеро должна отличаться от формы остальных игроков. Разрешается заменять либеро неограниченное количество раз, не ставя в известность судью. Так как либеро не имеет права атаковать и блокировать, он обычно находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например с центральным блокирующим.Двое из 14 игроков команды могут быть назначены либеро .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."
Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2
В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...
Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".
Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....
Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»
Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...