Оказание первой помощи пострадавшим
статья по физкультуре

Краснолобова Татьяна Юрьевна

Правила оказания первой помощи пострадавшим. Памятка учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Первая помощь пострадавшим186.09 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

 Введение…………………………………………………………………....2    

1. Теоретическое исследование проблемы оказания учителем первой помощи……………………………………………………………………….4

2. Общие требования безопасности………………………………………..6

3.Мероприятия по оказанию первой помощи……………………………..9

4. Первая помощь пострадавшим…………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………17  

Литература…………………………………………………………………18

Приложения………………………………………………………………..19

Введение

Знания и навыки по оказанию первой помощи необходимы всем, ибо несчастный случай, или острое заболевание, или отравление, утопление и т.п. могут произойти в любое время.

Основными направлениями деятельности образовательного учреждения в области охраны здоровья являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и учащихся, административное управление охраной труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[1].

Учитель обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Правила оказания первой медицинской помощи необходимо знать всем работникам образовательных учреждений, так как правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь имеет большое значение для выздоровления пострадавшего[1].

Актуальность темы обусловлена тем, что неправильное или неумелое оказание первой помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большей кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги) может привести к смерти пострадавшего на месте травмирования [3].

Объект исследования - методика определения уровня знаний об оказании первой помощи.

Предмет исследования - оказание учителем первой помощи.

Целью данной работы является - изучение проблемы оказания учителем первой помощи.

Задачи:

- проанализировать литературу по проблеме оказания учителем первой помощи;

-  раскрыть принципы оказания первой помощи;

-  изучить оказание учителем первой помощи;

-  выявить уровень знаний учителей по правилам оказания первой помощи;

-  разработать памятки по оказанию первой помощи.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование.

Нормативно-правовая база


1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.

 2. Федеральный закон от 03 июля 2016 г.№313-ФЗ в Федеральном законе

"Об образовании в Российской Федерации" внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказание первой помощи (ч.11 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").


3. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяют первую помощь как особый вид помощи, оказываемой 
лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Согласно ч. 4 ст. 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Теоретическое исследование проблемы оказания учителем первой помощи

Необходимость обучения первой помощи в современных условиях.

Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве.  Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера.

Поэтому первую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более педагог.

Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий [3].

Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:

- обучить всех граждан, в том числе учителей и учащихся навыкам (а не только знаниям) оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам первой помощи, а не практических занятий.

Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого человека, - колоссальный стресс для каждого.

Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи.

Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали естественные сомнения и страхи ("Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине"; "Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом)"; "Почему именно я должен подойти первым, что я - самый умный? Потом мои действия будут обсуждаться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности"; "Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться, что я его не убил"), необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий [6].

Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного школьного обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания.

Общие требования безопасности

Основные цели первой помощи - спасение жизни пострадавших, предупреждение возможных осложнений, подготовка к эвакуации, быстрейшая эвакуация для оказания других видов медицинской помощи[4].

Следует соблюдать следующий порядок действий:

Правила оказания первой помощи необходимо знать всем работникам организации, так как правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь пострадавшему имеет большое значение для его выздоровления.

Неправильное или неумелое оказание первой помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большой кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги) может привести к смерти.

 Когда педагог освобожден от ответственности за неудачную попытку оказать первую помощь, приведшую к смерти или увечью ребенка?

Только в случаях крайней необходимости, когда врача рядом нет, а малейшее промедление в оказании помощи может закончиться смертью.

Перечень ситуаций, когда нельзя потерять ни одной секунды:

1 Клиническая смерть;

2 Коматозное состояние;

3 Опасное кровотечение;

4 Повреждение костей таза и конечностей;

5 Травматическая ампутация фрагментов конечности;

6 Ранение шеи и грудной клетки;

7 Анафилактический шок.

Бездействие в этих случаях обязательно приведет к смерти.

Любая попытка педагога спасти жизнь ребенка, даже в случае летального исхода, подпадает под защитное действие Глава 8ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ. ... "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп.,… Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление  Статья 39. "Крайняя необходимость " исключающие преступность деяния:

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно несоответствующего характеру и степени угрожавшей опасности, и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Основное положение статьи 20 Конституции Российской Федерации — это обеспечение права на жизнь. Именно жизнь человека — основная ценность всех законодательных актов. основании, любая неудачная попытка в спасении жизни ребенка, находящегося в состоянии клинической смерти или комы, в случаях опасного кровотечения или других тяжелых повреждений, когда бездействие очевидца обязательно приведет к смертельному исходу, будет полностью оправдана.

 ВНИМАНИЕ!

Статья «Крайняя необходимость» действует только в тех ситуациях,

когда малейшее промедление в помощи может закончиться смертью.

В этих случаях нельзя потерять ни одной секунды в оказании первой

помощи. Даже мгновение в промедлении может стать роковым для пострадавшего на месте несчастного случая.

Никогда не следует из-за отсутствия дыхания, сердцебиения или пульса у пострадавшего считать его умершим и отказываться от оказания ему помощи. Дать заключение о смерти пострадавшего и решить вопрос о целесообразности действий по оживлению (реанимации) имеет право только врач[3]. Известно немало случаев (особенно при поражении электрическим током), когда пострадавший, казалось, умер или даже находился в состоянии клинической смерти, однако правильные и настойчивые действия по оживлению (искусственное дыхание, массаж и др.) спасали ему жизнь.

При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь в зависимости от состояния пострадавшего, во всех случаях вызвать медицинскую помощь по телефону 03.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/pvjh7o.jpg

1. Определить визуально степень опасности.

2. Как можно скорее освободить пострадавшего от воздействия травмирующих факторов: отделить от токоведущего элемента; вывести (вынести) пострадавшего на безопасное расстояние; погасить горящую одежду; извлечь из воды и т.д. Для удаления пострадавшего рекомендуется обхватить его под мышками, сомкнуть руки в "замок" и, согнув ноги, откинувшись слегка назад, приподнять пострадавшего и осторожно оттащить его в безопасное место [5].

3. Диагностировать вид, характер и тяжесть поражения, травмы, оценить состояние пострадавшего.

4. Определить вид необходимой помощи — первой медицинской или реанимационной.

5. Приступить к оказанию реанимационной или первой помощи в соответствии с существующими рекомендациями в полном объеме установленных комплексов.

6. Постоянно контролировать общее состояние пострадавшего, правильность проведения и эффективность выполняемых мероприятий.

7. При тяжелом состоянии пострадавшего, угрозе жизни и после выведения его из терминального состояния вызвать скорую медицинскую помощь или врача. Если это невозможно, принять все меры к эвакуации пострадавшего любым (даже неприспособленным) транспортом в ближайшее медицинское учреждение.

8. Постоянно контролировать и поддерживать жизненно важные системы пострадавшего: дыхание, кровообращение — вплоть до прибытия медицинского работника, а также на всем протяжении эвакуации.

Признаки тяжелого и опасного состояния пострадавшего: затруднения вступления в контакт, сонливость и адинамичность; потеря сознания; сильная бледность, серый цвет кожных покровов; замедленная частота дыхания (менее 15 вдохов в мин.) или его учащение (более 30 вдохов в мин.); отсутствие пульса или слабый пульс (с частотой менее 40 или более 120 ударов в мин.) [5].

Оказывающий помощь должен знать:

основы работы в экстремальных условиях, признаки (симптомы) нарушений жизненно важных систем организма, правила, методы, приемы оказания первой медицинской, реанимационной помощи применительно к особенностям конкретного несчастного случая, конкретного человека, способы переноса, эвакуации пострадавших и др.

Оказывающий помощь должен уметь:

- быстро и правильно оценивать ситуацию, действовать в экстремальных условиях (в том числе на воде, при поражении электрическим током и пр.);

- оценивать состояние пострадавшего, диагностировать вид, особенности поражения, травмы, определять вид необходимой первой медицинской помощи, последовательность проведения соответствующих мероприятий: контролировать эффективность, при необходимости осуществлять коррекцию мероприятий;

- правильно осуществлять весь комплекс экстренной реанимационной помощи, контролировать эффективность мероприятий с учетом состояния пострадавшего;

- останавливать кровотечение путем наложения жгута, давящих повязок и др.;

- накладывать повязки, косынки, транспортные шины при переломах костей скелета, тяжелых ушибах;

- оказывать помощь при поражении электрическим током; при утоплениях; тепловом, солнечном ударе; при острых отравлениях;

- использовать подручные средства при оказании помощи, при переносе, погрузке, транспортировке пострадавшего;

- определять необходимость вызова скорой медицинской помощи, медицинского работника;

- эвакуировать пострадавшего попутным (неприспособленным) транспортом; пользоваться аптечкой первой помощи [6].

Правила оказания первой помощи необходимо знать всем работникам организации, так как правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь пострадавшему имеет большое значение для его выздоровления.

Учащиеся должны: избегать травм при столкновениях, падений на мокром, скользком полу или площадке, не нарушать правила поведения игры.

О каждой полученной травме необходимо немедленно поставить в известность учителя, который обязан обеспечить оказание первой помощи и сообщить администрации школы.

 

Первая помощь пострадавшим

Правила оказания первой помощи необходимо знать всем работникам организации, так как правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь имеет большое значение для выздоровления пострадавшего.

Неправильное или неумелое оказание первой медицинской помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большей кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги) может привести к смерти пострадавшего на месте травмирования.

При несчастном случае пострадавшему необходимо оказать первую помощь и, в зависимости от состояния пострадавшего, немедленно сообщить о случившемся врачу школы, вызвать медицинскую помощь по телефону 03 и сообщить руководству. 

При оказании первой помощи следовать правилам:

№ 1. Правила искусственного дыхания.

Искусственное дыхание необходимо только в том случае, если пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно) или его дыхание постепенно ухудшается. Перед тем как начать процедуру, необходимо:

а) положить пострадавшего на твердую поверхность;

б) быстро освободить человека от стесняющей дыхание одежды – расстегнуть ворот, развязать шарф, расстегнуть брюки и т.д.; под плечи подложить валик из свернутой одежды;

в) также быстро освободить рот пострадавшего от посторонних предметов. Если рот крепко стиснут, то его следует раскрыть путем выдвижения нижней челюсти: четырьмя пальцами обеих рук, поставив за углы нижней челюсти, выдвинуть ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди них. Если таким образом рот открыть не удается, то следует между задними коренными зубами осторожно вставить крепкую тонкую дощечку, ручку ложки и т.п. и разжать зубы.

Во время проведения искусственного дыхания необходимо внимательно наблюдать за лицом пострадавшего. Если он пошевелит губами или веками или сделает глотательное движение гортанью, нужно проверить, не сделает ли он самостоятельного вздоха. Как только он начнет дышать самостоятельно и равномерно, следует прекратить искусственное дыхание, иначе оно может помешать его собственному дыханию и причинить ему вред.

В настоящее время применяется искусственное дыхание «изо рта в рот» и «изо рта в нос».

При первом способе оказывающий помощь максимально запрокидывает голову пострадавшего назад, подкладывая под плечи валик из одежды. Затем очищает его рот от слизи и всего постороннего указательным пальцем, обернутый марлей, носовым платком и т.д. Придерживая рот пострадавшего полуоткрытым, спасатель делает глубокий вдох и, плотно приложив свой рот через платок ко рту спасаемого и зажав его нос, выдыхает воздух. Выдох же у пострадавшего происходит пассивно. Частота циклов «вдох-выдох» зависит от возраста пострадавшего: для взрослого – 10-12 в минуту, для школьника 15-18, но вдувание воздуха делается менее резко и при неполном входе (значит, и выходе) взрослого человека, оказывающего помощь.

Искусственное дыхание «изо рта в нос» следует проводить только в том случае, если при дыхании «изо рта в рот» желаемого расширения грудной клетки не наступило, и если челюсти пострадавшего остались плотно стиснутыми. Тогда оказывающий помощь рукой удерживает голову пострадавшего в запрокинутом положении, делает глубокий вдох и, охватив плотно губами через платок его нос, выдувает воздух. Можно поступить несколько иначе – воспользоваться трубкой из плотной резины: ввести ее конец в один из носовых ходов спасаемого, другой носовой ход закрыть пальцем и, взяв свободный конец трубки в рот, периодически вдувать воздух[5].

№ 2. Правила непрямого массажа сердца.

Проводя непрямой массаж, необходимо пострадавшего положить спиной на жесткую поверхность и расстегнуть стесняющие тело пояс, воротник; потом встать с левой стороны от пострадавшего и положить ладонь руки на нижнюю треть груди; другая рука накладывается на тыльную поверхность первой для усиления давления. Затем периодически надо надавливать на грудину, перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь.

Степень сужения зрачков может служить наиболее строгим показателем эффективности оказываемой помощи. Узкие зрачки свидетельствуют о достаточном снабжении мозга кислородом, и наоборот, начинающееся их расширение указывает на ухудшение кровообращения и необходимость усиления мер по оживлению организма.

Дополнительный полезный прием – подъем ног пострадавшего на 0,5 м от пола и фиксирование их в этом положении в течение всего времени массажа сердца [5].

№ 3. Первая помощь при ушибах и ранениях.

Ушибы. Первая помощь при любом ушибе – полный покой. Для уменьшения боли и предотвращения подкожного кровоизлияния на область ушиба накладывают давящую повязку, а поверх ее «холод», например лед в полиэтиленовом мешочке или грелку с холодной водой. Особенно опасны травмы головы, следствием которых может быть сотрясение мозга. Для последнего случая характерны потеря сознания, рвота, исчезновение из памяти обстоятельств получения травмы. После оказания пострадавшему первой помощи его лечение должно проходить обязательно под контролем врача.

Раны и порезы. При работе с режущими и колющими инструментами учащиеся могут получить резаные, рваные, колотые и ушибленные раны. Наиболее опасны колотые раны, так как они зачастую проникают во внутренние органы. Опасность рваных и ушибленных ран в том, что они обычно сильно загрязняются. При всех видах ран в начале необходимо чистыми руками остановить или замедлить кровотечение: очистить вокруг раны поверхность кожи от грязи в направлении от краев наружу; обработать края раны йодной настойкой или «зеленкой», не допуская их попадания внутрь раны, на поврежденные ткани; остановить кровотечение с помощью 3%-ного раствора пероксида Н2[4] О2 («перекиси водорода») или водного раствора хлорида железа. Затем следует наложить на рану тампон и забинтовать ее. Если повязка намокает от крови, то поверх нее накладывают еще слой материала. После этого ученика отправляют к врачу.

Если ранение сопровождается сильным кровотечением, то выше раны накладывается резиновый жгут. Во избежание омертвления тканей нельзя задерживать кровообращение более чем на 2 часа, поэтому перед отправкой к врачу раненому дают или вкладывают в повязку записку с указанием времени наложения жгута[4].

№ 4. Первая помощь при обмороке, тепловом или солнечном ударе, отравлении оксидом углерода.

При обмороке (внезапном головокружении, тошноте, стеснении в груди, потемнении в глазах) больного надо уложить, приподняв его ноги, и дать ему нюхать нашатырный спирт; «холод» на голову не класть.

Тепловой или солнечный удар поражает человека в душную безветренную погоду или когда он находится в жарком помещении, на солнцепеке. При этом он чувствует внезапную слабость, головную боль, головокружение. Его нужно немедленно вывести на свежий воздух в прохладное место. При появившихся признаках недомогания надо без промедления уложить пострадавшего (в прохладном месте), раздеть его и охлаждать тело, лицо, грудь, обрызгивая холодной водой. При остановке дыхания или резком его расстройстве необходимо делать искусственное дыхание[6].

Отравление оксидом углерода (угарным, а также светильным газом) происходит в большинстве случаев из-за неправильного обращения с отопительными и светильными приборами. Поскольку угарный газ не имеет запаха, отравление (угарание) наступает постепенно и незаметно. Пахнут угаром другие газы, образующиеся одновременно с ним; они-то и предупреждают о том, что в воздухе появился ядовитый оксид углерода. Первые признаки отравления угарным газом – головная боль, сердцебиение, общая слабость. Пострадавший начинает жаловаться на звон в ушах, стук в висках, головокружение, тошноту. У него может быть рвота, ослабление сердечной деятельности и дыхания, бессознательное состояние. Если в это время ему не будет оказана срочная помощь, может наступить смерть. Угоревшего надо немедленно вывести на свежий воздух. Если можно, то следует срочно достать подушку с кислородом, чтобы он дышал кислородом.

Первая помощь при отравлении угарным газом оказывается так же, как при обмороке. При появлении рвоты нужно положить угоревшего набок или повернуть набок его голову. Если пострадавший дышит судорожно, редко или совсем не дышит, необходимо до прибытия врача делать искусственное дыхание.

Поскольку отравление сопровождается понижением температуры тела вследствие замедления в нем тепла окислительных процессоров, пострадавшему дают пить горячий чай и молоко, а на плечи набрасывают теплую одежду или закрывают одеялом[6].

№ 5. Освобождение пострадавшего от электрического тока.

Прикосновение к токоведущим деталям установок, находящимся под напряжением, в большинстве случаев вызывает судорожное сокращение мышц, которое может быть весьма опасным. Поэтому человеку, случайно попавшему под напряжение, надо немедленно, до прибытия врача, оказать первую помощь, предварительно освободив его от действия электрического тока. Для этого необходимо отключить цепь с помощью ближайшего выключателя (рубильника) или путем вывертывания пробок на щитке. В случае отдаленности выключателя от места происшествия можно перерезать провода или перерубить их (каждый провод в отдельности!) любым режущим инструментом, но с сухой рукояткой из изолирующего материала! Если рукоятка инструмента металлическая, нужно обернуть ее сухой шелковой, шерстяной или прорезиненной тканью.

Освобождая человека от электрического тока, необходимо учитывать следующее:

— при отключении установки может одновременно погаснуть электроосвещение, поэтому нужно тут же, не задерживая отключения установки, позаботиться о другом источнике освещения;

— если установку не удается отключить достаточно быстро, надо отделить пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается. Для этого (при напряжении до 500 В) можно воспользоваться диэлектрическими материалами (пользоваться металлическими или мокрыми предметами недопустимо) или взяться за одежду пострадавшего, если она сухая и отстает от его тела (например, за полы пиджака). Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви, так как она может быть сырой, а находящиеся в ней гвозди или крючки для шнуровки – проводники электрического тока;

— для лучшей изоляции надо надеть на руки диэлектрические галоши или накинуть на пострадавшего прорезиненную или сухую материю;

— отделяя пострадавшего от токоведущих деталей, следует действовать одной рукой.

После освобождения пострадавшего необходимо оказать ему помощь. Поскольку меры первой помощи зависят от его состояния, надо:

— немедленно уложить его на спину;

— проверить по подъему грудной клетки — дышит ли он;

— проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее);

— посмотреть состояние зрачка – узкий он или широкий (широкий неподвижный зрачок – признак отсутствия мозгового кровообращения).Определение состояния пострадавшего нужно провести быстро, в течение 15–20 секунд[4].

Если пострадавший в сознании, его нужно уложить на ровную поверхность (кушетку, диван, стол) и до прибытия врача обеспечить полный покой и наблюдение за пульсом и дыханием. (При отсутствии возможности вызвать врача пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение при помощи транспортных средств или носилок.) Ни в коем случае нельзя позволять ему двигаться, поскольку отсутствие тяжелых симптомов сразу после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения состояния.

При отсутствии сознания, но сохранившемся устойчивом дыхании и пульсе нужно срочно вызвать врача, уложить пострадавшего удобно, ровно, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, удалить лишних людей, давать ему нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой, растирать и согревать тело. Если пострадавший дышит плохо – очень редко, поверхностно или, наоборот, судорожно, рекомендуется делать искусственное дыхание.

При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя пострадавшего считать мертвым. В первые минуты после поражения безжизненное состояние может быть кажущимся; оно обратимо при оказании надлежащей помощи. Пострадавшему немедленно надо делать искусственное дыхание с одновременным массажем сердца, причем непрерывно и на месте происшествия (не перемещая человека) все время до прибытия врача[4].

Заключение

        Исход повреждений, особенно тяжелых и опасных, часто решается в течение нескольких минут после происшествия и зависит, прежде всего, от своевременности и качества первой помощи, которую получит пострадавший. Поэтому жизненно важно, чтобы любой человек, оказавшийся на месте несчастья или вблизи него, владел приемами быстрой и эффективной первой помощи.

 От знаний, умения может зависеть жизнь человека, попавшего в беду. Это великое дело! Оно стоит усилий!

        Оказывая первую помощь, будьте всегда осторожны — не повредите тому, кому вы хотите помочь. Помните, что ваша помощь — только начало лечения. Она очень важна, но никогда не заменит квалифицированных действий врача — специалиста[6].

 Вы не должны пытаться лечить пострадавшего — это дело врачей. Ваша задача — оказать только первую помощь. И если она нужна — спешите ее оказать.

        Итак, чтобы ни случилось, постарайтесь сохранить самообладание и выдержку. Помните, что самое главное для вас: оказать помощь тем, кто попал в беду. От вашего поведения, уверенных и активных действий будет зависеть многое[6].

И еще один совет. Оценив обстановку на месте и видя, что кто-то ранен и нуждается в помощи, немедленно обратитесь к окружающим с просьбой позвонить по номеру 03 («скорая помощь»). Если этот телефон занят, звоните по номеру 01 сообщите о случившемся, и попросите немедленно вызвать машину «скорой помощи» [6].

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ: Ресурс доступа: http://base.garant.ru/57746771/#ixzz4z9Qx1Vuy
  2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ: Ресурс доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71335144/#ixzz4z9Rny07D 
  3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ: Ресурс доступа: http://base.garant.ru/57499516/#ixzz4z9SiyL1O 
  4. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях / Борисов Е. С., Буров Н. Е., Поляков В. А. и др.; Под ред. В. А. Полякова. — М.: Медицина, 2006. — 120 с.

4.   Учителю о первой медицинской помощи / В. И. Крупеня, В. Б. Таршис, Д. А. Яременко, В. Я. Моськин. — М.: Норма-издат, 2007. — 143 с.

5. Первая помощь пострадавшим. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 64 с.

6. Якин В.С. Оказание первой помощи учителем. – М., Издат, 2008. – 244 с.

Приложение №1

Анкета для педагогов

 Уважаемые коллеги! Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Наша обязанность не только развивать и воспитывать их, но и охранять жизнь и здоровье дошкольников. Сможете ли вы оказать первую помощь?

  1. Нужно ли оказывать первую помощь?
  2. Умеете ли вы оказывать первую помощь?
  3. Какие виды первой помощи вы знаете?
  4. Порядок оказание первой помощи?
  5. Теряетесь ли вы, оказавшись в экстремальной ситуации?

Результаты анкетирование

Варианты ответов:

  1. да - 97%;

затрудняюсь ответить - 3%.

  1. частично умею - 35%;

 не умею - 6%;

 мне это не нужно - 41%;

не знаю смогу ли оказать первую помощь -18%.

  1.  первая помощь (неквалифицированная) - 76%;

      доврачебная медицинская помощь (первая квалифицированная     медицинская помощь) - 19%;

          первая врачебная помощь - 5%.

  1. знают - 38%;

частично знаю - 27%; 

не знаю - 35%.

  1. да - 83%;  

нет -17%.

Возрастной ценз из отрешенных 54 человека составил:

До 30 лет- 7 человек;

 30-40 лет-10 человек;

40-50 лет -15 человек;

50-65 лет-22 человек.

Вывод: Из данного анкетирование видно, что педагоги до 30 лет не уверены в своих знаниях.

Средний возраст показали свою уверенность, но считают, что могут растеряться в экстремальных ситуациях.

Старшее поколение-  мне это не нужно.

Приложение №2

Памятка для педагогов

«Последовательность действий при оказании первой помощи ребенку»

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину) [4]. 

 2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

 3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи [4]. 

 4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений). 

 5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д. 

 6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка[4].

Приложение №3

Инструкционная карта

Тема: Искусственная вентиляция легких

Цель: закрепление умений при искусственной вентиляции легких

Инструктаж действий

Самоконтроль

Типичные ошибки

1. Положить пострадавшего на твердую поверхность

Строго соблюдать последовательность действий

2. Быстро освободить человека от стесняющей дыхание одежды – расстегнуть ворот, развязать шарф, расстегнуть брюки и т.д.;

Нельзя!

Проводить ИВЛ не освободив грудную клетку и не расстегнув поясной ремень.

3. Под плечи подложить валик из свернутой одежды

4.Быстро освободить рот пострадавшего от посторонних предметов. Если рот крепко стиснут, то его следует раскрыть путем выдвижения нижней челюсти: четырьмя пальцами обеих рук, поставив за углы нижней челюсти, выдвинуть ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди них.

Зажать нос, запрокинуть голову пострадавшего и сделать максимальный выдох ему в рот. Непрямой массаж сердца.

Нельзя!

Наносить удар по мечевидному отростку или в область ключице.

5.Наблюдать за лицом пострадавшего. Если он пошевелит губами или веками, или сделает глотательное движение гортанью, нужно проверить, не сделает ли он самостоятельного вздоха. Как только он начнет дышать самостоятельно и равномерно.

Прекратить искусственное дыхание, иначе оно может помешать его собственному дыханию и причинить ему вред.

Не прекратили делать ИВЛ.

[4]

Инструкционная карта

Тема: Правила непрямого массажа сердца.

Цель: отработка навыков правил непрямого массажа сердца.

Инструктаж действий

Самоконтроль

Типичные ошибки

1.Проводя непрямой массаж, необходимо пострадавшего положить спиной на жесткую поверхность и расстегнуть стесняющие тело пояс, воротник другая рука накладывается на тыльную поверхность первой для усиления давления. Затем периодически надо надавливать на грудину, перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь.

Степень сужения зрачков может служить наиболее строгим показателем эффективности оказываемой помощи

Узкие зрачки свидетельствуют о достаточном снабжении мозга кислородом, и наоборот, начинающееся их расширение указывает на ухудшение кровообращения и

 необходимость усиления мер по оживлению организма.

2.Встать с левой стороны от пострадавшего и положить ладонь руки на нижнюю треть груди;

Затем периодически надо надавливать на грудину, перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь

Дополнительный полезный прием – подъем ног пострадавшего на 0,5 м от пола и фиксирование их в этом положении в течение всего времени массажа сердца.

[4]

Инструкционная карта

Тема: Первая помощь при ушибах и ранениях.

Цель: отработка практических действий при оказании первой помощи.

Инструктаж действий

Самоконтроль

Типичные ошибки

1. При ушибе полный покой.

Для уменьшения боли и предотвращения подкожного кровоизлияния на область ушиба

2.Накладывают давящую повязку, а поверх ее «холод»

3.Травмы головы

Следствием которых может быть сотрясение мозга. Характерны потеря сознания, рвота, исчезновение из памяти обстоятельств получения травмы.

Дальнейшее лечение проходит обязательно под контролем врача.

4. Раны и порезы.

а) необходимо чистыми руками остановить или замедлить кровотечение; б) очистить вокруг раны поверхность кожи от грязи в направлении от краев наружу;

в) обработать края раны йодной настойкой или «зеленкой», не допуская их попадания внутрь раны, на поврежденные ткани;

г) остановить кровотечение с помощью 3%-ного раствора пероксида Н2[4] О2 («перекиси водорода»).

д) следует наложить на рану тампон и наложить повязку.

е) ранение сопровождается сильным кровотечением, то выше раны накладывается резиновый жгут.

Виды ран: резаные, рваные, колотые и ушибленные раны.

Опасны колотые раны, так как они зачастую проникают во внутренние органы.

Повязка намокает от крови, то поверх нее накладывают еще слой материала.

Контроль за кожными покровами и пульсом.  

Во избежание омертвления тканей нельзя задерживать кровообращение более чем на 1 час.

Не очищена кожа вокруг раны.

Раствор попал в рану.

В повязку вкладывают записку с указанием времени наложения жгута.

[5]

Инструкционная карта

Тема: Первая помощь в случаях поражения электрическим током.

Цель: формирование правил перемещения и освобождения от действия электрического тока.

Инструктаж действий

Самоконтроль

Типичные ошибки

1.Сбросить изолирующей штангой, сухой палкой провод с пострадавшего. Оттащить пострадавшего за одежду не менее чем на 10м от места касания провода земли или оборудования, находящего под напряжением.

Не допускать паники.

В радиусе 10 метров от места касания земли электрическим проводом можно попасть под "шаговое" напряжения.

Нельзя!

Приступать к оказанию помощи, не освободив пострадавшего от действия электрического тока.

Нельзя тратить время на оказание помощи на высоте.

2.Правиал перемещения в зоне "шагового"напряжения. Передвигаться в зоне "шагового"напряжения следует в прорезиненной обуви или "гусиным шагом"- пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

Нельзя!

Отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги. Приближаться бегом к лежащему проводу.

[5]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе "Оказание первой помощи пострадавшим от АХОВ"

Данная работа способствует повышению эффективности усвоения материала в ходе рассмотрения вопроса оказания первой помощи пострадавшим от АХОВ. В работе рассматриваются вопросы безопасности и эффективн...

План-конспект открытого урока по теме "Оказание первой помощи пострадавшему и его переноска"

Закрепление практических навыков по оказанию первой помощи пострадавшему, формирование умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях, актуализация знаний о важности своевременного оказания ...

Интегрированный открытый урок Организация обеспечения безопасности и оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на автомобильном транспорте

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена тем, что в современном обществе все большее внимание уделяется проблемам безопасности жизнедеятельности, противостоянию угрозе террори...

Оказание первой помощи пострадавшим

С помощью данных презентаций Вы сможете теоретически и практически научить детей оказывать первую помощь пострадавшим....

Практический материал тесты-задания по оказанию первой помощи пострадавшему"

Тесты-задания по предмету ОБЖ для практического занятия  по теме "Первая помощь пострадавшему"...