«Роль воспитателя в проведении подвижных игр с дошкольниками»
консультация по физкультуре

Проничева Оксана Валерьевна

Каково же место игры в педагогическом процессе? Подвижные игры проводятся ежедневно во всех возрастных группах, на прогулке и в помещении; игры составляют часть физкультурных занятий, используются между занятиями как средство активного отдыха детей. Игры проводятся на детских утренниках, праздниках, в часы досуга. В утренние часы, во время сбора, уместны игры средней подвижности, не возбуждающие детей (кегли, серсо и др.). В часы прогулок, проводятся игры, более разнообразные по содержанию, с большой двигательной активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города  Калининграда центр развития ребенка  детский сад № 83

Консультация для педагогов на тему:

«Роль воспитателя в проведении подвижных игр с дошкольниками»

               Автор составитель:

                                                Инструктор по физической культуре:

                                       Проничева Оксана Валерьевна.

Калининград 2019

Каково же место игры в педагогическом процессе? Подвижные игры проводятся ежедневно во всех возрастных группах, на прогулке и в помещении; игры составляют часть физкультурных занятий, используются между занятиями как средство активного отдыха детей. Игры проводятся на детских утренниках, праздниках, в часы досуга. В утренние часы, во время сбора, уместны игры средней подвижности, не возбуждающие детей (кегли, серсо и др.). В часы прогулок, проводятся игры, более разнообразные по содержанию, с большой двигательной активностью.

Если до прогулки было относительно «спокойное» занятие, игру можно провести в начале прогулки. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не нужно прерывать ее, а собрать детей для игры в конце прогулки. Бывает и так, что трудовые процессы на участке детского сада и творческие игры быстро заканчиваются, дети затрудняются найти себе занятие, тогда можно провести игру и в середине прогулки. Нельзя проводить подвижные игры непосредственно перед сном, так как они могут возбудить детей.

Ведущая роль в методике проведения подвижных игр принадлежит воспитателю, осуществляющему целенаправленное руководство играми. Надо образно раскрыть детям сюжет игры, заинтересовать содержанием, помочь им войти в роль, точно показать необходимые для игры движения.
Педагог должен воспитывать у детей привычку добросовестно выполнять правила игры, развивать стремление как можно лучше выполнить задание (поддержать, ободрить ребенка при неудаче в движении, внушать ему веру в свои силы). В игре нередко создаются сложные взаимоотношения между детьми: один вызывает уважение своей инициативностью, ловкостью, находчивостью, другой – смех своей неуклюжестью, робостью; одни стремятся к руководству, к главной роли, другие всячески ее избегают.  Все это требует внимательного индивидуального подхода к детям.

Воспитатель должен следить, чтобы в процессе игры не создавался азарт, возбуждающих детей, приводящий к конфликтам. Нужно приучать детей радоваться успехам товарищей, не допускать насмешки над проигравшим, внушать желание добиться победы. Детей 6-7 лет воспитатель побуждает самостоятельно изменять правила и содержание игр в зависимости от условий их проведения и состава играющих. Это развивает инициативность, повышает интерес к игре. При выборе игр учитывается физическая подготовленность детей группы. Время года, состояние погоды  и  место проведения. В групповой комнате дети играют на ограниченной площади («Найди, где спрятано?», «Угадай по голосу?» и др.). В холодную погоду на улице игры должны быстро согревать детей, поэтому необходимо большая двигательная активность, правда, нельзя требовать от всех детей общего темпа движений.

Необходимо иметь в виду последовательность, чередование видов деятельности. Если в помещении дети сидели, игра должна дать физическую разрядку. Если с детьми проводилось физкультурное занятие, игры должны быть более спокойными.

Следует исключать игры, связанные с чрезмерным мышечным напряжениями и однообразными, медленными движениями. Очень важно подбирать игры, требующие разнохарактерной двигательной деятельности, так, чтобы двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, если на занятиях проводилось обучение прыжкам, то в игре не должно быть прыжков и т.п. Это объясняется тем, что, с одной стороны, дети не могут правильно передать прыжок, мешать увлеченность игрой, с другой стороны, подобное повторение создает предпосылки для одностороннего, ограниченного воздействия на организм детей.

Дети любят подвижные игры и играют в них с большим интересом, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Ребята часто увлекаются творческими играми, игрушками и не могут сразу оставить их. Важно удачно выбрать время. Сбор на игру должен проходить в максимально короткий отрезок времени. Длительный сбор растрачивает время и энергию, снижает интерес к игре. Приемы сбора детей на игру многообразны: можно заранее договорится с детьми, что по определенному сигналу воспитателя все идут играть; привлечь внимание детей, показав им игрушку, пучок разноцветных лент и т.п. В старших группах нужно заранее разделить детей на колонны, группы играющих и по сигналу воспитателя определить, чья колонна быстрей соберется. Необходимо создать интерес к игре, это поможет лучшему усвоению правил, более четкому выполнению движений.

Объяснение игры должно быть по возможности кратким, четким, образным, так как оно влияет на весь ход игры. Недопустимо монотонное объяснение, для каждого образа в игре должна быть своя интонация.
В более сложных играх не следует давать все объяснения сразу, его можно чередовать с распределением ролей между играющими, с показом некоторых движений. Не всегда игра проходит гладко. Иногда дети делают ошибки и тем нарушают правила. Если ошибки носят общий, массовый характер. Игру следует прекратить и установить причину. Если же ошибки незначительны и они нехарактерны для всех детей группы, можно обратить внимание на эти ошибки в конце игры. Замечания в процессе игры нарушают ее ход и создают отрицательные эмоции у детей. Однако если характер ошибок незначительный и их допускают отдельные дети, можно сделать замечания и в ходе игры.

При проведении игры воспитатель следит за дозировкой физической нагрузки. Например, если ловящий долго не может никого поймать, следует приостановить игру, сделать паузу или выбрать другого водящего.

Закончить игру можно по-разному: организованным уходом (дети строятся друг за другом – «поезд»), перевести более подвижную игру с более спокойным содержанием и т.п. в конце игры следует дать оценку, которая не должна быть назидательной. Можно отметить положительные действия детей и тем вызвать желание подражать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников.

   Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель....

Стратегия поведения воспитателя при организации подвижных игр у дошкольников и тактика взаимодействия с детьми в игре .

Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми»

Цель: передача знаний, повышение его компетенции в вопросах проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя при взаимодействии с семьями воспитанников в процессе подготовки и проведении праздничных мероприятий без участия родителей »

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя при взаимодействии с семьями воспитанников в процессе подготовки и проведении праздничных мероприятий без участия родителей »...

Презентация для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр»

Презентация для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр»...