латеральность
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Методики определения латеральности.
При создании определенной тестовой ситуации главным условием является то, чтобы обе руки имели одинаковую возможность действия.
Для определения ведущей руки мы использовали следующие тестовые операции:
- «Бусинки в бутылку»
Коробочка с бусами и бутылка стоят на столе (коробка перед бутылкой). Ребенок стоит возле стола так, чтобы его правая и левая руки были приблизительно одинаково удалены от предложенных предметов.
Задание: ''Клади бусинки в бутылку быстро, но внимательно, чтобы не рассыпать. Быстро, одну за другой''.
Подождите, пока ребенок не сложит в бутылку все 10 бусинок. Если ребенок работает только правой рукой, отмечаем это крестиком ''х'' в рубрике Р (правый) специального листа (протокола), если работает только левой рукой - в рубрике L (левый), если работал левой и правой рукой, или начал одной и перешел на другую руку - в рубрике А (двурукие реакции). При проведении обращаем внимание на то, чтобы ребенок брал в руку все время одну бусинку и складывал в бутылку одну за другой по очереди.
2. «Мячик в коробку»
На столе, ставим, пустую коробку, просим ребенка отступить два шага назад и бросить мяч в коробку – точно, внимательно, быстро. Попытку повторить 3 раза. Доминантной является та рука, которой ребенок играет. Если первый раз бросает правой, а второй раз левой обозначаем ''А''.
3.»Сильный ли ты».
Для измерения силы рук мы использовали пружинный динамометр Колена в позе стоя.
Инструкция: ''Встаньте прямо, возьмите в правую руку динамометр, левая рука опущена вдоль тела. Сожмите правой рукой пружину динамометра до предела. Рука в вытянутом положении «вперед»'. После измерения силы правой руки (ведущей) измеряется сила левой руки.
4. «Дотронуться до уха, носа…»
Ребенок встает напротив исследователя. Ребенку говорим: «Ну, внимательнее, не перепутай, покажи, как ты почешешь себе: 1. Ухо; 2. Нос; 3. Подбородок; 4. Теперь колено». Между отдельными заданиями следует подождать, чтобы ребенок опустил руку – только тогда давать следующее задание. Доминантной является та рука, которой ребенок действует во всех четырех заданиях.
- «Иголка и нитка».
Попросить ребенка подойти к столу, на стол положить иголку и нитку. Задание: «Теперь попробуй вдеть нитку в иголку». Доминантной является та рука, которая делает движение. Ребенок будет пытаться вдеть иголку в нитку либо (реже) надеть иголку на нить. Одна рука активна, другая – пассивна.
- Методика Озерецкого (круги).
Методика направлена на определение уровня развития тонкой моторики руки, на определение леворукости – праворукости.
Испытуемый получает карточку из плотного картона, на котором изображен толстой линией круг диаметром 30 мм. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображенный тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга.
Ребенку предлагается ножницами вырезать круг по толстой линии, при этом фиксируется время начала и окончания работы (по секундомеру). Работу следует выполнить за одну минуту. Должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонения от утолщенной линии допускаются не более двух раз, если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или один раз, перерезает все тонкие линии. Разрешаются две попытки.
Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более одной минуты или при большом (более двух) количестве ошибок.
Оценки за выполнение теста:
1 б. | не выполнил |
2 б. | выполнил со второй попытки |
3 б. | выполнил с первой попытки, без ошибок |
- «Хлопанье в ладоши».
Попросить ребёнка поаплодировать себе за хорошее выполнение предложенных заданий. Ведущей является активная рука.
- «Нарисуй круг».
Перед ребёнком кладём лист бумаги, даём простой карандаш и просим нарисовать круг. Ведущей является та рука, которой ребёнок рисует.
- «Как высоко можешь достать?»
Ребёнку даём задание «Как высоко ты можешь достать?»
Глаза:
- «Слайдоскоп».
«Возьми слайдоскоп и посмотри, что там внутри».
Верхние конечности:
- «Подними ногу как можно выше».
Ребенок садится на стул и делает указанное движение. Доминантной является нога, которую он поднимает вверх.
- «Прыгать на одной ножке».
Сказать ребенку, чтобы он встал на одну ножку и прыгал от окна до двери – «За сколько доскачешь».
Доминантной является нога, на которой он скачет.
Уши:
- «Послушаем часы».
На стол положим часы и скажем ребенку, чтобы слушал, как они тикают. Он должен приложить к ним ухо, но нельзя брать часы в руку. Доминантным является ухо, которым ребенок прислушивается к часам.
14. Теппинг - тест.
(Методика Ильина)
Тест направлен на определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (силы). Сильная нервная система выдерживает большую по величине нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движений руки (сначала правой, затем левой).
Работа с тестом сводится к следующему: в течение пяти секунд в каждом из шести квадратов, учащиеся должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы. Задание выполняется для каждой руки отдельно.
Ребенку выдаются бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Инструкция:
“По сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение пяти секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую) руку карандаш (ручку) и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка”.
Экспериментатор подает сигнал: “Начали”, а затем через каждые пять секунд, дает команду: “Перейти на другой квадрат”. По истечении пяти секунд в шестом квадрате экспериментатор подает команду “Стоп”.
Обработка результатов:
- Подсчитать количество точек в каждом квадрате
- Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения
Некоторые методические приёмы, которые можно применять на уроках биологии, учитывая профиль латеральной организации мозга обучающихся....
Индивидуальный латеральный профиль воспитанника
Почему ребенок не успевает? Почему плохо усваивает учебный материал и не слушает учителя? На эти вопросы поможет ответить нейропсихология, а в частности учет индивидуального латерального профиля воспи...
Латеральные предпочтения
Профиль латеральной асимметрии мозга- закономерное сочетание сенсорных, моторных и "психических" асимметрий, свойственные конкретному субъекту.При анализе межполушарных взаимодействий исполь...