Как формировать коммуникативные универсальные действия на уроках физкультуры
статья по физкультуре

В рамках реализации ФГОС  приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД). Среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.Как строить взаимоотношения с учениками, обучать их на уроках физкультуры взаимодействию? Статья поможет ответить на эти вопросы начинающим педагогам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_uud_aleksey_vosstanovlen.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Как формировать коммуникативные универсальные действия на уроках физкультуры.

Ведущие педагоги и психологи считают наиболее значимыми  следующие аспекты: общение и взаимодействие. Рассмотрим какие необходимые умения нужно сформировать у обучающихся: 1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Действия, направленные на учёт позиций собеседника. 2. Коммуникация как кооперация. Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. 3. Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания.

В рамках реализации ФГОС  приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД). Среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими. Вместе с тем, анализ различной педагогической литературы, статей, посвящённых проблеме формирования   УУД, показал, что вопрос формирования коммуникативных УУД именно на уроках физической культуры рассмотрен недостаточно.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- умение слушать собеседника.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе:

- возрастает сплоченность класса;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Действительно, наблюдения за первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. Поэтому младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности.

Анализ  педагогической литературы, опыта работы коллег, своего опыта позволил определить условия, необходимые для формирования коммуникативных УУД на уроках физической культуры.

Основными условиями качественной работы по формированию УУД школьников являются искренняя заинтересованность учителя, целенаправленность и систематичность работы в данном направлении.

 К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения с  взрослыми.  В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к  интенсивному установлению дружеских контактов, поэтому учить школьников сотрудничеству (помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль и т. д.) необходимо опираясь на  это их стремление.   Кроме того, формирование  коммуникативных УУД (как и других видов УУД) невозможно без учёта индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Работая над формированием коммуникативных УУД, учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:

- состояние здоровья детей;

 - уровень развития речи;

- степень владения русским языком;

- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

- стремление принимать и решать учебную задачу;

- навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

На начальном этапе обучения ведущей деятельностью учащихся является игровая, оказывающая существенное влияние на развитие коммуникативных способностей[3].  Поэтому одним из условий является  организация работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников именно в процессе игровой деятельности, тем более  что уроки физической культуры  как никакие другие,  предполагают проведение большого количества различных подвижных коллективных игр.

Естественно в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать коммуникативные УУД в полной мере. Поэтому следующим условием является тесное сотрудничество учителя физической культуры с учителями начальных классов, педагогом-психологом, учителем-логопедом и родителями обучающихся.

Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

•           учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;

•           учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;

•           учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.  

Ещё одно непременное условие – постоянный анализ имеющейся ситуации. Здесь помогут такие методы как различные диагностики сформированности коммуникативных УУД, беседа, наблюдение за обучающимися как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

  В   Программе формирования УУД  у обучающихся  ГБОУ школы №477 на ступени начального общего образования, входящей в  Основную образовательную программу начального общего образования ГБОУ школы №477 говорится: ««Физическая культура» как учебный предмет способствует: в области коммуникативных действий  развитию взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта – формированию умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата)».

Проанализировав  педагогическую литературу, различные статьи учителей физической культуры (в том числе опубликованные в сети Интернет), определила следующие приёмы и методы, направленные на формирование коммуникативных УУД на уроках  физической культуры:

Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.        в командных играх и эстафетах создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему, учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусов

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.        учить работе в группах, парах, соперничающих командах;

создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы

Следование морально-этическим и психологически Проанализировав  педагогическую литературу, различные статьи учителей физической культуры (в том числе опубликованные в сети Интернет), определила следующие приёмы и методы, направленные на формирование коммуникативных УУД на уроках  физической культуры:

 Универсальные учебные действия

Приёмы и методы

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.

выполнение общеразвивающих упражнений под стихотворное сопровождение (кроме того, стихи помогают организовать мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений, тренируют память)

Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.

комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

составлять свои комбинации упражнений, учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач, учить аргументировать свою позицию

Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

в командных играх и эстафетах создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему, учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусов

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

учить работе в группах, парах, соперничающих командах;

создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности; построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на воспитательные аспекты соревновательной деятельности

     В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся коммуникативных  УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение  работать в команде, группе.   В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

        Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в 1 классе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках физики

  Развитие российского общества выдвигает новые требования к личности обучающегося современной средней школы, в первую очередь, с позиции его успешной социализации, которая в значительной ...

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...

Педагогический проект "Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках русского языка"

Педагогический проект учиттеля русского языка и литературы филиала МБОУ сосновской СОШ №1 в п. Рабочий...

Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках физкультуры

Коммуникативные действия обеспечивают, к коммуникативным действиям относятся....

Мастер класс на тему: Формирование коммуникативных, универсальных действий на уроках физической

Материал содержит методику и принципы обучения на уроке физической культуры..  Правильность и рациональность построения педагогического процесса...