Подвижные игры на уроках легкой атлетики
учебно-методический материал по физкультуре

Медведева Ирина Владимировна

В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых ка­честв на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ.

1. Бег с высоким подниманием бедра, максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.

2. Бег с захлестыванием голени назад, с максимальной   частотой   движений.   3—4   серии по 12 м.

3. Ускорения высокого  старта (стартовый разгон). 5—6 серий по 9 м. Класс делится на 3—4 команды по 3—5 человек в каждой. Первые номера встают на стартовую линию. Вводится соревновательный элемент: стартуя одновременно по сигналу учителя, учащийся каждой команды должен как можно быстрее пересечь среднюю линию зала. После пересечения средней линии по инерции гасится скорость и бегун должен остановиться у противоположной стены зала, не касаясь ее руками.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ

«БЕГ ЗА МЯЧОМ»

(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесьмой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в беге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами располагаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

«ЗАЙЦЫ И КРОЛИКИ»

(рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», которые строятся через одного (вперемежку) в колонну по продольной оси зала лицом к учителю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные предметы (кубики, мячи, кегли), которых по количеству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

«БЕГ ПРЕСЛЕДОВАНИЕМ»

(рис. 3). В игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находящихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В. По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, принимают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п. По сигналу «Марш!» обе команды одновременно начинают бег, причем каждый из бегунов команды А старается догнать бегущего впереди соперника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С. За каждого осаленного игрока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

«ВСТРЕЧНЫЙ БЕГ»

(рис. 4). Две команды, принимающие участие в этой игре, строятся в колонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший > первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

«СКОРОСТНАЯ ЭСТАФЕТА»

(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в колонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обогнув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

1. Освоение равномерного темпа бега (рис. 6). Класс делится на четыре группы — по числу установленных в спортивном зале стоек А, В, С, Д. Группы (не более 3—4 учащихся) занимают места на своих отметках: первая группа — у стойки Д, вторая — у стойки А, третья — у стойки   В и четвертая — у стойки С.

По сигналу учителя, стоящего с секундомером в руках в центре зала, команды начинают бег на 1000 м в равномерном темпе. Чтобы преодолеть 1000 м за 5 мин., нужно пробегать 50 м (расстояние по кругу нашего спортивногоПодвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетикизала 12X24 м, приблизительно равно 50 м) за 15 сек. Учитель через каждые 15 сек. дает свисток. По первому свистку все группы одновременно принимают старт и бегут по кругу. Второй и затем каждый последующий свисток, звучащий через каждые 15 сек., должны точно соответствовать моменту прохождения групп около своих отметок Г,  Д, А, ,В, С. Бегуны вносят поправки в темп бега: они ускоряют его, если не добегают до своей отметки по свистку, или замедляют, если сигнал застал их уже за отметкой.

2. Бег в равномерном темпе под музыкальное сопровождение- Данное упражнение дается учащимся после того, как они освоили равномерный темп бега.

В зависимости от задачи урока бег использую во вводной части урока после небольшой разминки или в конце основной части. Для учащихся V класса продолжительность бега от 2 до 6 мин., VI—VII классов — от 3 до 7 мин. Например, в сентябре начиная с 3-го урока даю в VII классе 3 мин. бега, затем через каждые 2 урока прибавляю 1 мин. и довожу до 7 мин.

Мальчики и девочки (рис. 7) бегут противоходом вокруг стоек (девочки по внутреннему кругу). Педагог регулирует темп бега и обусловленным способом показывает, сколько минут осталось бежать. Бегуны, которые не выдерживают заданный темп, переходят на ходьбу в середине зала и после небольшого отдыха вновь продолжают бег.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

1. Эстафеты с использованием гимнастической скамейки. Класс делится на 3—4 команды, каждая садится на свою скамейку. Затем по сигналу учителя все команды встают и участники их, друг за другом обежав гимнастическую скамейку, быстро садятся по своим местам. На втором этапе эстафеты все делают 2 круга, на третьем этапе — 3 круга подряд и т. п. Команда-победительница определяется по последнему участнику, севшему на скамейку. Во время бега можно обгонять друг друга, касаясь рукой края скамейки. Но нельзя перепрыгивать через скамейку.

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетикиВариант (рис. 8). Исходное положение то же, но по сигналу учителя все команды встают со скамеек, бегут вперед и, обежав стойки А и В, возвращаются на свои скамейки.

2. Эстафетный бег по кругу (рис. 9). Дается в конце основной части урока. Класс делится на две смешанные команды, которые становятся по диагонали в колонны по одному на противоположных сторонах центральной линии С, разделяющей спортивный зал пополам.

По сигналу первые номера команд одновременно начинают бег по кругу и, обежав 4 стойки, передают эстафету вторым номерам, асами встают в конец колонны. Вторые номера, выполнив задание, передают эстафету следующим участникам, и т. д. Команда-победительница определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Варианты: каждый участник бежит 1 круг; каждый участник бежит 2 круга подряд; мальчики бегут 3 круга подряд, а Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетикидевочки на один меньше.

При проведении эстафеты следует учесть правила безопасности: чтобы не допустить столкновения учащихся во время бега и передачи эстафеты, играющие, ожидающие своей очереди, должны стоять в колонне в 2—3 м от места старта.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Учитывая, что учебные нормативы в прыжках трудны для выполнения многим учащимся, необходимо уделять постоянное внимание развитию скоростно-силовых качеств и прыгучести.

Упражнения, которые следуют ниже,необходимо использовать в основной части урока. Выполняются они с большой интенсивностью, однако девочкам количество повторений дается на 1—2 раза меньше, чем мальчикам. Учащимся, имеющим недостаточную физическую подготовленность, разрешаю, если они устали, пропустить 1—2 серии для восстановления сил. Но в любом случае я добиваюсь от учащихся технически правильного выполнения каждого упражнения, естественно, предварительно правильно показав и объяснив его.

1. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин. V класс: мальчики — 80—100 раз, девочки — 100—120 раз; VI—VII классы:   мальчики — 100—120 раз, девочки — 120—150 раз.

2. Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком двумя.3—4серии по 16—18 м.

3. Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.

4. Подскоки на одной, поочередно на левой и правой ноге, другая на опоре (гимнастическая скамейка). 4 серии по 15 раз.

5. Прыжки через натянутые поперек зала резинки(высота 30 см): стоя сбоку от резинки с двух ног две продвижением вперед; продвижение вперед — резинка между ног; над резинкой соединить колени и ступни ног, приземляясь— ноги   врозь. В упражнении важно, чтобы колени подтягивались к груди. 2—3 серии. После преодоления трех резинок (сделав не менее 10—12 прыжков через каждую резинку) отдых 20—40 сек.

6. Прыжки в высоту через резинку, натянутую на высоте 40-—60 см, способом «перешагивание» правой левой стороны от нее, с продвижением вперед, поочередно отталкиваясь то правой, то левой ногой. Обращать внимание то, чтобы учащиеся правильно выполняли не только толчок, но и маховые движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическая разработка «Значение подвижной игры «Караси и щуки» для формирования двигательных способностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футбола»

Учебно – методическая разработка  «Значение подвижной игр «Караси и щуки» для формирования двигательныхспособностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футб...

Открытый урок 3 класс. Тема: "Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики".

Открытый урок 3 класс. Тема: "Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики"....

подвижные игры с элементами легкой атлетики

Цель: использование подвижных игр с элементами легкой атлетики для всестороннего и гармоничного  развития детей среднего школьного возраста....

Подвижные игры на уроках лёгкой атлетики

При применении подвижных игр учебный процесс становится более интенсивным, что способствует оживлению учебно-тренировочного процесса....

Подвижные игры на материале лёгкой атлетики

laquo;Чем может взволновать ребёнка день ото дня предлагаемая ему одна и та же схема построения урока: рапорт, постановка задач, строевые упражнения, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, обучение...

Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс. Тема урока Подвижные игры на материале легкой атлетике: метание и броски. «Посадка картофеля», «Попади в обруч», «Кот и мыши».

Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс. Тема урока Подвижные игры на материале легкой атлетике: метание и броски. «Посадка картофеля», «Попади в обруч», &la...

ДОКЛАД «Подвижные игры на уроках и тренировочных занятиях по легкой атлетике»

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, в соответствии с требованиями программы. Для активизации упра...