Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
статья по физкультуре

Вера Евгеньевна Кочкина

Статья о проблемах сохранения здоровья у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.

Кочкина Вера Евгеньевна – учитель физкультуры ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга.

      Охрана здоровья подрастающего поколения - наша важнейшая задача. К сожалению, в последние годы отмечаются негативные тенденции, обусловленные резким увеличением хронических заболеваний у детей и подростков.

      В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

     На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

      В результате исследования здоровья школьников,  проведенного министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет [40].

      Самую большую группу составляют дети, находящиеся "между здоровьем и болезнью" - в третьем состоянии. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза - еще не свидетельство здоровья [40].

     Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

         Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. 

       По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [6], в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

        Нужно отметить, что у подростков с различными зрительными нарушениями довольно часто наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92% незрячих детей наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего, различной степени скалеозы, при этом неправильная осанка встречается в 67% случаев, а плоскостопие в 35% случаях.

        Комплексные обследования, проведенные сотрудниками Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института, показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [19], в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются у 17% школьников.      Можно ли что-то изменить? Можно, если формирование здорового образа жизни возвести в ранг государственной политики. Такую политику, безусловно, поддержит подавляющее большинство общества. Тем более, если она не ограничится борьбой с курением и призывами заниматься физкультурой. Ведь понятие «здоровый образ жизни» подразумевает не только отсутствие у человека вредных привычек, наличие гигиенических навыков, но и безопасные для здоровья условия жизни и работы. Понятно, что формирование таких условий — дело не одного дня, особенно с учетом реального положения дел в России.

      Потеря системы массового участия подрастающего поколения в подвижных и спортивных играх на воздухе, «перекочевав» к компьютерам с играми сомнительного качества.  Отрицательное воздействие этих игр на интеллектуально-нравственную составляющую детей,  вред  гиподинамии, создающей благоприятные условия для развития хронических заболеваний физического тела.

Все это              волнует сегодня общество   и стало предметом беспокойства и  президента России Путина В.В,   выступившего инициатором нового Закона о физической культуре и принятия других мер по   оздоровлению подрастающего поколения. Благодаря чему в школе введен 3 урок физкультуры.

      Все дети распределены в 3 группы  по состоянию здоровья:  основную, подготовительную и специальную.  Контроль  распределения на физкультурные группы несет врач врачебно-физкультурного диспансера.

       Ребята основной группы проходят программу в полном объеме, учителя физкультуры стараются привлечь их к  занятиям в спортивных секциях, к подготовке  и участию в соревнованиях.

       Школьники подготовительной группы занимаются по основной программе, но с меньшей нагрузкой и с исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. Кроме урочных  занятий им предлагаются дополнительные занятия, где они могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в бамбинтон, н.теннис.

       Дети специальной группы тоже должны работать над своей физической подготовкой.

      Для них врачебно-физкультурный диспансер разработал ЛФК, который регулярно должен выполняться. Преподаватели физкультуры предлагают занятия ходьбой, дыхательной гимнастикой,  игру н.теннис, дарц.

      В заключении хочется пожелать всем родителям и детям учителям сил и здоровья, успехов в учебе и формировании здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Современный подход к одежде как один из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения»

Дорогие женщины, девушки, девочки сохраняйте своё здоровье не только физически, но и энергетически. Не забывайте кто вы есть на самом деле....

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Формирование и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Актуальность,перспективность и концептуальность опыта, педагогическая идея и результативность....

«Здоровье подрастающего поколения – будущее здоровье нации!»

   Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи, связанные с развитием нашей огромной страны, продвижен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ

1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над  которой  я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...

Методическая мастерская на тему: «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни посредством через использование спортивных игр». Конкурс "Учитель года - 2022"

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. А.Леонов...