Игры народов мира, подборка для 4 класса
картотека по физкультуре
Подборка подвижных игр разных народов мира может быть использована в рамках третьего часа в неделю на уроках физкультуры, а так же на динамических часах и прогулках, в начальных классах школы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка игр для уроков физкультуры в 4 классах | 49.4 КБ |
Предварительный просмотр:
4 классы
Подвижные народные игры
Эстонские Народные Игры
- «Море волнуется» (на корабле) стр.212
Игроки сидят кружком. Капитан присваивает каждому играющему название какого-либо предмета из корабельной обстановки.
Затем он начинает двигаться по внешнему кругу за спинами сидящих и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания.
Все названные капитаном «предметы» встают, выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки, капитан выкрикивает: «Море волнуется!» Дети начинают двигаться, изображая волны. Команда капитана «Море, утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять обозначенные места. Оставшийся без места игрок становится новым капитаном.
Правила игры. Строиться за капитаном нужно в порядке названных предметов. Занимать места можно только по сигналу. Садиться разрешается на любой свободный стул.
2. «Черное и белое» стр.211
Две команды - «Черные» и «Белые» - стоят в шеренгах лицом друг к другу. Ведущий бросает картонный диск, у которого одна сторона черная, другая - белая. В зависимости от того, какая сторона при падении окажется наверху - белая или черная, - одна команда начинает ловить другую. Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию дома. Побеждает та команда, на счету у которой за время игры окажется больше пойманных противников.
Правила игры. Ловить противников можно только после констатирующих слов ведущего: «Белые!» (Или: «Черные!») Догонять убегающих игроков можно только до линии дома. Пойманные за линией дома не засчитываются.
Немецкие народные игры
2.«Ханс, иди ко мне» стр.185
(определить на слух способ передвижения)
Игроки сидят, закрыв глаза, спиной к ведущему. Ведущий на другой стороне площадки, говорит: - Раз, два, три, Ханс, иди!
Названный игрок спрашивает: - Как я должен идти?
Ведущий выбирает способ передвижения: на носках, прыжками, прихрамывая и т.д. проходит площадку и обратно. Выбранный игрок старается воспроизвести услышанное на слух действие и повторить. Возможен командный вариант: команда выполняет действие на слух, кто точнее выполнит задание, новый ведущий.
Кабардино-балкарские народные игра
4.«Повелитель лунки» стр.50
В центре площадки выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Считалкой выбирают повелителя лунки. Повелитель садится на расстоянии 3 - 5 м в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2 - 4 м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места (или догоняя игрока). Осаленные игроки выходят из игры. Если названный повелителем игрок промахнулся, то он сам выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.
Правила игры. До начала игры дети договариваются, как будут салить: с места или догоняя игроков. Нельзя выбегать за условленную территорию. Определяется расстояние между мячом и игроками, так как от этого зависит степень сложности игры. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскоков.
Молдавские народные игры
5. «Яблоко» (де-а мэрул) стр. 183
Играют одновременно до пятнадцати детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:
Яблоко, червивое яблоко, Ветер дует, оно падает,
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.
Правила игры. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один - тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.
Марайские народные игры
6. «Катание мяча» стр.61
Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5 м от черты, за которой располагаются играющие, лежит кольцо (диаметр чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в цель. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в «ямку», катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.
Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
7. «Биляши»
На площадке чертят две линии на расстоянии 3 - 4 м одна от другой. Игроки, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.
Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.
Армянские народные игры
8. «Банки разрушились» (Пирамида) стр.116
В середину начерченного круга ставят три цилиндрические фигуры – «банки» - одну на другую. Выбирают водящего, который стоит у круга. Другие отходят на 3 - 5 м за линию, откуда бьют мячиками по банкам. Впереди этой линии отмечают границу другой линией, до которой водящий может ловить игрока. Не попав в банку, игрок бежит к своему мячику, берет его и старается вернуться на место. Если водящий поймает его в этот момент, они меняются ролями. Если игрок добежит до мяча и поставит на него ногу, водящий не должен ловить его, но он может поймать игрока, когда тот побежит с мячом обратно. Если же игрок попал в банки, он получает право спокойно вернуться на свое место.
В течение игры можно несколько раз попадать в башню из банок, разрушая ее. Разрушенную башню складывает водящий. Пока башня не восстановлена, водящий не имеет права бежать за игроками, поэтому игроки стараются отбить банки как можно дальше. Если водящий не успеет никого поймать, то все возвращаются на свои места и снова бьют по банкам. Но если он успеет поставить башню и поймать кого-нибудь из игроков, то меняется с ним ролями.
Правила игры. В башню из банок бьют, не заходя за линию. Преследовать игрока можно до условной линии, начерченной перед линией броска. Игроки должны брать только свой мячик.
9.«Земля, Вода, огонь и Воздух» стр.11
Игроки встают в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Правила игры. Ошибающийся не играет.
Белорусские народные игры
10. «Просо» (или Антошка) стр.131
Игроки встают в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:
- Приходи к нам просо полоть. - Не хочу - А кашу есть? - Хоть сейчас! - Ах, ты ж, лодырь!
После этих слов ведущий и лодырь (гультай) обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.
Правила игры. Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, лодырь!» Чтобы ведущий и гультай не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, а гультай - за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.
11. «Посадка картошки» стр.137
Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, - капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.
Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.
Грузинские народные игры
12. «Защитник» стр. 150
На площадке чертится круг диаметром 2 - 3 м.
Двое из игроков по жребию идут в центр круга: один присаживается на корточки, а второй (защитник) кладет ему руку на голову и, не отнимая ее от головы, обходит сидящего товарища то справа, то слева. Остальные игроки, свободно расположившись за кругом, стараются коснуться сидящего рукой, а защитник стремится их осалить (коснуться рукой или ногой). Если защитнику удается это сделать, то осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитником, а последний присоединяется к остальным игрокам.
Игра каждой пары длится не более 2 - 3 минут.
Правила игры: Касание игрока не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего. Ногой разрешается осаливать только ниже колена. Мешать защитнику (толкать, дергать) запрещается. В случае некорректного поведения игрок выводится из игры.
Казахские народные игры
13. «Ястребы и ласточки» стр.154
В игре участвует неограниченное число игроков. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут ястребы, во втором - ласточки. Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит между игроками и говорит слова раздельно: лас - пауза - точка, или яс..., а окончание слова не произносит. Тогда группа, чье название произнесено полностью, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.
Правила игры. Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
Латвийские народные игры
14. «Путешественник» (города) стр.166
Участники игры садятся в круг. Один лишь путешественник остается в центре круга. Сидящие по кругу тихо, так чтобы путешественник не слышал, выбирают для себя наименования знакомых городов или местностей. Путешественник вслух называет города, откуда и куда он хочет проехать, на пример: «Я путешествую из Риги в Москву». Участники игры, выбравшие эти названия городов, встают и меняются местами. Путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, продолжает путешествие.
Правила игры. Садясь на свободное место, нельзя толкать друг друга.
Киргизские народные игры
15. «Клади платок» стр.162,
Игроки рассаживаются по кругу на расстоянии одного или двух шагов друг от друга. Водящий остается за кругом. Он берет в руки платок, свернутый жгутиком. Обегая круг за спинами сидящих игроков, он незаметно подкладывает платок одному из них и продолжает бежать по кругу. Если играющий заметит у себя за спиной платок, он поднимает его и старается догнать водящего, а тот стремится занять свободное место. Если водящий добежит до платка раньше, чем его обнаружит сидящий, то он поднимает платок, продолжает бежать и кладет платок за спиной любого другого игрока.
Правила игры. Игроки, сидящие в кругу, не должны оглядываться и подсказывать друг другу. Догоняя ведущего, играющий может незаметно положить платок на спину другому игроку. Все бегут в одном направлении.
16. «Тополь» стр.163
Выбирается водящий - это тополь. Он стоит в центре круга. Игроки, располагаясь по кругу, приседают. Игра начинается после произнесения слова «Тополь!» Находящиеся в кругу дети договариваются между собой условными знаками, действиями (кивком или поворотом головы, подмигиванием, взмахом руки и т. д.) и быстро меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Оставшийся без места игрок становится водящим. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры. Меняться местами могут дети, находящиеся через одного, двух и т. д. игроков: игрокам-соседям это делать запрещено. Одновременно могут меняться местами несколько пар. Об этом игроки договариваются заранее.
Игры Народов Сибири и Дальнего Востока
17. «Тройной прыжок»
На снегу проводится черта, игроки становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.
Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.
18. «Охота на волка» стр.105
Охотник встает в 4 - 5 м от «волка» (большой обруч). Он должен попасть мячом в «бегущего волка». Двое игроков прокатывают обруч то влево, то вправо.
Правила игры. Кидать мяч в «волка» следует с заданного расстояния.
Осетинские народные игры
19. «Метание с плеча» стр. 67
Для этой игры берется мешочек с песком массой 200 - 300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.
Правила игры. Место удара мешочка о землю отмечается. Выигрывает тот, кто бросит дальше всех.
20. «Метание снизу»
Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.
Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.
Правила игры. При повторении игры мешочек бросают левой рукой.
Литовские народные игры
21. «Цветы» (салки) стр.17
Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, лилия, нарцисс и т. д.). Одно и, то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, на пример роза, начинает игру. Она вызывает какой-нибудь цветок, на пример мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок.
Игроки могут называться не только цветами, но и зверями, рыбами и т. д.
Правила игры. Пойманный игрок меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название Цветка. Побеждает тот, который ни разу не был пойман.
22.«Охотник» стр.176
Из числа игроков выбираются охотник и лесник. Охотник идет к леснику и жалуется: «Хочу поохотиться, но нет леса». «Лес можно посадить», - говорит лесник. Приводит несколько игроков и расставляет по разным местам площадки на расстоянии примерно двух-трех шагов друг от друга. «Вот тебе и лес», - говорит он. «А на кого мне охотиться, если нет зверей?» - жалуется охотник. Тогда лесник ставит за деревьями остальных играющих и дает им названия разных зверей. «Какого зверя хочешь поймать?» - спрашивает лесник. «Лису», - отвечает охотник. Названный зверь должен убегать, а охотник гнаться за ним. Деревья поднимают ветви (расставляют руки) и стараются помешать охотнику, поймать зверя. Если он все же поймает добычу, игроки меняются местами. Если не поймает, выбираются новые действующие лица и игра начинается сначала.
Правила игры. Деревья, стараясь закрыть дорогу охотнику, могут одной ногой сделать шаг в любую сторону. Зверь считается пойманным, если охотник дотронулся до него рукой.
Русские народные игры
23. «Краски» стр14
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
- Тук, тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, на пример: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
24. «Заря», стр.21
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила,
Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Игрок не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Башкирская народная игра
25. «Липкие пеньки» стр37
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
Северо-Осетинские народные игры
26. «Жмурки-носильщики»
Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов - это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в десяти - пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.
Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой. Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.
Татарская народная игра
27. «Мяч по кругу»
Игроки, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15 - 25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
Литература: А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры»
Подвижная игра «Перестрелка»
Перед началом игры площадку размечают следующим образом:
• Площадка делится пополам. Каждая половина – это территория одной команды.
• У задней линии площадки обозначается линия «плена». Здесь будут находится «выбитые» игроки противоположной команды.
Схема разметки площадки для подвижной игры «Перестрелка»
Игроки обеих команд произвольно располагаются на своих половинах поля. Цель игры – попасть мячом в игрока противоположной команды и увернуться от мяча самому. Если в игрока попали мячом, то он отправляется «в плен». Из плена можно «выручиться», если игроки своей команды перебросят мяч «пленному», он поймает его «с лету» и перебросит обратно игрокам своей команды. Игра идет на заранее оговоренное время (около 10 минут), после чего судья останавливает игру и подсчитывает количество пленных. У какой команды пленных меньше, та и становится победителем. Игра может быть закончена досрочно, Если все игроки одной из команд оказались в «плену», то игру заканчивают досрочно.
Правила подвижной игры с мячом «Перестрелка»
• В ходе игры участники не имеют права заходить на половину площадки противника.
• Салить можно только мячом, который не коснулся земли или другого игрока. Если мяч коснулся земли, его можно смело подбирать и кидать в противника.
• Салить мячом можно в любую часть тела, кроме головы
• Летящий мяч можно ловить, но если игрок, поймавший мяч, его выронит, он считается осаленным и отправляется «в плен».
• Если игроку удалось поймать летящий мяч, то игрок противоположной команды, бросивший этот мяч отправляется «в плен».
• Если мяч упущен и укатился в зону «плена», то находящиеся там игроки могут выбивать таким мячом игроков противника.
• С мячом нельзя бегать по площадке, но можно передвигаться, ведя мяч как в баскетболе.
• Мяч можно перебрасывать игрокам своей команды, но не более трех раз подряд.
• Если мяч вышел за границу поля, то судья вбрасывает его на территорию той команды, из-за линии которой он укатился.
• При нарушении правил мяч передается команде противника.
• В начале игры мяч разыгрывается судьей на центральной линии между капитанами команд. Мяч подбрасывают, а капитаны стараются отбить его в сторону своей команды. Такое разыгрывание можно заменить жеребьевкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по физической культуре "Игры народов мира" для 1 класса.
p { margin-bottom: 0.21cm; } «...У всех народов существует более или менеезначительный запас игр, характеризующих донекоторой степени быт народа.»(Гориневский В.В.) Программа «Подвижные иг...
Русские национальные виды спорта и игры народов мира
Русские национальные виды спорта и игры народов мира...
Игры народов мира
Дополнительное образование для 5-8, 9, 11 классов на базе подвижной игры: "Снайперы" ("Народный мяч"), углубленного изучения техники и тактики в играх волейбол и баскетбол....
Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")
Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....
Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.
Урок направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...
Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.
Урок направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...
интеллектуальная игра " Необычные традиции и обычаи народов мира" МХК 8 класс
Данная интеллектуальная игра курса МХК поможет провести итоговое занятие , посвященное обычаям и традициям народов мира, расширит кругозор учащихся, позволит им узнать новое о народах планеты...