Особенности физического развития детей 9-10 лет при занятиях горнолыжным спортом
статья по физкультуре
В статье рассказывается об особенностях физического развития детей 9-10 лет. Как они должны правильно заниматься спортом, и в частности лыжной подготовкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности физического развития детей 9-10 лет при занятиях горнолыжным спортом | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности физического развития детей 9-10 лет при занятиях горнолыжным спортом.
Школьный возраст 9-10 лет характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длинна тела увеличивается в большей мере, чем его масса . Организм детей этого возраста по своим физиологическим возможностям отличается от организма взрослого человека. Они более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение) и хуже переносят физические нагрузки. Поэтому при проведении занятий по лыжной подготовке необходимо учитывать физиологические особенности школьников. В 9-10 лет происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, а именно центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов. К 9 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создаёт основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для целенаправленного произвольного поведения .
Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с этим ребёнок этого возраста лучше выполняет сильные и размашистые движения, а не мелкие и требующие точности. Мышечная система развивается очень активно. Даже при небольшой массе мышцы довольно сильны, хотя особой выносливостью не отличаются. При повышенной физической нагрузке мышцы школьников быстро утомляются, однако так 39 же быстро восстанавливают свою работоспособность. Отсюда следует, что физическая выносливость позволяет повысить способность и будет носить относительный характер утомляемости, в которой нервно – психическая подготовленность проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25 – 30 минут после начала занятий. Поэтому занятие физическими упражнениями на свежем воздухе повышает работоспособность детей младшего школьного возраста. Увеличение мышечной системы у детей 9-10 лет отличается относительной стабильностью. В этом возрасте происходит активное окостенение тазовых, плечевых, а также костей запястий, пястей, фаланг, пальцев. Постепенно увеличивается грудная клетка, которая принимает в дыхании активное участие. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке позвоночника. Неправильная дозировка при выполнении упражнений может привести к задержке роста ребенка .
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо уменьшается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание учеников является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности школьника, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности и развитием физических качеств. Эффективно организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребёнка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость. 40 Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников второго класса является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные. Целесообразное физическое воспитание школьников – необходимое условие нормального развития всего детского организма. Благодаря двигательной активности, оно обеспечивает развитие сердечно – сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что, когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют умеренный двигательный режим. Школьный возраст детей 9-10 лет является наиболее благоприятным для развития физических качеств (быстроты, силы, ловкости и общей выносливости).
Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на свежем воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований. В зимнее время, когда двигательная активность детей заметно снижается, лыжная подготовка, в силу своих особенностей, позволяет успешно решать задачи физического воспитания .
Физическая нагрузка при проведении уроков по лыжной подготовке очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжную подготовку как средство физического воспитания для школьников 2 класса Занятия по лыжной подготовке не только позволяют развивать двигательные качества и умения, необходимые для активной жизнедеятельности школьников четвертого класса: быстроту, силу, ловкость, выносливость, но и способствуют укреплению здоровья ребенка. 41 Уроки по лыжной подготовке сопровождаются высокими суммарными энерготратами для школьников. Для того чтобы восстановить энергетические ресурсы, которые постоянно расходуются в результате деятельности скелетных мышц, организму школьника требуется кислород. В процессе передвижения по трассе со скоростью 4,3- 5,3 м/с потребление кислорода у девочек составляет 3,3-3,8 л/мин, у мальчиков – 3,8-4,7, на подъемах – до 6 л/мин. Необходимо отметить, что потребление кислорода увеличивается пропорционально напряженности работы. При передвижении со слабой интенсивностью (ЧСС до 130 уд/мин) допустимо редкое глубокое дыхание через нос и рот с частотой 25-40 дыханий в минуту. В процессе напряженного урока для обеспечения большой легочной вентиляции (150 л/мин и больше) дыхание учащается (50-80 дыхания в минуту) и требуется дыхание через рот. В этом случае наиболее рациональным является смешанное, диафрагмальное и брюшное дыхание, что должен объяснить учитель с доступной форме. В тот момент, когда происходит физическая нагрузка, потребление кислорода увеличивается почти в 15, а то и 20 раз. В этот же момент усиливается вентиляция легких, благодаря чему выделяется необходимое количество кислорода для тканей организма и выводится углекислый газ. Основными показателями работоспособности органов дыхания является частота дыхания, жизненная емкость легких, дыхательный объем, кислородный запас, легочная вентиляция, потребление кислорода, кислородный долг и так далее. Дыхание в свою очередь принято делить на внешнее и внутриклеточное. Внешнее дыхание – это процесс обмена воздуха, происходящий между окружающей средой и легкими. Внутриклеточное дыхание – процесс обмена кислородом и углекислым газом, происходящий между клетками тела и кровью. При занятиях по лыжной подготовке у младших школьников совершенствуется регуляция дыхания, в том числе и произвольная 42 регуляция, реализуемая вовремя речевой функции. Максимальная легочная вентиляция в 9-10 лет составляет 50 л в минуту.
В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся. Таким образом, при изучении и совершенствовании техники передвижения на лыжах имеется хорошая возможность использовать готовый рефлекторный механизм подчинения дыхания темпу движений
В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал на развитие физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли дополнительно к двум урокам в неделю провести еще 1-2 занятие на лыжах в свободное от учебы время. Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с первого класса, длительное передвижение на лыжах и преодоление коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе длительность передвижения в медленном темпе с 1км. в первом классе постепенно увеличивая до 3км. в четвертом классе. Во время длительного передвижения на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая друг другу. Начиная с 5-го класса дистанции, проходимые с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают к 8-му классу 4км. у мальчиков и 3км. у девочек. Но на уроке нет времени для увеличения 43 нагрузки в этом виде, так как значительная часть урока уходит на обучение способам передвижения. В процессе урока учащимся необходимо ознакомиться с переменным методом тренировки, включая в уроки прохождение дистанции с ускорением на отрезках 300-500метров у мальчиков и 250- 300метров у девочек. Развитие физических качеств также осуществляется на уроках, для этого следует в документах учебного планирования предусмотреть средства и методы тренировки. Но, кроме этого, повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств достигается повышением общей и моторной плотности урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики
В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста
Физическое развитие...
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возрастаВыполнила: инструктор по физической культуре Шевкина Юлия Алексеевна Первая квалификац...
Организация индивидуальных и групповых занятий, направленных на коррекцию умственного (физического) развития детей.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и про...
Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики
Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики...
"Теоретические аспекты физического развития детей в процессе занятий хореографии средствами народного танца"
Методическая разработка педагога Денисова Г.В....
Возрастные особенности психического и физического развития детей 2-3 лет.
Материал выступления на первом родительском собрании. Раскрывает особенности психического и физического развития детей 2-3 лет....