Внеурочный (коррекционный) курс: Физическая культура. Плавание.
рабочая программа по физкультуре

Елена Александровна Гусаренко

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

-  Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Сборника нормативных документов. Физическая культура. федеральный компонент Государственного стандарта, автор Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев

- На основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов 7 вида, автор Р.Д Тригер

- На основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11кл. авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №_____

от «__»_________г.

Руководитель ШМО___________

Согласовано

Зам. директора по УР

____________________

«__» ______________г.

Утверждено

приказом директора

№___от  «__» _______г.

Рабочая программа

Название внеурочного (коррекционного) курса: Физическая культура. Плавание

Период функционирования рабочей программы    1 год

Ф.И.О. разработчика программы         Гусаренко Елена Александровна

г. Николаевск-на-Амуре

                                                                     2017-2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

-  Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Сборника нормативных документов. Физическая культура. федеральный компонент Государственного стандарта, автор Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев

- На основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов 7 вида, автор Р.Д Тригер

- На основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11кл. авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.

В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы. Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.

Основная идея программы: реализация программы обучения плаванию в школе, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной и социальной сферах, укрепление здоровья учащихся и коррекция общего физического развития.

Программа преследует следующую цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения плаванию, физическим упражнениям и техническим действиям, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям плаванием, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

- Выработка  у учащихся положительного интереса к занятиям плаванием.

- Овладение  жизненно необходимых навыков плавания.

- Обучение  технике основных стилей спортивного плавания ( кроль на груди, кроль на спине).

- Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и  плавания.

- Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи.

Содержание курса

         На занятиях по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.

Основные задачи подготовки:

- укрепление здоровья и закаливание;

- овладение жизненно необходимым навыком плавания;

- обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;

- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

- воспитание морально-этических и волевых качеств.

         Теория:

Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в начальной школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.

          Практика:

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Техника плавание кролем на грудиДвижения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Техника плавание кролем на спинеСкольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук,  плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук,  проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.

Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.

Игры: «Поплавок», «Медуза», «Звездочка», Хоровод», «Фонтан», «Буря на море», «Спрячься в воду», «Охотники и утки», «Качели»

При плавании кролем на груди и кролем на спине показать правильную технику в согласовании работы рук, ног и дыхания.

Универсальные учебные действия (УУД)

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «плавание» учащиеся по окончании учебного года должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры:

Знать и иметь представление:

О способах и особенностях движений и передвижений человека. О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений. О способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

         О терминологии разучиваемых упражнений;

         О физических качествах и общих правилах их тестирования;

Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур профилактики нарушений осанки;

О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

       Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий плаванием.

Личностные УУД:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями по основам организации и проведения занятий по плаванию  оздоровительной  направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;

• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области эстетической культуры:

• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий плаванием;

• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

Коммуникативные УУД:

• способность интересно и доступно излагать знания о плавании в целом;

• способность формулировать цели и задачи занятий по плаванию;

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы

• способность регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств.

Познавательные УУД:

Знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

Регулятивные УУД:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и содержательного наполнения;

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из плавания, активное их использование в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Коррекционная работа

- профилактические и коррекционные упражнения дыхательной гимнастики, - упражнений на координацию движений,

- упражнения и игровые движения  на формирования правильной осанки и укрепления свода стопы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей.

Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.

Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.

В рамках реализации программы и популяризации плавания в течение учебного года проводятся соревнования:

- “Веселые старты” на воде.

        При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

“Комплексная программа физического воспитания учащихся I–XI классов”. - В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г.

Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006 г.

Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Полезные советы и рекомендации для родителей и детей младшего школьного возраста по физической культуре, плаванию и шахматам.

«Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие»Аристотель....

ВКР по специальности 050.720.65 «Физическая культура» "Плавание как фактор формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста"

Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста....

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...

Урок физическая культура(плавание) 2 класс

Урок общеметодологической направленности.Совершенствование согласования движения рук и ног с дыханием при плавании брассом....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Рабочая программа по физической культуре (Плавание)

Рабочая программа по физической культуре (Плавание)...