Статья "Сравнительный анализ интереса и мотивации к урокам физической культуры у школьников разных возрастов"
статья по физкультуре
Тема особенно актуальна сейчас, во время информационных технологий, когда Интернет-общения и онлайн игры приковывают детей к ПК. Существует множество сопутствующих факторов, которые могут отрицательно влиять на интерес к урокам физической культуры у школьников разного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gen_as.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Сравнительный анализ интереса и мотивации к урокам физической культуры у школьников разных возрастов»
Автор: Ген Анастасия Сергеевна, учитель физической культуры ГБОУ школа № 507, СПб.
Тема особенно актуальна сейчас, во время информационных технологий, когда Интернет-общения и онлайн игры приковывают детей к ПК. Существует множество сопутствующих факторов, которые могут отрицательно влиять на интерес к урокам физической культуры у школьников разного возраста. Во многом интерес к урокам физической культуры в меньшей степени зависит от учителя, он зависит от семьи, взглядов родителей, их примера, благосостояния. Одним из факторов является период, когда школьник может определить для себя, что интереснее, урок, на котором от него будут требовать то, чего он не может или не хочет делать или доступное удовольствие, в виде онлайн игры или общения в чатах. Дети находят большой интерес в играх не только дома за компьютером, как это было лет 10 назад, но и в школе, «сидя в телефоне». Их игра всегда под рукой.
К сожалению, не существует чёткого ответа на то, как решить вопрос о повышении интереса к физической культуре у школьников. Все отвечают на него по-своему, но не все решения подходят конкретной школе, учителю, конкретному классу и ученику. Школе, а в частности учителю, необходимо находить разные решения, как можно больше разных вариантов, чтобы минимизировать риски неверных решений. Примерять их в своей школе, к своим ученикам, мотивам, которые заставляют их проявлять интерес к занятиям, либо относиться к урокам физической культуры равнодушно. Важную роль играет не только опыт учителей, но и понимание современных реалий, современного общества и новых детей. Нужно понимать, что дети изменились: какие дети сейчас, такими они не были раньше. Необходимо также понимать, чего они хотят и что их интересует больше.
Возможно, что интерес к урокам физической культуры может меняться у школьников в зависимости от их возраста и класса. Для подтверждения этого предположения был проведен сравнительный анализ интереса к физической культуре у школьников разных возрастов.
Для изучения степени мотивации и интереса школьников к занятиям физической культурой использовались методы анкетирования. Анкетирование учащихся проводилось школе среди разных возрастных групп. В эксперименте прияли участие учащиеся 4-го (9-11 лет), 8-го (13-14 лет), 11-го (17-18 лет) классов. Результаты анкетирования определяли:
- уровень мотивации к занятиям физической культурой; 2. интерес учащихся к
физической культуре и спорту (уровень причастия учеников к спортивной деятельности как в школе, так и во вне, посещение ими дополнительных спортивных секций);
3. удовлетворённость, либо неудовлетворённость учеников уроками физической культуры (способом проведения, нагрузкой, учителем); 4. предпочтение детьми упражнений различной направленности, объема и интенсивности нагрузок.
Полученные данные были сведены в таблицы по каждой возрастной группе и проанализированы. Для наглядности и лучшего восприятия представим полученные результаты, округлив их, в сводной таблице.
Таблица
Степень мотивации и интереса школьников разных возрастных групп к занятиям физической культурой
Мотив | 4 класс | 8 класс | 11 класс | ||||||
мальчики | девочки | общий | мальчики | девочки | общий | мальчики | девочки | общий | |
Самосохранение здоровья | 7,50 | 7,25 | 7,38 | 6,38 | 5,38 | 5,88 | 7,25 | 7,38 | 7,31 |
Самосовершенствование | 7,25 | 6,75 | 7,00 | 5,63 | 5,75 | 5,69 | 6,00 | 7,50 | 6,75 |
Двигательная активность | 7,00 | 7,50 | 7,25 | 6,13 | 5,50 | 5,83 | 5,00 | 8,25 | 6,63 |
Оценка окружающих (внешняя стимуляция) | 6,38 | 7,63 | 7,00 | 5,13 | 5,13 | 5,13 | 4,63 | 4,88 | 4,75 |
Приобретение практических навыков | 6,88 | 6,75 | 6,81 | 6,00 | 5,25 | 5,63 | 7,00 | 6,25 | 6,63 |
Общение | 7,75 | 8,00 | 7,88 | 7,25 | 5,38 | 6,31 | 7,75 | 7,75 | 7,75 |
Доминирование | 6,25 | 6,75 | 6,50 | 6,13 | 5,75 | 5,94 | 8,25 | 7,00 | 7,63 |
Физкультурно-спортивные интересы | 7,00 | 6,63 | 6,813 | 6,13 | 4,50 | 5,31 | 5,63 | 6,13 | 5,88 |
Соперничество | 7,25 | 6,88 | 7,06 | 5,88 | 5,13 | 5,50 | 6,00 | 6,00 | 6,00 |
Удовольствие от движений | 8,13 | 7,63 | 7,88 | 6,88 | 6,75 | 6,81 | 6,75 | 8,13 | 7,44 |
Игра и развлечение | 8,38 | 8,75 | 8,56 | 6,00 | 5,00 | 5,50 | 6,00 | 6,38 | 6,19 |
Подражание | 3,75 | 3,63 | 3,69 | 3,88 | 3,88 | 3,88 | 4,88 | 3,75 | 4,31 |
Привычка | 7,00 | 6,63 | 6,81 | 5,63 | 5,38 | 5,50 | 5,50 | 8,25 | 6,88 |
Положительные эмоции | 8,75 | 8,63 | 8,69 | 6,13 | 5,25 | 5,69 | 6,38 | 8,25 | 7,31 |
В 4 классе, в котором проходило анкетирование среди мальчиков и девочек, были выявлены два основных ведущих мотива, это игра и развлечение и положительные эмоции, а самым слабым мотивом явилось подражание. Положительные эмоции это ведущий мотив, потому что к 4 классу ученики являются сплочённым коллективом, они понимают и могут выполнять задания и требования учителя, которые у них уже получаются, что и приносит массу положительных эмоций. Отсюда следует, что в 4 классе проведение уроков в игровой форме, для изучения различных разделов дисциплины, будет восприниматься и усваиваться учащимися лучше. Давать им мотивацию для дальнейших занятий. Поэтому мотив игра и развлечение также является ведущим мотивом.
Из таблицы видно, что общий преобладающий мотив к занятиям физической культурой в 8 классе является «Удовольствие от движения», однако он – средне выраженный мотив. Ведущего, то есть самого главного мотива к занятиям у учеников 8 класса, которые были опрошены, нет. Это может объясняться тем, что в этот возрастной период (13-14 лет) у мальчиков и девочек происходит половое созревание. Состояние нервной системы находится под сильным влиянием желез внутренней секреции. В этот период подросткам присуща повышенная раздражительность и быстрая утомляемость. Они очень чувствительны к несправедливым решениям и действиям. Также одним из главных факторов спада мотивации в этом возрасте является доступность виртуальной реальности под рукой. Практически у всех учеников в наше время имеются смартфоны с доступом в интернет и различными играми, и не редко дети, особенно если они не отличаются высокими достижениями, предпочитают гаджеты занятиям. Именно поэтому случается так, что в этот временной отрезок мотивация детей к занятиям идёт на спад. Однако, мотивация зависит не только от ребёнка, она зависит от окружающего мира, от жизненной ситуации, в которой находится каждый конкретный подросток.
Ведущими мотивами учеников 11 класса являются: самосохранение здоровья, общение, доминирование, удовольствие от движений и положительные эмоции. Слабовыраженный мотив, как и в предыдущих классах – подражание. В этом возрасте (17-18 лет) на уроках физической культуры наблюдается стабильная мотивация, так как ученики уже овладели разными разделами дисциплины в достаточной мере, и могут быть расслаблены эмоционально. На уроках физической культуры (а также в различных секциях или во время самостоятельных занятиях) они могут избавиться от напряжения, которое вызвано подготовкой к экзаменам и поступлению в университеты, восстановить силы, что даёт заряд энергии и положительные эмоции.
Если проследить динамику изменения мотивации в разные возрастные периоды, можно увидеть, что мотивация в начальной (4 класс) и старшей (11 класс) школе примерно на одном высоком уровне, а в средней школе (8 класс) она идёт на спад. На разных этапах взросления степень зрелости функциональных систем организма ребенка различна. Поэтому снижение функциональных резервов организма подростков (с 12 лет) в значительно большей степени будет связано со стадиями полового созревания, чем с организацией здоровье сберегающей деятельности школы.
Основную роль в формировании мотивации к обучению в школе, и в частности к урокам физической культуры, играет семья и родители. Учитель не может повлиять на внутрисемейные отношения. Поэтому преподаватели в школе работают с детьми разной степени заинтересованности к учёбе, в частности к урокам физической культуры и спорта в целом.
Что можно предпринять? Есть много разных факторов, влияющих на интерес конкретного ученика к физической культуре. От учителя в частности, зависит, какой будет уровень этого интереса. Учитель может отстаивать интересы учеников в вопросах расписания уроков, что так же является фактором повышения интереса. Учитель должен принимать во внимание возрастные особенности каждого класса, каждого этапа взросления учащихся. Результаты исследования показали, что мотивация и интерес могут меняться в зависимости от школьного этапа обучения.
Методы работы в начальной, средней и в старшей школе отличаются. Однако везде необходим индивидуальный подход, от которого напрямую зависит интерес школьников. Необходимо учитывать физические возможности каждого школьника, и вознаграждать за старание и усердие так же, как и за результативность. Непосильные задачи будут только отбивать интерес, и снижать мотивацию к занятиям физической культурой. Но и лёгкие упражнения и задания не будут приносить чувства удовлетворённости. Необходим баланс. Именно правильно построенный урок в конкретном классе может дать толчок к дополнительным занятиям школьниками физической культурой в секциях или спортивных клубах. Проведение уроков с разнообразным инвентарём, самым разнообразным способом, с применением творческих идей учителя поможет повысить и удерживать интерес учеников, особенно в старшей школе, когда учащиеся уже освоили школьную программу и им может быть неинтересно делать одно и то же в монотонном стиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьниковВажнейшая задача современного общества состоит в том, чтобы вырас&sh...
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
Одной из актуальнейших проблем современного общества является физическое здоровье нации. Этой проблеме уделяется внимание на государственном уровне, разрабатываются и реализуются национальные про...
статья по формированию у школьников действенной мотивации на уроках физической культуры
Статья по формированию у школьников действенной мотивации на уроках физической культуры...
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось в перио...
Способы повышения мотивации на уроках физической культуры младшего школьного возраста
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоит важная задача: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школь...
Формирование интереса к урокам физической культуры у школьников
В настоящее время, в связи с потребностями общества в здоровом молодом поколении, все более обсуждаемой становится вопрос формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры....