Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников
статья по физкультуре на тему

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников

Важ­ней­шая за­да­ча со­вре­мен­но­го об­ще­ства со­сто­ит в том, чтобы вы­рас­тить по­ко­ле­ние граж­дан об­ра­зо­ван­ных, со­ци­аль­но ак­тив­ных, фи­зи­че­ски и пси­хи­че­ски здо­ро­вых. Од­на­ко, се­рьез­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в стране, ска­за­лись на уровне жизни, со­сто­я­нии здо­ро­вья детей, раз­ви­тии мас­со­вой фи­зи­че­ской куль­ту­ры. От­ме­ча­ет­ся и факт па­де­ния пре­сти­жа фи­зи­че­ской куль­ту­ры среди уча­щих­ся, ка­че­ство же пре­по­да­ва­ния школь­ной фи­зи­че­ской куль­ту­ры не спо­соб­ству­ет стрем­ле­нию уча­щих­ся к осво­е­нию цен­но­стей фи­зи­че­ской куль­ту­ры, к за­ня­ти­ям в спор­тив­ных сек­ци­ях.

 

Все это по­тре­бо­ва­ло по­ис­ка новых форм и ме­то­дов фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния школь­ни­ков в ин­те­ре­сах при­ви­тия им зна­ний, на­вы­ков и уме­ний за­бо­тить­ся о своем фи­зи­че­ском ими­дже и здо­ро­вье, са­мо­сто­я­тель­но ор­га­ни­зо­вы­вать физ­куль­тур­ную де­я­тель­ность.

Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния ин­те­ре­са к за­ня­ти­ям фи­зи­че­ской куль­ту­рой – это до­ста­точ­но слож­ный про­цесс, ко­то­рый вклю­ча­ет и пер­вые по­ня­тия о фи­зи­че­ской куль­ту­ре, и овла­де­ние до­ступ­ны­ми упраж­не­ни­я­ми об­ще­раз­ви­ва­ю­ще­го ха­рак­те­ра, ба­зи­ру­ю­щи­е­ся на зна­ни­ях ана­то­мии, фи­зио­ло­гии, ги­ги­е­ны, пси­хо­ло­гии. Сле­до­ва­тель­но, функ­ци­ей фи­зи­че­ской куль­ту­ры в школе яв­ля­ет­ся не толь­ко по­вы­ше­ние уров­ня фи­зи­че­ской под­го­тов­лен­но­сти уча­щих­ся, но и об­ра­зо­ва­тель­ная на­прав­лен­ность учеб­но­го про­цес­са.

Важ­ным эле­мен­том за­ня­тий фи­зи­че­ской куль­ту­рой яв­ля­ет­ся мо­ти­ва­ция. Мо­ти­ва­ция – это ос­нов­ной этап на пути фор­ми­ро­ва­ния у че­ло­ве­ка мо­ти­вов, ко­то­рые могут при­дать де­я­тель­но­сти смысл, а сам ее факт сде­лать важ­ной целью. Так как стерж­нем любой де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся мо­ти­ва­ци­он­ный ком­по­нент, то мо­дер­ни­за­ция урока фи­зи­че­ской куль­ту­ры, ко­неч­но же, долж­на ба­зи­ро­вать­ся на при­ме­не­нии со­вре­мен­ных тех­но­ло­гий в учеб­ном про­цес­се. Можно ис­поль­зо­вать раз­лич­ные ме­то­ды её фор­ми­ро­ва­ния, чтобы она могла обес­пе­чи­вать и под­дер­жи­вать успеш­ную де­я­тель­ность на про­тя­же­нии про­дол­жи­тель­но­го пе­ри­о­да вре­ме­ни. Фор­ми­ро­ва­ние ин­те­ре­са к фи­зи­че­ской куль­ту­ре можно счи­тать видом прак­ти­че­ской и по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

Таким об­ра­зом, одним из путей ре­ше­ния дан­ной про­бле­мы яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние мо­ти­ва­ци­он­но-цен­ност­но­го от­но­ше­ния школь­ни­ков к фи­зи­че­ской куль­ту­ре, что поз­во­ля­ет ис­клю­чить од­но­сто­рон­ность спор­тив­но­го под­хо­да в вос­пи­та­нии школь­ни­ков, воз­ро­дить мас­со­вую фи­зи­че­скую куль­ту­ру, укре­пить здо­ро­вье, сфор­ми­ро­вать нрав­ствен­ное по­ве­де­ние и цен­ност­ные ори­ен­та­ции, об­лег­ча­ю­щие ак­тив­ное уча­стие школь­ни­ков в об­ще­ствен­ной жизни.

В на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре до­ста­точ­но на­коп­ле­но ма­те­ри­а­ла, рас­кры­ва­ю­ще­го обу­ча­ю­щую де­я­тель­ность со­вре­мен­но­го учи­те­ля - но­ва­то­ра фи­зи­че­ской куль­ту­ры. На­при­мер, ряд ав­то­ров ак­цен­ти­ру­ет свое вни­ма­ние на лич­ност­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные, здо­ро­вье­фор­ми­ру­ю­щие тех­но­ло­гии обу­че­ния. Тео­ре­ти­че­ские за­ня­тия, лек­ции, бе­се­ды, то есть ме­то­ды убеж­де­ния также по­вы­ша­ют ин­те­рес к фи­зи­че­ской куль­ту­ре. Так, бе­се­да по­мо­га­ет уча­щим­ся лучше усва­и­вать тео­ре­ти­че­ские зна­ния в об­ла­сти фи­зи­че­ской куль­ту­ры и спор­та. Более эф­фек­тив­ны­ми сред­ства­ми про­яв­ле­ния ин­те­ре­са к уро­кам фи­зи­че­ской куль­ту­ры яв­ля­ют­ся раз­лич­ные со­рев­но­ва­ния, эс­та­фе­ты и игры.

Ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий на уро­ках фи­зи­че­ской куль­ту­ры – это по­лез­ная и ин­те­рес­ная форма ра­бо­ты и для уче­ни­ка, и для учи­те­ля. Эта но­вин­ка по­ка­за­ла, что уча­щи­е­ся с ин­те­ре­сом вос­при­ни­ма­ют ту же самую ин­фор­ма­цию, ко­то­рая ранее  предъ­яв­ля­лась  в тра­ди­ци­он­ной уст­ной  форме. За­ня­тия, про­во­ди­мые в иг­ро­вой форме, об­ла­да­ют раз­но­сто­рон­но­стью воз­дей­ствия на фи­зи­че­ские ка­че­ства за­ни­ма­ю­щих­ся, спо­соб­ству­ют со­зда­нию по­ло­жи­тель­но­го эмо­ци­о­наль­но­го фона и воз­ник­но­ве­нию чув­ства удо­вле­тво­рен­но­сти, что в свою оче­редь со­зда­ет по­ло­жи­тель­ное от­но­ше­ние школь­ни­ков  к за­ня­ти­ям фи­зи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ный пе­ре­чень пе­да­го­ги­че­ских тех­но­ло­гий по­зи­тив­но­го вос­пи­та­ния под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния на­прав­лен на по­треб­ность к за­ня­ти­ям фи­зи­че­ской куль­ту­рой. В то же время, ин­те­рес самих школь­ни­ков и их ро­ди­те­лей к за­ня­ти­ям фи­зи­че­ской куль­ту­рой на­хо­дит­ся на очень низ­ком уровне. Уча­щи­е­ся во время уро­ков не при­об­ре­та­ют необ­хо­ди­мых зна­ний о фи­зи­че­ской куль­ту­ре и ее вли­я­нии на ор­га­низм, об ос­нов­ных пра­ви­лах са­мо­сто­я­тель­но­го раз­ви­тия дви­га­тель­ных спо­соб­но­стей и са­мо­кон­тро­ля при этих за­ня­ти­ях, что ска­зы­ва­ет­ся на со­сто­я­нии здо­ро­вья и фи­зи­че­ской под­го­тов­лен­но­сти.

По­это­му поиск ме­то­дов и средств фор­ми­ро­ва­ния мо­ти­ва­ции к за­ня­ти­ям фи­зи­че­ской куль­ту­рой до сих пор оста­ет­ся ак­ту­аль­ным.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Формирование мотивации к занятиям физической культуры

Данный материал предоставляет социальный эксперимент по формированию мотивации к занятиям физической культуры...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВВЕДЕНИЕМ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой....

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формированиемотивации к учению.Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой н...