Страх воды, как блок на возможности плавать
статья по физкультуре

Кудрявцев Андрей Юрьевич

Статья о причинах возникновения и наличия страха воды у учащихся и способах его преодоления 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страх воды, как блок на возможности плавать

В одном любопытном материале о страхах человека сказано, например, что от 15 до 20 процентов всех людей испытывают фобии, а около 9% американцев старше 18 лет имеют хотя бы один специфический страх? [Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвертое издание текстовой редакции Американской психиатрической ассоциации].

А если говорить в общем и целом, то результаты недавних исследований Чепменского университета [America’s Top Fears, 2015] показали, что 90% всех людей в мире вообще время от времени испытывают страх, а 40% из них сталкиваются из-за этого страха с проблемами. А проблемы в свою очередь могут быть самыми разными, начиная легким психологическим дискомфортом и заканчивая депрессией и самоограничениями, неспособностью достигать успеха в жизни и становиться счастливым, серьезными душевными недугами и даже суицидом.

Страх – это состояние нервного возбуждения, которое характеризуется переживанием чувства опасности или угрозы. Он является одним из самых первых чувств, испытываемых человеком в жизни, и он сопровождает человека на протяжении всего его жизненного пути. Страх – одна из базовых эмоций, и эта эмоция призвана защищать человека в случае опасности и неизвестности. То есть, это то самое чувство, что охватывало ещё первобытного человека, как бы временно парализуя тело, страх даёт возможность быстро принимать решение вступать ли в борьбу с диким животным, природным стихийным явлением или искать укрытие, чтобы спасти свою жизнь. Сегодня уже нет необходимости спасаться от неистовых зверей и страх приобретает другие формы, оказывая непосредственное влияние на качество жизни людей. А хорошее ли это влияние или нет, зависит от типа страха.

  Согласно концепции Юрия Викторовича Щербатых, предложенной им в 2020 году,боязнь воды можно отнести к одному из трёх видов страха - внутреннему.

В детстве нас многих пугали рассказами, байками о посторонних, которые нас заберут, если мы не будем слушаться. Мы выросли, но страх у многих остался, вытащить ногу из под одеяла, заглянуть в темноту. Фантазия человека, получившая соответствующий посыл в детстве, способна порождать самых разных монстров, с которыми не сравняться никакие пауки и ураганы, а перестать бояться таких вещей очень даже сложно.

Чаще всего страх воды относится к внутреннему, когда человек испытывает страх зсвою жизнь. В подростковом возрасте, под влиянием окружающей среды, страх может приобрести более усугубленную форму по причине формирования других, негативных стимулов, связанных с плаванием. Таких например, как высмеивание одноклассниками, порицание учителем, принижение физических возможностей, Важно  формировать позитивные стимулы на взаимодействие с водой, иначе придется обращаться к специалистам, чтобы углубиться в свое подсознание, в этот страх, и вытащить его наружу для проработки. Знаменитый византийский император Ираклий I часто воевал против персов и одержал немало славных побед. Но все же череда неудач и поражений в столкновениях с мусульманскими воинами оказали на Ираклия I сокрушительное влияние. Он приобрел несколько недугов на нервной почве, одним из которых был стала боязнь воды. Известен случай, когда проиграв в схватке с сирийской армией, император начал отступать из Малой Азии, но в решающий момент задержал отступление у Босфора-он никак не мог осмелиться пересечь пролив.

Если страх помогает сохранить нашу жизнь этот страх работает на нас, но если он препятствует развитию наших возможностей, а быть может даже лишает умения спасти эту же жизнь в непредвиденной ситуации, то его определенно важно преодолеть и научиться управлять.

И у великих людей есть свои страхи, бояться не стыдно. Главное не позволять страху сковывать свою жизнь и наполнять ее лишениями.

Итак, как часто страх мешает нашей жизни? Если заглянуть довольно глубоко в суть этого вопроса, то практически всегда. Некоторые виды страха держат нас обездвиженными, как бы парализуют, не дают узнать, а как же это , по-другому? Взять например, страх быть осужденным у подростка: «Я не буду этого делать, потому что могу ошибиться, меня выставят в плохом свете, посмеются, не поймут, у меня не получится» -такой набор защитных фраз встречается нередко на пути к успеху. Разве можно узнать как у тебя будет там, где получится, где ты проживешь эмоции успеха, победы над собой, своими "тараканами", если ты так и не прошел этот путь? Да, он разный, порой, один и тот же путь преодолевается разными усилиями, но это лишь потому, что все мы разные. Каждый из нас воспитывался в своей семье, где свои привычки, традиции, правила, распорядок. У каждого человека свой круг интересов, общения, свой перечень навыков и умений. У каждого свой опыт прошлого, он неизменно влияет на принимаемые нами решения в возникающих вопросах. Но все возможно приобрести или наоборот избавиться от нежелательных качеств, а  любой навык отработать до совершенства.

Итак, очень часто страх воды носит характер психологической установки, в этом случае человек заранее запрещает себе иные чувства по отношению к объекту, то есть к воде. А ведь если разрешить себе преодолеть этот страх, разобраться в причине которая так пугает на самом деле, ты откроешь перед собой новые возможности, сможешь развивать свое тело (силу, выносливость, координационные способности), совершенствовать навыки,  участвовать в соревнованиях и достигать успехов в плавании. По своей сути это всего лишь смена негативной установки на позитивную относительно самого процесса нахождения в воде. Иногда отсутствие понимания того, как устроено твое тело и его возможности лишает чувства безопасности на воде, вызывает заранее ощущение "провала". Если причина такой реакции в психологической травме, лучше работать индивидуально. Возможно страх связан с представителем мужского или женского пола, находящегося рядом, и для устранения нужно лишь на время проработки страха исключить нахождение такового человека рядом. А после того, как учащийся будет уверенно держаться на воде, добавлять в поле зрения раздражитель и включать в обучение игры, с целью выработки позитивного стимула на плавание. Научно доказано,что за всего за три недели, повторяя одни и те же действия, наш мозг принимает новое действие как привычное ему и перестает сопротивляться постоянно, как бы вводит их в свою систему работы. Все, привычка готова, дальше можно совершенствоваться.

Возникновению страха могли послужить тревожные состояния и антипатии сформированные в первые годы жизни. Как выявил исследователь Джон Уотсон, для приобретения страхов характерна высокая стойкость и легко переносится на аналогичные ситуации. В своем бихевиористическом подходе он отразил как ребенок с приобретенным страхом к крысе, перенес свой страх на кролика, собаку и даже вату. Для устранения страхов необходима продолжительная терапия. Так, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер, развивающий теорию «Модель оперантного обуславливания страхов», в соответствии с которой страх может возникать, поддерживаться и укрепляться под действием подкрепления, происходящего после боязливого поведения, советует применять метод позитивного подкрепления. Наример: ребенок может чего-то испугаться и побежать к родителям, чтобы они его защитили, они дают ему защиту, ласку и заботу. В последствии при любой схожей ситуации ребенок все чаще начинает обращаться к родителям, тем самым применяя стратегию бегства от пугающего стимула. Экзистенциальный подход (логотерапия) был предложен австрийским психологом Виктором Франклом. Механизм образования реакции, он представлял так: человек боится какого-то явления и появляется реакция ожидания, т.е страх того, что это явление реализуется. Далее могут появиться симптомы ожидаемого состояния из-за чего страх усиливается. Тем самым замыкается цепочка напряжения: страх ожидания опасности становится сильнее, чем опасения, связанные с опасностью напрямую и на этот страх человек начинает реагирует уходом от реальности.

Таким образом, для решения проблемы преодоления страха воды у детей различного возраста в условиях общеобразовательного учреждения, мы рекомендуем:

- Систематически посещять занятия по плаванию;

- Регулярно выполнять упражнения направленные на развитие чувства безопасности в воде;

- Выполнять упражнения, направленные на развитие силы и выносливости;

- Формировать позитивные эмоции во время занятий;

- Создать систему поощрения учеников, испытывающих страх перед водой.

Для устранения страха воды рекомендуется провести анкетирование учащихся и их родителей с целью выявить сроки давности приобретенного страха, обстоятельства ситуации, которая могла вызвать этот страх, выявить предметы окружающие в тот момент и действия, которые стали стимулами этого страха. В соответствии с полученной информацией скорректировать план и содержание учебных занятий.

Страх может носить разрушительной характер для развития и психики человека. Важно научить ребенка действовать самостоятельно, создать доверительные условия для формирования чувства безопасности в воде. Это важно для того чтобы донести до обучающегося, что нет ничего, что не в его силах. Все процессы контролируемы, важно просто понимать их. Отношения с водой определяются владением определенных навыков плавания, способность пользоваться ими позволяет передвигаться в условиях водной среды и держать под контролем свое положение тела на воде, в любой ситуации. Тут очень важно провести аналогию на понятный для обучающегося пример, в котором подробно описывается или иллюстрируются все возможные ситуации в воде.

Страхи лишают нашу жизнь красок, лучший способ исправить это - поверить в себя и свои возможности и работать над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие. Занятие "Эксперименты с водой" для молодых людей с ограниченными возможностями

Научно -экспериментальное занятие о свойствах воды . О значении воды в жизни  человека....

«Чистая вода – твоя возможность жить в будущем».

Выполнил ученик для представления на конференции. В работе представлены результаты исследований качества и жёсткости воды из разных источников г. Ржева...

«Страх воды» что с этим делать?

Детские страхи — это ощущения беспокойства либо тревоги, которые возникли в ответ  на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия....

Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...

Исследовательская работа на тему: "Исследование качественного состава воды в реке Старица Села Чернокурья Карасукского района и возможностей использования её в быту"

Вода - ценнейший природный ресурс, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Для многих живых организмов о...

Как преодолеть страх воды у детей с ТМНР при занятиях в бассейне

Как преодолеть страх воды у детей с ТМНР при занятиях в бассейне...

Конспект мастер-класса "Образовательные возможности техники рисования на воде"

Эбру - это удивительная техника рисования на воде. Данный мастер-класс обучает детей создавать неповторимые рисунки и разводы на воде, чтобы потом аккуратно перевести их на бумагу или другую по выбору...