Проблемы вхождения молодого специалиста-учителя физической культуры в школьный коллектив.
статья по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probl._vkhozhd._molod._spets.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы вхождения молодого специалиста-учителя физической культуры в школьный коллектив.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти пятьдесят миллионов педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее время мир изменил свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса.

Заметно меньше рассматривался вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказываются неготовыми к развитию и становлению в роли современного учителя вскоре после прихода на работу в образовательное учреждение. В то же время, как человек и член современного общества, необходимо учитывать, что, приобретая профессию педагога, его необходимо готовить не только к ведению выбранного предмета или дисциплины, но и стараться приспособить к новым появляющимся условиям жизнедеятельности.

Проблема адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности, во многом зависит и от его темперамента. Свойство темперамента – ригидность, и противоположное ему – пластичность, во многом определяет процесс приспособления педагога к профессиональной деятельности.

Начиная самостоятельную педагогическую деятельность, перед молодым учителем физической культуры, администрация требует решения многих педагогических задач, и поручает множество выполняемых функций: проектировочных, управленческо-организаторских, прогностических-ориентирующих, образовательно-просветительных, воспитательных, административно-хозяйственных, определяющих различные стороны его педагогической деятельности. К тому же, деятельность учителя физической культуры протекает в специфических по сравнению с деятельностью других учителей условиях. Е.П. Ильин выделяет три группы таких условий: психическая напряженность, физическая нагрузка и внешне средовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе.

Можно утверждать, что условия адаптации молодого специалиста более сложные, нежели условия других учителей.

Время и эффективность адаптации молодого учителя во многом зависит от администрации школы и профессионального коллектива, в котором работает молодой учитель физической культуры.

Наиболее общие большие и средние затруднения позволили мне составить каталог проблем, которые могут служить в качестве практических рекомендаций выпускникам факультета физической культуры, администрации школы, а также любому учителю физической культуры начинающему самостоятельную педагогическую деятельность.

Каталог проблем адаптации молодых учителей

Физической культуры

Значительные трудности в адаптации:

  1. В предвидении конфликтных ситуаций на уроке и вне урока и их предупреждение.
  2. В обеспечении самостоятельной работы учеников на уроке.
  3. В знании и применении юридических основ в спорах и разногласиях с администрацией школы.
  4. В установлении деловых контактов с классными руководителями и преподавателями ОБЖ для проведения совместных мероприятий по физической культуре и спорту.
  5. В установлении контактов с шефами.

Средние трудности в адаптация:

  1. В обеспечении высокой плотности на уроке.
  2. В активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, в частности в создании проблемных ситуаций.
  3. В подборе упражнений соответственно возрасту и подготовленности учащихся.
  4. В организации и проведении соревнований.
  5. В судействе соревнований по гимнастике, по лыжному спорту.
  6. В работе по пропаганде физической культуре и спорта среди учителей и родителей.
  7. В отношениях с трудными учениками.
  8. В отношениях с администрацией.

Незначительные трудности в адаптации:

  1. В поддержании дисциплины на уроке.
  2. В осуществлении намеченного плана на уроке.
  3. В перестройке задач по ходу урока.
  4. В подборе подводящих и подготовительных упражнений при изучении сложных элементов техники, а также сложно координационных действий.
  5. В организации работы физкультурного актива классов школы.
  6. В организации и проведении спортивных праздников школьного масштаба.
  7. В установлении контактов с коллегами.
  8. В умении отстаивать свою точку зрения перед начальством.
  9. В работе с родителями.
  10. В ведении документации.

В результате выявления значительных, средних и незначительных затруднений в деятельности молодых учителей можно увидеть проблемы адаптации. Прежде всего, проблемы возникают с установлением контактов с администрацией школы и в незнании юридических прав, что может являться недостатком подготовки молодых учителей. Также, значительные трудности молодые специалисты испытывают при вхождении в новый профессиональный коллектив. Это, прежде всего, связано с тем, что выпускник, еще полностью не осознал свой социальный статус, который он приобрел в результате начала самостоятельной педагогической деятельности, и со временем, такие значительные затруднения в адаптации сглаживаются.

Средние затруднения в основном касаются педагогической деятельности, и прежде всего, организации структуры урока и грамотное построение воспитательных, обучающих и оздоровительных задач. Такие трудности начинают исчезать при более близком знакомстве с контингентом учащихся, подборе оптимальной нагрузки и плотности урока.

Отдельным пунктом находятся средние трудности в общении с трудными учениками. В иных ситуациях, молодой учитель просто не знает средства и методы воздействия на таких учеников. Чаще всего. Трудности в адаптации такого характера решаются с помощью более опытных коллег или в результате совместных действий с психологом школы или социальным работником, которые имеют более богатый опыт работы с трудными учениками.

     Незначительные нарушения в основном отражают трудности больших, масштабных мероприятий – школьных физкультурных и спортивных праздников. Нередко трудности могут возникнуть из-за отсутствия или недостаточности инвентаря в школе. Незначительные трудности возникают при работе с физкультурным активом классов и школы и в организации секционной работы.

     Опыт работы молодого учителя физической культуры, приобретаемый в первый и второй год работы, в основном устраняет трудности в адаптации незначительного и среднего уровня. Сложнее обстоит вопрос с трудностями значительными, где данные трудности в адаптации преодолеваются в ходе методической, самостоятельной подготовкой учителя физической культуры. Важным остается вопрос о юридической подготовленности молодых учителей в установлении контактов с администрацией школы и начальством.

Следовательно, если рассматривать процесс адаптации молодого учителя физической культуры в педагогической деятельности и профессиональном коллективе, то проблема вхождения в деятельность будет основываться на личности педагога, а не на системе образования, так как современное образование максимально эффективно создает условия для вхождения молодого специалиста в педагогическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для молодых специалистов учителей ФК

Данный материал был представлен на семинаре "Школы молодых специалистов" и посвящен составлению и разработке документов планирования....

Адаптивная программа работы с молодыми специалистами – учителями иностранного языка.

Адаптивная программа работы с молодыми специалистами – учителями иностранного языка.Цели программы:Создание условий для самореализации молодого учителяПриобретение учителем  практических на...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 1)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 2)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 3)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом

План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в развитии и совершенствовании уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....

Программа наставничества молодого специалиста "Учитель-учителю"

Данная программа является  целевой моделью наставничества, в которой отображается максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессион...