Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов Базовый уровень
рабочая программа по физкультуре (10, 11 класс)
Рабочая программа по Физической культуре 10-11 класс В.И. Лях, 2 часа. Базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fizkultura_2019-2021.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура» для 10-11 классов
Базовый уровень
Новокузнецк, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС СОО), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями и дополнениями.
Программа разработана на основе примерной программы для среднего общего образования по физической культуре (базовый уровень) и авторской программы к учебнику В.И. Лях «Физическая культура» для 10–11классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень, 2018 г.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
- В.И. Лях. Физическая культура: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/-5-е издание- М.: Просвещение, 2018.-255 с.
Программа предмета физическая культура для обучающихся 10 – 11 классов рассчитана на 2 года обучения по 2 часа в неделю:
10 класс – 68 часа
11 класс – 68 часа
Количество контрольных работ (тестов): 10 класс -7, 11 класс – 6.
Количество контрольных работ двигательных навыков: 10 класс – 12, 11 класс – 12.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «физическая культура»
Личностные результаты отражают:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
- Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленной цели и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпритировать информацию, получаемую из различных источников;
- Умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- Владение языковыми средствами-умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- К метапредметным результатам относятся: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной, физкультурной спортивной деятельности. Организация сотрудничества со сверстниками и педагогами, способность к построению индивидуальной образовательной программы, владение навыками учебно-исследовательской и социальной деятельности.
Предметные результаты отражают:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
6) для слепых и слабовидящих обучающихся:
сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;
7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
- овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
- овладение доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- овладение доступными техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
На основании полученных знаний учащиеся должны уметь
объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведения ЗОЖ;
Характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
• особенности функционирования отдельных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливание организма;
• организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;
Выполнять:
• самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приёмы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приёмы массажа и самомассажа;
• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
• судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
- планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий
Определять:
- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
- эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | юноши | девушки |
Скоростные | Бег 30м,с Бег 100м,с | 5,0 14,3 | 5,4 17,5 |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) Подтягивание в висе лёжа на низкой перекладине (кол-во раз) Прыжок в длину с места, см | 10 - 215 | - 14 170 |
Выносливость | Кроссовый бег на 3км, м на 2км, мин/с | 13.50 - | - 10.00 |
Осваивать двигательные умения, навыки и способности:
- в метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме наряды с места, с разбега, в горизонтальную и вертикальную цели;
- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять опорный прыжок, выполнять акробатическую комбинацию, лазать по канату, выполнять комбинацию с предметами (девушки).
- в единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
- в спортивных играх: демонстрировать и применять в игре, в процессе выполнения комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность должна соответствовать уровню (не ниже среднего) показателей развития физических способностей с учётом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. (таблица)
Должны быть освоены:
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и ЗОЖ; осуществление коррекции недостатков физического развития; проведение самоконтроля и саморегуляции физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участие в соревнованиях по легкоатлетическому многоборью; осуществление соревновательной деятельности по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласование своего поведения с интересами коллектива; при выполнении упражнений критическое оценивание собственных достижений, поддержка товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовки; сознательные тренировки и стремление к лучшему результату.
Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет
№ п/п | Физические способности | тест | возраст | Уровень | |||||
юноши | девушки | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег 30м, с | 16 17 | 5.2 5.1 | 5.1-4.8 5.0-4.7 | 4.4 4.3 | 6.1 6.1 | 5.9-5.3 | 4.8 4.8 |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10м, с | 16 17 | 8.2 8.1 | 8.0-7.7 7.9-7.5 | 7.3 7.2 | 9.7 9.6 | 9.3-8.7 9.3-8.7 | 8.4 8.4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 16 17 | 180 190 | 195-210 205-220 | 230 240 | 160 160 | 170-190 170-190 | 210 210 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100 1100 | 1300-1400 1300-1400 | 1500 1500 | 900 900 | 1050-1200 1050-1200 | 1300 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперёд из положения стоя, см | 16 17 | 5 5 | 9-12 9-12 | 15 15 | 7 7 | 12-14 12-14 | 20 20 |
6 | Силовые | Подтягивание на высокой (ю), низкой (д) перекладине, раз | 16 17 | 4 5 | 8-9 9-10 | 11 12 | 6 6 | 13-15 13-15 | 18 18 |
Выпускник на базовом уровне научится: | Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: |
|
|
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Физическая культура и здоровый образ жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство.
Формы организации занятий физической культурой.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Современное состояние физической культуры и спорта в России.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной, спортивно-оздоровительной, прикладной) деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные системы физического воспитания.
Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений.
Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительная ходьба и бег.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Организация и планирование индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных физических занятий.
Тестирование физической, технической подготовленности по базовым видам спорта.
Прикладная физкультурная деятельность.
Умения разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки.
Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы
- спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением полосы препятствий.
- гимнастика (юноши): лазание по канату, упражнения с партнёром на плечах, опорные прыжки, на скакалке, кувырки через препятствия, преодоление полосы препятствий с элементами лазания, перелезания, переползания.
- легкая атлетика: метание гранаты, утяжелённых мячей на расстояние и в цель, кросс по пересечённой местности с элементами спортивного ориентирования, эстафеты, преодоление препятствий, используя прикладно-ориентированные способы передвижения.
- лыжная подготовка: преодоление подъёмов, препятствий, эстафеты с преодолением полос препятствий.
- единоборства (юноши): приёмы самостраховки, средства защиты и самообороны, действия против ударов.
Физическое совершенствование.
Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение на лыжах; технические приемы и командно-тактические действия в командных (игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта;
- элементы единоборства: технико-тактические действия самообороны; приёмы страховки и самостраховки, приёмов борьбы лёжа, стоя, проведение учебной схватки.
Физическая культура. 10 класс
Тема 1. Основы знаний. Физическая культура и здоровый образ жизни (5 ч)
- Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение (понятия: олимпийское движение, ОИ, МОК; краткие сведения об истории древних и современных ОИ).
- Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
- Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительная ходьба и бег.
- Понятие телосложения и характеристика его основных типов (основные типы телосложения, системы занятий физическими упражнениями, направленные на изменение телосложения и осанки).
- Современное состояние физической культуры и спорта в России.
- Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
- Правила поведения, т/б и предупреждения травматизма на занятиях физическими упражнениями (основные санитарно-гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями).
- Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Тема 2. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-оздоровительная, прикладная деятельность: физическое совершенствование (63 ч.)
2.1. Лёгкая атлетика (13 ч.)
Выполнять бег на короткие дистанции.
- высокий, низкий старт до 40 м; стартовый разгон, бег на результат 100 м, эстафетный бег.
Выполнять бег на средние и длинные дистанции.
- бег в равномерном, попеременном темпе 20-25 мин.
Выполнять прыжки в длину и высоту.
- прыжки в длину с 13-15 шагов разбега; прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега.
Развитие скоростно-силовых способностей.
- прыжки, многоскоки; метание в цель и на дальность разных снарядов из различных и. п.; толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка.
Выполнять метания в цель и на дальность.
- метание в горизонтальную и вертикальную цель (1*1 м.), в коридор 10м; метание мяча (150г) на дальность с 4-5 бросковых шагов, метание гранаты 500, 700г; на заданное расстояние; бросок набивного мяча.
Развитие выносливости.
- длительный бег, кросс, бег с гандикапом, эстафеты.
Развитие скоростных способностей.
- эстафеты; старты из различных исходных положений (и.п.); бег с ускорением, с изменением темпа, ритма шагов.
Развитие координационных способностей.
- эстафеты; старты из различных и.п.; варианты челночного бега; прыжки через препятствия; на точность приземления и в зоны; метание различных снарядов, барьерный бег.
Знания
- дозирования нагрузки; прикладное значение легкоатлетических упражнений; виды соревнований по лёгкой атлетике, рекорды; доврачебная помощь при травмах.
Самостоятельные занятия
- тренировка в оздоровительном беге для совершенствования двигательных способностей; самоконтроль.
Совершенствование организаторских умений
-измерение результатов, подача команд, демонстрация упражнений, проведение соревнований,
подготовка мест занятий; выполнение обязанностей судей, инструктора на занятиях младших школьников.
2.2. Спортивные игры (18 ч.)
Баскетбол (7 ч.)
Выполнять технические элементы
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, варианты ловли и передач мяча б/сопротивления, с сопротивлением защитника (в различных построениях), варианты ведения мяча без сопротивления, с сопротивлением защитника, варианты бросков мяча б/сопротивления, с сопротивлением защитника, действие игрока без мяча, с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).
Выполнять тактические действия
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, владения мячом, индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении, защите.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам баскетбола; игра по правилам.
Углубление знаний о спортивных играх
- терминология спортивной игры, техника передвижений, владения мячом, техника безопасности, правила игры.
Самостоятельные занятия
- упражнения по совершенствованию технических приёмов, игровые задания, приближённые к игре; самоконтроль при занятиях спортивными играми.
Овладение организаторскими умениями
-организация, проведение спортивной игры с учащимися младших классов, сверстниками, судейство, комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий.
Волейбол (7 ч.)
Выполнять технические элементы
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, варианты техники приёма и передачи мяча, варианты подачи мяча, варианты нападающего удара ч/сетку.
Выполнять тактические действия
- варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка, индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении, защите.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам волейбола; игра по правилам.
Углубление знаний о спортивных играх
- терминология спортивной игры, техника передвижений, владения мячом, т/б, правила игры.
Самостоятельные занятия
- упражнения по совершенствованию технических приёмов, игровые задания, приближённые к игре; самоконтроль при занятиях спортивными играми.
Овладевание организаторскими умениями
-организация, проведение спортивной игры с учащимися младших классов, сверстниками, судейство, комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий.
Футбол (4 ч.)
Выполнять технические элементы
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, варианты ударов по мячу ногой, головой б/сопротивления, с сопротивлением защитника, варианты остановок мяча ногой, грудью, варианты ведения мяча без сопротивления, с сопротивлением защитника, совершенствование техники ударов по воротам, совершенствование техники передач мяча.
Выполнять тактические действия
- действие игрока б/мяча, с мячом (выбивание, перехват, отбор), индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении, защите.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров; игра по правилам.
Развитие выносливости.
- эстафеты, круговая тренировка, двухсторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный, аэробный механизм.
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
- бег с изменением скорости, направления, темпа, ритма, ведение с различной частотой, эстафеты с прыжками, бросками, метаниями.
Углубление знаний о спортивных играх
- терминология спортивной игры, техника передвижений, владения мячом, техника безопасности, правила игры.
Самостоятельные занятия
- упражнения по совершенствованию технических приёмов, игровые задания, приближённые к игре; самоконтроль при занятиях спортивными играми.
Овладевание организаторскими умениями
-организация, проведение спортивной игры с учащимися младших классов, сверстниками, судейство, комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий.
2.3. Гимнастика с элементами акробатики (12 ч.)
Совершенствование строевых упражнений.
- строевые действия в шеренге и колонне (повороты кругом в движении, перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь в движении).
Совершенствование ОРУ без предметов
- комбинации из различных положений рук, ног, туловища на месте, в движении.
Совершенствование ОРУ с предметами
- упражнения с набивными мячами, гантелями (юноши), обручами, скакалкой, мячами (девушки).
Освоение и совершенствование опорных прыжков
- юноши – прыжок ноги врозь через коня в длину; девушки – прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой.
Освоение и совершенствование акробатических упражнений
- выполнять акробатические, гимнастические упражнения и комбинации (юноши – длинный кувырок через препятствие, стойка на руках с помощью; комбинация из освоенных элементов, девочки – сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках, комбинация из освоенных элементов).
Развитие координационных способностей
- упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения в равновесии (на гимнастическом бревне, гимнастической стенке), эстафеты, полосы препятствий.
Развитие силовых способностей, силовой выносливости
- лазание по канату, упражнения в парах, подтягивание.
Развитие скоростно-силовых способностей.
- опорные прыжки, на скакалке, метание набивного мяча.
Развитие гибкости
- упражнения с повышенной амплитудой, с партнёром, на гимнастической стенке.
Знания
- основы биомеханики гимнастических упражнений, значение гимнастических упражнений для развития волевых качеств, правила безопасности при выполнении гимнастических и акробатических упражнений, упражнения для разогревания; физическая страховка, самостраховка и помощь во время занятий.
Самостоятельные занятия
- программа тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль. Выбор для самостоятельных занятий современные фитнес программы, с учётом индивидуальных потребностей и возможностей здоровья.
Овладение организаторскими способностями.
- выполнение обязанностей помощника, инструктора, проведение занятий с младшими школьниками.
2.4. Лыжная подготовка (12 ч.)
Техника лыжных ходов.
- одношажный и двухшажный ход, переход с одного хода на другой в зависимости от рельефа местности и состояния лыжной трассы.
Выполнять технические элементы
-преодоление подъёмов, спусков, поворотов, прохождение дистанции до 6 км (юноши), до 5 км (девушки), изученными способами.
На знания о физической культуре.
- правила проведения самостоятельных занятий, особенности физической подготовленности лыжника, правила соревнований, техника безопасности, оказание помощи при обморожениях и травмах.
2.5. Элементы единоборства (5 ч.)
Освоение техники владения приёмами
- приёмы самостраховки, приёмы борьбы лёжа и стоя, учебная схватка.
Развитие координационных способностей.
- подвижные игры «Сила и ловкость», «Борьба всадников», и т. д.
Развитие силовых способностей и силовой выносливости.
- силовые упражнения в парах.
Знания
- самостоятельная разминка перед поединком; правила соревнований; техника безопасности; гигиена борца.
Самостоятельные занятия
- упражнения в парах, помощь и страховка; подвижные игры, самоконтроль.
Освоение организаторских умений.
- умение судить учебную схватку.
2.6. Лапта (региональный компонент) (3 ч.)
Выполнять технические элементы
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловля и передача мяча на месте, с лёта, набивание мяча лаптой, подачи и удары по мячу, перебежки, метание мяча в движении.
Выполнять тактические действия
- индивидуальная, групповая работа с мячом, игра, судейство.
Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО (в процессе уроков)
Содержание учебного предмета.
11 класс
Тема 1. Основы знаний. Физическая культура и здоровый образ жизни (5 ч)
- Формы организации занятий физической культурой.
- Оздоровительные системы физического воспитания.
- Правила поведения, техника безопасности и предупреждения травматизма на занятиях физическими упражнениями (основные санитарно-гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями).
- Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий.
- Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
- Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство.
- Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений.
Тема 2. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-оздоровительная, прикладная деятельность: Физическое совершенствование (63 ч.)
2.1. Лёгкая атлетика (13 ч.)
Выполнять бег на короткие дистанции.
- высокий, низкий старт до 40 м; стартовый разгон, бег на результат 100 м, эстафетный бег.
Выполнять бег на средние и длинные дистанции.
- бег в равномерном, попеременном темпе 20-25 мин.
Выполнять прыжки в длину и высоту.
- прыжки в длину с 13-15 шагов разбега; прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега.
Развитие скоростно - силовых способностей.
- прыжки, многоскоки; метание в цель и на дальность разных снарядов из различных и. п.; толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка.
Выполнять метания в цель и на дальность.
- метание в горизонтальную и вертикальную цель (1*1 м.), в коридор 10 м; метание мяча (150г) на дальность с 4-5 бросковых шагов, метание гранаты 500,700 г; на заданное расстояние; бросок набивного мяча.
Развитие выносливости.
- длительный бег, кросс, бег с гандикапом, эстафеты.
Развитие скоростных способностей.
- эстафеты; старты из различных и.п; бег с ускорением, с изменением темпа, ритма шагов.
Развитие координационных способностей.
- эстафеты; старты из различных и.п; варианты челночного бега; прыжки через препятствия; на точность приземления и в зоны; метание различных снарядов, барьерный бег.
Знания
- дозирования нагрузки; прикладное значение л/а упражнений.; виды соревнований по л/а, рекорды; доврачебная помощь при травмах.
Самостоятельные занятия
- тренировка в оздоровительном беге для совершенствования двигательных способностей; самоконтроль.
Совершенствование организаторских умений
-измерение результатов, подача команд, демонстрация упражнений, проведение соревнований,
подготовка мест занятий; выполнение обязанностей судей, инструктора на занятиях младших школьников.
2.2. Спортивные игры (21 ч.)
Баскетбол (8 ч.)
Выполнять технические элементы
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, варианты ловли и передач мяча б/сопротивления, с сопротивлением защитника (в различных построениях), варианты ведения мяча б/сопротивления, с сопротивлением защитника, варианты бросков мяча б/сопротивления, с сопротивлением защитника, действие игрока б/мяча, с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).
Выполнять тактические действия
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, владения мячом, индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении, защите.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам баскетбола; игра по правилам.
Углубление знаний о спортивных играх
- терминология спортивной игры, техника передвижений, владения мячом, техника безопасности, правила игры.
Самостоятельные занятия
- упражнения по совершенствованию технических приёмов, игровые задания, приближённые к игре; самоконтроль при занятиях спортивными играми.
Овладение организаторскими умениями
-организация, проведение спортивной игры с учащимися младших классов, сверстниками, судейство, комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий.
Волейбол (8 ч.)
Выполнять технические элементы
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, варианты техники приёма и передачи мяча, варианты подачи мяча, варианты нападающего удара ч/сетку.
Выполнять тактические действия
- варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка, индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении, защите.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам волейбола; игра по правилам.
Углубление знаний о спортивных играх
- терминология спортивной игры, техника передвижений, владения мячом, т/б, правила игры.
Самостоятельные занятия
- упражнения по совершенствованию технических приёмов, игровые задания, приближённые к игре; самоконтроль при занятиях спортивными играми.
Овладевание организаторскими умениями
- организация, проведение спортивной игры с учащимися младших классов, сверстниками, судейство, комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий.
Футбол (5 ч.)
Выполнять технические элементы
- комбинации из освоенных элементов техники передвижений, варианты ударов по мячу ногой, головой б/сопротивления, с сопротивлением защитника, варианты остановок мяча ногой, грудью, варианты ведения мяча б/сопротивления, с сопротивлением защитника, совершенствование техники ударов по воротам, совершенствование техники передач мяча.
Выполнять тактические действия
- действие игрока б/мяча, с мячом (выбивание, перехват, отбор), индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении, защите.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.
- игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров; игра по правилам.
Развитие выносливости.
- эстафеты, круговая тренировка, п/и, двухсторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный, аэробный механизм.
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
- бег с изменением скорости, направления, темпа, ритма, ведение с различной частотой, эстафеты с прыжками, бросками, метаниями.
Углубление знаний о спортивных играх
- терминология спортивной игры, техника передвижений, владения мячом, техника безопасности, правила игры.
Самостоятельные занятия
- упражнения по совершенствованию технических приёмов, игровые задания, приближённые к игре; самоконтроль при занятиях спортивными играми.
Овладевание организаторскими умениями
-организация, проведение спортивной игры с учащимися младших классов, сверстниками, судейство, комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий.
2.3. Гимнастика с элементами акробатики (12 ч.)
Совершенствование строевых упражнений.
- строевые действия в шеренге и колонне (повороты кругом в движении, перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь в движении).
Совершенствование ОРУ без предметов
- комбинации из различных положений рук, ног, туловища на месте, в движении.
Совершенствование ОРУ с предметами
- упражнения с набивными мячами, гантелями (юноши), обручами, скакалкой, мячами (девушки).
Освоение и совершенствование опорных прыжков
- юноши – прыжок ноги врозь через коня в длину; девушки – прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой.
Освоение и совершенствование акробатических упражнений
- выполнять акробатические, гимнастические упражнения и комбинации (юноши – длинный кувырок через препятствие, стойка на руках с помощью; комбинация из освоенных элементов, девочки – сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках, комбинация из освоенных элементов).
Развитие координационных способностей
- упражнения с гимнастической скамейкой, упражнения в равновесии (на гимнастическом бревне, гимнастической стенке), эстафеты, полосы препятствий.
Развитие силовых способностей, силовой выносливости
- лазание по канату, упражнения в парах, подтягивание.
Развитие скоростно-силовых способностей.
- опорные прыжки, на скакалке, метание набивного мяча.
Развитие гибкости
- упражнения с повышенной амплитудой, с партнёром, на гимнастической стенке.
Знания
- основы биомеханики гимнастических упражнений, значение гимнастических упражнений для развития волевых качеств, правила безопасности при выполнении гимнастических и акробатических упражнений, упражнения для разогревания; физическая страховка, самостраховка и помощь во время занятий.
Самостоятельные занятия
- программа тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль. Выбор для самостоятельных занятий современные фитнес программы, с учётом индивидуальных потребностей и возможностей здоровья.
Овладение организаторскими способностями.
- выполнение обязанностей помощника, инструктора, проведение занятий с младшими школьниками.
2.4. Лыжная подготовка (12 ч.)
Техника лыжных ходов.
- одношажный и двухшажный ход, переход с одного хода на другой в зависимости от рельефа местности и состояния лыжной трассы.
Выполнять технические элементы
-преодоление подъёмов, спусков, поворотов, прохождение дистанции до 6 км (юноши), до 5 км (девушки), изученными способами.
На знания о физической культуре.
- правила проведения самостоятельных занятий, особенности физической подготовленности лыжника, правила соревнований, техника безопасности, оказание помощи при обморожениях и травмах.
2.5. Элементы единоборства (5 ч.)
Освоение техники владения приёмами
- приёмы самостраховки, приёмы борьбы лёжа и стоя, учебная схватка.
Развитие координационных способностей.
- подвижные игры «Сила и ловкость», «Борьба всадников», и т. д.
Развитие силовых способностей и силовой выносливости.
- силовые упражнения в парах.
Знания
- самостоятельная разминка перед поединком; правила соревнований; техника безопасности; гигиена борца.
Самостоятельные занятия
- упражнения в парах, помощь и страховка; подвижные игры, самоконтроль.
Освоение организаторских умений.
- умение судить учебную схватку.
Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО (в процессе уроков)
Раздел 3. Тематическое планирование учебного материала.
№ темы | Название темы, раздела | Количество часов |
10 класс | 68 | |
1 | Основы знаний. Физическая культура и здоровый образ жизни | 5 |
2 | Физкультурно-оздоровительная, спортивно-оздоровительная, прикладная деятельность: физическое совершенствование | 63 |
2.1. | Лёгкая атлетика | 13 |
2.2. | Спортивные игры | 18 |
Баскетбол | 7 | |
Волейбол | 7 | |
Футбол | 4 | |
2.3. | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
2.4. | Лыжная подготовка | 12 |
2.5. | Элементы единоборства | 5 |
2.6. | Лапта (региональный компонент) | 3 |
11 класс | 68 | |
1 | Основы знаний. Физическая культура и здоровый образ жизни | 5 |
2 | Физкультурно-оздоровительная, спортивно-оздоровительная, прикладная деятельность: физическое совершенствование | 63 |
2.1. | Спортивные игры | 21 |
Баскетбол | 8 | |
Волейбол | 8 | |
Футбол | 5 | |
2.2. | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
2.3 | Лёгкая атлетика | 13 |
2.4. | Лыжная подготовка | 12 |
2.5. | Элементы единоборства | 5 |
Итого 10-11 класс | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» в 5-9 классах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-6 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-6 класса (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 7 класса инклюзивное обучение на 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «физическая культура» для учащихся 7 класса МКОУ «Александровская СОШ» разработана на основе примерной программы Федерального компонента ...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...