очно-заочный научно-методический семинар студентов, аспирантов и преподавателей
опыты и эксперименты по физкультуре
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ ДАЛЬНИХ БРОСКОВ В БАСКЕТБОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_hlypenko_t.a._eksperitment.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Т.А. Хлыпенко,
Модульный подход к обучению технике дальних бросков в баскетболе
Аспирант Нижневартовского Государственного Университета,
Российская Федерация, г.Нижневартовск,
Аннотация. В данной научной статье на основе исследования развития специальных физических качеств у юных баскетболистов Ханты-Мансийского автономного округа (юные баскетболисты городов Нижневартовска и Мегиона), в условиях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, осуществляемой с помощью модульной технологии при обучении технике дальних бросков определены предмет и методы исследования. Разработана и апробирована модель и модульная технология исследования. В статье рассматривается инновационные средства и технологии подготовки на основе введения модульных тренировочных воздействий в области дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности тренировочной программы юных баскетболистов.
Ключевые слова: модуль, модульная технология, скоростно-силовые качества, дальний бросок в баскетболе, микроцикл, спортивная подготовка.
Key words: Module, module technology, far throw, basketball, sport training, speed-power quality.
Введение. Физическая подготовка понимается как педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, совершенствование жизненно важных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья занимающихся.
Повышение качества обучения в процессе дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности во многом определяется использованием новых подходов к организации образовательного процесса. Традиционные организации обучающих воздействий в большинстве случаев исчерпали свои возможности. В этой связи возникает проблема в поиске новых методов обучения, предусматривающих обеспечение целенаправленных педагогических усилий, адресованных на совершенствование физкультурно-спортивной подготовки на основе применения модульных тренировочных воздействий к обучающимся.
Имеющиеся литературные данные позволяют применять на практике акцентированные модульные тренировочные воздействия для повышения качества обучаемости юных спортсменов. К их числу относятся работы: В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Н.В. Чертова, Д.Г. Калашников, Дж. Блита, и др.
В этой связи представляется актуальным проведение научно-педагогического исследования, направленного на обоснование структуры по содержанию рабочей программы при подготовке юных спортсменов на основе модульных воздействий тренировочного характера, через воспитание специальных физических качеств.
Цель исследования: научно-техническое обоснование модели модульного обучения технике дальних бросков на основе развития специальных физических качеств юных баскетболистов.
Методы исследования: 1. Математическая статистика. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Оценка физического развития.
Для доказательства эффективности заявленного научного исследования разработана учебно-экспериментальная программа. Учебно-экспериментальная программа содержит инновационный педагогический прием, содержащий в себе сочетание технического приема (техника выполнения дальнего броска в баскетболе) с воспитанием специального физического качества (скоростно-силовые подготовка), в форме акцентированных модульных воздействий. На этой основе мы предполагаем, что включение в учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов акцентированных модульных воздействий по специальной физической подготовке позволит повысить качество выполнения техники дальних бросков, уровень физической подготовленности, а также интерес и мотивацию юных баскетболистов к занятиям спортом.
Организация исследования: В период январь-май 2015 года проведен эксперимент по доказательству заявленных научных предположений. Научное исследование проведено на базах Муниципального бюджетного учреждения «Спорт-Альтаир» города Мегиона (экспериментальная группа) и Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Феникс» города Нижневартовск (контрольная группа).
В программу экспериментальной группы введены инновационные акцентированные модульные тренировочные воздействия, выраженные в специально подобранных средствах методом круговой тренировки. Формат модуля нами определен в виде мезоцикла, содержащего 4 микроцикла (мкр): подготовительный, специализированный, усиленный, игровой. Алгоритм построения микроциклов отображен в таблице 1.
таблица 1
№п.п. | Микроцикл | Построение |
1 | Подготовительный | 3-1 |
2 | Специализированный | 4-1 |
3 | Усиленный | 2-1 |
4 | Игровой | 3-1, 4-1 |
Также, для оценки функционального состояния организмов испытуемых использована система комплексного компьютерного исследования физического состояния спортсменов «ОМЕГА.СПОРТ».
В своем научном исследовании мы предполагали, что внедрение в тренировочный процесс специализированного модуля по скоростно-силовой подготовке позволит повысить точность дальних бросков в баскетболе. В ходе проведенного научного эксперимента нами получены и обработаны следующие педагогические данные: среднее значение количества точных бросков в контрольной и экспериментальных группах, средние значения затраченного времени на реализацию попыток дальних бросков в баскетболе (из ста бросков) в контрольной и экспериментальной группах, средние значения интегрального показателя спортивной формы (система комплексного компьютерного исследования физического состояния спортсменов «ОМЕГА.СПОРТ») в контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, средние значения количества дальних точных бросков в баскетболе приведены в таблице 2 и графике 1.
таблица 2
| 1мкр | 2 мкр | 3 мкр | 4 мкр |
Количество бросков | ||||
средние значения количества дальних точных бросков в баскетболе (из 100) в экспериментальной группе | 13 | 14 | 15 | 19 |
средние значения количества дальних точных бросков в баскетболе (из 100) в контрольной группе | 16 | 19 | 18 | 16 |
Среднее значение затраченного времени на реализацию ста бросков в баскетболе экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице 3 и графике 2
таблица 3
| 1 мкр | 2 мкр | 3 мкр | 4 мкр |
время затраченное на реализацию 100 дальних бросков | ||||
средние значения затраченного времени на реализацию 100 бросков в экспериментальной группе (в сек) | 4,95 | 5,08 | 5,39 | 4,92 |
средние значения затраченного времени на реализацию 100 бросков в контрольной группе | 4,58 | 4,44 | 4,51 | 4,63 |
график 1
график 2
Средние значения интегрального показателя спортивной формы в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблице 4 и графике 3
таблица 4
| 1 мкр | 2 мкр | 3 мкр | 4 мкр |
интегральный показатель спортивной формы | ||||
средние значения интегрального показателя спортивной формы в экспериментальной группе | 52 | 65 | 48 | 56 |
средние значения интегрального показателя спортивной формы в контрольной группе | 77 | 83 | 74 | 85 |
график 3
Согласно проведенного научно-педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Средние значения исследуемых показателей точности дальних бросков в баскетболе, времени затраченного на выполнение сто дальних бросков в баскетболе, интегрального показателя спортивной формы не являются стабильными в исследуемых микроциклах.
2. Средние значения количества дальних точных бросков в экспериментальной группе увеличилось на шесть, что составляет шесть процентов, среднее значение количества дальних точных бросков в контрольной группе осталось на прежнем уровне.
3. Средние показатели времени затраченного на реализацию ста дальних бросков в экспериментальной группе оптимизировалось на три сотые секунды, а в контрольной группе увеличилось на пять сотых секунды.
4.Интегральный показатель среднего значения спортивной формы в экспериментальной группе увеличился на четыре процента, а в контрольной на 8 процентов.
Литература:
- Бальсевич, В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно- спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / B.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 31. – C.23-28.
- В.К., Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №4. – С. 2-6.
- Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист: Пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 175 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Рабочие программы по истории для специальности "Сестринское дело" очной и очно-заочной форм обучения
Рабочие программы по истории разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки сре...
Выступление с докладом «Возможности использования САПР в общеобразовательной подготовке» на в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики
Принял участие в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики ОУ СПО «Особенности преподавания предмета Информатика в соответствии с ФГОС СОО»...
Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".
Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...
Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте" для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, 2020 г.
Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, асп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...