Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры
статья по физкультуре (9 класс)
В работе сформулирована проблема равнодушия к занятиям физическими упражнениями, а так же предложены средства и методы повышения интереса к занятиям физическими упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytaktivizvtsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности на уроках физической культуры
Тарасова Ольга Леонидовна
МОУ «Гимназия-школа с. Ивантеевка Саратовской области»
Учитель физической культуры
Здоровье – величайшая ценность и основа формирования личности. Охрана здоровья детей – приоритетное направление деятельности в сфере образования. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Активная позиция, хорошая успеваемость- факторы благополучного самочувствия детей. Задача учителя физической культуры-научить детей укреплять, ценить и беречь своё здоровье. Ребенок должен знать индивидуальные особенности своего организма, нести ответственность за свое здоровье, использовать приемы для его сохранения и укрепления.
В связи со спецификой предмета Физическая культура, на педагога возлагается ответственная задача: грамотно управлять на уроке познавательной и двигательной активностью учащихся, при этом главной остаётся – формирование и воспитание культуры здоровья школьников.Чем грамотнее педагог будет осуществлять работу по развитию познавательной активности, тем лучше будет организация и эффективность урока.
Из опыта своей работы могу сказать, что учащиеся, занимаясь физическими упражнениями, в том числе и на уроке физической культуры, не задумываются над тем, с какой целью они приходят на урок, даже, если учитель ставит перед ними задачу. Учащиеся выполняют работу автоматически, не задумываясь: кто-то с удовольствием работает, потому что получается; кому-то просто нравится играть, двигаться; кто-то хочет сидеть и думает, что ему двигаться не нужно.
Эта проблема повлияла на выбор моей методической темы. Активизация познавательной деятельности на уроке физической культуры как никогда актуальна в наше время. Чтобы побудить ребенка к двигательной активности, нужно, прежде всего, активизировать познавательную деятельность, чтобы ему стало интересно заниматься физической культурой и спортом, чтобы у него была цель. Важно, чтобы ребенок знал: Зачем? Почему? он занимается, нужно рассуждать с детьми о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым…
Поэтому, главной целью в своей работе я считаю поиск эффективных путей для активизации познавательной деятельности учащихся, тем самым, формируя осознанное отношение к своему здоровью.
Я считаю, что активизация познавательной деятельности побуждает к двигательной активности, движение приносит здоровье, а крепкое здоровье сопутствует успеваемости детей и придает уверенность в жизни (познавательная деятельность---двигательная активность---здоровье---успеваемость и уверенность).
Для реализации цели в своей я работе использую следующие методы и приемы:
- проблемные ситуации и вопросы - игры и соревнования - организую исследовательскую деятельность - групповую работу - применяю в работе инструктивные карты, карты самонаблюдения (контроля)
Более подробно, я бы хотела остановиться на использовании инструктивных карт, карт самонаблюдения, при работе с которыми дети учатся самостоятельно определять цель деятельности, искать необходимую информацию, осваивать новые двигательные действия, исследовать, находить новые способы решения проблемных ситуаций.
Предлагаю вам ситуацию, где я покажу, как с помощью такой карты я активизирую познавательную деятельность учащихся, а конкретно, учу детей планировать и контролировать занятия физическими упражнениями, определять их эффективность для укрепления здоровья. И в этом мне поможет карта по определению ИТП с использованием формулы Карвонена.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПУЛЬСА (ИТП) Цель: научиться выбирать оптимальный объем физической нагрузки для своего организма и контролировать её во время занятий физическими упражнениями. 1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 минуту: наложить пальцы рук на запястье (шею, висок) и подсчитать количество ударов. 2. Определить ИТП по формуле Карвонена: ИТП = (220 - ваш возраст в годах - число ударов своего пульса за минуту в покое) умножить на 0,6 + число ударов своего пульса в покое. 3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12. Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение ЧСС не рекомендуется. 4. Определить нижнюю границу: от величины ИТП – число 12. Это нижний предел. Занятия при более низкой ЧСС будут неэффективны. ВЫВОД: ЧСС во время моих занятий должна ограничиваться диапазоном от ………….уд./мин. до …… ……уд./мин. |
Зная состояние здоровья, степень физического развития, а так же уровень физической подготовленности учащихся, мы, с учетом этих данных, планируем физическую нагрузку на уроке, чтобы не навредить здоровью учащихся.
Занимаясь физическими упражнениями, человек получает определенный объем физической нагрузки.
Существует несколько способов для определения влияния физической нагрузки на организм школьника. Самым информативным и простым показателем самочувствия является ЧСС (частота сердечных сокращений), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью (пульс). Измерение ЧСС проводится до и после занятий, что позволяет оценить реакцию организма на получение определенного объема физической нагрузки.
Ознакомимся с легендой (можно использовать видеоролик о том, где человеку становится нехорошо во время или после физической нагрузки или любую другую проблемную ситуацию):
-Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из воинов было поручено отнести радостную весть в Афины. Солдат дистанцию 42км195м преодолел чуть больше, чем за 3 часа. Вбежав в город, он воскликнул: «Мы победили!». После чего упал замертво.
-Что случилось с солдатом и почему это произошло?
В итоге, мы приходим к выводу, что физическая нагрузка солдата оказалась велика, и, что она может способствовать укреплению здоровья, а может и человеку навредить. Далее рассуждаем, каким образом можем определить объем физической нагрузки (по ЧСС(пульсу)), устанавливаем зависимость ЧСС от физической нагрузки (чем больше объем физической нагрузки, тем выше ЧСС и наоборот), выясняем, каким умением мы должны обладать, чтобы физическая нагрузка приносила пользу здоровью (уметь контролировать и регулировать объем физической нагрузки индивидуально для своего организма).
Приемы с применением инструктивных карт, карт самонаблюдения помогают мне формировать осознанное отношение к своему здоровью; мотивировать детей на самостоятельные занятия физической культурой и спортом, ведение ЗОЖ; стимулировать желание совершенствовать физические качества. Таким образом, я еще и решаю задачи применения в своей работе здоровьеформирующих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках марийского (государственного) языка и истории и культуры народов РМЭ
Ребёнку уже с раннего детства присуща познавательная потребность. Познавательная потребность выражается в любопытстве и любознательности ребёнка с первых шагов его жизни. Естественная любознательность...
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физических явлений путем использования художественной литературы
В данной статье рассматривается эффективность использования художественно-литературных и поэтических образов на уроках физики. Приведены примеры....
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры
Спорт - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленно...
Психологическме основы активизации деятельности учащихся на уроках физической культуры.
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическ...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...