Методика учета достижений юных шахматистов шахматного клуба «Петровская Ладья» с использованием системы обсчета клубных рейтингов
методическая разработка по физкультуре

Данная методика рекомендована к применению шахматными секциями (клубами) и рассказывает о системе введения клубных рейтингов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_metodika_ucheta_dostizheniy.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Безымянный 2

Методическая разработка  

«Методика учета достижений юных шахматистов шахматного клуба «Петровская Ладья» с использованием системы обсчета клубных рейтингов»

Разработчики:

Другов Павел Игоревич,

педагог дополнительного образования,

методист

Калямин Андрей Аркадьевич,

педагог дополнительного образования,

методист

Санкт-Петербург

2018

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                             3
  2. Краткое описание модели                                                         3
  3. Обоснование выбора модели                                                    4
  4. Цель реализации модели                                                           4
  5. Сферы внеучебной деятельности, результаты                

которых учитываются в данной модели                                  4

  1. Формы и методы сбора и фиксации информации

о достижениях учащихся                                                       4

  1. Технологии обработки и система оценивания

полученных данных                                                               6

  1. Место и роль модели в образовательном процессе                9
  2. Опыт реализации представленной модели                              9
  3. Заключение

Возможность расширения практики применения

 системы рейтингов для учета достижений

 воспитанников                                                          9

  1. Пояснительная записка  

                       При учете достижений воспитанников в шахматном объединении дополнительного образования большинство современных педагогов в какой-то степени проявляют субъективность. Связано это, во-первых, с повышенной самооценкой. «Как это у меня за какой-то промежуток времени, например, полгода, дети не усвоили данный им материал, не овладели знаниями, умениями и навыками? Такого просто быть не может», - считает амбициозный педагог.

            Во-вторых, нельзя забывать о личностном факторе, когда педагог подсознательно оценивает выше воспитанников, котором особо симпатизирует.                              

В связи с этим, помимо очевидного метода учета достижений воспитанников – сравнительного анализа их турнирных выступлений в соревнованиях, нужна объективная методика учета достижений, основанная на математических методах.

           Последние годы очень популярным стало слово «рейтинг». Мы часто слышим, что у такого- то политического деятеля повысился или понизился рейтинг. Или спортсмен занимает определенное место в рейтинг-листе.

           В данном случае речь идет о рейтинге ЭЛО. Так как его можно математически или статистически подсчитать, то он и был нами принят в качестве критерия оценки достижений воспитанников.          

            Цель данной работы - представить модель, которая, по нашему мнению, даст достаточно объективный критерий учета достижений учеников.

            Задачами данной работы являются:

     - описание модели подсчета рейтинга учеников.

     - показать возможность применения рейтинга, как совокупности критериев учета достижений воспитанников, не только коллективов спортивного направления, но и, наверное, для любых других направлений.

  1. Краткое описание модели

Шахматный клуб «Петровская Ладья» ГБОУ ДОД ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга является общественным объединением юных шахматистов, их педагогов и родителей, созданным с целью популяризации и пропаганды шахматной игры в среде детей и подростков, достижения высоких спортивных результатов, подготовки спортивного резерва района и города. Для формирования комплексной и максимально объективной картины развития и достижений воспитанников клуба принята данная методика, в которой вводится понятие клубного рейтинга.

   С начала 70-х годов прошлого столетия в шахматах появилась система определения относительной силы шахматистов, основанная на статистических показателях выступления игроков - система обсчета рейтингов. Эта система была разработана американским профессором физики Арпадом Эло. В настоящее время система обсчета рейтингов охватывает большинство шахматных турниров, является наиболее объективной для оценки силы шахматистов и, с учетом массового применения компьютерной техники, легко может быть применима для расчетов соревнований любого уровня – первенство района, школы, класса и т.д.

С 1992 года на базе ДДТ четыре раза в год – в январе, марте, августе и ноябре - проводятся шахматные фестивали «Петровская Ладья», в которых участвуют все юные шахматисты клуба до 1 разряда включительно. Период окончания каждого фестиваля принят за период обсчета клубного рейтинга шахматистов. Выступление шахматистов клуба в фестивале, а также анализ их выступлений за отчетный период позволяет диагностировать уровень каждого воспитанника клуба.

   Эта система и была взята за основу для определения достижений воспитанников клуба за определенный календарный срок.  

  1. Обоснование выбора модели

Система обсчета рейтингов по методу ЭЛО принята как наиболее объективная оценка уровня достижений шахматиста. Специфика работы с юными шахматистами позволяет расширить данную систему и создать объективную методику, дополнив образовательные, педагогические и воспитательные критерии в систему обсчета. Вести учет достижений детей формально неэффективно, а система рейтингов обеспечивает наглядность, формирует здоровую спортивность характера у воспитанников, стремление повысить свой рейтинг и добиться высоких результатов, что стимулирует спортивные успехи, ответственность и дисциплинированность.

  1. Цель реализации модели

Построение эффективной и объективной системы учета достижений всех воспитанников шахматного клуба как действенного инструмента подготовки спортивного резерва Петродворцового района, создание условий для решения воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения.

  1. Сферы внеучебной деятельности, результаты которых учитываются в данной модели

Критерии подсчета рейтинга у начинающих шахматистов

(1 год обучения)

Показатель

Неуд

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Периодичность

1

Поведение

-10

0

10

20

По окончании каждого фестиваля

2

Прилежание

-10

0

10

20

По окончании каждого фестиваля

3

Выполнение контрольно-нормативных требований программы (тест)

-20

0

20

50

По окончании каждого фестиваля (тест в виде форм фиксации)

4

Решение задач, этюдов, тестовых позиций

-30

0

30-50*

50-100*

По окончании каждого фестиваля

5

Участие в фестивале «Петровская Ладья» и иных турнирах

Обсчет внутреннего рейтинга с использованием программы Swiss master 5.5

По достижении юным шахматистом нормы начального (3 разряда, норматив 60% в турнире начинающих с записью партии) присваивается рейтинг 1400 единиц

По окончании каждого фестиваля

*в зависимости от уровня сложности материала

Критерии подсчета рейтинга у шахматистов групп спортивного совершенствования и групп высшего спортивного мастерства

(2 – 5 года обучения и далее)

Показатель

Неуд

Удовлетворительно

Хорошо

Отл.

Периодич-ность

1

Прилежание

-10

0

10

20

По окончании каждого фестиваля

2

Выполнение контрольно-нормативных требований программы (тест)

-20

0

20

50

По окончании каждого фестиваля (тест в виде форм фиксации)

3

Решение задач, этюдов, тестовых позиций

-30

0

30-50*

50-100*

По окончании каждого фестиваля

4

Владение и использование шахматных программ на ПК

-30

0

40

60

По окончании каждого фестиваля

5

Участие в фестивале «Петровская Ладья» и иных турнирах; судейская квалификация

Обсчет внутреннего рейтинга

Коэффициент прогресса – 30 в соответствии с программой Swiss master 5.5.

По достижении 2 разряда присваивается рейтинг 1600 единиц; 1 разряда – 1800 единиц; кандидата в мастера спорта – 2100 единиц

Дополнительно оцениваются международные звания: кандидат в мастера спорта ФИДЕ – 2150 единиц у девушек и 2250 у юношей; мастер ФИДЕ – 2200 у девушек и 2300 у юношей; международный мастер ФИДЕ – 2300 у девушек и 2400 у юношей; международный гроссмейстер ФИДЕ – 2400 у девушек и 2500 у юношей, российские звания: мастер спорта России – 2500; гроссмейстер России – 2600.

Дополнительно обсчитываются судейские звания: юный судья +30, судья 3 категории+40, судья 2 категории +50, судья 1 категории +80.

По окончании каждого фестиваля

*в зависимости от уровня сложности материала

6. Формы и методы сбора и фиксации информации о достижениях учащихся

В период проведения каждого шахматного фестиваля каждый педагог клуба представляет методистам по шахматам таблицы проведенных им в своем коллективе турниров, конкурсов решения задач, этюдов и тестовых позиций, бланки форм фиксации результатов контрольно-нормативной диагностики материалов, выставленные им отметки поведения и прилежания воспитанников. Каждый воспитанник вправе представить таблицы турниров, в которых он участвовал вне своего объединения (городские и межрегиональные турниры, фестивали, соревнования за границей и т.д.), которые также обсчитываются по обычной методике. По окончании каждого из шахматных фестивалей методисты сводят полученные результаты в программу расчета рейтингов, добавляя достигнутый воспитанником результат в фестивале «Петровская Ладья», на основании чего формируется очередной рейтинг-лист воспитанников клуба – на 01 февраля, на 01 апреля, 01 сентября, 01 декабря.

При формировании бланков тестов форм фиксации результатов (приложение № 1) воспитанников, педагог использует следующие контрольно-нормативные требования в области знаний, умений и навыков воспитанников шахматного клуба:

Первый год обучения

  1. Иметь представление о чемпионах мира, выдающихся шахматистах, возникновении шахмат.
  2. Знать основные положения правил вида спорта «Шахматы» 2011 года.
  3. Уметь записывать партию и пользоваться международными шахматными обозначениями, нотацией, механическими шахматными часами.
  4. Иметь дебютный репертуар.
  5. Знать основные теоретические пешечные и ладейные эндшпили.
  6. Уметь ставить мат ферзем, ладьей, двумя слонами.

Второй год обучения

  1. Иметь представление о трех стадиях партии и их задачах.
  2. Знать правила активных и молниеносных шахмат ФИДЕ.
  3. Уметь самостоятельно работать с шахматной литературой, пользоваться электронными шахматными часами.
  4. Иметь не менее четырех дебютов в репертуаре, с пониманием основных стратегических идей дебюта.
  5. Решать не менее 11 из 15 заданных тактических позиций с расчетом в вариантах не менее 5 ходов.
  6. Иметь способности к творческой импровизации.

     9. Овладеть спортивными качествами, в том числе командной игры.

     10. Быть развитым интеллектуально, уважительно относиться к культуре и традициям своего города и страны.

Третий год обучения

  1. Ориентироваться в современной шахматной мировой ситуации.
  2. Владеть правилами шахмат на уровне судьи 3 категории.
  3. Обладать правом участия в первенстве субъекта федерации по своей возрастной категории.
  4. Уметь ставить мат слоном и конем.
  5. Выступать в турнирах не ниже, чем на второй разряд по шахматам.
  6. Успевать в школе.
  7. Иметь представление о трех стадиях партии и их задачах.
  8. Знать правила активных и молниеносных шахмат ФИДЕ.
  9. Уметь самостоятельно работать с шахматной литературой, пользоваться электронными шахматными часами.
  10. Иметь не менее четырех дебютов в репертуаре, с пониманием основных стратегических идей дебюта.
  11. Решать не менее 11 из 15 заданных тактических позиций с расчетом в вариантах не менее 5 ходов.
  12. Иметь способности к творческой импровизации.
  13. Овладеть спортивными качествами, в том числе командной игры.
  14.  Быть развитым интеллектуально, уважительно относиться к культуре и традициям своего города и страны.

Четвертый год обучения

  1. Иметь сформировавшийся дебютный репертуар, постоянно следить за новой шахматной теорией и пополнять свои теоретические знания.
  2. Уметь пользоваться компьютерными шахматными программами.
  3. Обладать правом участия в финале первенства субъекта федерации по своей возрастной категории.
  4. Иметь не ниже, чем первый взрослый разряд по шахматам.
  5. Знать принципы командной игры, помогать своим партнерам по команде и клубу к подготовке к соревнованиям и отдельным партиям.
  6. Знать шахматную историю Санкт-Петербурга, своего шахматного клуба.
  7. Знать принципы командной игры, помогать своим партнерам по команде и клубу к подготовке к соревнованиям и отдельным партиям.

Пятый год обучения

  1. Уметь пользоваться судейскими программами компьютерной жеребьевки.
  2. Выполнить норматив кандидата в мастера спорта по шахматам.
  3. Участвовать в розыгрыше путевки на выход в первенство Российской Федерации.
  4. Знать биографию и творчество известных шахматистов России, СССР, Санкт-Петербурга.
  5. Осознавать необходимость поддержки «здоровой атмосферы» во время командных турниров, особенно при выездах на соревнования в другие регионы.

7.Технологии обработки и система оценивания полученных данных

  1. Методика подсчета рейтинга (таблица)

Разность рейтинга

Сильнейшие

Слабейшие

0—3

50

50

4—10

51

49

11—17

52

48

18—25

53

47

26—32

54

46

33—39

55

45

40—46

56

44

47—53

57

43

54—61

58

42

62—68

59

41

69—76

60

40

77—83

61

39

84—91

62

38

92—98

63

37

99—106

64

36

107—113

65

35

114—121

66

34

122—129

67

33

130—137

68

32

138—145

69

31

146—-153

70

30

154—162

71

29

163—170

72

28

171—179

73

27

180—188

74

26

189—197

75

25

198—206

76

24

207—215

77

23

216—225

78

22

226—235

79

21

236—245

80

20

  1. Вычисление рейтинга Эло (математический метод)

Вычисляется математическое ожидание количества очков, которое наберёт игрок Aв партии с B(оно равно сумме вероятности выигрыша игрока A и половины вероятности ничьей):

\mathbb{E}_A = \frac 1 {1 + 10^{\frac{R_B - R_A}{400}}},

где:

\mathbb{E}_A\, — математическое ожидание количества очков, которое наберёт игрок A в партии с B;

R_A\, — рейтинг игрока A;

R_B\, — рейтинг игрока B.

Новый рейтинг игрока Aрассчитывается по формуле:

R’A +K(SA – EA)

где:

S_A\, — фактически набранное игроком A количество очков (1 очко за победу, 0,5 — за ничью и 0 — за поражение);

R_A^\prime\, — новый рейтинг игрока A.

  1. Место и роль модели в образовательном процессе

При обучении шахматами для педагога, и для воспитанника крайне важно наглядно видеть результат учебной деятельности. Унификация требований к прохождению программ, проведение в одно и то же время шахматных фестивалей позволяет систематизировать и структурировать систему обучения шахмат в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, создать стройную и объективную модель учета достижений воспитанников шахматного клуба «Петровская Ладья», которая во многом основана на опыте работы клуба с 1992 года и имеет длительные позитивные традиции.

  1. Опыт реализации представленной модели

Настоящая модель реализуется в нынешнем виде с 2011 года, опыт обсчета внутриклубных рейтингов применялся и ранее, разными педагогами внутри своих объединений. Реализация модели позволила составить рейтинг-лист из более чем 100 разрядников клуба, стимулировать ребят на достижение исключительно высоких спортивных достижений в шахматах. Наивысшие рейтинги клуба имеют его воспитанники – международный гроссмейстер, олимпийский чемпион по шахматам 2011 года, трёхкратный чемпион России 2011 года, вице-чемпион мира 2011 года Владимир Федосеев 1995 г.р., международный мастер, олимпийский чемпион по шахматам 2012 года Максим Чигаев 1996 г.р., десятки кандидатов в мастера спорта. Система рейтингов позволяет наиболее объективно сформировать команду клуба, в результате чего наша команда является победителем первенства Санкт-Петербурга по шахматам в течение последних трех лет – с 2010 по 2012 годы, опережая команды Специализированной шахматной спортшколы Комитета по физической культуре и спорту, Аничкова Дворца и другие.

  1.  Заключение

Возможность расширения практики применения системы рейтингов для учета достижений воспитанников

   Применение рейтинга в качестве совокупного критерия учета достижений возможно не только в коллективах спортивного направления. Подсчет рейтинга повышает мотивацию воспитанников, их спортивную заинтересованность в улучшении своих результатов и, соответственно, повышает старательность при освоении данного предмета занятий.

   Для того, чтобы подсчитывать рейтинг, необходимо ежеквартально проводить различные конкурсы, смотры достижений воспитанников при этом, формировать баллы для подсчета рейтинга могут и родители, и сами воспитанники, и педагоги. Система подсчета баллов должна быть четко регламентирована.

   Данная методика не претендует на обязательность применения, а является вспомогательной для организации работы объединений дополнительного образования. Для разных направлений необходима корректировка показателей и коэффициентов с учетом их специфики. По мнению автора, основное в данной методике - это соревновательная часть.

  Рекомендации педагогам: старайтесь, чтобы воспитанники постоянно повышали свой рейтинг; не допускайте появления в системе рейтингов «двоечников», «отсталых детей» (в системе дополнительного образования это неприемлемо, и не всегда объективные цифры рейтинга следует делать общедоступными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устав шахматного кружка "Белая ладья"

. Общие положения 1.1. Шахматный клуб «Белая ладья» является добровольным общественным объединением  школьников и взрослых любителей шахмат  на основе общего интереса. 1.2. Клуб ве...

Программа кружка «Клуб юного шахматиста»

Шахматы - полезная настольная логическая игра. Программа разработана для обучения начинающих игре в шахматы....

Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"

Рабочая программа шахматного круба "Белая ладья". ВУД....

Сетевой образовательный проект «Открытый шахматный клуб «Петровская Ладья»

Настоящий сетевой образовательный проект передает опыт сетевого взаимодействия шахматного клуба "Петровская Ладья" в 1992-2019 гг....

Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматный клуб "Белая ладья"

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматный клуб «Белая ладья» предназначена для обучающихся 5-6-х классов и составлена на основе программы под редакцией И.Г.Сухина, в соотве...

Шахматный клуб "Ладья"

Дополнительная общеобразовательная программа  «Шахматный клуб Ладья» относится к основному  уровню и имеет интеллектуальную  направленность. Актуальность:...