Доклад на тему: Нетрадиционные уроки
материал по физкультуре

Монгуш Алдын Бурун-оолович

           Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе, игры, эстафеты мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов.
             Урок физической культуры обеспечивает ученикам овладение важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике, решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.
            Современный урок – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого ребёнка, учить детей саморегуляции, адаптации, релаксации. Наши уроки – и для мышц, и для мозга.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_netraditsionnye_uroki.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хондергейскаясредняя общеобразовательная школа муниципального района Дзун-ХемчикскийкожуунРеспублики Тыва

тема доклада:

Нетрадиционные уроки

Докладчик

 учитель физической культуры  I-ой категории:

МонгушАлдын Бурун-оолович

2017г

Нетрадиционные уроки

           Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе, игры, эстафеты мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов.
            Урок физической культуры обеспечивает ученикам овладение важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике, решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.
           Современный урок – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого ребёнка, учить детей саморегуляции, адаптации, релаксации. Наши уроки – и для мышц, и для мозга.
            Ученики на уроке всегда готовы выступить активной стороной, определённым образом формирующей педагогический процесс. Но в одном случае дети могут приумножить вносимые педагогом усилия, а в другом – разрушить. Первое происходит, когда учитель систематически, от урока к уроку заботится о формировании детского творчества, расширяет содержательный потенциал ученической активности.
            Чем больше секретов физического совершенствования, тонкостей методики освоения двигательных навыков, техники выполнения физических упражнений раскроет учитель перед занимающимися, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе.
           Успешным может быть только такой урок, в котором соблюдены три главных условия:
- интерес к нему учащихся, это можно проконтролировать, если хотя бы изредка советоваться с детьми, спрашивать, что им понравилось или не понравилось на только что закончившемся уроке.
- урок должен быть полностью осмыслен занимающимися, понятным им по постановке цели и выбору средств.
- урок – это место, где каждому выделено время, приобретать умения заниматься самостоятельно при высокой сознательной дисциплине. Учитель должен разъяснить в первую очередь, не то, чем надо заниматься и какие упражнения выполнять, а то, как следует заниматься и зачем нужно выполнять каждое упражнение.
           Дети не любят долго слушать объяснения, сидеть на скамейках в ожидании своей очереди. Ничто так не способствует развитию лени и недисциплинированности, как вынужденное безделье на уроке.

                В работе с детьми лучше всего руководствоваться словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Ребёнок может делать всё то, что он хочет, но хотеть он должен то, чего желает воспитатель».

            Нетрадиционные формы обучения лишь дополняют традиционные, но являются очень эффективными. Они способствуют успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывают положительные эмоции, поддерживают высокую работоспособность учащихся на уроке.
Процесс обучения с использованием нетрадиционных форм содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач на уроке.

    Виды нетрадиционных форм обучения на уроках фихической культуры.
1.Уроки с использованием нестандартного оборудования.

        В последние годы всё большее число школ оснащают спортивные залы нестандартным оборудованием.

В первую очередь каждый нестандартный снаряд должен отвечать требованиям комплексного развития физических качеств, фронтальной и поточной организации учебной деятельности учащихся, многопрофильного использования, быстрого приготовления и уборки, доступности и безопасности выполнения упражнений.

Эффект в развитии физических качеств с помощью нестандартного оборудования будет выше, если дополнительно оборудовать и школьную площадку. На ней могут быть размещены качающиеся на цепях брёвна, подвижные доски-переправы (типа качелей с осью вращения для отражения мячей при метании, горизонтальные и арочные лестницы) рукоходы - вертикальные лестницы для лазания. 

           У нас в школе на спортивной площадке имеется  полоса препятствий из нестандартных оборудований. Дети с удовольствием выполняют задания.

           2. Танцы и танцевальные упражнения.

Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться простейшие танцы и танцевальные упражнения. Они применяются как общеразвивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. Ученики танцуют с большой охотой. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.

Танцы различаются по степени подвижности, что даёт возможность регулировать нагрузку. Нагрузка дифференцируется также количеством повторений танцевальных упражнений. В младших классах танцы чередуются с подвижными играми.

3.Сюжетно – ролевые уроки

Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.
Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игра «Зов джунглей» .

4. Народные игры.

У каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных играх присутствуют элементы народной игры.

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребёнка. 

На уроках физкультуры применяю, такие игры, как  «Лапта», «Городки», «Салки», «Ручеёк», «Кошки и мышки», «Третий лишний», «Жмурки» и др.

Участвуя в этих играх (особенно командных), дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга. Вырабатывая свои правила игры, подчиняясь им, они становятся дисциплинированные, переживают радость от достигнутого результата в коллективе, отмечают наиболее отличившихся, порицают трусость, вместе переживают неудачу товарища.

5. Урок-праздник.

Уроки-праздники проводятся в качестве нетрадиционных форм работ  основном, в начальной школе.

Они могут проводиться во II-IV классах в конце каждой учебной четверти.
Дети очень любят уроки-праздники и всегда с удовольствием участвуют в них.

7. Спортивные развлечения и прогулки

В практике физического воспитания детей в качестве нетрадиционных форм обучения используются спортивные развлечения и прогулки. К спортивным развлечениям относятся катание на санках, коньках, велосипедах, плавание, элементы бадминтона, настольного тенниса и др. Эти упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи со своеобразием их применения: без установки на спортивный результат.

Главное в них - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов.                Нельзя забывать, что спортивные развлечения представляют собой новые для детей виды двигательной деятельности и поэтому им необходимо последовательно обучать.

Основное назначение прогулок - пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями. Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания.
Главная, из них - применение детьми двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Особое место занимают прогулки по пересечённой местности. Так, прогулки с постепенным подъёмом в гору применяются даже в лечебных целях для укрепления сердечной деятельности.
Прогулки строго регламентируются, дистанция их постепенно удлиняется и усложняется.

              Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке.

             Проанализировав методическую литературу по изучаемой теме, я пришёл  к выводу, что наиболее эффективными и вызывающими наибольший интерес у учащихся, являются: уроки с использованием нестандартного оборудования, сюжетно-ролевые уроки, уроки- праздники, уроки с  использование танцевальных упражнений, народных игр, спортивных развлечений и прогулок на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему " Современный урок"

выступление на педсовете .......

Доклад на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия".

В материале представлены доклад и презентация на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия."...

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование рисунков и проектов на уроках истории в специальной коррекционной школе-интернате»

На уроках истории я использую метод нетрадиционного подхода использования средств наглядности. В чем заключается практическая значимость такого метода?...

Проектная работа по теме нетрадиционного урока - конференции с элементами исследования: "Ядерная энергия"

Разработка проекта по теме нетрадиционного урока-конференции с элементами исследования....

Тема: Нетрадиционные уроки в условиях реализации ФГОС СПО.

Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться....