Методическая разработка "Рабочая программа по лечебной физической культуре"
методическая разработка по физкультуре

Предмет изучения лечебной физкультуры - это прежде всего физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Кроссфит рассматривается как естественно-биологическая потребность, физическая активность, регламентируемая в соответствии с медицинскими показателями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека. В основе ее теоретических позиций лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания, научно обоснованные методы применения физических упражнений к различным заболеваниям. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к учащимся физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе. Во время занятий учащийся должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие представления о характере упражнения позволят ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие в сложном процессе поможет усилить восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lfk_2015.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ О У   С О Ш №  5 3 5  К а л и н и н с к о г о  р а й о н а

П Р О Г Р А М М А:

 

<< Л Е Ч Е Б Н А Я  Ф И З И Ч Е С К А Я  К У Л Ь Т У Р А>>

Cоставитель:

Учитель ФК

Арула Р.Э.

С А Н К Т – П Е Т Е Р Б У Р Г, 2 0 1 5

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я  З А П И С К А

     Предмет изучения лечебной физкультуры - это прежде всего физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Кроссфит рассматривается как естественно-биологическая потребность, физическая активность, регламентируемая в соответствии с медицинскими показателями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека. В основе ее теоретических позиций лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания, научно обоснованные методы применения физических упражнений к различным заболеваниям. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к учащимся физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе. Во время занятий учащийся должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие представления о характере упражнения позволят ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие в сложном процессе поможет усилить восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.

      Функция движения, используемая активно в лечебной физкультуре, является стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. ЛФК не имеет противопоказаний к своему применению, начиная с первых дней своего рождения и до глубокой старости. Движения человека можно использовать в целях стимуляции и развития его функциональных возможностей. Педагогической целесообразностью ЛФК является метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК тесно связана с лечебно-воспитательным процессом, она воспитывает у учащихся сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические требования, предусматривает участие ребенка в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, воспитывает правильное отношение учащихся к закаливанию естественными факторами природы, воспитывает трудолюбие и правильное поведение в обществе. ЛФК является:

- методом неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения - неспецифическими раздражителями. Они вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы;

- методом патогенетической терапии, систематическое применение физических упражнений способно повлиять на реактивность организма, как на общую реакцию, так и ее местное проявление;

- методом активной функциональной терапии, т.к. регулярная дозированная тренировка стимулирует, тренирует весь организм к возрастающим физическим нагрузкам, что, в конечном итоге, приводит к функциональной адаптации;

- методом поддерживающей терапии, применяемой обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации;

 -методом восстановительной терапии, который успешно сочетают с медикаментозной терапией, лечебным плаванием, при заболевании опорно-двигательного аппарата используют стиль <брасс>, а также с физиотерапевтическими процедурами.

- Целями и задачами лечебной физкультуры являются формирование у детей правильной осанки, укрепление мышц спины, живота, развитие гибкости, создание мышечного корсета;

- увеличение подвижности позвоночника, устранение или уменьшение его искривления, укрепления мышц и обеспечение нормального наклона таза, устранение недостатков в строении тела, связанных с нарушением осанки, развития плоскостопия.

     ЛФК проводится в форме занятия лечебной гимнастикой, утренней гигиенической гимнастикой, индивидуальных занятий, прогулок, экскурсий, дополнительно - массаж и лечебное плавание. На занятиях используются скакалки, мячи, обручи, скамейки, наклонные доски, шведская стенка.

     Отличительная особенностью занятий является плотность выполнения упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями. Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируют следующим образом:

- Подбор физический упражнений: от простого к сложному;

- Продолжительность физических упражнений;

-  Число повторений;

- Выбор исходных положений;

- Темп движений на 1-4;

- Амплитуда движений;

- Степень усилия;

- Точность;

- Сложность;

- Ритм;

- Количество отвлекающих упражнений;

- Использование эмоционального фактора.

При применении ЛФК выделяют 3 периода:

вводный 3-10 дней, основной 1-3 месяца, заключительный- 7-10 дней.

В северных условиях приходится применять достаточно продолжительные курсы (в начальных классах- с 1 по 4 класс). Это обусловлено, прежде всего климатическими условиями когда в течение долгой зимы учащиеся носят тяжелые ранцы с учебниками, зимнюю одежду, валенки, что является причиной появления плоскостопия. Для правильной ходьбы каблук обуви должен быть 3-4 см и пятку плотно обхватывать задник обуви, тогда стопа будет зафиксирована. Из всего этого следует: в каждом этапе роста ребенка формируется позвоночный столб, растут скелетные мышцы, вот и все причины нарушения осанки.

 Дети с нарушением осанки посещают кабинет ЛФК в течение 4 лет, и только в 3-4 классах по окончанию учебного года при осмотре медкомиссией, снимаются с учета.

 Для получения лучших результатов нужно соблюдать следующие правила:

 системность занятий, регулярность их проведения, длительность, нарастание нагрузки, индивидуальный подход к каждому ребенку, общеукрепляющие процедуры.

      В ЛФК различают упражнения общего характера и специального, так для применения упражнений для детей с нарушением осанки используются упражнения специального характера с некоторым добавлением упражнений общего характера. ЛФК основывается на движении. Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организованно в виде физического упражнения и, применяется целенаправленно в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форме, с учетом общего состояния ребенка, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы или органа.

Учебно – тематический план

на первый год обучения

№ п/п

Раздел учебной программы

Теория

Практика

Всего часов

1

Основы знаний и умений

1

-

1

2

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки

1

6

7

3

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника

1

6

7

4

Обучение правильному дыханию:

1)брюшному

2)грудному (среднему и верхнему)

3)полному

4)упражнения для тренировки дыхательных мышц

5)упражнения на восстановление дыхания

1

7

8

5

Развитие выносливости

1

6

7

6

Развитие силы мышц

1

6

7

7

Развитие координации движений

1

6

7

8

Профилактика плоскостопия

1

6

7

9

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

1

6

7

10

Подвижные игры

1

6

7

11

Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)педагогический контроль

1

6

7

Задания на дом

Итого

11

61

72


Учебно – тематический план

на второй год обучения

№ п/п

Раздел учебной программы

Теория

Практика

Всего часов

1

Основы знаний и умений

1

-

1

2

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки

1

6

7

3

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника

-

7

7

4

Повторение полного дыхания

1

7

8

5

Развитие выносливости:

1)общая

2)специальная

-

7

7

6

Развитие силы мышц

1)динамическая сила

2)статическая сила

1

6

7

7

Развитие координации движений, в том числе подвижные игры

1

6

7

8

Профилактика плоскостопия

1

6

7

9

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

1

6

7

10

Оздоровительная гимнастика Хатха-йога

1

4

5

11

Упражнения для укрепления диафрагмы

1

6

7

12

Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)педагогический контроль

-

2

2

13

Задания на дом

+

-

Итого

9

63

72


Учебно – тематический план

на третий год обучения

№ п/п

Раздел учебной программы

Теория

Практика

Всего часов

Основы знаний и умений

1

-

1

2

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки

-

7

7

3

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника

1

6

7

4

Повторение полного дыхания

-

8

8

5

Развитие выносливости:

1)общая

2)специальная

-

7

7

6

Развитие силы мышц

1)динамическая сила

2)статическая сила

1

6

7

7

Развитие координации движений, в том числе подвижные игры

1

6

7

8

Профилактика плоскостопия

-

7

7

9

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

1

6

7

10

Элементы Хатха-йоги

-

5

5

11

Элементы самомассажа

1

6

7

12

Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)педагогический контроль

1

1

2

13

Домашнее задание

-

+

Итого

7

65

72


Учебно – тематический план

на четвертый год обучения

№ п/п

Раздел учебной программы

Теория

Практика

Всего часов

  1

Основы знаний и умений

1

-

1

2

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки

-

7

7

3

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника

-

7

7

4

Повторение полного дыхания

-

8

8

5

Развитие выносливости:

1)общая

2)специальная

-

7

7

6

Развитие силы мышц

1)динамическая сила

2)статическая сила

-

7

7

7

Развитие координации движений, в том числе подвижные игры

1

6

7

8

Массаж мышц спины

1

6

7

9

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

1

6

7

10

Оздоровительная Хатха-йога, дыхательная гимнастика

1

4

5

11

Элементы самомассажа

1

6

7

12

Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)педагогический контроль

1

1

2

13

Задания на дом

+

-

Итого

7

65

72


Учебно – тематический план

на пятый год обучения

№ п/п

Раздел учебной программы

Теория

Практика

Всего часов

1

Основы знаний и умений

1

-

1

2

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки

-

7

7

3

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника

-

7

7

4

Повторение полного дыхания

1

7

8

5

Развитие выносливости:

1)общая

2)специальная

-

7

7

6

Развитие силы мышц

1)динамическая сила

2)статическая сила

-

7

7

7

Развитие координации движений, в том числе подвижные игры

-

7

7

8

Массаж мышц спины

1

6

7

9

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

1

6

7

10

Оздоровительная Хатха-йога, дыхательная гимнастика

-

5

5

11

Профилактика плоскостопия

1

6

7

12

Проведение контрольных мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)педагогический контроль

-

2

2

13

Задания на дом

+

-

Итого

5

67

72


Содержание курса «Лечебная физическая культура»

  1. год  обучения:
  2. Основы знаний.

Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения  в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима –  положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.

  1. Обучение правильному дыханию.

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки).

  1. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.

Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.

  1. Развитие силы.

Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.

  1. Развитие координации движений.

Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба  разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры.

  1. Профилактика плоскостопия.

Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

  1. Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.

  1. Подвижные игры.

Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др.

Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь – дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а).  Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника.

 Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя; шпагаты, взмахи ногами и др. (см. Методические разработки).

б).  Медицинский контроль по плану.

в).  Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.

  1. Задания на дом.

Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем родителей).


2    год  обучения.

  1. Основы знаний.

Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.

  1. Упражнения для развития  гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы Хатха – йоги: «Кошка под забором»,  «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см. Методические разработки)

  1. Повторение полного дыхания.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, премежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др. ( см. Методические разработки).

  1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя», «Выпад, обнимая себя», «Насос – наклон назад, обнимая себя».  (см. Методические разработки).

  1. Развитие выносливости.

Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании  статических поз Хатха – йоги: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг», «Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени; оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.

  1. Развитие силы.

Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде. Развитие статической силы в удержании поз Хатха – йоги: «Поза лодки», «Плуг», «Мост», «Натянутый лук». ( см. Методические разработки). Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для укрепления диафрагмы.

  1. Развитие координации движений. Подвижные игры.

Новые упражнения и их комбинации: бег «Буратино», комплекс упражнений с гантелями, с гимнастической палкой, гимнастика А.Н. Стрельниковой; элементы Хатха – йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло – качалка», «Лодочка» и др.

 Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в кругу», «Змейка на четвереньках».

  1. Профилактика плоскостопия.

Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.

10.      Упражнения для расслабления мышц.

Произвольное расслабление мышц – релаксация ( мысленное отключение мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга). Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление  групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела.

11.      Упражнения для укрепления диафрагмы.

Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.

  1.  Оздоровительное плавание.

Специальные плавательные упражнения  для освоения с водной средой – ходьба, бег, прыжки, погружение под воду, упражнения с надувными плотиками. Подвижные игры в воде с мячом, с обручем, без предметов: «Кто первый», «Морской бой», «Пятнашки в кругу» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а).  Тесты – по выбору учителя; промежуточные и итоговые – по плану.

б).  Медицинский контроль – по плану.

в).  Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения.

  1. Задания на дом.

Ежедневное выполнение 4 – 8 упражнений по выбору учителя и под контролем родителей.


  1. год  обучения.

  1. Основы знаний.

Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове ( присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; оздоровительное плавание; элементы Хатха – йоги. Повторение ранее изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.

  1. Самоконтроль.

Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

  1. Развитие выносливости.

Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.

  1. Развитие силы.

Длительная статическая задержка поз Хатха –йоги: «Мост», «Березка», «Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические разработки). Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть – лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в воде, плавание.

  1. Элементы Хатха – йоги.

Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу: «Вытяжение», «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло – качалка», «Саранча», «Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» (см. Методические разработки).

  1. Элементы самомассажа.

Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.

  1. Профилактика плоскостопия.

Совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Развитие координации движений.

Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.

  1. Очистительное дыхание.

Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).

  1. Оздоровительное плавание.

Специальные плавательные упражнения: погружение под воду, лежать на воде, скользить на груди и спине, задержка дыхания, дыхательные упражнения в воде. Игры на воде: «Плавучие стрелы», «Пятнашки с мячом», «Ныряльщики», «Водолазы» и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а). тесты – по плану учителя.

б).  медицинский контроль – по плану.

в).  педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК).

  1. Задания на дом.

Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под постоянным контролем учителя и рдителей.


  1. год  обучения:

Основы знаний.

Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа, аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха – йоги.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.

  1. Оздоровительная Хатха – йога.

Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).

  1. Развитие выносливости.

Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут, увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.

  1. Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Массаж мышц спины.

Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, надавливание.

  1. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Подвижные и спортивные игры.

Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя на коленях…), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного характера.

  1. Аутогенная тренировка.

Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление.

  1. Оздоровительное плавание.

Кроль на груди, на спине; повторение навыков дыхания в воде; плавание способом брасс. Игры на воде: «Карась и щука», «Салки», «Водное поло и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а).  тесты – по плану учителя.

б).  медицинский контроль – по плану.

в).  педагогический контроль – знания, умения и навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Задания на дом.

Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.


5 год обучения:

Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа, аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха – йоги.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.

  1. Оздоровительная Хатха – йога.

Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).

  1. Развитие выносливости.

Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут, увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.

  1. Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Массаж мышц спины.

Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, надавливание.

  1. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Подвижные и спортивные игры.

Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя на коленях…), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного характера.

  1. Аутогенная тренировка.

Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление.

  1. Оздоровительное плавание.

Кроль на груди, на спине; повторение навыков дыхания в воде; плавание способом брасс. Игры на воде: «Карась и щука», «Салки», «Водное поло и др.

  1. Проведение контрольных мероприятий.

а).  тесты – по плану учителя.

б).  медицинский контроль – по плану.

в).  педагогический контроль – знания, умения и навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Задания на дом.

Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.

Требования к уровню подготовки учащихся

    К концу 1 – го года обучения:

Знания:

 параметры правильной осанки ( подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.

Умения:

Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с гантелями, с обручами, без предметов.

Навыки:

Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.

Личностные качества:

Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.

К концу 2 – го года обучения:

Знания:

Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила ортопедического режима ( не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания); знать оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой, оздоровительного плавания.

Умения:

Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения», «Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»); упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики», «Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; упражнения с гантелями; выполнять упражнения для развития координации движений (комбинация специальных упражнений различной координационной сложности:»Крестики», «Брасс руками», «Брасс ногами»; комплекс с гимнастической палкой; подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь правильно дышать, выполняя гимнастику Стрельниковой; играть в подвижные игры целенаправленного ( 2 – 3 игры) и общего характера ( 4 – 5 игр); не бояться воды, выполнять упражнения в воде, играть на воде. Выполнять полное произвольное расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 – 8 упражнений ЛФК под контролем взрослого. Произвольно расслаблять мышцы.

Навыки:

Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены, осуществлять подготовку рабочего места.

Личностные качества:

Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.

К концу 3 – го года обучения:

Знания:

Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля ( сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.

Умения:

Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги («Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.); длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож», «Березка», «Поза саранчи» и др.). Выполнять ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой. Выполнять специальные плавательные упражнения, погружаться в воду, лежать, скользить на груди и спине, выполнять элементы плавания способом «Кроль». Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой», «Вышибалы на четвереньках» и др.

Навыки:

Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослых.

Личностные качества:

Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические качества, коммуникативные качества; память.

К концу 4 – го года обучения:

Знания:

Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, классического массажа, аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных спортивных игр.

Умения:

Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе  по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через тело ( «Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук», «Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец», «Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать любым способом или держаться на воде.

Навыки:

Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.

Личностные качества:

Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.

К концу 5 – го года обучения:

Знания:

Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, классического массажа, аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных спортивных игр.

Умения:

Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе  по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через тело ( «Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук», «Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец», «Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать любым способом или держаться на воде.

Навыки:

Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.

Личностные качества:

Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   О Б Е С П Е Ч Е Н И Е

П Р О Г Р А М М Ы:

С П И С О К   И С П О Л  Ь З О В А Н О Й  

Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1 Бутейко К. Выпуски ЗОЖ

 

2 Стрельникова А.М. <Моя гимнастика>

3. Шафранов А. <Лечебная физкультура>

 4. Епифанов В.А. <Лечебная физкультура>, справочник

 5. Дубровский В.И. <Лечебная физкультура>, учебник для ВУЗов

 6. Мошков В.Н. <Профилактика и восстановление здоровья и работоспособности пациентов средствами ЛФК>

 7. Белоусов П.И. <Методика ЛФК>

 8. Ухт Дж. <Физиология дыхания>

 9. Перечень видео,- аудиопродукции

 10. Готовцев В.И. <Самоконтроль при занятиях физкультурой>

 11. Гурова А.И., Горлова О.К. <Практикум по общей гигиене>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Методическая разработка урока по лечебной физической культуре в 3 классе (учащиеся с задержкой психического развития)

Тема урока: "Коррекция, профилактика и формирование правильной осанки у учащихся"...

Рабочая программа по лечебной физической культуре для учащихся 1-9 классов

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной...

Рабочая программа по лечебной физической культуре

В программу входят упражнения для профилактике плоскастопия, сутулости, для глаз, сердечно сосудистой и нервной системы....

ОГСЭ.04 Физическая культура. Индикаторы оценки. Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр.2021г.

Приложение к рабочей программе ОГСЭ.04 Физическая культура специальность: 31.02.01 Лечебное дело Форма обучения: очная 1 курс 1 семестр – 4 курс 8 семестр включает себя оценочные листы (чек...