Методические рекомендации по лыжной подготовке
методическая разработка по физкультуре

Янковская Ольга Геннадьевна

Методические рекомендации по лыжной подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyzhi_1.3.p.ya_.o.g.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей по проведению

практического занятия на тему:

«Обучение технике  торможения «плугом» и «упором»»

по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура

по специальности   34.02.01.  Сестринское дело  

(на базе среднего общего образования)

                                                                                                       

                                                                                               Разработала:

                                                                           Янковская Ольга Геннадьевна

                                                                                           

                                          г. Нижний Новгород

                                                      2019

                             

                          Пояснительная записка.

  Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «Физическая культура

 общего гуманитарного и социально-экономического цикла»

 программа подготовки специалистов среднего звена 34.02.01 Сестринское дело.

Тема «Обучение технике  торможения «плугом» и «упором»»

направлена на овладение    техники  основных способов торможения.

Торможения требуют высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его значительной функциональной устойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата обеспечивает своевременные реакции, способствующие перераспределению мышечного тонуса и сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие разносторонние воздействия делают занятия лыжами весьма эффективными. Резкие повороты и торможения требуют высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его значительной функциональной устойчивости.

Цель: Обучение технике  торможения «плугом» и «упором»

Задачи:

Образовательные:

- обучать технике торможения «плугом» ;

- обучать технике торможения «упором» ;

- обучать применять технику торможения на спуске.

- Развивающие:

 - развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию движений);

- содействовать нормальному физическому развитию;

-  формировать   ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

Воспитательные:

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

- воспитывать  чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;

-  воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и волевые качества;

Занятия лыжной  подготовкой  компенсируют недостаточную двигательную активность  у студентов, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность.

             Технологическая карта практического занятия

Тема «Обучение технике  торможения «плугом» и «упором»»

Продолжительность занятия: 90 мин.

Тип занятия: Комбинированный.

Цель занятия:  Обучить технике  торможения «плугом» и «упором»

Задачи: 

  Образовательные:

 - обучать технике торможения «плугом»;

 - обучать технике торможения «упором»;

 - обучать применять технику торможения на спуске.

- Развивающие:

- развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию движений);

- содействовать нормальному физическому развитию;

- формировать   ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

Воспитательные:

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

- воспитывать  чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;

- воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и волевые качества;

Место проведения:  Сормовский парк.

Оснащение занятия: Лыжный инвентарь, секундомер.

Междисциплинарные связи: ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности. ОПД.02 Анатомия и физиология человека. ОПД.08Гигиена и экология человека

                                                  Ход занятия

№ п/п

Название и содержание этапа лабораторно-практического занятия

Методы, формы деятельности

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

2 мин.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию, выдача инвентаря (спортивная форма, лыжные ботинки, самочувствие).

Построение, расчет по порядку

Словесный, беседа

2.

Формулирование темы и постановка целей занятия. Мотивация учебной деятельности

3 мин.

 Озвучивает тему занятия по разделу

« Лыжная подготовка» - « Обучить технике  торможения «плугом» и «упором»

Озвучивает цели и задачи занятия.

Мотивирует студентов на учебную деятельность.

Краткий инструктаж по технике безопасности.

Организация учебной работы студентов спец групп.

 

 Знакомятся с темой занятия по разделу « Лыжная подготовка» -  « Обучить технике  торможения «плугом» и «упором»

 

Получают инструктаж по технике безопасности.

Студенты спец. групп получают индивидуальное задание.

Словесный, беседа

3.

  Подготовительная часть

         

25мин.

Напоминает  и показывает технику  классических лыжных ходов, затем  проводит комплекс общеразвивающих упражнений на месте в парах.

                  Приложение№1

Выполняют подготовительную часть занятия:  проходят разминочный круг 400 метров одним из лыжных ходов, общеразвивающие упражнения на месте  в парах.

  Словесный.

Демонстрация упражнения

4.

Основная часть

50мин.

Объясняет и дает команды для выполнения строевых упражнений.  

Объясняет и показывает технику выполнения  торможения «плугом» и «упором» на месте. Подробно описывает каждое действие при выполнении торможения.  

 Показывает технику торможения «плугом» и «упором» на пологом склоне.  

Дает специальные упражнения для отработки техники торможения.

Демонстрирует  совершенные ошибки при выполнении упражнений  при торможении. Объясняет способы их устранения.

Дает специальные упражнения.

Контролирует и засекает время прохождения дистанции.

Приложение №2

Выполняют основную часть занятия: выполняют строевые упражнения.

                             

 

Выполняют основную часть занятия: отрабатывают технику торможения «плугом» и «упором» на месте. Запоминают и имитируют на месте технику  

торможения.

Выполняют торможения «плугом» и «упором» на пологом склоне.  

Выполняют специальные упражнения.

Устраняют допущенные ошибки при  торможении.  Выполняют специальные упражнения.

Проходят дистанцию  2 км. Применяют технику  торможения «плугом» и «упором» на спуске.

Словесный.

Демонстрация упражнения

 

5.

Заключительная часть

10мин.

 Демонстрирует упражнения на восстановление.

      Приложение №3                      

 Выполняют упражнения на восстановление. Сдают инвентарь.

                           

Игровой метод

6.

Рефлексия (оценка деятельности студентов, подведение итогов)

3 мин.

Подводит итоги занятия.  

Проводит рефлексию.

Оценивает студентов по пятибалльной шкале и работу группы в целом.

Приложение №4    

Знакомятся с оценкой. Задают вопросы.

Словесный, беседа

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Объясняет сущность самостоятельной работы: написание реферата по данной теме, рекомендует посещение спортивной секции.

1.Записывают домашнее задание.

2.Заполненяют дневник индивидуально физкультурно-спортивной деятельности студента.

 

Словесный, объяснение

 

                                           


 

Приложение № 1

Наименование упражнения

Методические указания

Дозировка

Прохождение разминочного круга.

 Общеразвивающие упражнения в парах.

1.    И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки внизу.

1- руки в стороны,

2- руки вверх ,встать на носки,

3- руки в стороны, опуститься на пятки, 4- и.п.

 2.  И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверх.

 1,3 - первый партнер выполняет наклон вперёд.

2,4 – второй партнёр выполняет наклон вперед.

 3   И.п.- стоя спиной, друг, к другу взявшись под руки.

 1,3 – первый партнёр выполняет наклон вперед, 

 2,4 – второй партнер выполняет наклон вперёд.

 

4.   И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху.

1,3 – наклон вправо,

2,4 -  наклон влево.

  

5.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к дугу, ноги врозь, руки на плечах партнера.

Наклоны вперед с помощью партнера.

6.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, руки в низу.

Круговые вращения с поворотами.

7.И.п.- стоя в наклоне  лицом друг к другу, ноги вместе, руки на плечах партнера

Наклоны вперед с помощью партнера.

 8.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за предплечья партнера.

Круговые вращения с поворотами.

9.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги в широкой стойке, руки в стороны, сцеплены в замок.

Повороты туловища вправо, влево.

10.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за локти партнёра.

 Круговые вращения  с поворотами.

  

11.И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху.

 1, 3- выпад вперед правой ногой,  

 2,4 – выпад вперед левой ногой.

 

12.И.п. – присед на правой,  левая в сторону, лицом друг к другу, взявшись за руки.

Перенос центра тяжести с одной стороны в другую.

 

 

 

                 

Построение парами: дистанция-3м., интервал-2 м.

 Подниматься на носки максимально. 

Следить за правильностью стойки.

 Выполнять медленно, без резких движений.

 

Следить за правильностью стойки.

 

 

 

Выполнять с большой амплитудой. 

 Следить за правильностью

выполнения.  

 

 Ноги    прямые. Пружинящие наклоны, выполнять под счет.

 

Следить за правильностью

выполнения.  

 

  Ноги    прямые. Пружинящие наклоны, выполнять под счет.

Туловище чуть наклонено вперед. Ноги  прямые.

 Повороты с максимальной амплитудой  в стороны, колени не сгибать, спина прямая.

Следить за правильностью

выполнения.  

Выполнять с максимальной амплитудой.

Спина прямая.

Выполнять с максимальной амплитудой.

  Спина прямая.

     

 10 мин

 10 мин.

10-12 раз

 

 

 

10-12 раз

 

10-12 раз

 

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

10-12 раз

                                 


                                                    Приложение № 2

      Наименование упражнения

Методические указания

Дозировка

 

1.Повороты на месте, строевые упражнения с лыжами и на лыжах.

2. Имитация положения «плуга» на ровном месте , двигаясь по ровной площадке вперёд, принять «положение плуга». 

Имитация положения «плуга» на склоне средней крутизны      Выполнение торможения «плугом» из высокой стойки на пологом сколе (при постоянном положении ног)

 Выполнение торможения «плугом» с изменением угла разведения лыж.

Техника торможения  « плугом» на пологом склоне и на склоне средней крутизны

3. ТОРМОЖЕНИЕ «УПОРОМ»  на спусках в косом направлении на склоне средней крутизны.       Выполнение упражнения: «спуск – торможение – спуск – торможение»

 Выполнение торможения с изменением ширины упора: узкий – широкий – узкий – широкий.

Выполнение торможения упором по командам преподавателя: «Упор!», «Уже!», «Шире!», «Упор верхний!», «Упор нижний!». Торможение упором на горе размеченной ориентирами

Игры и игровые упражнения.  

4.Прохождение дистанции, на лыжах применяя технику торможения «плугом» и «упором».

Следить за работой рук, постановкой палок и лыж.

 Следить за техникой выполнения.

 Следить, чтобы носки лыж сводились вместе. При несведённых носках лыжа разъезжаются в разные стороны. 

Пятки лыж разводятся, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние рёбра, колени немного сведены внутрь, основная опора распределяется на грузовых площадках обеих лыж равномерно, давление больше на каблуки, руки немного вынесены вперёд и сближены кистями.

Задний конец нижней лыжи отводится вперед - в сторону и ставится на ребро, носки лыж сближены.Верхняя нога сильнее сгибается в колене, и на нее переноситься тяжесть тела.

 

Следить за техникой выполнения.

5мин.

 

4-6 раз

 

4-6раз

2км.


Приложение № 3

Наименование упражнения

Методические указания

Дозировка

1.Упражнения на восстановление:

- прохождение на лыжах дистанции в спокойном темпе.

2.Сдача инвентаря.

Следить за темпом передвижения.

Провести проверку лыжного инвентаря.

7 мин.

                 6 мин.


КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

  • Прохождение  спусков  с торможением «плугом»  и «упором» 

    ( оценивается техника прохождения и выполнения торможения). 

 

Тесты по разделу «Лыжная подготовка»

 

Тест « Лыжная подготовка»

  1. Вопрос. Какой из способов торможения на лыжах больше всего подходит для начинающего лыжника?

Варианты ответа:

             а) плугом                б) торможение падением                     в) боком

  1. Вопрос.  Какой из подъемов в технике передвижения на лыжах имеет название одного из деревьев?

Варианты ответа:

        а) елочкой             б) лесенкой

  1. Вопрос. Каким может быть старт в индивидуальных гонках лыжников?

Варианты ответа:

        а) только одиночным      б) только общим   в) одиночным, парным и общим      

  1. Вопрос. Какой способ (ход) передвижения на лыжах появился раньше — коньковый или  классический?

Варианты ответа:

        а) коньковый                   б) классический

  1. Вопрос. Какой длины должны быть лыжи для конькового хода?

Варианты ответа:

а) эти лыжи должны быть на 10—20 см короче, чем лыжи для классического хода.

        б) эти лыжи должны быть на 10-20 см длиннее, чем лыжи для  классического хода.

             в) длинна лыж не имеет значения

  1. Вопрос. Может ли лыжник пройти какой-либо отрезок дистанции на одной лыже?

Варианты ответа:

        а) нет                б) да

  1. Вопрос. Можно ли не уступать лыжню сопернику во время лыжной гонки?

Варианты ответа:

        а) нет, обязан уступить в любом случае

             б) можно

        в) только в том случае, если до финиша остается 100 м и менее

  1. Вопрос. Какого способа передвижения на лыжах не существует:

       Варианты ответа:

              а) попеременный четырехэтажный ход

              б) попеременный двухшажный ход

              в) попеременный четырехшажный ход

  1. Вопрос. Когда наши спортсмены-лыжники дебютировали на зимних Олимпийских играх?

       Варианты ответа:

        а) 1984           б) 1878             в) 1956

  1. Вопрос. Как должен поступить лыжник на дистанции, если соперник, догнавший его, просит уступить ему лыжню?

Варианты ответа:

        а) может не уступать лыжню

        б) следует уступить лыжню, сойдя с нее обеими лыжами

        в) следует уступить лыжню, сойдя с нее хотя бы одной лыжей

Шкала правильных ответов  тестового задания по лыжным гонкам

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Ключ правильных ответов

Б

А

В

Б

А

Б

В

А

В

Б

9-В 10-Б

                           

                               

 

 


Основная литература:

1. Решетников Н.В. Физическая культура учебник- М.: Академия, 2015.

2. Решетников Н.В. Физическая культура [Электронный ресурс] – М.: Академия, 2014.

3. Решетников Н.В. Физическая культура учебник- М.: Академия, 2016.

                                             

                                             Ход занятия

№ п/п

Название и содержание этапа лабораторно-практического занятия

Методы, формы деятельности

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

2 мин.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию,выдача инвентаря (спортивная форма, лыжные ботинки, самочувствие).

Построение, расчет по порядку

Словесный, беседа

2.

Формулирование темы и постановка целей занятия. Мотивация учебной деятельности

3 мин.

 Озвучивает тему занятия по разделу « Лыжная подготовка» - «Обучение технике подъемов «полуёлочкой» и «ёлочкой». Обучение технике спусков.» 

Озвучивает цели и задачи занятия.

Мотивирует студентов на учебную деятельность.

Краткий инструктаж по технике безопасности.

Организация учебной работы студентов спец групп.

 

 Знакомятся с темой занятия по разделу « Лыжная подготовка» - «Обучение технике подъемов «полуёлочкой» и «ёлочкой». Обучение технике спусков.» 

 

Получают инструктаж по технике безопасности.

Студенты спец. групп получают индивидуальное задание.

Словесный, беседа

3.

  Подготовительная часть

         

25мин.

Напоминает  и показывает технику  классических лыжных ходов , затем  проводит комплекс общеразвивающих упражнений на месте с лыжной палкой.

                  Приложение№1

Выполняют подготовительную часть занятия:  проходят разминочный круг 400 метров одним из лыжных ходов, общеразвивающие упражнения на месте с лыжной палкой.  

  Словесный.

Демонстрация упражнения

4.

Основная часть

50мин.

Объясняет и дает команды для выполнения строевых упражнений.  

Объясняет и показывает технику выполнения подъемов и спусков на месте. Подробно описывает каждое действие при подъеме и спуске. Обращая особое внимание на технику падения без травм.

 Показывает технику преодоления подъема «полуелочкой» и «елочкой» и технику прохождения спуска на пологом склоне в высокой и средней стойках. Дает специальные упражнения

Демонстрирует  совершенные ошибки при выполнении упражнений на подъёме и спуске. Объясняет способы их устранения.

Дает специальные упражнения.

Контролирует и засекает время прохождения дистанции.

Приложение №2

Выполняют основную часть занятия: выполняют строевые упражнения.

                             

 

Выполняют основную часть занятия: отрабатывают технику преодоления подъемов и спусков различной крутизны на месте. Запоминают и имитируют на месте технику падения.

Выполняют преодоления подъема «полуелочкой» и «елочкой» и  проходят спуск на пологом склоне в высокой и средней стойках. Выполняют специальные упражнения.

Устраняют допущенные ошибки при прохождении подъема и спуска. Преодолевают подъем и проходят спуск. Выполняют специальные упражнения.

Проходят дистанцию  2 км. Применяют технику преодоления подъемов и прохождения спусков в стойке лыжника.

Словесный.

Демонстрация упражнения

 

5.

Заключительная часть

10мин.

 Демонстррует упражнения на восстановление.

      Приложение №3                      

 Выполняют упражнения на восстановление. Сдают инвентарь.

                           

Игровой метод

6.

Рефлексия (оценка деятельности студентов, подведение итогов)

3 мин.

Подводит итоги занятия.  

Проводит рефлексию.

Оценивает студентов по пятибалльной шкале и работу группы в целом.

Приложение №4    

Знакомятся с оценкой. Задают вопросы.

Словесный, беседа

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Объясняет сущность самостоятельной работы: написание реферата по данной теме, рекомендует посещение спортивной секции.

1.Записывают домашнее задание.

2.Заполненяют дневник индивидуально физкультурно-спортивной деятельности студента.

 

Словесный, объяснение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по лыжной подготовке

Впереди третья четверть, самая продолжительная. Большая часть уроков физкультуры в это время посвящена лыжной подготовке. Как организовать такие уроки? В чем заключаются особенности программы и методи...

Методические особенности уроков лыжной подготовки

Впереди – третья четверть, самая продолжительная. Большая часть уроков физкультуры в это время посвящена лыжной подготовке. Эти уроки стоят особняком в школьной программе, так как проводятся на свежем...

Методические особенности уроков лыжной подготовки

Работа в школе по лыжной подготовке...

Методицеские рекомендации по лыжной подготовке

Методицеские рекомендаци по проведению занятий по лыжной подготоке...

Методические рекомендации по лыжной подготовке

Методические рекомендации по лыжной подготовке...

Методическая разработка по лыжной подготовке

Осознанное изучение и понимание учащимися значения выполняемых заданий и упражнений, целенного направленного влияния их на организм....

Методические рекомендации по лыжной подготовке в ДОУ

Влияние занятий лыжной подготовки на детский организм.Рекомендации по приобретению инвентаря и одежды  для занятий лыжной подготовки....