ПРОБА РУФЬЕ как фактор прогнозирования функциональной подготовки школьников к выполнению плавательных тестов
статья по физкультуре (10, 11 класс)
Важным звеном учебной программы "Физическая культура" федерального компонентав государственном образовательном стандарте является контрольный раздел, который обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения учебного материала дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proba_rufe_kononov_vasilev-1.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБА РУФЬЕ КАК ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВания функциональной подготовки школьников к выполнению плавательных ТЕСТОВ
учитель физической культуры, педагог дополнительного образования Алексеев А.К.
Важным звеном учебной программы дисциплины «Физическая культура» федерального компонента в государственном образовательном стандарте является контрольный раздел, который обеспечивает оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения учебного материала дисциплины.
Контрольный раздел предусматривает выполнение учениками 10-11 классов тестов по трём направленностям, которые определяют развитие физических качеств: скорость, сила и выносливость. Тесты (Купера) и контрольные проводятся в начале и конце полугодия, таким образом, существует возможность проводить мониторинг физического состояния обучаемых. Особое беспокойство вызывает тест купера на общую выносливость девушки и ноши плывут 12минут вольным стилем, так как функциональная подготовленность обучаемых в начале учебного года находится на низком уровне. Не редко во время проведения плавательных тестов наблюдаются случаи ухудшения самочувствия, которые в свою очередь являются результатом слабой функциональной подготовленности. Эти негативные факторы можно избежать, путём предварительного тестирования обучаемых и определения состояния сердечно-сосудистой системы.
Одним из оперативных способов прогнозирования возможных негативных последствий выполнения тестов на выносливость, помимо устного опроса о самочувствии и визуальной оценки состояния студентов, является методика определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы пробы Руфье. Её целесообразно выполнять после теоретического курса, для создания более чёткого представления о физиологических особенностях организма и реакциях организма занимающихся на физическую нагрузку. Пробу Руфье рекомендуется проводить в формате лабораторной работы, которую можно планировать как методико-практическое занятие. Этот вид учебных занятий по теме «Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции», которое предусмотрено Примерной учебной программой, позволяет ознакомиться обучаемых с функциональными пробами и тестами, включая пробу Руфье.
Организационные особенности проведения методико-практических занятий заключаются не только в определении статистических данных, но и в обучении обучаемых методике самооценки работоспособности. Для осуществления методико-практического занятия по освоению пробы Руфье обучаемые формируются в группы по 2- 4 человека и выполняют исследование самостоятельно. Полученные данные фиксируются в тетрадь.
Сущность пробы Руфье состоит в выполнении 30 приседаний за 45 секунд и определения трёх показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 10 секунд: первый - измеряется перед выполнением приседаний (Р-1), второй - сразу после выполнения приседаний (Р-2) и третий – измеряется через одну минуту после окончания приседаний (Р-3).
Простота выполнения пробы заключается в минимальном наборе необходимых инструментов для её осуществления, необходим лишь секундомер для определения темпа приседаний и подсчёта ЧСС. Формула для расчёта показателей: 6х(Р1+Р2=Р3)-200 /10.
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы студентов представлена в таблице. Пятибалльная шкала оценки позволяет сравнитвать результаты различных функциональных проб и тестов. Оценка в баллах пробы Руфье имеет статус контрольного теста спортивного отделения, фиксируется в учебных журналах и вводится в «базу данных» кафедры «Физическая культура».
Таблица. - Шкала оценки состояния сердечно-сосудистой системы
Расчётные данные | Состояние сердечно-сосудистой системы | Оценка в баллах |
0,1- 5 | Отличное | 5 |
5,1 – 10 | Хорошее | 4 |
10,1 – 15 | Удовлетворительное | 3 |
15,1 – 20 | Плохое | 2 |
20,1 - более | Очень плохое | 1 |
Практические рекомендации по выбору тактики при выполнении теста Купера базируются на данных, полученных в результате пробы Руфье. Состояние сердечно-сосудистой системы у обучаемых у которых определилась как «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная» рекомендуется проходить дистанцию в полную силу. Эту группу обучаемых условно назовём «основная группа». Обучаемые, состояние сердечно-сосудистой системы определилось как «плохое» и «очень плохое», рекомендуется выполнять тест Купера с использованием прикладных способов плавания либо со сменой способов плавания по дистанции. Назовём эту группу «подготовительная» (в таблице она выделена жирным шрифтом).
В исследовании принимали участие ученики 10-11классов. Проба Руфье проводилась в начале полугодия и в конце полугодия. Требования для проведения пробы Руфье были строго регламентированы. Результаты оценки состояния сердечно-сосудистой системы обучаемых представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение показателей пробы Руфье (n=45)
По результатам исследования «подготовительная» группа обучаемых, которым необходимо особое внимание и методические рекомендации о прохождении дистанции при выполнении теста Купера, составила 10% испытуемых.
Различие процентного отношения 90% и 10% «основной группы» и «подготовительной группы» можно сделать выводы , что треть обучаемых по результатам выполнения пробы Руфье не готовы функционально к выполнению теста Купера на положительную оценку выше 3-х баллов, что и показал сам тест Купера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников
Исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый предназначена для классных руководителей 5 - 8 -ых классов , заместителей директора школы и метод...
Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников.
Для более целенаправленного повышения уровня физической подготовленности учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития интереса к домашним заданиям на...
практикум для старших вожатых города «КТД – как фактор саморазвития личности школьника»
В теоретической части практикума представлен доклад «КТД – как фактор саморазвития личности школьника». В данном докладе раскрываются основные понятия КТД (коллективного творческого дела), ...
Ученическое самоуправление как фактор гражданской активности школьников
Статья опублиекована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации"...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей...
Игра как фактор творческой активности школьников
По творческому воспитанию детей....
Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьниковПеред современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этог...