Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников.
методическая разработка по физкультуре по теме

Для  более целенаправленного  повышения уровня физической подготовленности учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития интереса к домашним заданиям на каждого ученика завожу карточку, в которую два раза в год, начиная с первого класса, заношу результаты контрольных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskaya_podgotovlennost_1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья  школьников

       Неоценимое  счастье  в  нашей  жизни – здоровье. Его  сохранение  в  значительной  степени  зависит  от  того, как  мы  к  нему  относимся. Древняя  мудрость  гласит, что  подорвать  здоровье  намного  легче,  чем  затем  добиваться  его  восстановления. Болезни, преждевременная  потеря  работоспособности, ранняя  старость – последствия  несоблюдения  основных  правил  здорового  образа  жизни, расплата  за  неразумное  поведение. Хорошо  известно, что тот, кто  регулярно  занимается  физкультурой, правильно  питается, выполняет  режим  труда  и  отдыха, не  обременен  вредными  привычками  (курение, алкоголь, наркомания  и  т. д.), соблюдает  гигиену,  занимается  закаливанием, умеет бороться  с  негативными  явлениями  стресса, трудится  с  полной  отдачей  и  редко  болеет.

         В  последние  десятилетия  неизмеримо  выросла  значимость  физической  культуры  в  жизни  человека. Это связано  с  тем, что  резко  сократилась  доля  физического  труда  на  производстве  и  в  быту, усилилось  воздействие  на  организм  неблагоприятных  факторов – загрязнения  окружающей  среды, нерационального  питания, различных  стрессов, что  отрицательно  влияет  на  здоровье. По  мнению  медиков  «уровни  обусловленности  здоровья»  таковы:  

  1.  на 50 %  и  более  здоровье  зависит  от  социальных  условий  и  образа  жизни;
  2.  на 20 – 25 % - от  уровня  загрязнения  окружающей  среды  обитания;
  3.  до  20 % - влияние  генетических  факторов;
  4.  5 – 10 % - от  уровня  здравоохранения.

Поэтому  уже  давно  стоит  вопрос  о  профилактике  различных  заболеваний, в  том  числе  и  при  помощи  физических  упражнений. Известно, что  движение  является  основным  стимулятором  жизнедеятельности  организма  человека. Еще  С. П. Боткин  отметил, что  при  недостатке  движений  наблюдается, как  правило, ослабление  физиологических  функций, понижается  тонус  и  жизнедеятельность  организма. Тренировки активизируют  физиологические  процессы  и  способствуют  обеспечению  восстановления  нарушенных  функций у  человека. Поэтому физические  упражнения  являются  средством  неспецифической  профилактики  ряда  функциональных  расстройств  и  заболеваний. Физические  упражнения  воздействуют  на  все  группы  мышц, суставы, связки, которые  делаются  крепкими, увеличивается  объем  мышц, их  эластичность, сила и  скорость  сокращения. Усиленная  мышечная  деятельность  вынуждает  работать  с  дополнительной  нагрузкой  сердце, легкие  и  другие  органы  и  системы  нашего организма, тем  самым  повышая  функциональные  возможности  человека, его  сопротивляемость  неблагоприятным  воздействиям  внешней  среды. Регулярные  занятия  физическими  упражнениями  в  первую  очередь  воздействуют  на  опорно-двигательный  аппарат, мышцы. Если  мышцы  бездействуют, ухудшается  их  питание, уменьшается  объем  и  сила, снижаются  эластичность  и упругость, они  становятся  дряблыми, слабыми. Под  влиянием  умеренных физических   нагрузок  увеличивается  работоспособность  сердца, содержание  гемоглобина  и  количества  эритроцитов, повышается  фагоцитарная  функция  крови. Совершенствуются  функции  и  строение самих  внутренних  органов, улучшается  химическая  обработка  и  продвижение  пищи  по  кишечнику. Существует  тесная  связь  дыхания  с  мышечной  деятельностью. Таким  образом, под  влиянием  физических  упражнений  совершенствуется  строение  и  деятельность  всех  органов  и  систем  человека, повышается  работоспособность, укрепляется  здоровье.

          Значительную  роль  в  приобщении  к  систематическим  занятиям  физической  культурой  и  спортом  играет  школа. Именно  в школе  закладывается  сознательное  отношение  к  физической  активности  не только  как важнейшему  фактору  укрепления  здоровья, но  и  как  одному  из  способов  самоутверждения  в  обществе.

На  протяжении  более  30  лет  идет  разговор  о  слабой  физической  подготовленности  детей  школьного  возраста. Учителя  физкультуры  нашей  школы  проводят  большую  внеклассную  спортивно – массовую  работу, стараются, как  можно  больше  учащихся  охватить  дополнительными  занятиями: соревнования  по  различным  видам  спорта, спортивные  праздники, товарищеские  встречи,  занятия  в  секциях, участие  в  районных, окружных, областных  соревнованиях. Все  это и  введенный  третий  час  физкультуры  дают  определенные  результаты. Например,  на  протяжении  многих  лет  школа  занимает  первое  место  в  районной  спартакиаде  школьников. С  целью  повышения  двигательной  активности  всех  школьников  в  моей  практике  особое  место  занимают  домашние  задания. Содержание  заданий  весьма  индивидуально, зависит  от  особенностей  учащихся  данного  класса, подготовленности  каждого  ученика. Цель  домашних  заданий  состоит не только в том, чтобы повысить  физическую подготовленность учащихся, но и в том, чтобы содействовать  морально – волевому  совершенствованию, воспитанию потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Для  более целенаправленного  повышения уровня физической подготовленности учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития интереса к домашним заданиям на каждого ученика завожу карточку, в которую два раза в год, начиная с первого класса, заношу результаты контрольных упражнений. Контрольные упражнения соответствуют программным требованиям: бег 30 м., челночный бег 3 Х 10 м., прыжок в длину с места, 6 – минутный бег, подтягивание на перекладине, наклон вперед из положения,  стоя, колени не сгибать.

         В 1994 году у меня было пять первых классов. Результаты осеннего тестирования первоклассников показали, что их физическая подготовленность в основном на низком уровне. Например, из 73 мальчиков смогли подтянуться на перекладине по 2 – 3 раза только 8, остальные – 0 раз, что составило 10, 9 %. На низком уровне были гибкость и прыгучесть. Поэтому к самостоятельным занятиям  в домашних условиях давались упражнения для развития силы, гибкости, прыгучести. Карточки с результатами контрольных упражнений были показаны детям в 5 классе. Они с интересом смотрели, определяли уровень своего физического развития, определить который было несложно. Цифры, соответствующие  низкому уровню, обвожу красным кружочком, высокому уровню – зеленым, результаты среднего уровня не обводятся.

Обычно карточки хранятся у меня, учащимся раздаются каждый раз после сдачи всех упражнений для того, чтобы посмотреть, как обстоят дела с физической подготовкой, над чем работать в школе и дома. Практика показала, что дети с большим желанием тренируются самостоятельно, когда наглядно видят прирост в результатах. Были случаи, когда мальчики, увидев свои высокие результаты, не хотели обратно сдавать свои карточки, а желание повышать свою физическую подготовленность становилось еще больше.

   Бывая на родительских собраниях, обязательно показываю родителям карточки их детей. После чего заметно улучшалось отношение родителей и детей к домашним занятиям физическими упражнениями. Родители покупали гантели, скакалки, мячи, лыжи, строили турники. Мальчики на переменах чаще заходили в спортзал, чтобы поиграть в «лесенку» (игровое подтягивание на перекладине), стали посещать тренажерные залы и к окончанию 9 класса уже более 70 % юношей смогли подтянуться на перекладине на «5» и «4». С беговыми упражнениями ребята справлялись хорошо. Связано это с тем, что больше половины уроков провожу на стадионе (легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка). Например, норма 6 – минутного бега (тест на выносливость) для юношей старших классов на высокий уровень – 1500 метров. Большинство пробегало больше – от 1500 м. до 1700 м. Также значительно улучшились показатели гибкости, прыгучести, быстроты.

   

Образец карточки.

Татаринов   Женя

Упр-я


Классы

Бег 30 м

Челночный бег 3 х 10

Прыжок в длину с места

6-мин.

бег

Подтягивание на перекладине

Наклон вперед

Сент.

1кл      Май

6, 7 с.

6, 2

9, 7 с.

9, 4

112 см.

122

_

0 раз

0

0 см.

1

Сент.

2 кл        Май

6, 4

5, 7

9, 0

8, 7

125

137

_

0

2

2

2

Сент.

3 кл             Май

5, 9

5, 8

8, 9

131

140

1235 м.

1275

0

н.

1

4

Сент.

5 кл           Май

5, 7

5, 1

8, 9

8, 7

145

148

1290

1354

0

н

6

6

Сент.

6 кл           Май

5, 4

5, 2

8, 6

8, 5

147

153

н.

1410

0

0

7

7

Сент.

7 кл           Май

5, 6

5, 2

8, 4

8, 1

166

184

1455

1426

0

0

4

5

Сент.

8 кл           Май

5, 0

5, 2

8, 3

8, 2

н.

160

1500

1404

1

2

7

10

Сент.

9 кл           Май

5, 2

4 ,9

н.

8, 0

186

180

1548

1535

1

10

10

10

Сент.

10 кл         Май

5, 1

5, 3

8, 1

7, 8

186

185

1428

1600

6

10

15

12

Сент.

11 кл        Май

4, 9

4, 7

7, 5

7, 4

216

224

1592

1630

12

15

12

17

В карточке Жени видно, что в 1 классе на низком уровне  были результаты на силу, гибкость и прыгучесть. 6-минутный бег в 1-2 классах дети не сдавали, так как не умели бегать в равномерном темпе. Самым сложным упражнением для Жени Багдуева было подтягивание на перекладине. Только в 9 классе он смог подтянуться 10 раз на оценку «5». В то же время видно, что его результаты 6-минутного бега всегда на высоком уровне. Это говорит о его природной способности к продолжительному бегу. Он начал посещать секцию легкой атлетики, участвовать в районных соревнованиях в беге на 1500 м., 3000 м. и становился призером. К окончанию школы его физическая подготовленность – выше среднего (три результата - на высоком уровне, три – на среднем).

         В 10 – 11 классах с юношами работал другой учитель, но карточки по-прежнему мною заполнялись, подводились итоги. К окончанию 11 класса уже 92 % юношей сдали подтягивание на перекладине на «5» и «4», 8 % - на «3» (сказались индивидуальные физиологические особенности).

         Занимаясь с девушками, на каждом уроке давала упражнения на осанку, укрепление мышц спины, живота, стопы. Какая девушка ни хочет быть красивой, обладать стройной фигурой, пластично двигаться? На уроках гимнастики включала упражнения с обручем, лентой, скакалкой, проводила беседы о  здоровом образе жизни, убеждала заниматься физической культурой не ради оценки, а ради здоровья. В данной параллели не было случая, чтобы учащиеся приносили медицинские справки, освобождающие их от урока физкультуры. У некоторых ребят были отклонения в состоянии здоровья, в таких случаях использовала разноуровневые задания и разноуровневую нагрузку.

Результаты 10-летней работы:  

  1. ни одного выпускника с низким уровнем физической подготовленности;
  2. 40 выпускников – с высоким и выше среднего показателями, 69 – со средним уровнем, что отвечает программным требованиям;
  3. из 54 юношей – ни одного освобожденного от урока физкультуры, девушек – 2;
  4. сборные команды данного выпуска занимали первые места  на районных соревнованиях по легкой атлетике, кроссу, лыжным гонкам, баскетболу.

         

          Для достижения даже скромных результатов необходимы целеустремленность и воля, умение мобилизовать в нужный момент свои духовные и физические силы, дисциплинированность и вера в успех. У каждого учителя свой стиль работы, каждый по-своему решает главные задачи – всемерно способствовать укреплению здоровья школьников, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, воспитанию здорового и жизнерадостного подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

Информационно – поисковый исследовательский проект. «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке ч...

ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Физическая культура-единственный учебный предмет, который формирует и реализует грамотное отношение к укреплению и совершенствованию дарованного природой здоровья....

Информационно-поисковый исследовательский проект: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».

  Физическое воспитание имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду, кроме того, он развивает ценные-психологические качества.   Систематическое обследо...

статья "Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников"

Как влияет занятие спортом на деятельность организма обучающихся...

Персонализация обучения как фактор физической подготовки и средство укрепления здоровья школьников

Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно исп...