Авторская программа внеурочной деятельности по волейболу
рабочая программа по физкультуре (7 класс)

Суровикина Валентина Александровна

Авторская программа по волейболу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова»

РАССМОТРЕНО                 СОГЛАСОВАНО            УТВЕРЖДАЮ

на заседании  МО                Заместитель                     Директор

Руководитель МО                директора по УР          МБОУ «Гимназия № 2»                        _______И.В. Читаев        ______ В.В. Норева        ________ А.А. Щелоков      

Протокол №___                 «___» августа 2019 г.      Приказ №____  

от «___»  августа 2019 г.                                    от «___» августа 2019 г.  

                       

Рабочая программа

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности «волейбол»

Класс 7 А,Б,В

Уровень общего образования  основное общее образование

Учитель   Суровикина Валентина Александровна

Срок реализации программы, учебный год  2019/2020

Количество часов по учебному плану                    35ч;          1ч

                                                                                   всего часов в год; в неделю часов

 

       

                                                                                   

Рабочую программу составил (а)                                Суровикина В.А.

                                                                                            подпись                 расшифровка подписи

 

Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития  закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (6 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 6 классов разработана  на основе:

- требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

- действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных учреждений.

Программа спортивно-оздоровительного направления  «Волейбол»  во внеурочной деятельности  для учащихся основной  классов,  соотносящаяся  с Государственным стандартом и концепцией образования,  по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников,  целью,  которой является:

- способствовать  всестороннему физическому развитию;

- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы  можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

  1. Оздоровительная  задача.

Укрепление здоровья.

Совершенствование  физического развития.

  1. Образовательные задачи.

Обучение  основам техники и тактики игры волейбол.

Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры  для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

  1. Воспитательные задачи.

Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.

Воспитание моральных и волевых качеств.

Общая характеристика курса

Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.  Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой  и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

В предложенной  программе выделяются  четыре раздела:        

Основы знаний.

Общая физическая подготовка.

Специальная подготовка.

Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.

В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.

В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:

Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.

Нормативы по физической подготовке.

Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых  технических элементов, просмотр  презентаций.

Два раза в год  должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.

Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.

Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов: - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе; - победы на соревнованиях районного и областного уровня; - повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; - устойчивое овладение умениями и навыками игры; - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы; - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма; - умение контролировать психическое состояние.

Программа  «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности  обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык

Личностные и метапредметные результаты

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными  и предметными результатами.

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

стремление индивида вовлечь в занятия волейболом  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Место программы в учебном плане

Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса. Рассчитана  на 35 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям  с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока ,тренировок, лекций,  просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Периодичность -  один раз в неделю по одному учебному  часу ограниченному  временем (40мин) .  

Место проведения: спортивный зал  гимназии №2, спортивная площадка.

Особенности набора детей – учащиеся  6х классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся –  14-15 человек.

Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.

Основное содержание курса

Примерное распределение учебного материала по волейболу во внеурочной деятельности обучающихся 5-9 кл.

Учебный материал

классы

5

6

7

8

9

Перемещения

1

Стойка игрока (исходные положения)

Р

З

С

+

+

2

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед

Р

З

С

+

+

3

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

+

+

+

+

+

Передачи мяча

1

Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении)

Р

З

З

С

С

2

Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

Р

Р

3

Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи

Р

4

Передача мяча снизу двумя руками над собой

Р

З

С

С

+

5

Передача мяча снизу двумя руками в парах

Р

З

З

С

+

Подачи мяча

1

Нижняя прямая

Р

З

2

Верхняя прямая

Р

З

С

С

3

Подача в прыжке

Р

Атакующие удары (нападающий удар)

1

Прямой нападающий удар (по ходу)

Р

З

З

З

2

Нападающий удар с переводом вправо (влево)

Р

Прием мяча

1

Прием мяча снизу двумя руками

Р

З

С

+

+

2

Прием мяча сверху двумя руками

Р

З

С

+

+

3

Прием мяча, отраженного сеткой

Р

З

Блокирование атакующих ударов

1

Одиночное блокирование

Р

З

С

С

2

Групповое блокирование (вдвоем, втроем)

Р

З

С

3

Страховка при блокировании

Р

З

С

С

Тактические игры

1

Индивидуальные тактические действия в нападении, защите

Р

Р

З

З

С

2

Групповые тактические действия в нападении, защите

Р

З

С

3

Командные тактические действия в нападении, защите

Р

З

4

Двухсторонняя учебная игра

+

+

+

+

+

Подвижные игры и эстафеты

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

+

+

+

+

+

2

Игры развивающие физические способности

+

+

+

+

+

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7х кл.

Тема занятия

Часы-35ч.

1

Техника б/з в спортивном зале. Различные способы перемещения.

1

2

Стойка игрока (исходные положения). Сочетание способов перемещений.

1

3

Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд

1

4

Общая и специальная под-ка. Верхняя передача над собой.  

1

5

Приём сверху в парах

1

6

Специальная физическая под-ка

1

7

Игровое занятие. Эстафеты с различными способами перемещений.

1

8

Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

1

9

Верхняя передача с перемещением

1

10

Верхняя передача у стены. Приём снизу

1

11

Верхняя передача в парах.

1

12

Верхняя передача мяча над собой, в движении

1

13

Приём снизу в парах, через сетку

1

14

Игровое занятие. О.Ф.П.

1

15

Приём снизу у стены

1

16

Верхняя передача в движении

1

17

Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку

1

18

Нижняя прямая подача

1

19

Разучивание нижней подачи с середины площадки

1

20

Развитие прыгучести, спец. упр-я.

1

21

Выполнение подач снизу.

1

22

Приём снизу.

1

23

Игровое занятие. О.Ф.П.

1

24

Передача мяча во встречных колоннах с переходом

1

25

Спортивная игра «Пионербол».

1

26

Передача после перемещений.

1

27

Подачи в различные зоны.

1

28

Нижняя передача мяча у стены, в парах

1

29

Сдача к/нормативов.

1

30

Спортивная игра «Перестрелка».

1

31

Игровое занятие. О.Ф.П.

1

32

Приём мяча после подачи

1

33

Подвижные игры. «Пионербол».

1

34-35

Учебная игра в мини-волейбол

1

 

 

 

Предполагаемые результаты освоения курса «Волейбол».

            ЛИЧНОСТНЫЕ.

Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране.

Второй уровень: развитие социально значимых отношений.  Формировать положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.

Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально значимых действий

Понимать  роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Иметь представление об  истории развития волейбола в России;

О правилах личной гигиены, профилактики травматизма

Технически правильно выполнять двигательные действия  в волейболе.

Играть в волейбол по упрощенным правилам.  

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

Следовать при выполнении задания инструкциям учителя

Понимать цель выполняемых действий

Различать подвижные и спортивные игр

Учащиеся получат возможность научиться:

 Взаимодействовать друг с другом на площадке

Договариваться и приходить к общему решению, работая в парах.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Список литературы:

 Для педагога:

 1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.

2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

3. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002

 4. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.

5. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010.

 Для реализации данной программы в школе имеется и может и может быть использовано:

1. Спортивный зал.

2. Уличная волейбольная площадка.

3. 2 волейбольные сетки.

4. Стойки для волейбольных сеток.

 5. Волейбольные мячи 15 штук.

6. Набивные мячи 2.

 7. Сетка для переноса мячей 2 штуки.

8. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по волейболу 5-9 класс

Программа внеурочной деятельности по волейболу по ФГОС 5-9 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...

Внеурочная деятельность по Волейболу

Внеурочная деятельность по Волейболу 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу

Для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции  в условиях агрессивной информационной среды, формирует  позитивную  психологию общения и колле...

Планирование внеурочной деятельности по волейболу 8-10 кл

Тематический материал для внеклассной работы по волейболу....