Авторская программа внеурочной деятельности по волейболу
рабочая программа по физкультуре (7 класс)
Авторская программа по волейболу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель Директор
Руководитель МО директора по УР МБОУ «Гимназия № 2» _______И.В. Читаев ______ В.В. Норева ________ А.А. Щелоков
Протокол №___ «___» августа 2019 г. Приказ №____
от «___» августа 2019 г. от «___» августа 2019 г.
Рабочая программа
Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности «волейбол»
Класс 7 А,Б,В
Уровень общего образования основное общее образование
Учитель Суровикина Валентина Александровна
Срок реализации программы, учебный год 2019/2020
Количество часов по учебному плану 35ч; 1ч
всего часов в год; в неделю часов
Рабочую программу составил (а) Суровикина В.А.
подпись расшифровка подписи
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (6 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 6 классов разработана на основе:
- требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных учреждений.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся основной классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
- Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития.
- Образовательные задачи.
Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
- Воспитательные задачи.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Общая характеристика курса
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная подготовка.
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов: - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе; - победы на соревнованиях районного и областного уровня; - повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; - устойчивое овладение умениями и навыками игры; - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы; - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма; - умение контролировать психическое состояние.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык
Личностные и метапредметные результаты
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока ,тренировок, лекций, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Периодичность - один раз в неделю по одному учебному часу ограниченному временем (40мин) .
Место проведения: спортивный зал гимназии №2, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 6х классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 14-15 человек.
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Основное содержание курса
Примерное распределение учебного материала по волейболу во внеурочной деятельности обучающихся 5-9 кл.
№ | Учебный материал | классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Перемещения | ||||||
1 | Стойка игрока (исходные положения) | Р | З | С | + | + |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед | Р | З | С | + | + |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | + | + | + | + | + |
Передачи мяча | ||||||
1 | Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении) | Р | З | З | С | С |
2 | Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) | Р | Р | |||
3 | Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи | Р | ||||
4 | Передача мяча снизу двумя руками над собой | Р | З | С | С | + |
5 | Передача мяча снизу двумя руками в парах | Р | З | З | С | + |
Подачи мяча | ||||||
1 | Нижняя прямая | Р | З | |||
2 | Верхняя прямая | Р | З | С | С | |
3 | Подача в прыжке | Р | ||||
Атакующие удары (нападающий удар) | ||||||
1 | Прямой нападающий удар (по ходу) | Р | З | З | З | |
2 | Нападающий удар с переводом вправо (влево) | Р | ||||
Прием мяча | ||||||
1 | Прием мяча снизу двумя руками | Р | З | С | + | + |
2 | Прием мяча сверху двумя руками | Р | З | С | + | + |
3 | Прием мяча, отраженного сеткой | Р | З | |||
Блокирование атакующих ударов | ||||||
1 | Одиночное блокирование | Р | З | С | С | |
2 | Групповое блокирование (вдвоем, втроем) | Р | З | С | ||
3 | Страховка при блокировании | Р | З | С | С | |
Тактические игры | ||||||
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении, защите | Р | Р | З | З | С |
2 | Групповые тактические действия в нападении, защите | Р | З | С | ||
3 | Командные тактические действия в нападении, защите | Р | З | |||
4 | Двухсторонняя учебная игра | + | + | + | + | + |
Подвижные игры и эстафеты | ||||||
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | + | + | + | + | + |
2 | Игры развивающие физические способности | + | + | + | + | + |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7х кл.
№ | Тема занятия | Часы-35ч. |
1 | Техника б/з в спортивном зале. Различные способы перемещения. | 1 |
2 | Стойка игрока (исходные положения). Сочетание способов перемещений. | 1 |
3 | Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд | 1 |
4 | Общая и специальная под-ка. Верхняя передача над собой. | 1 |
5 | Приём сверху в парах | 1 |
6 | Специальная физическая под-ка | 1 |
7 | Игровое занятие. Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 |
8 | Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | 1 |
9 | Верхняя передача с перемещением | 1 |
10 | Верхняя передача у стены. Приём снизу | 1 |
11 | Верхняя передача в парах. | 1 |
12 | Верхняя передача мяча над собой, в движении | 1 |
13 | Приём снизу в парах, через сетку | 1 |
14 | Игровое занятие. О.Ф.П. | 1 |
15 | Приём снизу у стены | 1 |
16 | Верхняя передача в движении | 1 |
17 | Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку | 1 |
18 | Нижняя прямая подача | 1 |
19 | Разучивание нижней подачи с середины площадки | 1 |
20 | Развитие прыгучести, спец. упр-я. | 1 |
21 | Выполнение подач снизу. | 1 |
22 | Приём снизу. | 1 |
23 | Игровое занятие. О.Ф.П. | 1 |
24 | Передача мяча во встречных колоннах с переходом | 1 |
25 | Спортивная игра «Пионербол». | 1 |
26 | Передача после перемещений. | 1 |
27 | Подачи в различные зоны. | 1 |
28 | Нижняя передача мяча у стены, в парах | 1 |
29 | Сдача к/нормативов. | 1 |
30 | Спортивная игра «Перестрелка». | 1 |
31 | Игровое занятие. О.Ф.П. | 1 |
32 | Приём мяча после подачи | 1 |
33 | Подвижные игры. «Пионербол». | 1 |
34-35 | Учебная игра в мини-волейбол | 1 |
|
|
Предполагаемые результаты освоения курса «Волейбол».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране.
Второй уровень: развитие социально значимых отношений. Формировать положительное отношение к систематическим занятиям волейболом. Учить взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально значимых действий
Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Иметь представление об истории развития волейбола в России;
О правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.
Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Различать подвижные и спортивные игр
Учащиеся получат возможность научиться:
Взаимодействовать друг с другом на площадке
Договариваться и приходить к общему решению, работая в парах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Список литературы:
Для педагога:
1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
3. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002
4. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
5. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010.
Для реализации данной программы в школе имеется и может и может быть использовано:
1. Спортивный зал.
2. Уличная волейбольная площадка.
3. 2 волейбольные сетки.
4. Стойки для волейбольных сеток.
5. Волейбольные мячи 15 штук.
6. Набивные мячи 2.
7. Сетка для переноса мячей 2 штуки.
8. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по волейболу 5-9 класс
Программа внеурочной деятельности по волейболу по ФГОС 5-9 класс....
Программа внеурочной деятельности по волейболу.
Программа по волейболу....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу 5-9 класс.
Внеурочная деят. Волейбол. (5-9 класс)...
Внеурочная деятельность по Волейболу
Внеурочная деятельность по Волейболу 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу
Для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и колле...
Планирование внеурочной деятельности по волейболу 8-10 кл
Тематический материал для внеклассной работы по волейболу....