Доклады
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Чадана Дзун- Хемчикского кожууна Республики Тыва
тема доклада:
Нетрадиционные уроки
Докладчица
учитель физической культуры I-ой категории:
Монгуш Венера Дадар-ооловна
2016г
Нетрадиционные уроки
Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе, игры, эстафеты мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов.
Урок физической культуры обеспечивает ученикам овладение важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике, решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.
Современный урок – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого ребёнка, учить детей саморегуляции, адаптации, релаксации. Наши уроки – и для мышц, и для мозга.
Ученики на уроке всегда готовы выступить активной стороной, определённым образом формирующей педагогический процесс. Но в одном случае дети могут приумножить вносимые педагогом усилия, а в другом – разрушить. Первое происходит, когда учитель систематически, от урока к уроку заботится о формировании детского творчества, расширяет содержательный потенциал ученической активности.
Чем больше секретов физического совершенствования, тонкостей методики освоения двигательных навыков, техники выполнения физических упражнений раскроет учитель перед занимающимися, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе.
Успешным может быть только такой урок, в котором соблюдены три главных условия:
- интерес к нему учащихся, это можно проконтролировать, если хотя бы изредка советоваться с детьми, спрашивать, что им понравилось или не понравилось на только что закончившемся уроке.
- урок должен быть полностью осмыслен занимающимися, понятным им по постановке цели и выбору средств.
- урок – это место, где каждому выделено время, приобретать умения заниматься самостоятельно при высокой сознательной дисциплине. Учитель должен разъяснить в первую очередь, не то, чем надо заниматься и какие упражнения выполнять, а то, как следует заниматься и зачем нужно выполнять каждое упражнение.
Дети не любят долго слушать объяснения, сидеть на скамейках в ожидании своей очереди. Ничто так не способствует развитию лени и недисциплинированности, как вынужденное безделье на уроке.
В работе с детьми лучше всего руководствоваться словами французского философа Ж.Ж.Руссо: «Ребёнок может делать всё то, что он хочет, но хотеть он должен то, чего желает воспитатель».
Нетрадиционные формы обучения лишь дополняют традиционные, но являются очень эффективными. Они способствуют успешности формирования двигательных умений и навыков, вызывают положительные эмоции, поддерживают высокую работоспособность учащихся на уроке.
Процесс обучения с использованием нетрадиционных форм содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач на уроке.
Виды нетрадиционных форм обучения на уроках фихической культуры.
1.Уроки с использованием нестандартного оборудования.
В последние годы всё большее число школ оснащают спортивные залы нестандартным оборудованием.
В первую очередь каждый нестандартный снаряд должен отвечать требованиям комплексного развития физических качеств, фронтальной и поточной организации учебной деятельности учащихся, многопрофильного использования, быстрого приготовления и уборки, доступности и безопасности выполнения упражнений.
Эффект в развитии физических качеств с помощью нестандартного оборудования будет выше, если дополнительно оборудовать и школьную площадку. На ней могут быть размещены качающиеся на цепях брёвна, подвижные доски-переправы (типа качелей с осью вращения для отражения мячей при метании, горизонтальные и арочные лестницы) рукоходы - вертикальные лестницы для лазания.
У нас в школе на спортивной площадке имеется полоса препятствий из нестандартных оборудований. Дети с удовольствием выполняют задания.
2. Танцы и танцевальные упражнения.
Как нетрадиционная форма обучения на уроках физкультуры могут использоваться простейшие танцы и танцевальные упражнения. Они применяются как общеразвивающие упражнения для вводной и заключительной частей урока. Обычно это очень простые, ритмичные упражнения, эмоционально выполняемые под музыку. Ученики танцуют с большой охотой. С помощью таких упражнений учитель успешно решает намеченные задачи: подготовить организм занимающихся к предстоящей нагрузке, повысить их эмоциональное состояние.
Танцы различаются по степени подвижности, что даёт возможность регулировать нагрузку. Нагрузка дифференцируется также количеством повторений танцевальных упражнений. В младших классах танцы чередуются с подвижными играми.
3.Сюжетно – ролевые уроки
Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других.
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.
Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игра «Зов джунглей» .
4. Народные игры.
У каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных играх присутствуют элементы народной игры.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. В игре развиваются ловкость, сила, выносливость, скоростные, качества, происходит оздоровление ребёнка.
На уроках физкультуры применяю, такие игры, как «Лапта», «Городки», «Салки», «Ручеёк», «Кошки и мышки», «Третий лишний», «Жмурки» и др.
Участвуя в этих играх (особенно командных), дети более тесно общаются, лучше узнают друг друга. Вырабатывая свои правила игры, подчиняясь им, они становятся дисциплинированные, переживают радость от достигнутого результата в коллективе, отмечают наиболее отличившихся, порицают трусость, вместе переживают неудачу товарища.
5. Урок-праздник.
Уроки-праздники проводятся в качестве нетрадиционных форм работ основном, в начальной школе.
Они могут проводиться во II-IV классах в конце каждой учебной четверти.
Дети очень любят уроки-праздники и всегда с удовольствием участвуют в них.
7. Спортивные развлечения и прогулки
В практике физического воспитания детей в качестве нетрадиционных форм обучения используются спортивные развлечения и прогулки. К спортивным развлечениям относятся катание на санках, коньках, велосипедах, плавание, элементы бадминтона, настольного тенниса и др. Эти упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи со своеобразием их применения: без установки на спортивный результат.
Главное в них - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов. Нельзя забывать, что спортивные развлечения представляют собой новые для детей виды двигательной деятельности и поэтому им необходимо последовательно обучать.
Основное назначение прогулок - пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями. Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания.
Главная, из них - применение детьми двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Особое место занимают прогулки по пересечённой местности. Так, прогулки с постепенным подъёмом в гору применяются даже в лечебных целях для укрепления сердечной деятельности.
Прогулки строго регламентируются, дистанция их постепенно удлиняется и усложняется.
Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке.
Проанализировав методическую литературу по изучаемой теме, я пришла к выводу, что наиболее эффективными и вызывающими наибольший интерес у учащихся, являются: уроки с использованием нестандартного оборудования, сюжетно-ролевые уроки, уроки- праздники, уроки с использование танцевальных упражнений, народных игр, спортивных развлечений и прогулок на уроке.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Чадана Дзун- Хемчикского кожууна Республики Тыва
тема доклада:
ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Докладчица
учитель физической культуры I-ой категории:
Монгуш Венера Дадар-ооловна
2018г
ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в общих чертах педагогического понимания характеризует целостный образовательный процесс с его целью, содержанием и методами обучения. Эффективное личностное формирование в процессе физического воспитания предусматривает, перерастание обучения и воспитания в самообучение и самовоспитание. В связи с этим самым эффективным путем повышения двигательной активности в формировании здорового образа жизни младших школьников становятся самостоятельные занятия физическими упражнениями.
За последние годы школьная нагрузка учеников начальных классов увеличилась почти втрое. Если тридцать лет назад ребенок тратил около 45 минут на выполнение домашних заданий, то в 2000 году уже до 2,5 часов. Нужно к этому прибавить еще модные занятия языками, музыкой, посещения различных кружков и спортивных секций. С одной стороны, родители жалуются на загруженность детей, а с другой, им хочется, чтобы дети активно развивали свои природные способности. Не всегда эти желания родителей совпадают с возможностями ребенка. Поэтому специалисты советуют, прежде всего, родителям очень осторожно следить за состоянием здоровья детей и при первых признаках усталости или негативного отношения к занятиям физической культурой срочно снизить физическую нагрузку и, возможно, отказаться от дополнительных занятий в секциях.
Работа над физическим совершенствованием личности ученика – это, прежде всего, работа над его интеллектуальным развитием. Характерно, что навязывание младшим школьникам форм работы, которыми они не заинтересованы, тем более, выполнение физических нагрузок, которые им не по силам, способно не только не улучшать функций организма детей, но и навредить здоровью и полностью уничтожить мотивацию к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Не снижая достаточно высокой ценности исследований, проводимых многими учеными, нужно отметить, что технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями еще недостаточно разработана.
Физическое воспитание учеников начальных классов является важным звеном в становлении национальной школы и осуществляется в комплексе с воспитанием сильной телом и духом личности. Основы физической культуры закладываются в младшем школьном возрасте с учетом анатомо-физиологических периодов воспитания и развития двигательных способностей школьников и направлены на решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, как на уроках физической культуры, так и во внеучебное время. Цель самостоятельных занятий физическими упражнениями заключается в формировании умения самостоятельно управлять жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях деятельности, обучении ребенка планировать свою деятельность, тренировать волю, чтобы проявить цивилизованное поведение в любой ситуации и воспитать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями на протяжении жизни. В этом контексте технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и формирование мотивационных потребностей к здоровому образу жизни и гармоничному развитию должно быть одним из приоритетных заданий физического воспитания младших школьников.
Технология подготовки младших школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями предусматривает иерархическую последовательность и взаимосвязь основных этапов и их производных:
- воспитания положительного отношения, интереса и мотивации учеников к занятиям физическими упражнениями;
- формирование системы специальных знаний, необходимых для самостоятельных занятий;
- формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельных занятий;
- привлечение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Воспитание положительного отношения и мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями обусловливается всей системой учебно-воспитательной работы школы. Возникновению заинтересованности к занятиям физическими упражнениями способствуют:
• эмоциональное проведение всех форм занятий,
• оснащение и эстетическое оформление материально-технической базы,
• максимальная активизация деятельности учащихся начальных классов.
Процесс формирования интереса к занятиям физическими упражнениями предусматривает создание условий для появления познавательного интереса.
Формирование умений и навыков для самостоятельных занятий физическими упражнениями предусматривает решение таких взаимосвязанных заданий:
• оценка исходного состояния физического развития и здоровья на основании объективных и субъективных показателей;
• актуализация личности ученика и осознания им потребности быть здоровым;
• стабилизация мотивации к систематическим самостоятельным занятиям;
• формирование “Я – образа” (желаемого уровня физической подготовленности);
• выбора адекватных средств физического воспитания и оздоровления;
• разработку совместно с учителем, родителями и врачом программы самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий;
• осуществление контроля и самоконтроля в процессе систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Современные программы физического воспитания предусматривают достаточно широкий круг физкультурно-спортивных знаний, охватывающие все факторы разумной организации и обеспечения жизнедеятельности, получившие в совокупности название “здоровый образ жизни”. Понимание значения роли здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья, активного управления здоровьем привело к внедрению в учебный процесс самостоятельных занятий физическими упражнениями, направленные на формирование сознательного отношения учеников к собственному здоровью как к общечеловеческой ценности.
Организация жизни младшего школьника должна быть максимально сориентирована на психофизические и биологические ритмы – ритм дыхания, сна и дневной деятельности, ритм недели, учебной четверти, времени года и тому подобное.
Предложенная технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учеников начальных классов базируется на таких положениях:
• просветительская работа с родителями учеников младшего школьного возраста;
• предоставление знаний об основных двигательных способностях и формирование осознанной индивидуальной установки на их развитие;
• формирование у родителей и их детей понятия о режиме дня;
• формирование навыков и умений самостоятельно выполнять комплексы утренней гигиенической гимнастики, восстановительно-профилактических упражнений для предотвращения нарушений в работе дыхательной системы, развития близорукости и самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений;
• формирование у детей основ знаний личной гигиены и факторов закаливания;
• предоставления знаний по правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями, подвижных, народных игр и развлечений.
Самостоятельная работа ученика – более широкое понятие, чем домашняя работа, заключающаяся в исполнении заданий, данных учителем, домой для подготовки к следующему уроку. Она должна рассматриваться учителем как самостоятельная, высшая форма учебной деятельности учеников, без освоения которой невозможно достичь конечной цели физического воспитания школьников – воспитать в них привычку к физическому самоусовершенствованию на протяжении всей жизни.
Для решения всех этих задач предлагаются различные средства физической культуры, используемые учителем творчески, самостоятельно определяет объем прохождения разделов материала с учетом индивидуальных особенностей детей, времени проведения, подготовленности учеников, места и условий проведения. Простые по форме, несложные общеразвивающие и подготовительные упражнения, которые можно объединять в комплексы и самостоятельно выполнять младшими школьниками. Все эти упражнения подчинены определенным задачам, и учитель может их использовать и направлять в нужном направлении. Общеразвивающие упражнения имеют большое значение для разностороннего физического развития ребенка, укрепления костно-мышечного и связочного аппаратов, для развития сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Выполняя простые физические упражнения для рук, ног, туловища, ученики учатся самостоятельно руководить своими движениями и имеют представление о направлении, амплитуде, темпе и ритме движения; у детей воспитываются скорость, гибкость, сила и координированность движений. Все это позволяет детям, в дальнейшем лучше овладевать более сложными упражнениями, необходимыми в жизни при самостоятельном выполнении.
Применяя общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, шеи, плечевого пояса, брюшного пресса, учитель или родители помогают формированию у детей правильной осанки. Во время выполнения этих упражнений дети самостоятельно приучаются не задерживать дыхания и даже регулировать его.
Учитывая значение общеразвивающих упражнений при подготовке детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо их регулярно включать в уроки физической культуры с учениками младших классов.
Задачей учителя является:
• научить детей выполнять из легких исходных положений несложные движения (сильнее, более энергично; более плавно и мягко; быстрее или медленнее; в определенном направлении; в самых простых ритмах);
• формировать у учеников начального навыка в ориентировании и скорости соответствующих движений;
• обеспечивать постепенный переход к более сложным по форме и характеру гимнастическим упражнениям;
• воспитывать правильную осанку.
Общеразвивающие и подготовительные упражнения проводятся в 1-2 классах иногда в форме имитационных движений или выполняются за рассказом учителя. В 3-4 классах постепенно повышаются требования к точности выполнения движений – детям предлагают выполнять упражнения в определенном ритме и темпе. Увеличивается (по сравнению с 1-2 классами) количество повторений отдельных движений.
Важную часть в самостоятельных занятиях физическими упражнениями составляют подвижные, народные игры и развлечения. Они могут заменяться национальными или местными и быть направлены на воспитание лучших народных традиций, способствовать закреплению двигательных действий и развитию двигательных способностей (скорости, ловкости, выносливости, гибкости, силы, координации). Подвижные игры на открытом воздухе – действенное средство оздоровления ребенка. В игре дети учатся проявлять инициативу, выдержку, силу воли. Кроме этого, вместе с физическим развитием игры способствуют становлению моральных качеств и эстетического воображения.
Для успешного внедрения в быт школьника самостоятельных занятий физическими упражнениями рекомендуется:
• добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и тот уровень развития основных двигательных способностей, которого они должны достичь в своем возрасте;
• убедить школьников в практической пользе домашних заданий, как необходимого дополнения к урокам физической культуры;
• умело мотивировать и определять степень влияния домашних заданий на организм детей;
• учить учащихся спортивной терминологии, а также пользоваться ею при записи упражнений;
• все домашние задания давать после достаточного усвоения упражнений на уроках;
• ознакомить учеников со сроками проверки домашних заданий;
• предусмотреть домашние задания в годовых планах прохождения учебного материала;
• упражнения подбирать наиболее простые, которые можно легко и быстро проверить, а также те, что эффективно влияют на физическое развитие учеников;
• задание давать на вступительном уроке в каждой четверти;
• во всех классах определить исходный уровень выполнения упражнений;
• нагрузку в классах дифференцировать для каждого или группы, в зависимости от уровня развития учеников;
• для каждого класса и ученика определить дневную норму выполнения всех упражнений;
• на каждом уроке обеспечить текущий и в конце каждой четверти итоговый контроль за выполнением домашних заданий. Особенно обратить внимание на выполнение работы учениками, имеющими низкий уровень физической подготовки.
При самостоятельных занятиях роль родителей или взрослых заключается в предоставлении консультаций и контроля за выполнением заданий. Каждое занятие, проводимое взрослыми или самостоятельно, должно по форме приближаться к школьному уроку физической культуры
Проанализировав методическую литературу по изучаемой теме, я пришла к выводу, что очень важно, постоянно контролировать самочувствие ребенка не только после самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и во время отдыха. Младшие школьники еще не умеют четко определить свое самочувствие. Часто родителям кажется, что ребенок находится в прекрасной физической форме, он много двигается, с радостью выполняет физические упражнения. Однако в этом возрасте усталость наступает очень быстро, и ребенку необходимые частые, пусть и непродолжительные, периоды отдыха. Когда сделать перерыв в занятии, насколько физическая нагрузка посильна для ученика – все это нужно установить согласно определенным правилам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....