«Воспитание юных волейболистов в процессе учебно-тренировочных занятий»
учебно-методический материал по физкультуре

Ондар Сергей Соян-оолович

 «Воспитание юных волейболистов в процессе

учебно-тренировочных занятий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_vospitanie_yunyh_voleybolistov.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание юных волейболистов в процессе

учебно-тренировочных занятий»

Тренер-преподаватель: Ондар С.С.

Мы в волейбол вдохновенно играем,

Мы с волейболом по жизни идём.

Мы дух и тело игрой укрепляем

И потому мы нигде не пропадём.

При создании нравственного облика юных волейболистов велика роль убеждения. Доводы, яркие примеры, сравнения должны быть доказательными. В формировании таких нравственных качеств как, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность, сознательность, организованность, большое значение имеет организация тренировочного процесса.

Спортивная деятельность предъявляет к игрокам ряд требований:

- вовремя приходить на тренировки и не пропускать их;

- соблюдать режим дня;

- сочетать занятия волейболом с учебой и трудом;

- постоянно преодолевать  трудности;

- выполнять задания тренера, объем и интенсивность спланированной тренировочной нагрузки;

- быть терпимыми к товарищам по команде.

Волевая подготовка теснейшим образом связана с физической, технической и тактической подготовкой юных волейболистов. Главным фактором формирования воли является сознательный выбор более сложного и трудного, но эффективного пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. Подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей подготовки, умение рационально использовать каждую минуту, планирование и соблюдение режима дня, специальные задания для развития воли по типу«отставленного финиша», демонстрация соперникам готовности переносить тяготы, различные пари с партнерами, все это позволяет тренеру сформировать волевую готовность игрока, создает «ореол легкой победы», позволяет порой выиграть соревнование до соревнования.

Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств — в постоянные черты характера.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

—осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;

—постановка реально достижимых новых, более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);

—использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями;

—понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;

—создание четких представлений технико-тактических действий;

—использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;

—строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима, учебы, труда, тренировочных занятий, участия в культурно-образовательных мероприятиях;

—выполнение самостоятельных волевых решений;

—воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высокого спортивного результата;

—умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;

—обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Средствами и методами формирования и воспитания воли у юных волейболистов могут быть методы самовоспитания:

-самопознание;

-самоотчет;

-самоанализ;

-самоубеждение;

-самоприказ;

-самовнушение.

А также методы, связанные с эмоциональными действиями самосознания при самовоспитании:

-самоодобрение;

-самопоощрение;

-самоосуждение;

-самонаказание.

Волевые качества личности непосредственно влияют на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность. К волевым качествам относятся:

-настойчивость;

-самостоятельность;

-дисциплинированность, организованность;

-точность;

-аккуратность;

-обязательность;

-трудолюбие;

-решительность;

-самообладание.

Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние.

Важную роль в воспитательной деятельности играет формирование мотивов и целей у волейболистов. Формирование мотиваций достижения наивысшего спортивного результата способствует повышенная потребность игрока в самоутверждении, самовыражении и развитии волевых качеств личности.

        Процесс постановки цели, определяется как целеполагание, связан с осознанностью личности необходимости совершения того или иного поступка.

        Каждый поступок, направленный на реализацию поставленной цели, предваряется мысленным решением той или иной задачи, предполагающим предвидение, программирование, планирование действий.

        Одним из главных качеств волейболистов является дисциплинированность. Ее воспитание следует начинать с первых занятий, строго требуя четкое исполнение указаний тренера, соблюдения правил поведения на тренировках и соревнованиях, в школе и дома. Все эти качества воспитываются повседневно и непосредственно в спортивной деятельности. Нельзя без оценки оставлять проступки юных спортсменов: нарушения дисциплины, уклонение от выполнения поручений, леность, проявление слабоволия.

        Ответственным воспитательным моментом является оценка техники выполнения упражнений. Очень важен тон сообщения оценки, справедливость, объективность и конкретность оценки, готовность помочь в исправлении ошибки, сопереживание. На тренировке необходимо создавать атмосферу взаимного доверия, уважительного отношения тренера к игроку, искренности в отношениях.

        Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Наряду с воспитанием у волейболистов понятий об общечеловеческих ценностях, серьезное внимание обращается на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у игроков должное отношение к запрещенным приемам и действиям (допинг, неспортивное поведение, и т.д.). Перед соревнованиями необходимо настраивать волейболистов не только на достижение победы, но и на проявление в ходе соревнований морально-волевых качеств.

        Волейбол дает весьма благоприятные возможности для разностороннего развития личности волейболистов, а также глубокого и наиболее полного самопознания. Очень важно, что в ходе тренировочного и соревновательного процесса юный волейболист получает объективную информацию о себе со стороны тренера, коллектива, то есть познает себя среди других. В соревнованиях отражается не только уровень общего и физического развития, но и уровень его сознания и самосознания.

        После тренировки соревнования тренеру и игроку необходимо обсуждать результаты, не оставляя без внимания положительные и отрицательные явления, анализировать их причины. Сделанные выводы необходимо фиксировать в дневнике, в тренировочной работе и на соревнованиях проверять их достоверность. Важно приучить подростка не только внимательно относится к замечаниям тренера, но и самому критично оценивать свое поведение, умение управлять собой в сложных ситуациях, владеть самоанализом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

Кружок "Юный волейболист"

Кружок в школе по волейболу...

Подготовка юных волейболистов

Данная презентация будет полезна на уроках физкультуры...

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все д...

Значение ловкости у юных волейболистов

Волейбол . Ловкость и ее развитие....