Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов
учебно-методический материал по теме
Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру . Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_koordinatsionnyh_sposobnostey.docx | 138.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА С.ЗИРГАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Утверждаю:
директор МБОУ ДО ДЮСШ с.Зирган
_________________ Гайнетдинов Ф.Х.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов
Разработал тренер – преподаватель
Ильгуватов С.М.
с.Зирган, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Волейбол как игровой вид спорта
1.2 Физиологические особенности волейболистов 11- 14 лет
1.3 Координационные способности
1.4 Задачи развития координационных способностей
1.5 Понятие о технической подготовке волейболиста
1.6 Средства и методы развития координационных способностей
1.7 Средства и методы освоения техники игры в волейбол
Приложение 1. Техника выполнения нижней прямой подачи в волейболе
Приложение 2. Техника выполнения нижней боковой подачи в волейболе
Приложение 3. Техника выполнения верхней подачи в волейболе
Приложение 4. Техника выполнения верхней боковой подачи в волейбол
Приложение 5. Техника выполнения верхней прямой подачи в прыжке
ВВЕДЕНИЕ
Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру[1].
Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ИГРЫ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Волейбол как игровой вид спорта
Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).
Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB (англ.) — Международная федерация волейбола. Волейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.
Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.
Для любителей волейбол — распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря.
Существуют многочисленные варианты волейбола, ответвившиеся от основного вида — пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол, пионербол, парковый волейбол (утверждённый конгрессом FIVB в ноябре 1998 года в Токио).
Волейбол является «самой доступной и распространенной игрой по месту жительства». К тому же волейбол занимает достойное место в системе физического воспитания, решали задачи укрепления здоровья, развитии физических способностей школьников, формирования и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Занятия волейболом – очень эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма.
Физическое усовершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания. Основу физической подготовленности специалистов составляют хорошо развитая, прыгучесть, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности.
Ловкость рассматривается как вторичное качество, зависящее, в основном, от комплексного развития силы, быстроты и выносливости и одновременно состояния центральной нервной системы (ЦНС). В результате тренировок увеличивается подвижность нервных процессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, сокращение и расслабление мышц антогонистов.
Технические средства обучения и контроля в спорте - это совокупность различных технических средств, способствующих формированию двигательных навыков, развитию физических качеств, контролю за их совершенствованием, а также технические средства обратной связи и другие вспомогательные средства механизации тренировочного процесса.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности в волейболе создает постоянно, изменяющиеся условия вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени.
Важным фактором наличия у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды. А чтобы стать хорошим волейболистом, необходима большая физическая подготовка, обеспечивающая высокий уровень физических способностей, в том числе и координационных, так необходимых современному человеку в связи с ускорением самого темпа жизни. Успешное решение задач общей физической подготовки является залогом эффективного обучения технике и тактике игры.
1.2 Физиологические особенности волейболистов 11- 14 лет
Природной основой координационных способностей являются анатомо-физиологические задатки: уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, свойства нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность, лабильность), отдельные уровни центральной нервной системы.[2]
В 13- 14 лет еще часто проявляется недостаточная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре.
Возрастной период от 10-14 лет характеризуется достижением максимального развития большинства физических качеств, весьма благоприятный период развития координационных качеств, ловкости. В условиях возрастающей тенденции роста конкурентоспособности команд в современном волейболе роль психологической подготовки становится приоритетной для достижения победы над соперником.
Сенситивный период развития различных проявлений качества ловкости с 7-10 до 13-15 лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта.
Для характеристики работы сердечнососудистой системы чаще всего используются показатели пульса и артериального давления. В возрасте 11 -14 лет частота сердечных сокращений – 80 ударов в минуту в спокойном состоянии. Минутный объем крови (МОК) в подростковом возрасте достигает 2,6 л/мин и более.
В дыхательной системе у детей 11 -14 лет отмечается временное увеличение чувствительности дыхательного центра, которое устраняется с завершением пубертатных процессов. Жизненная емкость легких у детей 11 -14 лет достигает у мальчиков 1630-1975мл, у девочек 1460-1805 мл.
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у юного спортсмена, тем выше его физические возможности и спортивные достижения. В сенситивном периоде отмечается ухудшение двигательных функций и проявление физических качеств.
Подростки в этот период неловки и угловаты. Движения их недостаточно координированы. Большую роль играет мозжечок спортсмена, его основной функцией является регуляция познотонических реакций и координация двигательной деятельности.
В юношеском возрасте в результате созревания опорно-двигательного аппарата и завершения физических качеств достигается высокое совершенство движений. Создается основа формирования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью. Различных проявлений силы, ловкости и быстроты.
В возрасте 11-12 лет происходит важнейший этап в биомеханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. Уточняются моторные команды к работающим мышцам и совершенствуются межмышечные координации.[3]
Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу определяется в значительной степени психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем большее значение приобретает психологическое состояние спортсменов. Психофизическое развитие. Человек достигает в этом возрасте физической, зрелости нарастает мышечная сила, повышается, работоспособность. Физическое состояние спортсмена придает ему уверенность в выборе профессии, овладении трудовыми навыками и умениями, занятии спортом.
1.3 Координационные способности
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Координационные способности относят к одним из ведущих качеств в подготовке спортсменов в волейболе.
В таблице 1 приводится значимость отдельных компонентов физической подготовки в некоторых видах спорта.[4]
Таблица 1
Значимость отдельных показателей физической подготовки спортсменов в различных видах спорта
Виды спорта | Показатели | ||
Ведущие | Дополнительные | Второстепенные | |
баскетбол, волейбол, гандбол | высокая длина тела, координационные скоростно-силовые и скоростные способности | выносливость | гибкость, собственно силовые способности |
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Координационные способности которые относятся к этой группе зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия равновесие.
Ко второй группе относятся координационные способности, которые зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности[5].
Ловкость и координационные способности имеют многогранные проявления: согласованность работы отдельных двигательных единиц в составе одной мышцы; согласованность и упорядоченность во времени движений отдельных частей тела; быстрота смены вида, направления и усилия движения; статическая и динамическая устойчивость и равновесие; точность выполнения упражнений; меткость метаний и прицельной стрельбы.
Координационные способности зависят от согласования мышечного усилия с сенсорами зрения и слуха.
Для осуществления двигательных задач, различных как по происхождению, так и по многим психофизиологическим свойствам, формируются разные многоуровневые постройки, регулируемые соответствующим ведущим уровнем, который определяет смысловые стороны или цели двигательной активности. Ни одно движение не обусловливается по всем его координационным деталям одним только ведущим уровнем построения.[6]
Наиболее сложными являются координационные упражнения в игровых видах спорта, прыжках с трамплина или вышки, на батуте, акробатические упражнения.
Координационные движения еще называют: сноровкой, ловкостью, статокинетической устойчивостью. Статическая устойчивость необходима в прицельных упражнениях: стрельбе из винтовки, ружьях, пистолета, лука, метании мяча в цель, сохранении позы в гимнастике и т.д. Динамическая устойчивость проявляется в движении, в особенности при меняющейся ситуации, например, в игре (футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и т.д.). К динамической устойчивости относят способность противостоять укачиванию.[7]
Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий - нервную, мышечную и двигательную.
Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.
Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.[8]
Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.
Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторы) - зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию обработке (анализу и синтезу) и передаче эфферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и д.р.
Основополагающим принципом для педагогики является утверждение о том, что координационные способности накапливаются с двигательным опытом. Каждый новый, хорошо освоенный двигательный навык повышает и общий уровень ловкости. Особое значение должно уделяться развитию способности к антиципации - умению предвидеть и предвосхитить события.[9]
Координированность- есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и
условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.
Координированные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому и иному виду деятельности, которые выявляются и совершенствуются в процессе овладения определенными умениями и навыками. Из сказанного следует, что координированные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой, хотя это и разные понятия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой - позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Координационные способности лежат в основе различных координационных характеристик технике двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов.
Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложно координационных видах спорта таких как спортивные игры, где двигательная активность очень разнообразна, а постоянно меняющаяся ситуация заставляет принимать новые решения. Способность к овладению новыми движениями тесно связана с развитием интеллекта и способностью индивида к обучению.
Умение дифференцировать и управлять движениями, правильно выбирать наиболее рационный вариант в конкретной ситуации.
Способности к импровизации (неожиданности и внезапности для соперника) и комбинации (система сложного замысла последовательных движений) в процессе двигательной деятельности является важнейшим фактором результативности в спортивных играх и единоборствах.
Адекватность реакции и движений в данной ситуации, ее целесообразность и своевременность.[10]
Координационные способности зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять мышцами.
Координация движений зависит от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха.
Особенность восприятий: чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа (быстроты движений) и ритма (частоты движений), «чувства воды», «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т.д., от которых во многом зависит исход состязания.
В период от 11 –до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13- 14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формированием функциональной сенсорно-моторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершения формирования основных механизмов произвольных движений.[11]
В возрасте 14 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движения. В онтогенетическом развитии двигательных координаций способности ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.[12]
1.4 Задачи развития координационных способностей
При воспитании координационных способностей решают 2 группы задач: а) по разностороннему; б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков на этой основе развития у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решается в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяется спецификой избранного вида спорта, во втором - избранной профессией.
Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движение и формы действия по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движение или переключаться с одних точно координированных действий на другие.[13]
В игровых видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП).[14]
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и другими занимающимися приводит к тому, что они:
- значительно быстрее и наиболее высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и д.р.);
- приобретают умение экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
-испытывают в психологическом отношении чувство радости и удовлетворения освоения, совершенных формах новых и разнообразных движений.[15]
1.5 Понятие о технической подготовке волейболиста
Техника-это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.
Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизиологических возможностей.
В спортивных играх техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:
- объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
- разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:
1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств общей физической подготовки (ОФП).
Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.
Техника игры рассматривается как комплекс специальных приемов и способов, необходимых для решения конкретных тактических задач в различных игровых ситуациях. Для изучения ее используют классификацию - разделение технических приемов и способов на основе расходных признаков.
В волейболе техника приобретает ведущее значение, так как подвергается оценке судьи, тем самым непосредственно влияет на результат.
Высокий уровень технической подготовленности мастера волейбола характеризуется следующими критериями:
- надежность - стабильное выполнение технических приемов, несмотря на сбивающие факторы;
- разносторонность - владение всеми техническими приемами и умение выполнять их совершенными способами;
- приспособляемость - умение использовать арсенал технических приемов и способов различных в игровых ситуациях при активном противодействии соперника;
- специализация - владение в совершенстве комплексов приемов при выполнении определенных функций в команде;
- координированность.[16]
Технику игры делят на технику нападения и технику защиты. Каждый из этих разделов, в свою очередь, состоит из двух групп: техники перемещений и техники перемещений с мячом. Каждая группа подразделяется на ряд технических приемов. Каждый технический прием включает способы, которые отличаются друг от друга деталями выполнения. Разновидности техники детализируют описание способа. Варианты техники - конечный уровень классификации, описывающий специфику выполнения технического приема с учетом тактических решений.[17]
Рассмотрим основные приемы: подача, прием в защите и передачу в волейболе.
Подача - технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. Несмотря на различия в технике отдельных способов подач движения при их выполнении имеют ряд общих закономерностей. Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 450, левое плечо находится впереди правого - это играет существенную роль в последующем ударном движении.
При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних подачах - расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, общий центр тяжести (ОЦТ), тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху.
Важнейшая деталь техники подачи - подбрасывание мяча. Значительная часть ошибок в технике падает именно на эту часть подачи, которая во многом определяет последующее ударное движение.
Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия: траектория движения мяча снизу-вверх должна быть, возможно, ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях параллельна опоре; подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости - это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча.
Замах осуществляют рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу - проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибают в коленях, стоящая сзади нога - несколько больше. Затем следует небольшая пауза. В основной фазе игрок выполняет встречное ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперед правого плеча.
Несколько позже в работу включают ноги; разгибаясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продвигают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: маховым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу - проекция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры. Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч летел дальше вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать мяч и удерживать от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара составляют единый рычаг. Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения.
Возможны три варианта такого сочетания.
В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным.
Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач.
В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации. После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в направлении подачи; ноги при этом выпрямлены.
Для контроля за направлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок следит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки составляли воображаемую прямую линию. В заключительной фазе наряду с опусканием рук можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям.
Существуют пять способов выполнения подачи.
Нижняя прямая подача. Техника выполнения нижней прямой подачи помещена в приложении 1. Здесь удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, когда игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 0,5 м впереди над головой. Замах выполняют назад и несколько вверх в плоскости, перпендикулярной опоре. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади – вниз - вперед на уровне пояса и наносят по мячу снизу - сзади. После удара руку вытягивают в направлении подачи и затем фиксируют в таком положении.
Нижняя боковая подача. Техника выполнения нижней боковой подачи помещена в приложении 2. Удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Существуют два варианта выполнения этой подачи. В обычном варианте замах производят в направлении вниз – назад в плоскости, наклонной в опоре примерно под углом 45. Правое плечо при этом отводят назад и опускают. Удар осуществляют маховым Движением правой рукой сзади – вправо - вперед, ее выводят под мяч так, чтобы место удара находилось примерно на уровне пояса. Ударяют по мячу напряженной согнутой кистью снизу - сбоку. После удара осуществляют сопровождающее движение, вытягивая руку в направлении подачи и фиксируя ее в таком положении. Второй вариант описывается в разделе «Особенности техники подач при их тактической реализации».
Верхняя прямая подача. Техника выполнения верхней прямой подачи помещена в приложении 3. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя лицом к сетке (прямо). Мяч подбрасывают почти над головой и несколько впереди на высоту до 1,5 м. Замах выполняют вверх - назад, руку поднимают и отводят согнутой в локте за голову. Угол сгибания в локтевом суставе (плечо - предплечье) не должен быть меньше 90º. Одновременно с замахом прогибаются в грудном и поясничном отделах, правое плечо отводят назад. При ударном движении правую руку разгибают в локтевом суставе, поднимают и маховым движением выносят вверх, правое плечо поднимают вверх. Продолжая маховое движение, игрок выводит руку к месту встречи с мячом несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки - примерно 80º). Удар выполняют сзади и несколько снизу, чтобы мяч двигался вперед и вверх.
Верхняя боковая подача. Техника выполнения верхней боковой подачи помещена в приложении 4. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 1,5 м так, чтобы он находился почти над головой. Замах выполняют вниз - назад, значительно опуская правое плечо и сгибая правую ногу при переносе веса тела назад. В ударном движении правую махом выносят по дуге сзади - вверх; при этом правое плечо поднимают вверх, оставляя левое в том же положении. Продолжая движение рукой вперед, игрок ударяет кистью по мячу несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки около 80º) сзади и несколько снизу так, чтобы после удара мяч двигался вперед и вверх.
Верхняя прямая подача в прыжке с разбега. Техника выполнения верхней прямой подачи в прыжке приведена в приложении 5. Исходное положение игрока перед подачей в 3-5 м. от лицевой линии в основной стойке. Мяч поддерживают обе руки чуть ниже пояса и подбрасывают одной или двумя руками вперед на высоту 3-5 м. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок, замах аналогично подготовительной фазе при прямом нападающем ударе. При относительно невысоком подкидывании мяча вверх - вперед разбег перед прыжком может быть одношажным или двушажным. Удар по мячу в фазе взлета игрока наносится сзади и чуть сверху хлестообразным движением кисти (мяч летит с вращением) или насколько закрепленной кистью в лучезапястном суставе (мяч планирует при ускоренном ударе или "укоротится" - при ударе с тормозящим эффектом).
Передачи в волейболе.
Взаимодействие игрока с мячом при выполнении передач включает: прием мяча; задача - в любом случае оставить его в игре; передача мяча; цель - направление в определенное место или определенному партнеру.
Следовательно, такое взаимодействие можно рассматривать как целостный технический прием. Однако в тренировочной работе целесообразно рассматривать прием и передачу мяча как отдельные технические приемы, определяемые текущей задачей, которая стоит в определенные моменты игры (нападении или защите).[18]
Передача (при тактической реализации как вторая передача) - технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей.
Передача двумя руками сверху. Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: одна нога впереди другой, опора на впереди - стоящую ногу. Если от партнера ожидается передач с левой сторон, впереди ставят правую ногу, и наоборот. Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом. Здесь важны быстрый старт, быстрое наращивание скорости движения на первой трети пути и постепенное торможение для точного выбора места встречи с мячом. Последний шаг выполняют как стопорящий; стопы целесообразно ставить на одном уровне, параллельно друг другу, - это помогает точнее адресовать мяч при передаче. В исходном положении ноги согнуты в коленях (угол в коленном суставе не должен быть меньше 90°), руки согнуты в локтях и подняты; кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились примерно на уровне бровей.
Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник, через который игрок наблюдает за приближающимся мячом. Кисти рук супинированы, при оптимальном напряжении имеют форму овала, образуя своеобразный ковш. При приближении мяча встречное движение начинают ноги - их разгибают в коленях. Несколько позже в движение включают руки: разгибаясь в локтевых суставах, они задают общее направление полету мяча при передаче. Это осуществляется прямолинейным движением оси лучезапястного сустава по отношению к оси плечевого сустава.
При выполнении встречного ударного движения быстро и энергично разгибают ноги и относительно медленно - руки. Кисти, регулируя направление полета мяча при передаче, сохраняют положение разгибания, при котором ладони перпендикулярны направлению движения мяча при передаче. Пальцы при ударе выполняют различные функции: большие пальцы принимают на себя основную нагрузку амортизации и удержания мяча в направлении его движения; указательные и в меньшей степени средние пальцы являются основной ударной частью кисти; безымянные пальцы и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении, регулируя направление его полета.
После вылета мяча ноги и руки продолжают разгибаться до полного выпрямления, до полной остановки и паузы; в этом положении следует фиксировать руки после сопровождающего движения.
Передачу в прыжке выполняют в том случае, когда мяч летит высоко и за игрока. Разбег и прыжок осуществляют так же, как при нападающем ударе. Во время взлета руки выносят так, чтобы кисти были над головой игрока несколько выше, чем при выполнении обычного варианта передачи. Встречное ударное движение характеризуется активной работой рук и минимальными движениями туловища и ног; такие передачи могут быть лишь короткими и укороченными. Наиболее эффективно выполнение ударного движения в высшей точке подъема тела при взлете.
Передача одной рукой сверху. Ее выполняют только в прыжке и как укороченную. Разбег и прыжок осуществляют так же, как и при нападающем ударе. Во время взлета правую (левую) руку выносят над головой и приводят к сагиттальной оси. Локоть высоко поднят и направлен вперед. Кисть развернута ладонью вперед и расположена над головой, пальцы несколько согнуты и напряжены, большой палец приведен, образуя своеобразную форму рюмки. Пальцы направлены вверх, навстречу мячу.
Ударное движение выполняют активным разгибанием руки в локтевом суставе, в плечевом суставе движение минимально. Удар по мячу толчкообразен, резкий, без сопровождения; пальцы обхватывают мяч.
Самая важная позиция в волейболе, именуемая также базовой, так как является начальной позицией любых движений при игре в защите. Вес тела должен быть перенесен на пальцах ног, ступни должны быть расположены на ширине плеч. Еще одна деталь - разверните ступни немного вовнутрь, чтобы придать стойке больше гибкости. Колени также должны быть развернуты немного вовнутрь, что позволяет быстрые перемещения. Туловище немного в наклоне и подано вперед вместе с руками. Руки должны быть полностью вытянуты и развернуты ладонями вверх. Данные требования должны соблюдаться в точности, кажущаяся простота базовой стойки часто ведет к ошибкам.[19]
Атака.
Обычно при позитивном приёме мяч принимается игроками задней линии (1-е касание), доводится до связующего игрока (2-е касание), связующий передаёт мяч игроку атаки (3-е касание). При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами. При этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленного продолжения вверх. Игроки передней линии могут атаковать с любой точки площадки. Игроки задней линии перед атакой должны отталкиваться за специальной трёхметровой линией. Запрещено атаковать (то есть наносить удар по мячу выше линии верхнего края сетки) только либеро.
Различают атакующие удары: прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо (влево) и обманные удары (скидки).
Технический прием представляет собой систему решений, состоящею из связанных воедино частей, взаимодействующих друг с другом. Такие части называют фазами.
Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии, то есть в 5-й, 6-й, 1-й зонах. Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания и максимум после третьего касания перевести мяч на половину противника. Обрабатывать мяч на приёме можно в любом месте площадки и свободного пространства, но только не на самой половине площадки противника. При этом если приходится пасом переводить мяч обратно на свою игровую половину, вторая передача из трёх не может проходить между антеннами, а обязательно должна проходить мимо антенн. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела. Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приема силовой подачи требуется уже 3 игрока.
Принято выделять подготовительную, основную (рабочую) и заключительную фазы.
Существенное значение для контроля над выполнением технического приема имеет исходное положение. В основной фазе действия направлены на взаимодействие игрока с мячом, в заключительной фазе завершается выполнение приема.
Задачи технической подготовки: овладение основной техникой игры, прочное освоение технических приемов, совершенствование техники с учетом индивидуальных особенностей игрока, совершенствование техники с учетом игровых функций волейболистов к команде, обеспечение надежности выполнения технических приемов в тренировках и соревнованиях.
Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален. В нем классическая техника должна быть целесообразно приспособлена к индивидуальным особенностям игрока; его телосложению, уровню физической подготовленности и т.д., но основная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы по средствам различных упражнений и методических приемов выработать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократными повторениями упражнений, создавая определенные трудности ( сбивающие факторы) при выполнении технических приемов (дополнительная физическая нагрузка, нестандартное выполнение задания, психическая нагрузка, тренировки неидеальными мячами в залах с недостаточным освящением и т.д.).
Техника совершенствуется как изолированное действие, так и в сочетание с тактикой, ибо решение задач последней осуществляется по средствам технических приемов.
Приоритетным в технической подготовке является: совершенствование вариантов технических приемов, которые выполняются наиболее эффективно; совершенствование специфических приемов для выполнения определенных функций в команде.
Совершенствование техники должно проходить в условиях, приближенных к игре, - при сопротивлении условного соперника, в состоянии утомления и эмоционального напряжения.
Для совершенствования техники применяются упражнения, позволяющие совершенствовать отдельные технические приемы и комбинированные упражнения, в которых выполняются одновременно 2 или несколько приемов (например: нападающий удар - блок, подача - прием, передача - нападающий удар и т.д.).[20]
1.6 Средства и методы развития координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным количеством средствами для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. А так же за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.[21]
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
- подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
- развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одни и тех же постоянных условиях не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, по сколько они быстро ведут к утомлению.[22]
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связаны с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость- в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которая требует находчивости, быстроты, переключаемости движений.
Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации.
Ловкость - это сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложно координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть и физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости - одна из высших форм управления движениями.[23]
Критерии оценки и формы проявления координационных способностей.
В качестве главных критерии оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, то есть когда движение приводит к требуемой целее (делай то, что нужно); быстроту результата; рациональность движений и действий (выполняй так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. В практике, наряду с данными показателями, учитывают и другие.[24]
Во многих случаях данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при определении координационных способностей, кроме единичных, широко используются и комплексные критерии, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам.
В числе таких комплексных критериев выступает показатели эффективности (результативности) выполнения целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в которых имеются требования к координационным способностям человека. Например, координационные способности изменяются по результату челночного бега 3 по 10 или 3 по 15 метра; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям скорости перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки.
Однако следует иметь ввиду, что многие из перечисленных критериев оценки координационных способностей, согласно современным научным данным, имеют сложное строение и специфические разновидности.
В частности, имея ввиду точность движения, необходимо сразу оговориться о какой точности идет речь, поскольку точность может носить как процессуальный, так и финальный характер. В том случае, когда точность носит финальный характер, она тождественна меткости.
Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных параметров движения (временных, пространственных, пространственно-временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую точность (или меткость).
Установлено что между некоторыми показателями точности нет соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду движений, но относительно плохо воспроизводить, то есть повторять заданный параметр.
Это касается других признаков координационных способностей. Так быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном соотношении действий, быстроты перестройки этих действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях [25].
Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не только от эффективности техники движений, но и от уровня физической подготовленности занимающихся. Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижение.
Совершенная координация обеспечивает высокий уровень достижений и их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение стабильности результата не всегда может привести к повышению его уровня. Например, волейболист подает верхнюю прямую подачу исключительно в первую зону. Подает стабильно, но не результативно, а если бы спортсмен подавал направленную подачу в другие зоны, то его уровень повысился и приводил бы к повышению результата.
К числу основных координационных способностей относятся:
-способность к дифференцированию различных параметров движений (временных, пространственных, силовых и др.);
- способность к ориентированию в пространстве;
- способность к равновесию;
-способность к перестраиванию движений;
- способность к соединению (комбинированию) движений;
- способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и необычной постановке задач;
- способность к выполнению заданий в заданном ритме;
- способность к управлению времени двигательных реакций;
-способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
-способность к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Спецификой вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других- вспомогательную.
Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.
Следует иметь ввиду, что способности к двигательной координации определяются целым рядом психофизиологических факторов:
1) Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).
2) Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами центральной нервной системы (корой больших полушарий, спинного мозга).
3) Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).[26]
В значительной степени двигательная координация связана с понимаем занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
Методы для развития координационных способностей.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет широкое применение. Его подразделяют на 2 подметода - со строгой и не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, верхняя передача баскетбольного или набивного мяча весом 1 кг);
- изменение исходных и конечных положение (выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);
- изменение способов выполнения действия (например, передача снизу в стену выполняется лицом к стене, с полным приседом и т.д.);
- «зеркальное» выполнение упражнений (выполнение упражнения с напарником, следить за партнером и выполнять все упражнения в зеркальном изображении);
- выполнение освоенных выполнений действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнение в равновесии сразу после вращений, кувырков);
- выполнение упражнений с исключение зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (упражнения в равновесии, ведение мяча, бросок в цель).[27]
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.
Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнение. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ в сложившейся ситуации.[28]
1.7 Средства и методы освоения техники игры в волейбол
Для освоения техники игры в волейбол используют методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.
К ним относят:
- беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
- показ техники изучаемого движения;
- демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;
- использование предметных и других ориентиров;
- звуко - и светолидирование;
- различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.
К средствам и методам, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений относят:
- общеподготовительные упражнения;
- специально-подготовительные и соревновательные упражнения;
- методы целостного и расчлененного упражнения;
- равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.[29]
Средства технической подготовки: подготовительные упражнения, направлены на развитие способности, согласовывать движение, учитывая направление и скорость полета мяча, подводящие упражнения, упражнения по технике игры, двусторонняя игра, контрольные игры и соревнования[30].
По средствам повторно-переменного метода игроки могут совершенствоваться в индивидуальных, групповых и командных упражнениях. Для увеличения интенсивности тренировки применяются упражнения с двумя - тремя мячами.
ВЫВОД
1. Определен исходный уровень показателей координационных способностей у волейболистов 11-14 лет. В контрольной группе по тесту 1 -(челночный бег 4х9)- показатели составили-10,47с.; по тесту 2-(проба Ромберга) показатели составили -44,2 с.; по тесту 3- (попадание в цель) показатели составили 3,2 раза.
В экспериментальной группе по тесту 1-показатели составили-10,32с.; по тесту 2- показатели составили 43,8 с.; по тесту 3- показатели составили-3,2 раза.
Следовательно, на начало эксперимента показатели координационных способностей в обеих группах почти одинаковы и ниже нормы.
2. Определен исходный уровень техники у волейболистов 11-14 лет (верхняя подача). В контрольной группе по тесту 1-(подбрасывание мяча одной рукой) показатели составили- 2,3 правильно выполненной попытки. По тесту 2-(замах падающей рукой для выполнения подачи) показатели составили-2,7 правильно выполненной попытки. По тесту 3-(удар по мячу) показатели составили-1,6 правильно выполненной попытки.
В экспериментальной группе показатели по тесту 1- составили- 2,3 правильно выполненной попытки. По тесту 2- 2,6 правильно выполненной попытки. По тесту 3- 1,6 правильно выполненной попытки.
Следовательно, уровень владения техникой в обеих группах почти одинаковый и ниже нормы.
3. Разработано содержание занятий с использованием комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей у волейболистов 11-14 лет. Упражнения включали в себя воздействие на все группы мышц: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, укрепление косых мышц брюшного пресса, мышц спины. Совершенствование физических, технических и тактических умений. Главной целью было развитие координационных способностей в волейболе. При создании данного комплекса упражнений соблюдены все морфофункциональные и технические особенности волейболистов.
4. Выявлена эффективность влияния развития координационных способностей с помощью разработанного комплекса специальных упражнений на освоение техники у юных волейболистов. Доказано, что развитие координационных способностей благоприятно влияет на освоение техники. При сравнении результатов было показано, что в обеих группах на начальном этапе эксперимента, показатели были почти одинаковы и ниже нормы. В процессе тренировок эти результаты увеличились.
Через 6 месяцев тренировок провели последнее тестирование, из которого видно что:
- в контрольной группе прирост показателей по тесту 1 составил 11% по сравнению с результатом, полученным в начале эксперимента. По отношению с показателем через 3 месяца увеличился на 4%, (среднее значение составляет 9,37с). Прирост показателей по тесту 2 составил 15% относительно исходных данных. По сравнению с результатом через 3 месяца увеличился на 6%, (среднее значение составляет 54,8 с.). Прирост показателей по тесту 3 составил 18% относительно исходных данных. По сравнению с результатом через 3 месяца увеличился на 8%, (среднее значение составляет 3,7 раза);
- в экспериментальной группе прирост показателей по тесту 1 составил 16%, по сравнению с началом эксперимента, что на 7% больше относительно показателей через 3 месяца (среднее значение составляет 9,02 с). Прирост показателей по тесту 2 составляет 19% относительно исходных данных. По отношению с показателями через 3 месяца увеличился на 7%, (среднее значение составляет 51,2 с). Прирост показателей по тесту 3 составил 20% относительно исходных данных, по отношению с показателями через 3 месяца увеличился на 8%,(среднее значение составляет 3,9 раза);
- в контрольной группе уровень владения техникой верхней подачи увеличился. Среднее значение по тесту 1 составило 2,6 раза, (что на 13% больше по сравнению с исходными данными). По отношению с результатом через 3 месяца среднее значение увеличилось на 5%. Среднее значение по тесту 2 составило 3,1 попытки, (что на 15% больше по сравнению с исходными показателями). По отношению с результатами через 3 месяца среднее значение увеличилось на 5%. Среднее значение по тесту 3 составило 1,8 раза, (что на 12% больше по сравнению с исходным показателем). По сравнению с результатом через 3 месяца увеличилось на 3%;
- в экспериментальной группе среднее значение по тесту 1 составило 2,8 раза, (что на 18% больше по сравнению с исходными данными). По отношению с результатом через 3 месяца среднее значение увеличилось на 6%. Среднее значение по тесту 2 составило 3,2 попытки, (что на 22% больше по сравнению с исходными показателями). По отношению с результатами через 3 месяца среднее значение увеличилось на 9%. Среднее значение по тесту 3 составило 2 раза, (что на 20% больше по сравнению с исходным показателем). По сравнению с результатом через 3 месяца увеличилось на 8%.
Анализ данных показал, что результаты были улучшены в обеих группах, но более высокие были получены в экспериментальной группе. Следовательно, развитие координационных способностей с помощью комплекса специальных упражнений влияет на освоение и совершенствование техники игры у юных волейболистов, поэтому среднее значение показателей техники увеличилось на 20% по сравнению с исходным показателем.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основе выполненного эксперимента показано, что развитие координационных способностей с помощью разработанного комплекса специальных упражнений влияет на уровень развития и совершенствование техники у волейболистов 11-14 лет.
В разработанный комплекс специальных упражнений входят упражнения оказывающие воздействие на все группы мышц: мышц верхних конечностей, мышц брюшного пресса, мышц спины, мышц нижних конечностей.
Координационные способности в экспериментальной группе, в конце эксперимента увеличились на 20% по отношению к исходным данным. Разработанное содержание занятий было успешно на тренировках в СДЮСШОР Невского района. Это видно из приведенных данных, по уровню развития координационных способностей, и уровню освоения техники у юных волейболистов.
Поэтому для развития координационных способностей у волейболистов, обучающихся в СДЮСШОР и различных спортивных секциях, клуба, можно рекомендовать использование данной программы.
Данный способ позволяет увеличить освоение техники на 22 %, в результате этого при игре в волейбол экспериментальная группа выиграла со счетом 3:1.
Следовательно, использование разработанного комплекса специальных упражнений, влияющих на все группы мышц и содержащие 13 упражнений, позволит повысить уровень освоение более сложных технических приемов, что окажет существенное влияние на результативность игры.
Использовать упражнения можно как в вводной части занятия так и в основной. При использовании данного содержания занятия, уровень освоения техники значительно возрастает.
Именно данный комплекс упражнений позволяет получить значительный эффект в повышении освоения техники игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина – М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. – 105 с.
4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./
А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. – 381 с.
5. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило – М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. - 294с.
6. Голунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - М.:2000. - 168с.
7. Дубровский В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова.- М.: «Издательство Владос-пресс», 2002. - 666с.
8. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.- М.: Физкультура и спорт Москва, 2003.-294с.
9 Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - М.:2000.- 254с.
10. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев.- М.: Физкультура и спорт, 2003. - 294с.
11. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. – М.: Олимпийский спорт, 2008. - 421с.
12. Коц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц.- Минск.: Общая и спортивная физиология, 2003. - 308 с.
13. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.- 464 с.
15.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда.- М.: Советский спорт, 2008.-244с.
16. Лях В.И. Координационные способности/ В.И. Лях.- М.: ТВТ, 2006.- 302 с.
17. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И. Лях.- М.: Пособие для учителя, 2001.- 230 с.
18. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М.:1999. – 207 с.
19.Л.П. Матвеев Общая теория спорта. М.: 2001. - 540 с.
20. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- М.: Медгиз, 2001. - 183 с.
21. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. Ф и С / А.Ц. Пуни.- М.: Психология спорта 2000. - 96 с.
22. Сологуб Е.Б.Физиология человека / Е.Б.Сологуб, А.С. Солодков.- М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
23. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школьная книга,2002. – 233 с.
24. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. – 240 с.
25. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
26.Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов / О.С.Чехов.- М.: Физкультура и спорт Москва, 2003. - 294 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Техника выполнения нижней прямой подачи в волейболе
Приложение 2
Техника выполнения нижней боковой подачи в волейболе
Приложение 3
Техника выполнения верхней подачи в волейболе в волейболе
Приложение 4
Техника выполнения верхней боковой подачи в волейбол
Приложение 5
Техника выполнения верхней прямой подачи в прыжке в волейболе
Размещено на Allbest.ru
[1]. Коц Я.М Спортивная физиология.- Минск: Общая и спортивная физиология, 2003.- С. 187.
[2]. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе.- М.: Медгиз, 2001- С. 65.
[3] ..Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Психология спорта, 2000. - С. 56.
[4] Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004.- С. 365.
[5] Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. - Ростов н/д : Феникс, 2008.- С. 177.
[6] Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.-М.:1999.-С. 143.
[7] Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 132.
[8] Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания.- Ростов н/д : Феникс, 2008 .- С. 179.
[9] Минкевич М.А.. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе.- М.: Медгиз, 2001. - С. 66.
[10] Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.- М.: Советский спорт, 2004.- С. 146.
[11] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- С. 133.
[12] Матвеев Л.П. Общая теория спорта.- М.: 2001.- С. 384.
[13] Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М.: Советский спорт, 2004.-С. 136.
[14] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- С. 135.
[15] Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания Ростов н/д : Феникс, 2008.- С. 179.
[16] Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки.– М.: Физкультура и Спорт, 2007. - С. 39.
[17] Солодков А.С. Физиология человека.- М.: Советский спорт, 2008. - С. 146.
[18] Жуков М.Н. Подвижные игры.- М.: 2000. - С. 179.
[19]. Гаврилов М.А. "ВОЛЕЙБОЛ".- Москва: "Физкультура, образование, и наука" 2000. - С. 184.
[20] Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки.– М.: Физкультура и Спорт, 2007. - С. 181.
[21] Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки.– М.: Физкультура и Спорт, 2007. - С. 178.
[22] Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 138.
[23]Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 137.
[24] Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. - Ростов н/д : Феникс, 2008.- С. 181.
[25] Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - С. 83.
[26] Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов. - М.: Физкультура и спорт Москва, 2003. - С. 48.
[27] Фурманов А.Г.Волейбол, юный волейболист. - Минск: Современный школьник, 2009. - С. 89.
[28] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 .- С. 139.
[29] Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004 .- С. 357.
[30] Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - С. 85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития координационных способностей на бросок мяча в корзину
Как известно все физические способности развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом. В литературных источниках чаще всего бросок мяча в корзину связывают с развитием скоростно-силовых способн...
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей на уроке гимнастики ФГОС ( 3 класс)
План- конспект урока гимнастика 3 класс ФГОС...
Влияние игры «Перебежки» на развитие координационных способностей у юных волейболистов
игра "Перебежка"...
«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ».
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций н...
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей.
Цель урока: Освоение техники группировки, перекатов в группировке.Задачи урока:1. Актуализация знаний о технике группировки, перекатов в группировке.2....
Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».
Цель - развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью подражательными упражнениями....
Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Тренер Хлопкова Н.В. Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема«Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-ali...