«Значение подвижных игр и игровых заданий на занятиях легкой атлетикой в начальной школе при подготовке к выполнению ВФСК ГТО».
методическая разработка по физкультуре
Рассматриваемая тема актуальна и несет в себе важное значение благодаря исследованию взаимосвязи развития двигательных качеств по средствам подвижных игр. Ведь игра, в свою очередь, - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В руках опытного преподавателя это работает, кроме того крайне эффективным способом обучения коллективизма, товарищества, осознанной выдержки и иных моральных свойств личности. Не меньше значима его актуальность как ресурса интенсивного развлечения т.е. активного отдыха. Игровой способ больше лишь реализуется в варианте разных спортивных игр.
Поиск наиболее эффективных средств и методов развития двигательных качеств является одной из главных задач физического воспитания школьников. Решить эту задачу - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Поэтому обеспечение всесторонней двигательной подготовленности учащихся является необходимой предпосылкой, функциональной базой, которая в дальнейшем может создать благоприятные условия для подготовки к общественно полезному труду и оборонной деятельности.
"...Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни", - так определил в свое время ценность подвижной игры П.Ф. Лесгафт, подвижник физической культуры и основоположник системы физического воспитания в России. Он говорил: "Игра составляет самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем, эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия". И наибольший эмоциональный потенциал несут в себе игры подвижные. Они дают ощущение свободы! "Удовольствие - это свобода телодвижения от брони мышечного напряжения", - так определил источник двигательной радости в подвижной игре Лоуэн. И скорее всего, именно это двигательное и эмоциональное раскрепощение создает благодатную почву для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Значение подвижных игр и игровых заданий на занятиях легкой атлетикой в начальной школе при подготовке к выполнению ВФСК ГТО».
Петросянц Ирина Сергеевна
Коломна – 2019 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……
1.Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников…………………………………………………………………….……
2. Особенности подвижных игр и игровых заданий на занятиях легкой атлетикой в начальной школе при подготовке к выполнению ВФСК ГТО …….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ……………………
ВВЕДЕНИЕ (пояснительная записка)
Рассматриваемая тема актуальна и несет в себе важное значение благодаря исследованию взаимосвязи развития двигательных качеств по средствам подвижных игр. Ведь игра, в свою очередь, - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В руках опытного преподавателя это работает, кроме того крайне эффективным способом обучения коллективизма, товарищества, осознанной выдержки и иных моральных свойств личности. Не меньше значима его актуальность как ресурса интенсивного развлечения т.е. активного отдыха. Игровой способ больше лишь реализуется в варианте разных спортивных игр.
Поиск наиболее эффективных средств и методов развития двигательных качеств является одной из главных задач физического воспитания школьников. Решить эту задачу - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Поэтому обеспечение всесторонней двигательной подготовленности учащихся является необходимой предпосылкой, функциональной базой, которая в дальнейшем может создать благоприятные условия для подготовки к общественно полезному труду и оборонной деятельности.
"...Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни", - так определил в свое время ценность подвижной игры П.Ф. Лесгафт, подвижник физической культуры и основоположник системы физического воспитания в России. Он говорил: "Игра составляет самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем, эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия". И наибольший эмоциональный потенциал несут в себе игры подвижные. Они дают ощущение свободы! "Удовольствие - это свобода телодвижения от брони мышечного напряжения", - так определил источник двигательной радости в подвижной игре Лоуэн. И скорее всего, именно это двигательное и эмоциональное раскрепощение создает благодатную почву для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
В нынешнем обществе выражается разногласие между условиями физической подготовленности ребенка и определенным образом жизни. Природные требования и подготовка в школе в какой-то степени сдерживают моторную работу учащихся и никак не гарантируют требуемого режима, позволяющего наиболее существенно увеличить итоги жизненно требуемых моторных свойств и качеств. По этой причине появляется потребность поиска более подходящих средств и способов увеличения физической подготовленности обучающихся.
Ученические годы считаются важным этапом жизнедеятельности ученика в создании физического элемента здорового образа жизни и культурных навыков, которые обеспечивают его улучшение, усовершенствование и сохранение на дальнейшую перспективу. По этой причине итогом физического обучения школьников должно быть в большой степени развитие уровня здоровья и закладывание на дальнейшую перспективу фундамента физической культуры для уже взрослого человека.
Целесообразность и эффективность преимущественного использования на этапах начальной и углубленной спортивной специализации игровых средств и игрового метода выполнения упражнений как наиболее соответствующих возрастным и функциональным возможностям детей 12-16 лет.
Игровой способ применяется в ходе урока не только лишь с целью изначального преподавания для конкретной задачи, но и для комплексного выполнения двигательной деятельности. По максимальному критерию дается возможность улучшать подобные свойства и возможности как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива.
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.
Предмет исследования: организация и осуществление подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.
Цель исследования – изучить влияние подвижных игр на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста;
2) изучить методику проведения различных подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста;
3) сделать выводы по данной теме.
Методом исследования является анализ общепедагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
Важную роль в развитии личности ребенка играет начальная школа. В ней формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность свою и одноклассников. Так же закладывается психологическая основа, которая способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления; воспитывается самостоятельность действий, активность, инициативность; начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности; формируются потребности, лежащие в основе физического труда.
Я.А. Коменский – высоко рассматривал значимость игр, «состоящих в движении», с целью разрешения оздоровительных, просветительных и общевоспитательных задач. Выделяя огромную роль, со стороны старших, в верном управлении играми, так же заявлял, что присутствие следования требуемых критерий игры обязательно должно быть значимым, т.е. либо формировать здоровье, либо быть отдыхом для разума.
Хочется обратить внимание на то, что игровой метод не обязательно связан с определенными общепризнанными играми, например баскетболом, футболом, бадминтоном, волейболом, а может быть применен в любых других физических упражнениях (бег, прыжки, метания и др.). На этом мы и сделаем акцент, выбрав раздел по легкой атлетике. Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических качеств человека. Например, наиболее высокие значения частоты сердечных сокращений зафиксированы именно в процессе игры. В интервальном и переменном беге чуть меньше. В игре дети значительно быстрее (на седьмой минуте), чем в интервальном и переменном беге (на десятой минуте) достигли максимума ЧСС.
Эффективность игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повышением уровня подготовленности учащихся. Важное значение имеет также переключение занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания достигнутого уровня подготовленности.
Успешное выполнение учебной программы в легкой атлетике сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и игрового.
Гибкий вариативный характер этого метода позволяет рационально использовать различные средства развития физических качеств и технические приемы. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличиваются моторная плотность занятий и их эффективность. Эмоциональный характер воздействия игровых упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например динамическую силу, прыжковую выносливость, гибкость, ловкость и т.д.
Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительном физическом и эмоциональном напряжении. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, к сопернику. Роль игровых упражнений возрастает, когда они тесным образом связаны с учебным материалом занятия. Воспитываются смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстрота и ловкость, сила и гибкость, выносливость и воля к победе. Использовать эти задания можно во всех частях занятия, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.
Сначала подбираются разнообразные упражнения и подвижные игры, отвечающие задачам занятия. Сложные игровые упражнения чередуются с более простыми, не требующими концентрированного внимания.
2. Особенности подвижных игр и игровых заданий на занятиях легкой атлетикой в начальной школе при подготовке к выполнению ВФСК ГТО.
Одним из главных периодов формирования здоровья и навыков его совершенствования в будущем, является младший школьный возраст. При поступлении в школу, дети очень часто характеризуются низким уровнем физической подготовленности. С повышением возраста, происходят физиологические изменения, соответственно увеличиваются и нормативные требования, что не позволяет в дальнейшем существенно улучшить физические способности учащихся.
С приходом детей в школу наблюдается вынужденное снижение их двигательной активности и нарастание нагрузок психологического и умственного характера. Режим дня и организация учебного процесса в школе не позволяют обеспечить достаточную биологическую потребность организма школьников в движениях.
Младший школьный возраст - это возраст, когда дети быстро растут, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
В то же время, в возрасте 7-10 лет создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье.
Младший школьный возраст детей является наиболее благоприятным для развития физических качеств, что позволяет успешно решать задачи физического воспитания.
Для повышения контроля за физическим состоянием подрастающего поколения, в 2014 году Указом президента Российской Федерации, был возрожден Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО.
Современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Он включает упражнения (тесты), определяющие уровень развития физических качеств, а также упражнения, способствующие формированию прикладных двигательных умений и навыков (стрельба, плавание, бег на лыжах).
Контрольно-тестирующая функция возрожденного комплекса ГТО направлена на систематическое получение и анализ показателей физической подготовленности школьников. Указанная функция в своём содержательном наполнении должна ориентировать учителя физической культуры в вопросах методики подготовки школьников к сдаче установленных нормативных требований комплекса.
Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые содействуют решению образовательных задач: совершенствованию и закреплению навыков в беге, прыжках, метаниях, умений, приобретённых на занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми и лыжной подготовкой. С помощью игр развиваются такие физические качества, как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также морально – волевые, гражданские качества – смелость, честность, коллективизм.
Игра – понятие многогранное. Рассмотрим подвижные игры как средство для подготовки обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО. Подвижные игры в первую очередь служат задачам физической подготовки и совершенствованию элементов спортивной техники, а также воспитанию решительности, воли и других важных качеств, необходимых при сдаче норм ГТО.
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.
Сюжет, правила игр и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.
"Игровой метод" предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств, нужных для выполнения норм комплекса ГТО и отчасти на освоение спортивной техники. Применение игр для освоения ряда упражнений, входящих в комплекс, повышает интерес учащихся к занятиям. Игры как нельзя лучше отвечают запросам детской психологии, содействуют формированию детского коллектива. Кроме того, подготовка к сдаче норм комплекса ГТО, проводимая на эмоциональном фоне, связанном с применением подвижных игр, стимулирует двигательную активность, меньше утомляет детей, а их организм подготавливается к значительным функциональным нагрузкам.
Подвижные игры всегда являлись важным средством воспитания детей, так как способствовали максимальному развитию у них разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности. Кроме того, правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, даёт возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности детей, и, что особенно важно, благодаря такому режиму физические способности детей развиваются гармонично.
Для развития быстроты можно использовать подвижные игры (например, «Лапту», «Котёл», «Наступление»), включающие в себя быстрые кратковременные перемещения и локальные движения по сигналам педагога, а также прыжки, многоскоки и выпрыгивания, выполняемые с максимальной скоростью.
Для развития ловкости применяют игры, содержащие элементы новизны, физические упражнения большой координационной трудности, упражнения на равновесие и точность движений, а также игры, связанные с необходимостью быстро принимать нестандартные двигательные решения в условиях дефицита времени и с использованием различных предметов.
В занятиях с младшими школьниками 7 – 10 лет обычно эффективно проводятся для развития ловкости такие подвижные игры, как «Верёвочка», «Пленники», «Часовые и разведчики» и им подобные. Но развивая ловкость у школьников, необходимо всегда помнить, что это довольно специфическое качество, к примеру, дети, ловко владеющие мячом, могут не так успешно действовать в других играх. И это обязательно должно учитываться педагогом при организации таких игр.
Важно поэтому при помощи подвижных игр совершенствовать все компоненты ловкости. Нельзя также забывать, что в подвижных играх, развивающих ловкость, требуется обычно напряжённая работа многих физиологических систем организма. В таких играх дети нередко довольно быстро утомляются, и при таком их утомлении воздействие игр оказывается неэффективным. Исходя из этого, игры, развивающие ловкость, лучше всего применять в начале занятий или после достаточного перерыва для отдыха.
Для развития силы обычно используют подвижные игры, в которые входят упражнения с внешним сопротивлением (масса предметов, противодействие партнёра, тренажёрных устройств) или упражнения с преодолением массы собственного тела (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, лазанье по канату).
Подвижные игры, направленные на развитие силы, целесообразно применять после игр на быстроту и ловкость, подготавливающих дыхательную и сердечно-сосудистую системы школьников к силовым нагрузкам. В качестве примера можно назвать такие игры, как «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Безрукий победитель».
Особое значение в физическом воспитании школьников имеет развитие общей выносливости, которая обусловливается функциональными возможностями всего человеческого организма, его энергетическим потенциалом и всегда зависит от уровня мотивации, волевых качеств и специальной технической подготовленности школьников. В процессе морфологических и функциональных преобразований выносливость достигает «взрослого» уровня значительно позднее быстроты, ловкости и силы.
Подвижные игры обладают ещё одним очень важным достоинством: играющие в зависимости от уровня своей физической подготовленности сами регулируют интенсивность нагрузок, самостоятельно выбирая моменты для отдыха. Правда, вместе с этим существует и негативная особенность подвижных игр: их соревновательный характер, как правило, приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, при этом играющие увлекаются и как бы забывают об усталости. И хотя развитие выносливости и предполагает обязательное наступление утомления, педагог должен по внешним признакам утомления не допускать его крайних форм и вовремя снижать интенсивность и объём тренировочных нагрузок.
Существуют и педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений на учебных занятиях по физической культуре. Прежде всего, любая игра, применяемая в процессе физического воспитания детей, не должна оказывать отрицательного влияния на их здоровье. Поэтому необходимо умело регулировать нагрузку, получаемую детьми в играх, в зависимости от их здоровья, уровня физической подготовленности, возраста, пола и индивидуальных особенностей и вместе с этим обеспечивать проведение врачебного и педагогического контроля.
Укрепляя здоровье занимающихся; воспитывая у них необходимые морально-волевые качества: формируя организаторские способности; содействуя формированию жизненно необходимых навыков и умений; учитывая психофизические особенности каждого учащегося, чтобы интерес к игре у школьников не падал и одновременно выполнялись все поставленные задачи, необходимо:
- из числа известных игр выбирать ту, что в большей степени соответствует поставленной задаче;
- определять доступность игр и использовать такую, которая соответствует физическому и умственному развитию играющих;
- излишняя сложность игры снижает интерес к ней, а чрезмерная простота не требует мобилизации и поэтому не развивает;
- обязательно предварительно хорошо готовить место для игры.
Подвижные игры позволяют также раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу детей, поскольку они:
- создают условия для активности;
-предоставляют возможность выбора;
- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования и упражнения;
- нацеливают на наиболее эффективный способ достижения искомого результата;
- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
- развивают учебно-познавательные мотивы.
При подборе игр желательно больше внимания уделять таким, которые проводятся на свежем воздухе, ибо в этих играх, кроме всего прочего, решается задача адаптации детей к неблагоприятным условиям внешней среды.
Использование учебного материала подвижных игр как средств подготовки младших школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО I и 2 ступени является и великолепным средством формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Для развития физических способностей у школьников 7-10 лет используют подвижные игры, способствующие обучению технике выполнения упражнений, которые являются испытаниями норм ГТО.
Важнейшим условием при подготовке детей 7-10 лет к выполнению норм ГТО является использование средств и методов организации физкультурных занятий, которые бы соответствовали интересам детей, были доступны и понятны им, а сам процесс обучения опирался на их сознательность и активность.
Таким образом, подвижные игры справедливо рассматриваются как действенное средство физического воспитания, подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО. И под понятием "игровой метод" подразумевается педагогически целенаправленное использование игры для решения задач всестороннего физического воспитания, а также планомерную подготовку учащихся к сдаче норм по всем испытаниям комплекса ГТО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особая значимость подвижных игр состоит в способности синхронного воздействия на моторную и психическую область личности учеников. Встречный характер двигательных взаимодействий и подбора верного поведения в регулярно изменяющихся обстоятельствах игры определяет широкое вовлечение элементов сознания в ходе контроля и регуляции. В следствии улучшается процесс протекания нервных процессов, возрастает их влияние и подвижность, увеличивается изящность дифференцировок и пластичность регуляций многофункциональной работы.
Высокая чувствительность игровой работы дает возможность развивать способность осуществлять контроль над своими действиями, содействует возникновению таких качеств характера, как динамичность, упорство, уверенность, коллективизм.
Игровая работа содействует слаженному формированию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу имеют место быть втянуты все без исключения мышечные категории, а условие состязания требуют от участников достаточно крупных физических усилий.
Игры способствуют и высоконравственному обучению. Уважение к сопернику, ощущение товарищества, порядочность в спортивной борьбе, желание к совершенствованию – все без исключения данные свойства имеют шансы благополучно образовываться под воздействием уроков с подвижными играми.
Таким образом, подвижные игры выступают равно как результативное средство физической подготовленности. Подвижные игры содействуют воспитанию физических качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
- Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания / Е.В.Ливерова // Спорт в школе. - 2003. - № 9. - С. 26-29.
- Фонарева Е.А., Фонарев Д.В. Спортивная направленность в общеобразовательной школе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 10-4 (17). – С. 50-53.
3 . Инструкция по организации ГТО для учителя физической культуры. – (http://gigabaza.ru).
4. Коган, О.С. Некоторые медико-биологические аспекты перехода к сдаче норм ГТО в общеобразовательных школах //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. - № 1. – С. 11 – 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой.
Данный материал создан для того, что бы сформировать навыки сохранения жизни и дееспособности учащихся при занятиях легкой атлетикой, и способствовать профилактике травматизма....
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Инструкция для учащихсяпо мерам безопасности при занятияхлегкой атлетикой.I. Общие требования безопасности.П. Требования безопасности перед началом проведения занятий.III. Требования безопасности во в...
Презентация по легкой атлетике в начальной школе
С помощью этой презентации я знакомлю детей с таким видом спорта как легкая атлетика....
Занятие легкой атлетикой в школе
В данном материале я покажу как распланировать урок по легкой атлетике....
Использование игровых технологий на занятиях по футболу группы начальной подготовки
Начальное обучение юных футболистов 7-10 лет проводится при помощи упражнение доступных для детей данного возраста. Не следует требовать выполнения упражнений детьми в максимально темпе,...
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ИНТЕРЕС К ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВФСК «ГТО» У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье проанализированы основные мотивы, формирующие интерес к подготовке и выполнению ВФСК «ГТО» студенческой молодежи в образовательной среде СПО на занятиях по дисциплине «Основ...
Рабочая программа по легкой атлетике для начальной подготовительной группы
Учебная программа для детско-юношеской спортивной школы по легкой атлетике разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...