Здоровьесбережение план
методическая разработка по физкультуре
Утверждаю
Директор школы В.И.Лукашова
Программа МКОУ Стригинской
ОШ
«Формирование здоровьесберегающей среды в системе школьного образования»
2019г. -2023г.
В современных условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт одной из актуальных задач образовательного учреждения является ориентация на ценность здоровья человека всех участников педагогического процесса, которые заинтересованы в обеспечении условий и реализаций средств здоровьесберегающего подхода
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.
О ситуации экологического неблагополучия на планете в последнее время много говорят и пишут. Актуальны эти проблемы и для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического бедствия. Детский организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Отсюда – резкий рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета и т.д. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучений, растительной пищи, впитавшей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия и помогать организму бороться с их последствиями.
В законе «Об образовании РФ» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребёнка, функционального состояния органов и систем, наличия или Отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития.
Несмотря на то что сельские школьники находятся в более благоприятных условиях для реализации биологических потребностей в движении, проблема оптимизации двигательной активности для них также актуальна. Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного пребывания в положении сидя, что вызывает статическое напряжение мышц спины (статический стресс), ограничивает подвижность, способствует возникновению некоторых болезней, нарушению роста и физического развития детей.
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На
протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым,
можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа.
Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нём. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятЬся и восхищаться.
Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.
Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:
- ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
- низкий уровень организации питания обучающихся;
- отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
- нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
- отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
- несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
- увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;
- распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;
- недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.
Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.
Культура здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
- организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
- социальное здоровье учащихся;
- здоровье учителя;
- благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Очень важны условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:
- благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);
- строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
- построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;
- обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.).
Правила лечебной педагогики:
- Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.
- Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.
- Будь терпелив, требователен, вежлив и снисхо- Не навреди здоровью ребёнка.
дителен в обращении с учащимися.
- Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.
- Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.
- Добивайся доверия учащихся и береги его.
- Умей беречь здоровье учащихся и своё.
- Твоё личное здоровье - пример для учащихся.
Для решения всех проблем в МКОУ Стригинская ОШ была разработана Концепция и программа развития школы. В школе ведется научно-исследовательская работа по проблеме сохранения здоровья участников образовательного процесса, руководителями которой являются администрация школы и учитель физической культуры Силина Т.М.
Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.
Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Педагогический коллектив школы работает над решением единой методической проблемы: «Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся».
Для решения организационных аспектов проблемы в Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов обучения (учебных игр, дискуссий, просмотров видеоматериалов).
Учителя школы используют здоровьесберегающие технологии, которые позволяют:
- внимательно относиться к состоянию каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
- регулировать учебную нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка;
- организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
- изменять рабочую позу во время урока для снижения уровня напряженности и уменьшения искривления позвоночника.
Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. В учебный план школы включён дополнительный час физической культуры в рамках регионального компонента. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Традиционными стали Дни здоровья, спортивно – массовые мероприятия
В рамках внеурочной работы классные руководители ежемесячно на классных часах проводят:
- Занятия по правилам дорожного движения.
- Беседы по соблюдению режима дня, о правильном и полноценном питании.
- Проводятся Уроки здоровья
- Праздники «Весёлые старты», Дни Здоровья
- Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья.
- Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.
Созданы условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе ( условия в соответствии с СанПиНом)
• соблюдение размеров мебели;
• воздушно-тепловой режим;
• освещенность мест занятий;
• оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
• водоснабжение и канализация;
• спортивное оборудование и инвентарь;
- расписание;
- учебная нагрузка
- мониторинг здоровья ( уровень физического, психического развития, уровень заболеваемости детей, уровень знаний о здоровье и т. д.)
- коррекционно-оздоровительная деятельность школы ( организация горячего питания, спортивные секции.)
- обучение здоровью или формирование потребности в здоровом образе жизни ( уроки физической культуры и ОБЖ, дни, недели и праздники здоровья, физминутки на уроках, викторины, конкурсы и классные часы по ОБЖ и ПДД, уголки здоровья, участие детей в исследовательской деятельности по здоровьесбережению)
Условия реализации по оздоровлению детей в школе достаточно благоприятные и позволяют в полном объеме проводить мероприятия по сохранению здоровья учащихся. Классы в школе светлые, теплые, проветриваемые. Классы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: освещение, режим работы школы, учебный план, наполняемость классов, вентиляция учебных помещений.
Уроки имеют продолжительность 45 минут с пятидневной нагрузкой в наделю. Для питания учащихся отведена перемена 20 минут третьего урока и подвижная перемена 20 минут после четвёртого урока. Остальные 10-минутные перемены позволяют ученикам восстановить свои умственные и физические способности после напряженного труда на уроках.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя проводят физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока.
В состав упражнений для физкультминуток учителя включают:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укрепления мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж области груди, лица, рук, ног,
-психогимнастика,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
Проводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:
- «Адаптация ребёнка к школе»;
- «Роль семьи в воспитании здорового школьника»;
- «Культура приготовления домашних заданий»;
- «Оптимальный двигательный режим школьника»;
Таким образом, здоровьесберегающее пространство в НАШЕЙ школе включает следующие составляющие:
- медицинское обследование,
- профилактическая работа по ЗОЖ;
- гиподинамии (динамические паузы, подвижные перемены );
- внеклассную физкультурно – оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;
- организацию питания детей;
- выполнение СанПиНов;
- работу с родителями;
С целью оптимизации двигательной активности в режим учебного дня учащихся педагоги включают различные формы занятий физическими упражнениями, организовывают подвижные перемены и используют малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные паузы). Дневной бюджет двигательного режима учащихся в школе слагается в соответствии с гигиенической формой двигательной активности из следующих величин и компонентов:
10 мин - утренняя гимнастика;
3-5 мин физминутки и физпаузы на 3-ем, 4-ом, 5-ом уроках;
20 мин - подвижные игры во время активного отдыха на подвижной перемене для детей 1-9-х классов (с 12.25- 12.45ч);
20-30 мин - выполнение домашних заданий по физкультуре и плюс три урока физкультуры в неделю.
При таком распределении времени и соотношении различных форм занятий физическими упражнениями на двигательную деятельность выпадает в среднем 2-2,5 часа активных ежедневных двигательных действий, что и обеспечивает гигиеническую норму физической активности.
В связи с этим мы считаем, что главная задача нашей школы состоит в том, чтобы суметь найти оптимальное соотношение различных форм и средств, внеклассных учебно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий таким образом, чтобы отдельные компоненты двигательного режима могли чередоваться с учебной деятельностью. Такое тесное переплетение различных форм активного отдыха с учебно-трудовой деятельностью является эффективным средством повышения физической подготовленности школьников, укрепления их здоровья и улучшения работоспособности. В этой связи в школьной системе педагогического воздействия на учащихся сейчас исключительное место занимает правильно организованный процесс физического воспитания
Вся многогранная деятельность учащихся Стригинской основной общеобразовательной школе и их школьная жизнь организованы так, чтобы они могли не только сохранить, но и укрепить здоровье. Проблема сохранения здоровья школьников поставлена на одно из важных мест в деятельности педагогического коллектива и администрации.
Результативность работы школы
Результатом работы школы стало снижение уровня заболеваемости детей в течение учебного года, улучшение показателей физической подготовленности учащихся Оценка физической подготовленности производится на основе тестов.
Основными задачами являются:
- дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми и во внеурочное время;
- укрепление здоровья учащихся, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом;
- повышение их двигательной активности, формирование у учащихся здорового образа жизни;
- популяризация спортивного стиля жизни школьников.
Цели и задачи работы школы, содействующей здоровью учащихся
- Обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне государственных образовательных стандартов, учитывая реальные учебные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей создание благоприятных условий для формирования ЗУН, превышающих минимальные государственные стандарты.
- Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования.
- Предоставление возможности для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, для получения начального профессионального образования и предпрофессиональной подготовки.
- Создание благоприятных условий для формирования у каждого школьника потребности в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей.
- Создание условий для формирования личности, обладающей следующими компонентами культуры - здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.
- Создание в школе здоровьесберегаютельного пространства.
Принципиальным является осуществление активно-деятельностного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у учащегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни.
Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.
Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма школьника:
- доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
- объяснение учебного материала до полного понимания;
- дифференцированный подход;
- спокойное (без нервозности) ведение занятий;
- насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.
Основными идеями воспитательной системы нашей школы здоровья являются:
- "педагогика радости", "ситуация успеха";
- доброжелательность и искренность, стремление к взаимопониманию, взаимной поддержке, максимально сближающие учеников, учителей, родителей;
- творческое сотрудничество на различных уровнях;
- личностно-ориентированный подход, в центре внимания - каждый ребёнок как самобытная личность с индивидуальным характером и неповторимым жизненным опытом.
Выполнение поставленных задач возможно через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть взаимосвязь учебной и внеурочной воспитательной работы, скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени.
Основные направления работы школы
1 направление - диагностика здоровья школьников.
Начало деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства в школе составила диагностическая работа и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась с учащимися и учителями.
На уровне учащихся проводился углубленный медицинский осмотр, который выявил, что 48 % детей практически здоровы, 11% - имеют нарушение зрения, 11% детей часто болеют простудными заболеваниями, 8% - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но самый высокий процент детей страдают нарушениями осанки 22% . В соответствии с данными медицинского осмотра учащиеся были распределены по группам здоровья. Дети с ослабленным здоровьем персонально отслеживаются
2 направление - овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Для решения организационных аспектов проблемы в Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_plan.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Утверждаю
Директор школы В.И.Лукашова
- Программа МКОУ Стригинской
- ОШ
- «Формирование здоровьесберегающей среды в системе школьного образования»
2019г. -2023г.
В современных условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт одной из актуальных задач образовательного учреждения является ориентация на ценность здоровья человека всех участников педагогического процесса, которые заинтересованы в обеспечении условий и реализаций средств здоровьесберегающего подхода
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.
О ситуации экологического неблагополучия на планете в последнее время много говорят и пишут. Актуальны эти проблемы и для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического бедствия. Детский организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Отсюда – резкий рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета и т.д. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучений, растительной пищи, впитавшей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия и помогать организму бороться с их последствиями.
В законе «Об образовании РФ» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребёнка, функционального состояния органов и систем, наличия или Отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития.
Несмотря на то что сельские школьники находятся в более благоприятных условиях для реализации биологических потребностей в движении, проблема оптимизации двигательной активности для них также актуальна. Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного пребывания в положении сидя, что вызывает статическое напряжение мышц спины (статический стресс), ограничивает подвижность, способствует возникновению некоторых болезней, нарушению роста и физического развития детей.
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На
протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым,
можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа.
Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нём. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятЬся и восхищаться.
Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.
Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:
- ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
- низкий уровень организации питания обучающихся;
- отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
- нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
- отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
- несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
- увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;
- распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;
- недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.
Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.
Культура здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
- организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
- социальное здоровье учащихся;
- здоровье учителя;
- благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Очень важны условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:
- благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);
- строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
- построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;
- обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.).
Правила лечебной педагогики:
- Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.
- Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.
- Будь терпелив, требователен, вежлив и снисхо- Не навреди здоровью ребёнка.
дителен в обращении с учащимися.
- Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.
- Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.
- Добивайся доверия учащихся и береги его.
- Умей беречь здоровье учащихся и своё.
- Твоё личное здоровье - пример для учащихся.
Для решения всех проблем в МКОУ Стригинская ОШ была разработана Концепция и программа развития школы. В школе ведется научно-исследовательская работа по проблеме сохранения здоровья участников образовательного процесса, руководителями которой являются администрация школы и учитель физической культуры Силина Т.М.
Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.
Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Педагогический коллектив школы работает над решением единой методической проблемы: «Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся».
Для решения организационных аспектов проблемы в Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов обучения (учебных игр, дискуссий, просмотров видеоматериалов).
Учителя школы используют здоровьесберегающие технологии, которые позволяют:
- внимательно относиться к состоянию каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
- регулировать учебную нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка;
- организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
- изменять рабочую позу во время урока для снижения уровня напряженности и уменьшения искривления позвоночника.
Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. В учебный план школы включён дополнительный час физической культуры в рамках регионального компонента. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Традиционными стали Дни здоровья, спортивно – массовые мероприятия
В рамках внеурочной работы классные руководители ежемесячно на классных часах проводят:
- Занятия по правилам дорожного движения.
- Беседы по соблюдению режима дня, о правильном и полноценном питании.
- Проводятся Уроки здоровья
- Праздники «Весёлые старты», Дни Здоровья
- Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья.
- Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.
Созданы условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе ( условия в соответствии с СанПиНом)
• соблюдение размеров мебели;
• воздушно-тепловой режим;
• освещенность мест занятий;
• оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
• водоснабжение и канализация;
• спортивное оборудование и инвентарь;
- расписание;
- учебная нагрузка
- мониторинг здоровья ( уровень физического, психического развития, уровень заболеваемости детей, уровень знаний о здоровье и т. д.)
- коррекционно-оздоровительная деятельность школы ( организация горячего питания, спортивные секции.)
- обучение здоровью или формирование потребности в здоровом образе жизни ( уроки физической культуры и ОБЖ, дни, недели и праздники здоровья, физминутки на уроках, викторины, конкурсы и классные часы по ОБЖ и ПДД, уголки здоровья, участие детей в исследовательской деятельности по здоровьесбережению)
Условия реализации по оздоровлению детей в школе достаточно благоприятные и позволяют в полном объеме проводить мероприятия по сохранению здоровья учащихся. Классы в школе светлые, теплые, проветриваемые. Классы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: освещение, режим работы школы, учебный план, наполняемость классов, вентиляция учебных помещений.
Уроки имеют продолжительность 45 минут с пятидневной нагрузкой в наделю. Для питания учащихся отведена перемена 20 минут третьего урока и подвижная перемена 20 минут после четвёртого урока. Остальные 10-минутные перемены позволяют ученикам восстановить свои умственные и физические способности после напряженного труда на уроках.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя проводят физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока.
В состав упражнений для физкультминуток учителя включают:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укрепления мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж области груди, лица, рук, ног,
-психогимнастика,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
Проводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:
- «Адаптация ребёнка к школе»;
- «Роль семьи в воспитании здорового школьника»;
- «Культура приготовления домашних заданий»;
- «Оптимальный двигательный режим школьника»;
Таким образом, здоровьесберегающее пространство в НАШЕЙ школе включает следующие составляющие:
- медицинское обследование,
- профилактическая работа по ЗОЖ;
- гиподинамии (динамические паузы, подвижные перемены );
- внеклассную физкультурно – оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;
- организацию питания детей;
- выполнение СанПиНов;
- работу с родителями;
С целью оптимизации двигательной активности в режим учебного дня учащихся педагоги включают различные формы занятий физическими упражнениями, организовывают подвижные перемены и используют малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные паузы). Дневной бюджет двигательного режима учащихся в школе слагается в соответствии с гигиенической формой двигательной активности из следующих величин и компонентов:
10 мин - утренняя гимнастика;
3-5 мин физминутки и физпаузы на 3-ем, 4-ом, 5-ом уроках;
20 мин - подвижные игры во время активного отдыха на подвижной перемене для детей 1-9-х классов (с 12.25- 12.45ч);
20-30 мин - выполнение домашних заданий по физкультуре и плюс три урока физкультуры в неделю.
При таком распределении времени и соотношении различных форм занятий физическими упражнениями на двигательную деятельность выпадает в среднем 2-2,5 часа активных ежедневных двигательных действий, что и обеспечивает гигиеническую норму физической активности.
В связи с этим мы считаем, что главная задача нашей школы состоит в том, чтобы суметь найти оптимальное соотношение различных форм и средств, внеклассных учебно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий таким образом, чтобы отдельные компоненты двигательного режима могли чередоваться с учебной деятельностью. Такое тесное переплетение различных форм активного отдыха с учебно-трудовой деятельностью является эффективным средством повышения физической подготовленности школьников, укрепления их здоровья и улучшения работоспособности. В этой связи в школьной системе педагогического воздействия на учащихся сейчас исключительное место занимает правильно организованный процесс физического воспитания
Вся многогранная деятельность учащихся Стригинской основной общеобразовательной школе и их школьная жизнь организованы так, чтобы они могли не только сохранить, но и укрепить здоровье. Проблема сохранения здоровья школьников поставлена на одно из важных мест в деятельности педагогического коллектива и администрации.
- Результативность работы школы
Результатом работы школы стало снижение уровня заболеваемости детей в течение учебного года, улучшение показателей физической подготовленности учащихся Оценка физической подготовленности производится на основе тестов.
Основными задачами являются:
- дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми и во внеурочное время;
- укрепление здоровья учащихся, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом;
- повышение их двигательной активности, формирование у учащихся здорового образа жизни;
- популяризация спортивного стиля жизни школьников.
Цели и задачи работы школы, содействующей здоровью учащихся
- Обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне государственных образовательных стандартов, учитывая реальные учебные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей создание благоприятных условий для формирования ЗУН, превышающих минимальные государственные стандарты.
- Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования.
- Предоставление возможности для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, для получения начального профессионального образования и предпрофессиональной подготовки.
- Создание благоприятных условий для формирования у каждого школьника потребности в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей.
- Создание условий для формирования личности, обладающей следующими компонентами культуры - здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.
- Создание в школе здоровьесберегаютельного пространства.
Принципиальным является осуществление активно-деятельностного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у учащегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни.
Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.
Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.
Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма школьника:
- доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
- объяснение учебного материала до полного понимания;
- дифференцированный подход;
- спокойное (без нервозности) ведение занятий;
- насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.
Основными идеями воспитательной системы нашей школы здоровья являются:
- "педагогика радости", "ситуация успеха";
- доброжелательность и искренность, стремление к взаимопониманию, взаимной поддержке, максимально сближающие учеников, учителей, родителей;
- творческое сотрудничество на различных уровнях;
- личностно-ориентированный подход, в центре внимания - каждый ребёнок как самобытная личность с индивидуальным характером и неповторимым жизненным опытом.
Выполнение поставленных задач возможно через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть взаимосвязь учебной и внеурочной воспитательной работы, скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени.
Основные направления работы школы
1 направление - диагностика здоровья школьников.
Начало деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства в школе составила диагностическая работа и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась с учащимися и учителями.
На уровне учащихся проводился углубленный медицинский осмотр, который выявил, что 48 % детей практически здоровы, 11% - имеют нарушение зрения, 11% детей часто болеют простудными заболеваниями, 8% - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но самый высокий процент детей страдают нарушениями осанки 22% . В соответствии с данными медицинского осмотра учащиеся были распределены по группам здоровья. Дети с ослабленным здоровьем персонально отслеживаются
2 направление - овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Для решения организационных аспектов проблемы в Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"
План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...
План-конспект урока по формированию навыков здоровьесбережения
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компентенции по здоровому образу жизни,научить реализовы...
План экспериментальной работы педагога. Здоровьесбережение.
Вопросы здоровьесбережения наиболее актуальны в наши дни. В современной школе необходимо знание и введение в практическую деятельность разнообразных элементов здоровьесбережения. Степень усвоения мате...
План работы с родителями по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста
Планирование работы с родителями по здоровьесбережению детей в детском саду...
План воспитательной работы на год в 8 классе, адаптированный под программу здоровьесбережения "Вектор"
План воспитательной работы в 8 классе в этом учебном году мне пришлось корректировать в связи с тем, что на базе нашей школы открылась экспериментальная площадка по здоровьесбережению. План адаптриров...
План по реализации программы по здоровьесбережению
График мероприятий...