статья. Тема: " Современный урок физической культуры в контексте ФГОС"
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ботвина Наталья Евгеньевна

Современный урок физической культуры в контексте ФГОС

 

Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В условиях введения ФГОС меняется и содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование физически культурной деятельности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, мета предметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности.

Современный урок по ФГОС- это:

-  системно-деятельностный подход, который положен в основу ФГОС

- профессиональная и методическая подготовленность учителя

- целеполагание и мотивация обучения

- современные технологии и средства обучения

- выбор оптимальных средств обучения

- создание условий для саморазвития

- анализ каждого учебного занятия

Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры. Современный урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

- Учитель должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

- Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.

- Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направить учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).

- учитель должен организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.

- Учитель должен побуждать учеников самим делать выводы по ходу урока.

- На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения

- В центре внимания на уроке должны быть ученики (урок для детей, а дети для урока).

- Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.

- Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.

- Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.

- При завершении каждого занятия обязательно должна быть рефлексия.

Как же построить современный урок физической культуры? Методические принципы инновационного урока: Субъективация (ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса). Метапредметность (предусматривает формирование и развитие универсальных способностей  учащихся). Деятельный подход (знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности). Коммуникативность (обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке). Рефлексивность (ученикам необходимо проанализировать свою деятельность на уроке). Импровизационность (учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе проведения). УУД в широком смысле- это «умение учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроках физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на:

- самостоятельный поиск решения двигательной задачи

- анализ и оценку двигательных действий

- поиск и формулирование целей

- систематизацию полученных знаний и умений

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

Регулятивные

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

Познавательные

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

Коммуникативные

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Современный урок строится на основе использования технических средств с

применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение

самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать

выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки

самостоятельности и саморазвития.

Формирование УУД на уроке физической культуры помогает решать главную задачу ФГОС –формирование основ умения учиться. Реализация системно-деятельностного подхода способствует укреплению здоровья, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами ФК, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ботвина Н.Е. учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №386 Кировского района Санкт-Петербурга

Современный урок физической культуры в контексте ФГОС

Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В условиях введения ФГОС меняется и содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование физически культурной деятельности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, мета предметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности.

Современный урок по ФГОС- это:

-  системно-деятельностный подход, который положен в основу ФГОС

- профессиональная и методическая подготовленность учителя

- целеполагание и мотивация обучения

- современные технологии и средства обучения

- выбор оптимальных средств обучения

- создание условий для саморазвития

- анализ каждого учебного занятия

Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры. Современный урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

- Учитель должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

- Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.

- Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направить учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).

- учитель должен организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.

- Учитель должен побуждать учеников самим делать выводы по ходу урока.

- На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения

- В центре внимания на уроке должны быть ученики (урок для детей, а дети для урока).

- Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.

- Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.

- Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.

- При завершении каждого занятия обязательно должна быть рефлексия.

Как же построить современный урок физической культуры? Методические принципы инновационного урока: Субъективация (ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса). Метапредметность (предусматривает формирование и развитие универсальных способностей  учащихся). Деятельный подход (знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности). Коммуникативность (обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке). Рефлексивность (ученикам необходимо проанализировать свою деятельность на уроке). Импровизационность (учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе проведения). УУД в широком смысле- это «умение учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроках физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на:

- самостоятельный поиск решения двигательной задачи

- анализ и оценку двигательных действий

- поиск и формулирование целей

- систематизацию полученных знаний и умений

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

Регулятивные

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

Познавательные

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

Коммуникативные

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Современный урок строится на основе использования технических средств с

применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение

самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать

выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки

самостоятельности и саморазвития.

Формирование УУД на уроке физической культуры помогает решать главную задачу ФГОС –формирование основ умения учиться. Реализация системно-деятельностного подхода способствует укреплению здоровья, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами ФК, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Литература:

Ped-kopilka/ru «Современный урок в условиях ФГОС»

Nsportal/ru  «Современный урок физической культуры»

Moluch/ru «Требования к современному уроку физической культуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС...

Статья "Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС"

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Статья показывает,что, для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педаго...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эруд...

Тема статьи: Особенности современного урока физической культуры, и его составляющие.

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы.Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая...

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», к...