Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС
статья по физкультуре

Симкин Александр Юрьевич

  В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симкин А.Ю., учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

    В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося.

    Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.

   Обновление содержания образования меняет взгляд на технологии основной формы обучения – урока физической культуры. Это определяет усиление требований к уровню профессиональной компетентности учителя физической культуры.

    Особо стоит затронуть тему внедрения в процесс проектирования новых технологических форм, а в частности, технологию деятельностной педагогики. Согласно теории деятельностного подхода усвоение содержания опыта людей осуществляется не путём передачи информации о нём человеку, а в процессе его собственной активности (деятельности), направленной на предметы и явления, которые созданы развитием человеческой культуры.

    Для учителя физической культуры это означает, что средством формирования физической культуры личности учащегося является физкультурная деятельность, которая имеет множество видов: образовательная, спортивная, рекреационная, оздоровительная, адаптивная, коррекционная и т.д. А физическое упражнение трансформируется из основного средства физического воспитания в главный элемент (способ) видов физкультурной деятельности.

    Деятельностный подход существенно расширил целевые установки начального образования в сфере физической культуры и кардинально изменил программное содержание по физической культуре. Сегодня, в соответствии со структурой физкультурной деятельности, предмет включает в себя три основных учебных раздела:

  1. «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);
  2. «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);
  3.  «Физическое совершенствование» (процессуально мотивационный компонент деятельности).

            Учебный процесс и основная его форма – урок в современной образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, важнейшим качеством которой является целостность. Исходя из технологических этапов проектирования урока, определены следующие компоненты:

– анализ и планирование новых образовательных результатов (целей) урока (личностных, метапредметных, предметных) и задач;

– подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;

– выбор средств обучения и оценивания, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.

          В настоящее время подход к определению цели (целей) урока физической культуры изменился. Так, цель (цели) урока должна выводиться из заданной в программе по предмету, соответствующей требованиям ФГОС, планируемых результатов, т. е. должна включать формирование тех или иных умений. При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры предлагается следующий алгоритм действий:

        1. Определить тему урока в избранном классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.

        2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать предметную и метапредметную цели урока. Личностный результат зачастую не формулируется как цель урока, т. к. не может быть достигнут за столь короткое время, которым располагает отдельный урок. Личностный результат рассматривается и измеряется в более долгосрочных проектах и программах обучения.

       3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых достижений» (задач).

       4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых достижений» (задач).

        5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые достижения (задачи) в проекте урока.

   При проектировании урока физической культуры в деятельностной модели обучения среди многообразия структур уроков можно предложить следующую структуру урока.

         Вот этапы урока и их краткое содержание:

         1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Задача: осознание учащимися смысла и значимости предстоящей учебной деятельности, возникновение положительной эмоциональной направленности.

          2. Актуализация знаний и умений. Задача: повторение изученного материала, необходимого для освоения нового знания и умения, выявление имеющихся затруднений, проблем.

         3. Постановка учебной задачи. Задача: обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса или практической задачи, на которые предстоит найти ответ в виде темы урока.

          4. «Открытие» нового знания и умения (предложения как выйти из затруднительной ситуации). Задача: решение учебной задачи, обсуждение путей её решения в групповом (парном) диалоге.

          5. Первичное закрепление. Задача: практическое выполнение продуктивных вариантов решения учебной проблемы, их комментирование.

          6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задача: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет через самоконтроль и самооценку.

           7. Включение нового знания и умения в систему знаний и умений, их повторение. Задача: закрепление и использование нового материала вместе с изученным ранее.

           8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: осознание учащимися своей выполненной деятельности, оценка результатов деятельности своей и одноклассников.

Вопросы:

– Какую цель мы ставили?

– Удалось ли её решить?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Где можно применить новое знание и умение? и др.

         В заключении необходимо отметить, что для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педагогов, в соответствии с типом и направленностью урока, а также, поставленными целями и задачами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС...

Современный урок физической культуры в реализации требований ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое ...

Статья "Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС"

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Статья показывает,что, для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педаго...

Cодержание составляющих оценки результативности урока физической культуры в контексте требований ФГОС: метопределение; предметные; личностные.

Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность у...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эруд...