Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
материал по физкультуре
комплексы упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_osnovnyh_narusheniy_u_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).
Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Физические упражнения для коррекции ходьбы
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. | «Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга | Дифференцировка расстояния, глазомер |
2. | «Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п. | Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния |
3. | «Узкий мостик». А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии | Развитие равновесия, точности движения |
4. | «Длинные ноги». По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе | Быстрота переключения, Дифференцировка понятий длинный, короткий |
5. | «Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй — перед собой, третий — за спиной | Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма |
6. | «Лабиринт». А) Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами. Б) То же вдвоем, держась за руки | Ориентировка в пространстве, согласованность действий |
7. | «Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки | Согласованность коллективных действий Дифференцировка понятий большой — маленький, вправо — влево |
8. | «Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего | Координация и согласованность действий |
9. | «Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку | Координация движении рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом |
10. | Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове | Коррекция осанки |
Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев А.А., 2002).
Физические упражнения для коррекции бега
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. | Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу | Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости |
2. | Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного) | Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног |
3. | «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа | Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания |
4. | Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки | Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений |
5. | Бег по прямой по узкому (30—35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т. п.) | Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем |
6. | Бег с подскоками | Ритм движений, соразмерность усилий |
7. | Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки | Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем |
8. | Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) | Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества |
9. | Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками) | Дифференцировка усилий и длины шага |
10. | «Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка | Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...
Адаптированноая основная общеобразовательнаяпрограмма начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
АООП регламентирует организацию учебно-воспитательного процесса обучающихся с УО...
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (1 класс)
laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (2 класс)
laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....
Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью
Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...
Методическая разработка "Профилактика нарушений поведения детей с умственной отсталостью. Система взаимодействия со службами города при проведении индивидуально – профилактической работы".
Методическая разработка...
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...