Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью
материал по физкультуре

Бедиекова Айсула Александровна

комплексы упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью

Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.

Физические упражнения для коррекции ходьбы

п/п

Упражнения

Коррекционная

направленность

1.

«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга

Дифференцировка расстояния, глазомер

2.

«Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.

Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния

3.

«Узкий мостик». А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии

Развитие равновесия, точности движения

4.

«Длинные ноги». По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе

Быстрота переключения, Дифференцировка понятий длинный, короткий

5.

«Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй — перед собой, третий — за спиной

Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма

6.

«Лабиринт». А) Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами. Б) То же вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве, согласованность действий

7.

«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки

Согласованность коллективных действий Дифференцировка понятий большой — маленький, вправо — влево

8.

«Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего

Координация и согласованность действий

9.

«Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку

Координация движении рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом

10.

Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове

Коррекция осанки

Коррекция бега

У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев А.А., 2002).

Физические упражнения для коррекции бега

№ п/п

Упражнения

Коррекционная

направленность

1.

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости

2.

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)

Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног

3.

«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа

Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания

4.

Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений

5.

Бег по прямой по узкому (30—35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т. п.)

Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем

6.

Бег с подскоками

Ритм движений, соразмерность усилий

7.

Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки

Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем

8.

Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)

Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества

9.

Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками)

Дифференцировка усилий и длины шага

10.

«Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка

Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (1 класс)

laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (2 класс)

laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....

Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью

Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...