Рабочая программа 3 класс
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
- примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» (Примерная ООП НОО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 4 классов (В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2012.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3_klass.docx | 102.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Утверждена
приказом директора школы
от 07.07.2017г.№ 134-о
Рабочая программа
по физической культуре`
1 - 4 классы
(класс)
405 часов
(количество часов)
Согласовано протокол заседания методического объединения от 29.05.2017г.№ __4_ | Согласовано заместитель директора по УВР __________________________ |
г. Югорск
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
- примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» (Примерная ООП НОО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 4 классов (В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2012.).
- авторской программы В.И.Лях «Физическая культура» 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2016 г.;
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью школы, региональными климатическими условиями;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания, включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности и формирует физическую культуру личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей и коррекционной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью корригируются психофизические качества, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Система физического воспитания, объединяет урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия, развития и коррекции не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, формирование физической культуры личности.
Важнейшим требованием проведения урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая связана с совершенствованием физической природы человека. В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая программа включает в себя три учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально – мотивационный компонент деятельности).
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе — 102 ч, в 4 классе — 102 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Физическая культура»
Программа по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе отвечает целям физкультурного образования – ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание:
- патриотизма и Российской гражданственности (любовь к России и российскому народу; гордость за Россию, достижения ее граждан, в т.ч. за спортивные успехи российских атлетов);
- нравственных чувств (нравственный выбор; справедливость; честность, честь; достоинство, ответственность и чувство долга, уважение к учителям и товарищам; милосердие, забота и помощь, забота о старших и младших; толерантность);
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость);
- природы, окружающей среды (родная земля; заповедная природа, природные факторы как средства физического воспитания);
- прекрасного (красота; гармония; духовный мир человека и его телесность; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и спорте);
- здоровья (сохранение здоровья, здоровый образ жизни, безопасное поведение).
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание нравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, уверенно использующих ценности физической культуры для укрепления и сбережения собственного здоровья и оптимизации трудовой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и пути её достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Планируемые результаты освоения программы по физической культуре
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
- характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
- отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять организующие строевые команды и приемы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объема);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
- выполнять передвижения на лыжах.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурнооздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивнооздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Пример: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Утверждена
приказом директора школы
от ___07.07.2017г.№ 134-о
Рабочая программа
по физической культуре
3 класс
(класс)
102 часа
(количество часов)
Составитель: Гулина.Е.В., учитель физической культуры
Согласовано протокол заседания методического объединения от 29.05.2017г. № _4 | Согласовано заместитель директора по УВР __________________________ |
г. Югорск
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
- примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» (Примерная ООП НОО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 4 классов (В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2012.).
- количество часов в год: 102
- количество часов в неделю: 3
- УМК под редакцией Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы, Просвещение 2013 год.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Тематическое планирование по физической культуре. 3 класс
I четверть - 27 часов (24)
№ п/п | № урока | Название темы урока | Планируемые результаты | Основные виды деятельности учащихся | |
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. . | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. | Всероссийский урок «Готов к труду и обороне» ТБ на уроках физической культуры. Бег коротким, средним и длинным шагом. Бег из разных исходных положений Высокий старт с последующим ускорением Челночный бег 3х10м. сдача тестовых нормативов Бег в чередовании с ходьбой до 150 м. Игра «К своим флажкам» Равномерный, медленный бег до 4 мин. Сдача тестовых нормативов Прыжки по разметкам. Многоскоки. Прыжки в длину с места. Сдача тестовых нормативов Броски большого мяча (1кг.) на дальность разными способами. Развитие скоростных способностей. Игра «К своим флажкам». Бег 30 м. Сдача тестовых нормативов Развитие скоростно-силовых способностей. Прыжки. Развитие координационных способностей. Развитие выносливости. Сдача тестовых нормативов Старт из различных исходных положений. Ходьба, бег, специально-беговые упражнения. Развитие силовых способностей. Круговая тренировка. ТБ при занятиях на подвижных играх. Режим дня и личная гигиена Эстафеты с обручем. Игра «Совушка». Игра «Рыбки». Игра «Не урони мешочек». | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
В области трудовой культуры:
В области эстетической культуры:
В области физической культуры:
| Соблюдать правила техники безопасности на уроках физической культуры Описывать технику ходьбы и беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнении. Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнении. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнении. Описывать технику прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений. Описывать технику метания малого мяча. Осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время спортивных игр. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Осваивать технические действия из спортивных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. |
II четверть - 21 час (24)
№ п/п | № урока | Название темы урока | Планируемые результаты | Основные виды деятельности учащихся | |
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. | ТБ при занятиях гимнастикой. Построение в шеренгу и в колонну. Игра «Становись-разойдись» Размыкание и смыкание в шеренге и колонне на месте. Игра «Смена мест» Перекаты в группировке Кувырок вперед. Игра «Раки» Совершенствование элементов акробатики. Кувырок вперед. Стойка на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. «Мост» из положения лежа на спине. Игра «Петрушка на скамейке» Акробатическая комбинация из ранее изученных элементов Закрепление. Акробатическая комбинация. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, переползания, перелезания Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. Лазание по канату. Игра «Змейка». Закрепление. Лазание по канату. Передвижения по гимнастическому бревну. Игра «Пройди бесшумно». Упражнения на равновесие. Прыжки со скакалкой. Эстафеты. Подготовка к выполнению тестов ГТО Танцевальные упражнения. Физические упражнения и их влияние на физическое развитие. Игра «Охотники и утки» Развитие ловкости. Игра «Выстрел в небо» Игра «Брось-поймай» Совершенствование мост из положения лежа на спине. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; Совершенствование 2-3 кувырков вперед. | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
В области эстетической культуры:
В области коммуникативной культуры:
В области физической культуры:
| Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Описывать технику гимнастических упражнений на снарядах. Осваивать технику гимнастических упражнений на спортивных снарядах. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Описывать технику гимнастических упражнений прикладной направленности. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Выявлять характерные ошибки в выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности. Проявлять качества силы и координации при выполнении упражнений прикладной направленности. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности. |
III четверть - 30 часов ( 30)
№ п/п | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Основные виды деятельности учащихся | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | ТБ при занятиях лыжной подготовкой. Передвижение в колонне с лыжами. Передвижение ступающим шагом Скользящий шаг без палок. Игра «Проехать через ворота». Разучивание лыжных ходов. Подготовка к выполнению тестов ГТО Торможение «плугом». Скользящий шаг с палками. Игра «На буксире» Повороты переступанием на месте. Торможение «полуплугом». Повороты переступанием в движении Попеременный двухшажный ход. Спуски в низкой стойке. Игра «Кто дальше скатится с горки» Спуски в основной стойке Подъёмы ступающим шагом. Подъемы скользящим шагом Подъём «полуёлочкой» Подъем и спуски под уклон. Подъём «ёлочкой» Прохождение на лыжах в режиме умеренной интенсивности Развитие выносливости. Передвижение на лыжах. Подготовка к выполнению тестов ГТО Передвижение на лыжах до 1 км. Передвижение на лыжах до 1.5 км. Подготовка к выполнению тестов ГТО ТБ на уроках физической культуры. Ведение мяча на месте. Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Прыжки со скакалкой. Эстафеты с обручами. Бросок и ловля мяча на месте. Упражнения для осанки. Ведение мяча змейкой. Прыжки через препятствия. Ловля мяча на месте и в движении. Значение закаливания для укрепления здоровья. Ведение мяча на месте, по прямой, по дуге. Ловля и передача мяча в движении. Игра «Мяч водящему». Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении. | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
В области трудовой культуры:
В области эстетической культуры:
В области физической культуры:
| Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из игр. Описывать технику ходьбы и беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнении. Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнении. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнении. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время спортивных игр. Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Осваивать технические действия из спортивных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъемов. Осваивать технику поворотов, спусков и подъемов. Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов. |
IV четверть - 24 часа (24)
№ п/п | № урока | Тема урока | Планируемый результат | Основные виды деятельности учащихся | |
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24 | История физической культуры. Игра «Передай другому» Броски в цель (в кольцо, щит, обруч) Ведение мяча в парах. Игра «У кого меньше мячей» Правила игры "Баскетбол". Броски в кольцо. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. Правила игры "Футбол". Удары по мячу в кругу. Удар по неподвижному мячу с места Удар по катящемуся мячу Удар по мячу с одного – двух шагов Игра «Точная передача» Освоение игры "Мини-футбол" Игра в мини-футбол по упрощенным правилам. Игра «Охотники и утки» Ходьба и бег с изменением темпа. Челночный бег 3х10 м. Игра «Мышеловка». Бег 30 м. подготовка к выполнению тестов ГТО Бег с эстафетной палочкой Равномерный, медленный бег до 4 мин. Прыжки в длину с места. подготовка к выполнению тестов ГТО Прыжки в длину с разбега. Равномерный, медленный бег Метание мяча в горизонтальную цель. Эстафеты с мячами. Метание мяча в вертикальную цель. Игра «Точно в мишень» Метание мяча на дальность. подготовка к выполнению тестов ГТО Бросок набивного мяча (1 кг.) на дальность. | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
В области трудовой культуры:
В области эстетической культуры:
В области физической культуры:
| Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении гимнастических упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений на спортивных снарядах. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из игр. Описывать технику ходьбы и беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнении. Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнении. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнении. Описывать технику прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений. Описывать технику метания малого мяча. Осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча. |
Календарно-тематическое планирование. 3 класс - 102 часа
№ урока | ТЕМА УРОКА 1 четверть | Дата | |||||||||
прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||||||||||
3 а | 3 б | 3 в | 3 г | 3 д |
| ||||||
1 | Всероссийский урок «Готов к труду и обороне» ТБ на уроках физической культуры. | ||||||||||
2 | Бег коротким, средним и длинным шагом. | ||||||||||
3 | Бег из разных исходных положений | ||||||||||
4 | Высокий старт с последующим ускорением | ||||||||||
5 | Челночный бег 3х10м. Ходьба, бег, прыжки, | ||||||||||
6 | Бег в чередовании с ходьбой до 150 м. Игра «К своим флажкам» | ||||||||||
7 | Равномерный, медленный бег до 4 мин. | ||||||||||
8 | Прыжки по разметкам. Многоскоки. | ||||||||||
9 | Прыжки в длину с места. Игра «Пятнашки» | ||||||||||
10 | Броски большого мяча (1кг.) на дальность разными способами. | ||||||||||
11 | Развитие скоростных способностей. Игра «К своим флажкам». | ||||||||||
12 | Развитие скоростных способностей. Бег 20-50м. | ||||||||||
13 | Развитие скоростно-силовых способностей. Прыжки. | ||||||||||
14 | Развитие координационных способностей. | ||||||||||
15 | Развитие выносливости. Игра «Волк во рву» | ||||||||||
16 | Старт из различных исходных положений. | ||||||||||
17 | Ходьба, бег, специально-беговые упражнения. | ||||||||||
18 | Развитие силовых способностей. Круговая тренировка. | ||||||||||
19 | ТБ при занятиях на подвижных играх. Режим дня и личная гигиена | ||||||||||
20 | Эстафеты с обручем. Игра «Совушка». | ||||||||||
21 | Игра «Рыбки». | ||||||||||
22 | Игра «Не урони мешочек». | ||||||||||
23 | Развитие выносливости Игра «Третий лишний» | ||||||||||
24 | Игра «Салки-догонялки» Встречная эстафета | ||||||||||
2 четверть | |||||||||||
1 | ТБ при занятиях гимнастикой. Построение в шеренгу и в колонну. Игра «Становись-разойдись» | ||||||||||
2 | Размыкание и смыкание в шеренге и колонне на месте. Игра «Смена мест» | ||||||||||
3 | Перекаты в группировке | ||||||||||
4 | Кувырок вперед. Игра «Раки» | ||||||||||
5 | Совершенствование элементов акробатики. Кувырок вперед. | ||||||||||
6 | Стойка на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. | ||||||||||
7 | «Мост» из положения лежа на спине. Игра «Петрушка на скамейке» | ||||||||||
8 | Акробатическая комбинация из ранее изученных элементов | ||||||||||
9 | Закрепление. Акробатическая комбинация. | ||||||||||
10 | Передвижение по гимнастической стенке. | ||||||||||
11 | Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, переползания, перелезания. | ||||||||||
12 | Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. | ||||||||||
13 | Лазание по канату. Игра «Змейка». | ||||||||||
14 | Закрепление. Лазание по канату. | ||||||||||
15 | Передвижения по гимнастическому бревну. Игра «Пройди бесшумно». | ||||||||||
16 | Упражнения на равновесие. | ||||||||||
17 | Прыжки со скакалкой. Эстафеты. | ||||||||||
18 | Танцевальные упражнения. Физические упражнения и их влияние на физическое развитие. | ||||||||||
19 | Игра «Охотники и утки» | ||||||||||
20 | Развитие ловкости. Игра «Выстрел в небо» | ||||||||||
21 | Игра «Брось-поймай» | ||||||||||
22 | Совершенствование мост из положения лежа на спине. | ||||||||||
23 | Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. | ||||||||||
24 | Совершенствование 2-3 кувырков вперед. | ||||||||||
3 четверть | |||||||||||
1 | ТБ при занятиях лыжной подготовкой. Передвижение в колонне с лыжами. | ||||||||||
2 | Передвижение ступающим шагом | ||||||||||
3 | Скользящий шаг без палок. Игра «Проехать через ворота». | ||||||||||
4 | Разучивание лыжных ходов. | ||||||||||
5 | Торможение «плугом». | ||||||||||
6 | Скользящий шаг с палками. | ||||||||||
7 | Игра «На буксире» | ||||||||||
8 | Повороты переступанием на месте. Торможение «полуплугом». | ||||||||||
9 | Повороты переступанием в движении | ||||||||||
10 | Попеременный двухшажный ход. | ||||||||||
11 | Спуски в низкой стойке. Игра «Кто дальше скатится с горки» | ||||||||||
12 | Спуски в основной стойке | ||||||||||
13 | Подъёмы ступающим шагом. | ||||||||||
14 | Подъемы скользящим шагом | ||||||||||
15 | Подъём «полуёлочкой» | ||||||||||
16 | Подъем и спуски под уклон. | ||||||||||
17 | Подъём «ёлочкой» | ||||||||||
18 | Прохождение на лыжах в режиме умеренной интенсивности | ||||||||||
19 | Развитие выносливости. Передвижение на лыжах. | ||||||||||
20 | Передвижение на лыжах до 1 км. | ||||||||||
21 | Передвижение на лыжах до 1.5 км. | ||||||||||
22 | ТБ на уроках физической культуры. Ведение мяча на месте. | ||||||||||
23 | Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. | ||||||||||
24 | Прыжки со скакалкой. Эстафеты с обручами. | ||||||||||
25 | Бросок и ловля мяча на месте. Упражнения для осанки. | ||||||||||
26 | Ведение мяча змейкой. Прыжки через препятствия. | ||||||||||
27 | Ловля мяча на месте и в движении. Значение закаливания для укрепления здоровья. | ||||||||||
28 | Ведение мяча на месте, по прямой, по дуге. | ||||||||||
29 | Ловля и передача мяча в движении. Игра «Мяч водящему». | ||||||||||
30 | Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении. | ||||||||||
4 четверть | |||||||||||
1 | История физической культуры. Игра «Передай другому» | ||||||||||
2 | Броски в цель (в кольцо, щит, обруч) | ||||||||||
3 | Ведение мяча в парах. Игра «У кого меньше мячей» | ||||||||||
4 | Правила игры "Баскетбол". Броски в кольцо. | ||||||||||
5 | Игра в баскетбол по упрощенным правилам. | ||||||||||
6 | Правила игры "Футбол". Удары по мячу в кругу. | ||||||||||
7 | Удар по неподвижному мячу с места | ||||||||||
8 | Удар по катящемуся мячу | ||||||||||
9 | Удар по мячу с одного – двух шагов | ||||||||||
10 | Игра «Точная передача» | ||||||||||
11 | Освоение игры "Мини-футбол" | ||||||||||
12 | Игра в мини-футбол по упрощенным правилам. | ||||||||||
13 | Игра «Охотники и утки» | ||||||||||
14 | Ходьба и бег с изменением темпа. | ||||||||||
15 | Челночный бег 3х10 м. Игра «Мышеловка». | ||||||||||
16 | Бег 30 м. Игра «Пятнашки», бег на скорость | ||||||||||
17 | Бег с эстафетной палочкой | ||||||||||
18 | Равномерный, медленный бег до 4 мин. | ||||||||||
19 | Прыжки в длину с места. Игра «Пустое место». | ||||||||||
20 | Прыжки в длину с разбега. Равномерный, медленный бег | ||||||||||
21 | Метание мяча в горизонтальную цель. Эстафеты с мячами. | ||||||||||
22 | Метание мяча в вертикальную цель. Игра «Точно в мишень» | ||||||||||
23 | Метание мяча на дальность | ||||||||||
24 | Бросок набивного мяча (1 кг.) на дальность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...