Стиль обучения и типология личности спортсмена
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Семенова Диана Юрьевна

Задачей эффективного тренировочного процесса является его индивидуализация согласно специфике личности спортсмена, типу его высшей нервной деятельности, характеру и темпераменту, особенно в командных видах спорта, где соревновательный успех во многом определяется умением тренера в рамках общекомандного тренировочного процесса и построения командной игры найти средства, методы и возможности для работы со спортсменами. В работах рассмотрены общие вопросы индивидуальных различий, их основы и влияние на специфику его интеллектуальной, психической, мотивационной и двигательной деятельности.

Типология личности в спорте позволяет учесть природную предрасположенность спортсмена, используя в интересах его и команды: направленность личности, особенности информационных процессов, специфику принятия поведенческих решений и способ ориентирования в жизни. Каждый психологический тип имеет свой индивидуально предпочтительный стиль обучения, знание которого помогает тренеру понять личностные интересы и мотивационные ценности игроков, способствуя их более быстрому обучению. Успех или неудача в обучении во многом зависит от того, насколько его стиль соответствует типологии личности учащегося: собирает ли он информацию конкретно (сенсорный S-тип) или концептуально, образно (интуитивный N-тип), ориентируется ли он в жизни на основе оценки (J-тип) или на основе чувств (P-тип), принимает ли он решения аналитически, на основе логики (T-тип) или наглядно-образно на основе ощущений и эмоций (F-тип).

Обучение спортсменов SJ-типа строится на их стремлении действовать в традиционных, привычных условиях, когда они хорошо себя чувствуют в тренировочном зале, в дружеской обстановке, способствующей сотрудничеству, последовательной и напряженной работе. Спортсмены SJ-типа проявляют практичные и эффективные навыки обучения, когда характеристики обучающей среды совпадают с их внутренними, естественными особенностями и мотивами, в тренировочном процессе они послушны и охотно выполняют требования тренера.

Обучение спортсменов SP-типа основывается на их любви к свободе и активному двигательному образу жизни, хорошем сосредоточении на текущей ситуации, стремясь к спортивной борьбе. В этих действиях они могут время от времени переступать границы разумного и приемлемого поведения, принятого другими лицами. В обычной или вынужденно ограниченной ситуации им скучно, и они действуют против тех, кто ограничивает их свободу. Спортсмены SP-типа не любят отдыхать, пока они не удовлетворили свои потребности в движении, они хотят свободы действовать спонтанно, без ограничений, лучше обучаясь через опыт.

Обучение спортсменов NT-типа, предрасположенных к приобретению знаний и компетентности, нацеливается на достижение мастерства и управление окружающей их средой, они активны в решении сложных проблем. Интеллектуальная деятельность занимает их ум и определяет действия, как правило, увлекая новыми идеями и повышая творческий потенциал. Такие спортсмены эффективны на тренировках и в соревнованиях, стремясь быть компетентными в знании, понимании, объяснении, предсказании и управлении реальностью.

Обучение спортсменов NF-типа, предрасположенных к самоактуализации, строится на их сосредоточении на личных и субъективных сторонах жизни, отношениях с самим собой и окружающими, наиболее значимыми для них. Они реализуют свой человеческий потенциал через взаимоотношения с другими людьми, стремясь к идеальным отношениям и совершенным межличностным навыкам и реализуя свой потенциал обучения, взаимодействуя в гармоничных личных отношениях с партнерами и тренерами.

Заключение

Специфика содержания успешной деятельности в спорте требует от тренера знаний и способностей в ситуативном использовании стиля работы со спортсменами.

Максимально эффективные в тренировочном, соревновательном процессах и в блоках свободных взаимоотношений с ними в переходных периодах стили тренера, разумное сочетание авторитарного, демократического и либерального стилей общения и свободное владение ими позволяет ему значительно повысить эффективность своей педагогической и организационной деятельности, добиться высоких спортивных результатов.

Мотивация спортсмена может быть значительно повышена путем гибкого разнообразия в стиле тренировочной работы с помощью индивидуальных педагогических приемов, специфических для личности каждого спортсмена и вида спорта.

Значительным резервом тренера в повышении эффективности его тренерской деятельности является возможность индивидуализации спортивной подготовки и стиля его работы, в первую очередь в соответствии с типологией личности отдельного спортсмена. Это требует от тренера более глубокого изучения и использования их типологических характеристик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stil_obucheniya_i_tipologiya_lichnosti_sportsmena.docx13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Стиль обучения и типология личности спортсмена

Задачей эффективного тренировочного процесса является его индивидуализация согласно специфике личности спортсмена, типу его высшей нервной деятельности, характеру и темпераменту, особенно в командных видах спорта, где соревновательный успех во многом определяется умением тренера в рамках общекомандного тренировочного процесса и построения командной игры найти средства, методы и возможности для работы со спортсменами. В работах рассмотрены общие вопросы индивидуальных различий, их основы и влияние на специфику его интеллектуальной, психической, мотивационной и двигательной деятельности.

Типология личности в спорте позволяет учесть природную предрасположенность спортсмена, используя в интересах его и команды: направленность личности, особенности информационных процессов, специфику принятия поведенческих решений и способ ориентирования в жизни. Каждый психологический тип имеет свой индивидуально предпочтительный стиль обучения, знание которого помогает тренеру понять личностные интересы и мотивационные ценности игроков, способствуя их более быстрому обучению. Успех или неудача в обучении во многом зависит от того, насколько его стиль соответствует типологии личности учащегося: собирает ли он информацию конкретно (сенсорный S-тип) или концептуально, образно (интуитивный N-тип), ориентируется ли он в жизни на основе оценки (J-тип) или на основе чувств (P-тип), принимает ли он решения аналитически, на основе логики (T-тип) или наглядно-образно на основе ощущений и эмоций (F-тип).

Обучение спортсменов SJ-типа строится на их стремлении действовать в традиционных, привычных условиях, когда они хорошо себя чувствуют в тренировочном зале, в дружеской обстановке, способствующей сотрудничеству, последовательной и напряженной работе. Спортсмены SJ-типа проявляют практичные и эффективные навыки обучения, когда характеристики обучающей среды совпадают с их внутренними, естественными особенностями и мотивами, в тренировочном процессе они послушны и охотно выполняют требования тренера.

Обучение спортсменов SP-типа основывается на их любви к свободе и активному двигательному образу жизни, хорошем сосредоточении на текущей ситуации, стремясь к спортивной борьбе. В этих действиях они могут время от времени переступать границы разумного и приемлемого поведения, принятого другими лицами. В обычной или вынужденно ограниченной ситуации им скучно, и они действуют против тех, кто ограничивает их свободу. Спортсмены SP-типа не любят отдыхать, пока они не удовлетворили свои потребности в движении, они хотят свободы действовать спонтанно, без ограничений, лучше обучаясь через опыт.

Обучение спортсменов NT-типа, предрасположенных к приобретению знаний и компетентности, нацеливается на достижение мастерства и управление окружающей их средой, они активны в решении сложных проблем. Интеллектуальная деятельность занимает их ум и определяет действия, как правило, увлекая новыми идеями и повышая творческий потенциал. Такие спортсмены эффективны на тренировках и в соревнованиях, стремясь быть компетентными в знании, понимании, объяснении, предсказании и управлении реальностью.

Обучение спортсменов NF-типа, предрасположенных к самоактуализации, строится на их сосредоточении на личных и субъективных сторонах жизни, отношениях с самим собой и окружающими, наиболее значимыми для них. Они реализуют свой человеческий потенциал через взаимоотношения с другими людьми, стремясь к идеальным отношениям и совершенным межличностным навыкам и реализуя свой потенциал обучения, взаимодействуя в гармоничных личных отношениях с партнерами и тренерами.

Заключение

Специфика содержания успешной деятельности в спорте требует от тренера знаний и способностей в ситуативном использовании стиля работы со спортсменами.

Максимально эффективные в тренировочном, соревновательном процессах и в блоках свободных взаимоотношений с ними в переходных периодах стили тренера, разумное сочетание авторитарного, демократического и либерального стилей общения и свободное владение ими позволяет ему значительно повысить эффективность своей педагогической и организационной деятельности, добиться высоких спортивных результатов.

Мотивация спортсмена может быть значительно повышена путем гибкого разнообразия в стиле тренировочной работы с помощью индивидуальных педагогических приемов, специфических для личности каждого спортсмена и вида спорта.

Значительным резервом тренера в повышении эффективности его тренерской деятельности является возможность индивидуализации спортивной подготовки и стиля его работы, в первую очередь в соответствии с типологией личности отдельного спортсмена. Это требует от тренера более глубокого изучения и использования их типологических характеристик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система типологии личности, основанная на древнекитайском понятии «У-Син»

Мне, как педагогу – психологу в первую очередь интересно то, что приносит практическую пользу в образовании и воспитании человека. Предмет моих исследований практическая психология. То, что помогает с...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

Духовно-нравственное и патриотическое  развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социал...

Приложение № 1 к проекту «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

В Приложении № 1 представлен КАТАЛОГ ФИЛЬМОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО КИНЕМАТОГРАФА ОБ ИЗВЕСТНЫХ СПОРТСМЕНАХ....

Приложение № 2 к проекту «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

В приложении № 2 собран материал сравнительного анализа уровня воспитанности обучающихся...

Приложение № 4 к проекту «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

В приложении представлен краткий биографический материал о футболисте Василии Карцеве....

Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...