Система типологии личности, основанная на древнекитайском понятии «У-Син»
статья по психологии по теме

Ельшина Ольга Валерьевна

Мне, как педагогу – психологу в первую очередь интересно то, что приносит практическую пользу в образовании и воспитании человека. Предмет моих исследований практическая психология. То, что помогает самопознанию, саморегуляции, успешности деятельности человека.

Конечно же, вы замечали, что мы отличаемся друг от друга: по-разному мыслим, выражаем свои чувства, действуем.

Вопрос в том, почему это так? Нас такими делает среда (воспитание) или мы родились уже разными и со временем эта разница становится всё очевиднее?  

Ученые давно задумались над природой этих различий в людях. В целях изучения этого различения (признаков, связей, функций, отношений) учёные, философы использовали такую науку как ТИПОЛОГИЯ.

 

В этой работе речь пойдет о типологии, которая возникла более четырёх тысячелетий назад в Древнем Китае.  Её сегодня называют по-разному: «У-Син», «Теория пяти Фаз», «Теория пяти Элементов» и т.д.

Согласно этой теории весь мир разделён на пять состояний, которые проявляются через различные формы: явления природы, части Света, вкусы, чувства, цвет, людей, предметы – «всю тьму вещей», как говорили китайские философы.

Теория пяти Фаз или пяти Типов предлагает всеобъемлющий, при этом доступный инструмент понимания того, как проявляется человек, который является частью природы, Космоса. А действует он по тем же законам что и природа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipologiya_po_u-sin.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

Система типологии личности,

основанная на древнекитайском понятии «У-Син»

Подготовила

Ельшина Ольга Валерьевна

Педагог – психолог

Нижегородской православной гимназии

имени Сергия Радонежского

г. Н. Новгород

2015 г.

Каждая жизнь – это точка зрения, обращённая к Вселенной.

Строго говоря, то, что видит одна жизнь,

не может увидеть ни одна другая.

Ортега-и-Гассет, Хосе

Мне, как педагогу – психологу в первую очередь интересно то, что приносит практическую пользу в образовании и воспитании человека. Предмет моих исследований практическая психология. То, что помогает самопознанию, саморегуляции, успешности деятельности человека.

Конечно же, вы замечали, что мы отличаемся друг от друга: по-разному мыслим, выражаем свои чувства, действуем.

Вопрос в том, почему это так? Нас такими делает среда (воспитание) или мы родились уже разными и со временем эта разница становится всё очевиднее?  Ученые давно задумались над природой этих различий в людях. В целях изучения этого различения (признаков, связей, функций, отношений) учёные, философы использовали такую науку как ТИПОЛОГИЯ.

В ходе развития типологии как науки и как практики приходит понимание, что человек — это «микрокосм», в котором есть все черты, свойства и характеристики «макрокосмоса», и распределены они по неким системным закономерностям, которые необходимо осмыслить.

Решая задачу упорядоченного описания и объяснения множества черт личности, возникло понятие «тип», как «форма» или «образец» (от слова «образ»)

Уже в Античности складывается представление о типе как неизменной, вечной идеальной сущности, которая предшествует существованию вещей (Платон) или существует в вещах (Аристотель) и проявляется в видовых или индивидуальных различиях в качестве идеального прообраза. С этим связаны многочисленные поиски «архетипа» и т.п.

Разного рода типологии строились и в сравнительной психологии, и в психоанализе, и в психопатологии; среди наиболее известных – типология интровертных и экстравертных личностей Юнга и типология темпераментов Павлова, Кречмера и др.

К.Г. Юнг ввёл понятие «архетипа» для описания символов, имеющих общие качества и значения, синтезируя интуицию и психоанализ восточным мистицизмом, нашу психику с китайской философией неких соответствий.

 Г.Ю. Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами).

Айзенк не отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.

Далее, с течением времени, было создано много теорий, много проведено исследований, но до сих пор еще не выработано учение единой теории об этих различиях.

В этой работе речь пойдет о типологии, которая возникла более четырёх тысячелетий назад в Древнем Китае.  Её сегодня называют по-разному: «У-Син», «Теория пяти Фаз», «Теория пяти Элементов» и т.д.

Согласно этой теории весь мир разделён на пять состояний, которые проявляются через различные формы: явления природы, части Света, вкусы, чувства, цвет, людей, предметы – «всю тьму вещей», как говорили китайские философы.

Теория пяти Фаз или пяти Типов предлагает всеобъемлющий, при этом доступный инструмент понимания того, как проявляется человек, который является частью природы, Космоса. А действует он по тем же законам что и природа.

В интерпретации пяти Фаз, которую упоминал в своей работе и К.Г. Юнг постулируется, что каждому человеку присущи качества: свой стиль существования в мире, своя склонность, свои таланты, свой способ деятельности, которые сродни качествам природных стихий.

Я использую в своей работе стихии «У-Син»:  Воды, Дерева, Огня, Земли и Металла.

 

Итак можно выделить и описать 5 типов людей, которые соответствуют антропоморфическим свойствам каждой из пяти Стихий природы или пяти Фаз. Преобладание какой-то Фазы формирует и определяет тип личности, а также создаёт контекст развития. Это некие образы личностного самовыражения: Философ, Деятель, Кудесник, Посредник, Алхимик, описанные в книге Байнфилда Гарриета и Корнгалда Ефрема «Между Небом и Землёй. Справочнике по Китайской медицине»

Деятель отважно пробивается в неизведанное, справляется с трудностями, преодолевает препятствия, побеждает неизвестность;

Философ занят поиском истины и постижением скрытых тайн, используя своё воображение;

 Посредник достигает единства и гармонии;

 Кудесник обладает магнетизмом, харизмой, он разжигает веру в осуществление мечты и надежду в исполнение желаний;

Алхимик наблюдает, изучает, анализирует явления, ситуации.  Выводит законы и принципы на основе своих заключений.

Узнавая, как организован психический и соматический аспекты каждого из пяти типов, мы открываем свою человеческую природу. Узнавая себя мы можем строить своё поведение.  Оперируя теорией пяти Фаз можно ответить на вопрос: Кто я? Кем я могу быть? А принадлежность к тому или иному типажу объясняет совокупность причин, по которым мы попадаем в конфликт, предпочитаем определённые решения, ищем источник скрытой энергии для своей деятельности.

Например, Деятель успешно действует при наличии конкуренции, создав подобные условия при воспитании можно видеть, как быстро ребёнок движется вперёд.

Философ предпочитает свои шаги обдумать.  

Посредник продуктивен когда вокруг него бодро работают коллеги (одноклассники, друзья).

Алхимику затруднительно работать вместе с Деятелем, у которого импульсивный способ познания и с легко возбудимым Кудесником.

Мы тяготеем к среде, где полностью раскрываем наш потенциал, талант. Для Деятеля это – условия, требующие отчаянных действий;

Для Кудесника это – кульминация любой ситуации (её конечная фаза, цель);

Для Алхимика это деятельность в условиях правил и предписаний;

Для Философа – в пространстве размышлений;

Для Посредника – в условиях равновесия, гармонии, отсутствия напряжения.

При воспитании полезно знать, что:

Для Деятеля очень важно быть полезным;

Для Кудесника - догадливым;

Для Алхимика - создавать правила и предписания;

Для Философа - поразмышлять;

Для Посредника –чтобы мир вокруг был гармоничен и не было бы напряжения.

А также:

У Деятеля есть талант быть инициативным;

У Кудесника есть талант к общению;

У Алхимика – есть талант различать;

У Философа –есть талант воображать и сочинять;

У Посредника – есть умение договориться.

Не могут без:

Деятель - движения;

Кудесник - пространства;

Посредник - своего места во времени и в пространстве;

Алхимик - формы;

Философ - времени.

Характеристика типа Деятель (Фаза Дерево)

Ассоциации: с растениями, бумагой, зеленым цветом, вытянутым вверх параллелограммом, живописью.

  • Обладает качествами роста, разносторонности и плодовитости
  • Способны к альтруизму,  
  • Предпочитают управлять отношениями, а не быть управляемыми.
  • Если что-то идет не так, быстро охладевают к ситуации.
  • Важна дружба и общность идеалов в дружбе, отношениях
  • Честность, красота и правдивость.
  • Обладает независимым духом и стремлением к свободе. Ищет трудностей, бьётся до конца;
  • Хорошо действует в условиях конкуренции, давления;
  • Обожает скорость, новизну, мастерство;
  • Любит действия, движение, приключения;
  • Хочет быть первым, любимым, единственным
  • В положительном плане – покровитель, заступник, в негативном – обвинитель, мститель.

Самооценка в норме

Самооценка завышена

Самооценка занижена

Смелый, решительный

Уверенный в себе

Напористый

Честолюбивый

Сильный

Склонный конкурировать

Прямолинейный

Обязательный

Решительный

Высокомерный

Агрессивный

Безрассудный

Гонимый

Тиранистичный

Конфликтный

Принуждаемый

Импульсивный

Антагонистичный

Нетерпеливый

Непримиримый

Притязательный

Капризный

Неустойчивый

Незрелый

Противоречивый

Неэффективный

Хитрый

Непостоянный

Смущённый

Наказывает себя

Характеристика типа Кудесник (Фаза Огонь)

Ассоциации: треугольник, красный, оранжевый цвет, изображение огня и солнца.

  • Постоянно нуждается в авантюрах, волнении от сюрпризов и любит рисковать.
  • Достаточно требовательный лидер, любит активные, стремительные действия, заражает окружающих энтузиазмом, увлекает за собой, умеет убеждать;
  • Может быть импульсивным, не подчиняться правилам, избегать ограничений
  • Изобретателен и отличается отличным чувством юмора.
  • Обожает игру, страсть, накал, успех;
  • Проблемы предпочитает не решать, а убегать от них.
  • Стремится к сенсорному контакту;
  • Любит драматические переживания;
  • Обожает страсть, накал;
  • Положительные качества - это счастье, тепло, искренность и честность, в негативные – агрессия, война.

Самооценка в норме

Самооценка завышена

Самооценка занижена

Живость

Контактность

Обаяние

Оптимизм

Нежность

Настойчивость

Преданность

Воодушевление

Чуткость

Душевная щедрость

Увлечённость

Возбудимость

Неистовство

Болтливость

Претенциозность

Сентиментальность

Жадность

Тревожность

Суетливость

Разбросанность  

Напуганность

Молчаливость

Неконтактность

Неоправданная доверчивость

Кокетство

Растерянность

Озадаченность

Безрассудство

Склонность к панике

Сентиментальность

Характеристика типа Посредник (Фаза Земля)

Ассоциации: терракотовый, янтарный, коричневый цвет, квадрат.

  • Спокойный, уравновешенный, не совершает поспешных или авантюрных поступков
  • Предпочитает основательность, обдуманность.
  • На них можно положиться, они верны, не склонны к опрометчивости, обладают огромной внутренней силой, в критической ситуации устойчивы.
  • Даже в самой плохой ситуации будет утверждать, что все хорошо, не бросит дело и доведет все до конца.
  • Обладает стремлением к гармонии с окружающим миром.
  • Имеет развитое чувство собственничества.
  • Не склонны к риску, но могут на него пойти.
  • Обладает способностью завязывать и сохранять отношения;
  • Ценит обоюдное достояние, ценности;
  • Умеет разрешать конфликты;
  • Умеет выделять приоритеты;
  • Хочет быть причастным и нужным;
  • Участвует, но не в центре внимания;
  • Стремится к единству;
  • Ценит безопасность, верность, предсказуемость
  • В положительном плане – мудрость, искренность, интуиция, поддержка других. В негативном – пустые тревоги, напряженное ожидание, нервозность.

Самооценка в норме

Самооценка завышена

Самооценка занижена

Любезность

Миролюбие

Общительность

Дипломатичность

Последовательность

Внимательность

Непринуждённость

Ориентированность

Сочувствие

Рассудительность

Физическая и психическая Устойчивость  

Навязчивость

Негибкость (косность)

Суматошность Беспокойство

Одержимость

Склонность к конформизму

Мрачность

Назойливость

Излишняя услужливость

Нерешительность

Инертность

Недовольство

Привязанность

Разбросанность

Неуверенность

Прихотливость

Разочарование  

Характеристика типа Алхимик (Фаза Металл)

Ассоциации: круглая форма (от точки до круга), цвета серый и белый, часы.

  • Свято верит в собственную правоту непогрешимость и уникальность и убеждает в этом окружающих.
  • Отличается амбициозностью, иногда переходящую в безжалостность.
  • Лишен способности наслаждаться достигнутым.
  • Чувства выражает скупо.
  • Необходимость добиваться совершенства во всем
  • Ценит совершенство формы и функции;
  • Любит определять структуру и дисциплину;
  • Уважает добродетель и власть;
  • Стремится действовать согласно здравому смыслу и принципам;
  • Способность логически мыслить;
  • Почитает красоту, церемонию, рафинированность.
  • В положительном плане – общение, интересные идеи, справедливость, в негативном – опасность, разрушение, печаль.

Самооценка в норме

Самооценка завышена

Самооценка занижена

Проницательность

Методичность

Разборчивость

Скрупулёзность

Восприимчивость

Аккуратность

Спокойствие

Дисциплинированность

Уважение

Точность

Сдержанность

Предсказуемость

Склонность к предрассудкам

Ритуализированность

Суровость

Упрямство

Равнодушие

Хладнокровие

Излишняя строгость

Непогрешимость

Догматизм

Властность

Отчуждённость

Церемонный

Дилетантизм

Мелочность

Сдержанность

Стеснительность

Неряшливость

Уступчивость

Лицемерие

Неуверенность

Уклончивость

Заторможенность

Разочарованность  

Характеристика типа Философ (Фаза Вода)

Ассоциации: горизонтальная прямая и волнистая линии, синий и черный цвет, стекло, изображения воды.

  • Обладает ясным умом, даром дипломатии, умением внимательно слушать, вести переговоры.
  • Воспринимает мир целостно во всей его полноте и многообразии.
  • Любит фантазировать, воображать, выдумывать;
  • Может казаться ярким и очаровательным, но вряд ли пустит вас в глубину души.
  • Проявляет гибкость, что способствует достижению намеченного.
  • Имеет капризный характер, а также хитринку.
  • Обладает удивительным воображением и прекрасно ощущает окружающий мир и людей.
  • Избегает конфликтов.
  • Предпочитает здравый смысл;
  • Проявляет сдержанность, самодостаточность;
  • Проявляет проницательность, критичность, внимательность к деталям;
  • Стремится к пониманию, знаниям.
  • В положительном плане – сочувственная поддержка, вера в свои возможности, в негативном – держится на расстоянии, проявляет страх, стресс, тревожность.

Самооценка в норме

Самооценка завышена

Самооценка занижена

Самообладание

Здравый смысл

Независимость

Искренность

Сосредоточенность

Скромность

Осторожность

Объективность

Любопытство

Заботливость

Щепетильность

Бережливость

Разумность

Прямота

Отрешённость

Скрытность

Проницательность

Пытливость

Эксцентричность

Подозрительность

Требовательность

Скупость

Циничность

Молчаливость

Подозрительность

Саркастичность

Безличность

Созерцательность

Оторванность от реальности

Критичность

Фантазёрство

Фобии, стресс

Суетливость

Пессимистичность

Скаредность

Рассеянность  

Разрешение загадки своей принадлежности к определённому типу:

Если ваш день рождения после 20 февраля, то посмотрите на последнюю цифру года вашего рождения, и смотрите обозначение по таблице.

Если Ваш день рождения с 1 января по 20 февраля, то смотрите на последнюю цифру предыдущего года, вашего рождения.

Последняя цифра года

Стихия

0 или 1

Металл

2 или 3

Вода

4 или 5

Дерево

6 или 7

Огонь

8 или 9

Земля

Для людей, родившихся в январе или феврале, стоит точнее определять наступление Китайского Нового года т.к. оно редко приходится на одну и ту же дату.

Чтобы узнать дату празднования Китайского Нового года смотрите: Китайский календарь.

        

Используемая литература:

  1. Успенский Б.А. Принципы структурной типологии. М., 1962;
  2. М. Псядло. «Темперамент и характер В истории медицины и психологии»

Учебно – методические пособие. –  О.: Наука и техника, 2007. – 232 с

  1. Байнфилд Гарриет,  Корнгалд Ефрем «Между Небом и Землёй. Справочнике по Китайской медицине» Перевод О. Кутулиной. М.; КРОН-ПРЕСС 1997 г.
  2. Ганс Айзенк: «Теория типов личности»

http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt16.htm

  1. Ортега-и-Гассет, Хосе « О точке зрения в искусстве» Перевод Т. И. Питаревой, 1991 г.  http://www.chat.ru/~scbooks/
  2. Мой сайт: http://nsportal.ru/elshina-olga-valerevna
  3. Структурно-типологические исследования. М., 1962;
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8
  5. http://www.thechroniclesofspellborn.com/psy3.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типология уроков искусства в системе художественно-педагогической сверхзадачи.

«Искусство воздействует на мысли и чувства, волю и воображение и благодаря этому формирует  и преобразует духовный мир людей.Иначе говоря, оно осуществляет воспитательную сверхфункцию»В.А. Сухомл...

Семинар " Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Урок " открытия " нового знания.

Семинар " Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Урок " открытия " нового знания....

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ТИПОЛОГИЯ

Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в...

Понятие общества, его элементы, типология и подсистемы

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...

Понятие и типология социальных организаций

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...

Понятие и типология социальных институтов

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...

От «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанной на системно-деятельностном подходе

Современная цель образования требует от нас перехода от  «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном...