Методическая разработка внеурочного мероприятия "Ледниковый период"
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Зайкова Елена Владимировна

Мепроприятие предназначено для обучающихся 3-5-х классов для проведения занятия на коньках на льду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_lednikovyy_period.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока, демонстрирующая реализацию

регионального содержания Архангельской области

«Ледниковый период»

Автор (участник) – Зайкова Елена Владимировна, учитель физической культуры МБОУ «Подюжская СШ им.В.А.Абрамова» (Коношский район).

Аннотация: введение регионального компонента (содержания) в предмет «Физическая культура» при планировании учебной деятельности предполагает многостороннее использование средств, методов, форм, а также природных ресурсов и народных традиций отдельной территории. Учитывая климатические условия Архангельской области, богатый рекреационный потенциал региона, в нашей школе третий час уроков физической культуры посвящен катанию на коньках. Обеспечение высокой двигательной активности, проведение занятий на свежем морозном воздухе с закаливающим эффектом, наличие эстетического и творческого компонентов в уроке – главные факторы, позволяющие говорить о преимуществах таких занятий. В 2017 году на школьном стадионе появился хоккейный корт, были обустроены раздевалки; ледовая площадка получила машинку для расчистки льда, освещение и музыкальное сопровождение. С этого периода уроки физической культуры на коньках стали самыми любимыми у обучающихся с 1-го по 11-й класс. Занятие проводится с детьми, которые уже умеют кататься на коньках.

Цель занятия: развитие у обучающихся познавательного интереса к катанию на коньках; приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи занятия:

  1. развивающие: развитие ловкости, координации, точности выполнения упражнений;
  2. обучающие: совершенствование навыков прямого скольжения и скольжения по дуге, поворотов, изменения направлений при скольжении;
  3. воспитательные:

- воспитание интереса к катанию на коньках, как необходимому двигательному навыку;

- воспитание коллективизма, взаимовыручки, самостоятельности и дисциплинированности при выполнении заданий;

- воспитание честности и объективности при оценке выполненных заданий;

4) оздоровительные: формирование двигательной активности ребенка; закаливание организма при помощи естественных природных факторов.

Целевая группа: обучающиеся 5-го класса.

Методы организации обучающихся: фронтальный, поточный, групповой.

Методы проведения: словесный, наглядный, игровой, соревновательный.

Форма занятия: групповое (командное) состязание.

Место проведения: ледовый каток школы.

Время: 45 минут

Инвентарь: 2 фишки-ориентира, 2-е хоккейных ворот, 8 клюшек, 2 арки (высота 1 метр), 10 шайб, 60 пластмассовых шариков (можно из сухого бассейна): 30 синего цвета, 30 – красного; конверты с заданиями для команд», буквы, написанные на картонках А5: Ф И Г У Р И С Т Ы, Х О К К Е И С Т Ы.

Схема ледовой площадки:  

Конспект урока «Ледниковый период»

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

Вводная (организационная, разминочная)

часть

7 минут

Постановка целей и задач урока;

объяснение порядка проведения урока

Подготовка к уроку; разминка; разделение на команды

Создание эмоционального и психологического настроя на работу; осознание задач урока

Основная

часть

30 минут

Объяснение заданий, корректировка выполнения заданий, контроль за техникой безопасности; фиксация результатов

Выполнение заданий (6),

командное взаимодействие;

поиск способа решения поставленной задачи

Совершенствование ранее изученных навыков; развитие познавательного интереса к хоккею и фигурному катанию

Заключительная часть, рефлексия

8 минут

Подведение итогов урока, награждение

Оценка собственных ожиданий и полученных результатов

Формирование представлений о значимости катания на коньках для сохранения и укрепления здоровья

Вводная часть

До выхода на лед на перемене учитель проверяет у обучающихся соответствие одежды условиям погоды, шнуровку ботинок коньков, отсутствие жалоб на самочувствие. Построение обучающихся на льду в одну шеренгу в центре катка.

Проведение инструктажа по технике безопасности при катании на коньках.

Учитель: «Ребята, сегодня на нашем уроке состоится состязание под названием «Ледниковый период». Действительно, зима – время снега и льда.  Сегодня на нашем катке период, когда господствует лед; он и проверит вас на прочность. На уроках физической культуры вы научились хорошо кататься на коньках, изучили некоторые технические приемы и благодаря вашему старанию вы отлично держитесь на коньках на льду. Пришло время показать свои умения. Но перед состязанием нам необходимо провести веселую разминку под музыку (включается любая веселая музыка, например, группы «Барбарики», песни «Новогодние снежинки», БананаМама»).

  1. Прокат двух кругов вдоль борта – на последнем круге на противоположной стороне выбрать один из двух цветных шариков, которые лежат в корзине (синий или красный).
  2. Перестроение в парах в две шеренги – продолжение разминки (шарик в руках), упражнения:

- «волна» руками – 10-12 раз;

- шаг правой на лезвие, руки в стороны, тоже левой – 10-12 раз;

- полуприсед, руки назад, и.п. – 8-10 раз;

- партнеры спиной – передача шарика влево-вправо на уровне пояса друг другу - 6 раз в каждую сторону;

- подбрасывание шарика над собой – 15-18 раз;

- бросок шарика партнеру – 15-18 раз.

Основная часть

Учитель: «Молодцы! Сложите шарики в корзинку. А теперь ответьте: какие самые известные виды спорта на льду вы знаете?» (ответы детей: хоккей, фигурное катание).

Учитель: «Сегодня мы поближе познакомимся с этими видами спорта. Пришло время сформировать команды; поможет нам в этом такое задание: на льду за 2-й синей линией разложены картонки, на которых написаны буквы – одни - синим цветом, другие – красным. Участники любыми образовавшимися парами от линии старта едут до букв и выбирают по одной букве любого цвета, возвращаются обратно. После их возвращения едет за буквами другая пара и т.д.» (задание выполняется под музыку).

Учитель: «Ребята, а теперь объединитесь те, у кого буквы синего цвета и те, у кого красного. Попробуйте сложить из букв слово (слова «хоккеисты» и «фигуристы»; если ребят больше - можно использовать кавычки, восклицательные знаки и т.д., если меньше – некоторые пары могут съездить по два раза). Молодцы, а теперь команды «Фигуристов» и «Хоккеистов» приглашаются на старт. Мы начинаем состязания «Ледниковый период».

Первое задание «Смекалистый поединок»: команды получают сразу на старте. Каждой команде вручается конверт, в котором находятся листы с вопросами. Учитель: «Ребята, дайте на них ответы. За каждый правильный ответ команда получает балл» (учитель ведет учет выполнения заданий на протяжении всего состязания).

Вопросы команде хоккеистов:

1) Слово «хоккей» французского происхождения. Что в переводе оно означает? Выберите правильный ответ:

а) пастуший посох с загнутой ручкой (правильный ответ)

б) острая сторожевая палка

в) сачок с петлей для ловли снежков.

2) Назовите, какие виды спорта с хоккеем вы знаете? (хоккей с шайбой на льду, хоккей с мячом на льду, хоккей с мячом на траве).

Вопросы команде фигуристов:

  1. Впервые соревнования по фигурному катанию в нашей стране состоялись в 1896 году в г. Санкт-Петербурге.  Мужчины или женщины принимали в них участие? (только мужчины).
  2. Кто принимает участие в спортивных танцах на льду? Выберите правильный ответ:

а) двое мужчин

б) две женщин

в) мужчина и женщина (правильный ответ).

Второе задание «Приглядка». 

Учитель: «Ребята, важным качеством и фигуристов, и хоккеистов является ловкость – умение виртуозно кататься на коньках. Известно, что те, кто умеет хорошо кататься на коньках, могут выполнить до сорока фигур различной сложности. Вам сейчас предлагается продемонстрировать: скольжение по прямой, скольжение по дуге, прыжок на коньках на двух ногах в движении».

Задание: перед каждой командой на 1-й синей линии, на красной и на 2-й синей линии лежат клюшки; необходимо преодолеть клюшки прыжком на двух ногах, выполнив перед прыжком прокат (разбег), объехать ориентир, на обратном пути объехать клюшки змейкой. Побеждает команда, которая быстрее справится с предложенным заданием.

Третье задание «Перестрелка»: 

Учитель: «Во время игры в хоккей или в фигурном катании спортсменам приходится выполнять толчки ногой – вперед-наружу, назад-наружу со сменой ребра конька. Эти движения помогут вам в следующем задании».

Задание: участники команд располагаются свободно на противоположных сторонах, в руках у каждого игрока 3 одноцветных шарика (у хоккеистов – синие, у фигуристов – красные). По команде учителя участники стараются перебросить на сторону соперника (ориентир – центральная красная линия) как можно больше шариков своего цвета. Соперники наоборот, стараются возвратить «чужие» шарики на другую сторону. Побеждает та команда, чьих шариков больше окажется на стороне соперника. Время – 1 минута.

Четвертое задание «Хоккейное мастерство».

Учитель: «Ребята, говоря о хоккее, нельзя не сказать, что наша страна считается одной из сильнейших в этом виде спорта. Российские хоккеисты много раз становились чемпионами мира и Олимпийских игр по хоккею с шайбой. А команда Архангельской области под названием «Водник» неоднократно становилась чемпионом России, обладателем Кубка России, Кубка европейских чемпионов и Кубка мира по хоккею с мячом».

Задание: в командах участники делятся на пары, первый берет в руки клюшку, второй держится за ее перо. Задача первого – протащить второго участника, который только скользит на коньках без толчков ногами; на 2-й синей линии лежат шайбы. Задача любого участника из пары – выполнить бросок по воротам; если не попал – возврат шайбы на линию и снова бросок, можно другим участником (до попадания). Обратно: второй – тащит при помощи клюшки первого. Побеждает команда, которая быстрее всех закончит выполнение задания.

Пятое задание: «Ловкий конек».

Учитель: «Ребята, хоккей и фигурное катание являются олимпийскими видами спорта. Победу на Зимних Олимпиадах по этим видам спорта нашей сборной принесли известные спортсмены. Внимание! Командам предлагается получить дополнительные баллы: назовите известных российских хоккеистов и фигуристов». (хоккеисты - Владислав Третьяк, Александр Овечкин, Евгений Малкин, Илья Ковальчук, Павел Дацюк, Василий Кошечкин, Павел Буре, Кирилл Капризов; фигуристы - Евгений Плющенко, Ирина Слуцкая, Алексей Ягудин, Алина Загитова, Евгения Медведева, самые юные «звездочки фигурного катания – Елизавета Туктамышева, Александра Трусова, Софья Самодурова и др.)».

Задание: участник от линии старта начинает движение спиной вперед, у первой синей линии – поворот и скольжение лицом вперед, у красной линии – скольжение спиной вперед, у 2-й синей линии – поворот и скольжение лицом вперед, у ориентира стойка-арка (высота 1 метр), проехать под ней вперед на животе. Обратно – скольжение прямо лицом вперед. Побеждает команда, которая быстрее всех закончит выполнение задания.

Шестое задание: «Импровизация».

Учитель: «Как прекрасно фигурное катание! Звучит музыка и фигуристы выполняют красивые фигуры: шаги, вращения, прыжки; в парном катании выполняются поддержки. Получается программа выступления, над которой спортсмены работают несколько месяцев. Мы сегодня попробует показать свою программу выступлений».

Задание: звучит музыка (лучше вальсовая), участники разбиваются на пары. Пары от каждой команды поочередно под музыку показывают какой-либо элемент (ранее разученный на уроках физкультуры), задача пары соперников – повторить предложенный элемент, как можно точнее. Показывать одни и те же элементы нельзя. Побеждает команда, чьи пары лучше справились с заданием соперников или показали больше элементов.

Заключительная часть

Учитель: «Ребята, наши состязания «Ледниковый период» подошли к концу. Пришло время подвести итоги и наградить команды» (учитель озвучивает итоги, проводит награждение).

Учитель: «Сегодня вы показали настоящее мастерство на льду, уверенно катались на коньках, проявляя ловкость и виртуозность; на свежем морозном воздухе вы зарядились хорошим настроением и положительными эмоциями. Видите, как замечательно дружить со спортом! Завершаем наши состязания общей народной игрой «Ручеек», который мы, конечно, проведем на коньках».

Задание: все участники становятся парами, взявшись за руки, которые поднимают вверх и соединяют. Свободные 2 ученика с конца проезжают вперед в «тоннеле» из рук, выбирая одного из любой пары. Новая пара встает вперед, подняв руки. Освободившийся от пары ученик становится выбирающим. (включается веселая музыка, игра продолжается 4-5 минут).

Учитель: «Ребята, наш урок закончился, спасибо за участие в состязаниях «Ледниковый период». До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Написание  методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс

Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...