Особенности построения педагогических условий совершенствования физической подготовки старшеклассников (на примере секции «Тхэквондо»)
проект по физкультуре (10, 11 класс)
Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций выпускников школ, дающих возможность успешно действовать в многочисленных ситуациях профессиональной деятельности, эффективно реализовывать приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, личностные и профессионально значимые качества при решении новых, нестандартных профессиональных задач. В учебной программе по дисциплине «Физическая культура» для старшеклассников одной из основных задач физического воспитания выступает обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. Одним из эффективных, на наш взгляд, средством является Тхэквондо – корейский вид боевого искусства, который требует от человека не только отличной физической подготовки, но и умения мобилизовать свою психику в необходимый момент. Решающими факторами при выработке силы духа являются: концентрация внимания . Оно нацеленно на выполнение предельно точных движений и на воспитание способности человека мгновенно реагировать на любое движение соперника. Воспитание самообладания, трезвости мысли и хладнокровия сопровождается одновременно физической подготовкой, многочасовыми учебно-тренировочными занятиями по совершенствованию техники, развитию силы, выносливости, координации, гибкости, выработки инстинктивной реакции. В тхэквондодо формируется связь между мыслью и движением. В нужный момент эта связь срабатывает на подсознательном уровне, и необходимые приемы выполняются бессознательно.
Тхэквондо – сравнительно молодой в нашей стране и достаточно динамично развивающийся вид спорта. В начале 90-х годов XX века были созданы общероссийские федерации по двум версиям (ITF и WTF), последняя из которых с 1980 года получила официальное признание Международного олимпийского комитета.
Современный уровень спортивных достижений в тхэквондо требует целенаправленной организации многолетней подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, а также контроля уровня подготовленности, как инструмента управления и планирования тренировочного процесса.
Изучение механизмов контроля и оценки в системе спортивной тренировки старшеклассников имеет существенное значение, так как именно в процессе освоения базовых основ техники закладывается фундамент спортивного мастерства и формируются основные двигательные способности. В современной практике основным инструментом технологии контроля и оценки в тхэквондо являются тестовые нормативы, однако в настоящее время они не имеют должного научного и метрологического обоснования, поскольку не выработан единый подход к значимости различных видов подготовки.
Цель. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия совершенствования физической подготовки старшеклассников (на примере секции «Тхэквондо»).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие специальных физических качеств.
2. Формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков.
3. Рассмотреть сущность и содержание нормативных основ физической подготовленности школьников.
4. Обосновать педагогические условия, способствующие повышению эффективности развития физических способностей детей на занятиях физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_thekvondo.docx | 62.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой проблемы…………….........................6
- Особенности построения педагогических условий совершенствования физической подготовки старшеклассников (на примере секции «Тхэквондо»)……………………………………………………………………………6
Глава 2. Планирование обучения и правила организации совершенствования физической подготовки старшеклассников …………………………………...........14
2.1. Общие требования к организации тренировочной работы…………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………....23
Библиографический список……………………………………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций выпускников школ, дающих возможность успешно действовать в многочисленных ситуациях профессиональной деятельности, эффективно реализовывать приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, личностные и профессионально значимые качества при решении новых, нестандартных профессиональных задач. В учебной программе по дисциплине «Физическая культура» для старшеклассников одной из основных задач физического воспитания выступает обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. Одним из эффективных, на наш взгляд, средством является Тхэквондо – корейский вид боевого искусства, который требует от человека не только отличной физической подготовки, но и умения мобилизовать свою психику в необходимый момент. Решающими факторами при выработке силы духа являются: концентрация внимания . Оно нацеленно на выполнение предельно точных движений и на воспитание способности человека мгновенно реагировать на любое движение соперника. Воспитание самообладания, трезвости мысли и хладнокровия сопровождается одновременно физической подготовкой, многочасовыми учебно-тренировочными занятиями по совершенствованию техники, развитию силы, выносливости, координации, гибкости, выработки инстинктивной реакции. В тхэквондодо формируется связь между мыслью и движением. В нужный момент эта связь срабатывает на подсознательном уровне, и необходимые приемы выполняются бессознательно.
Тхэквондо – сравнительно молодой в нашей стране и достаточно динамично развивающийся вид спорта. В начале 90-х годов XX века были созданы общероссийские федерации по двум версиям (ITF и WTF), последняя из которых с 1980 года получила официальное признание Международного олимпийского комитета.
Современный уровень спортивных достижений в тхэквондо требует целенаправленной организации многолетней подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, а также контроля уровня подготовленности, как инструмента управления и планирования тренировочного процесса.
Изучение механизмов контроля и оценки в системе спортивной тренировки старшеклассников имеет существенное значение, так как именно в процессе освоения базовых основ техники закладывается фундамент спортивного мастерства и формируются основные двигательные способности. В современной практике основным инструментом технологии контроля и оценки в тхэквондо являются тестовые нормативы, однако в настоящее время они не имеют должного научного и метрологического обоснования, поскольку не выработан единый подход к значимости различных видов подготовки.
Цель. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия совершенствования физической подготовки старшеклассников (на примере секции «Тхэквондо»).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие специальных физических качеств.
2. Формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков.
3. Рассмотреть сущность и содержание нормативных основ физической подготовленности школьников.
4. Обосновать педагогические условия, способствующие повышению эффективности развития физических способностей детей на занятиях физической культуры.
Объектом исследования являются ученики старшего школьного возраста.
Предмет исследования. Средства и методы педагогических условий совершенствования физической подготовки старшеклассников.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ и синтез, обобщение, сравнение, моделирование); эмпирические (анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование, тестирование, анализ документации, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса спортивной тренировки); праксиметрические методы (оценка результатов деятельности спортсменов); педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, вывода и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
- Особенности построения педагогических условий совершенствования физической подготовки старшеклассников (на примере секции «Тхэквондо»)
Тхэквондо — вид корейского современного боевого искусства, не знающий равных по мощности и эффективности техники. Составляющие это искусство дисциплина, техника и дух являются средствами развития у занимающихся чувства справедливости, твердости, гуманизма и целеустремленности. Именно духовная культура отличает истинною мастера от дилетанта, совершенствующего только технические аспекты боевого искусства. Основателем и популяризатором тхэквондо считают генерала Чхве Хон Хи (в западной транскрипции Чой Хонг Хи). [4]
Тхэквондо — это боевое искусство, характеризующееся наиболее мощной техникой ударов ногами и соответствующей этой технике тактикой и стратегией. Под боевыми искусствами принято понимать системы самозащиты и нападения без оружия и с различными видами холодного оружия: каратэ, кунг-фу (ушу), тайский бокс, дзюдо, джиу-джицу, кендо, кюдо и др.
На соревнованиях по тхэквондо (WTF) не используется оружие, или не используются удары руками в голову. Это обусловлено тем, что правила тхэквондо (WTF) составлены так, чтобы определить, кто лучше дерётся ногами, что было бы невозможно, включив в правила удары руками в голову. Подобно этому, правила бокса призваны выявить лучшего в бою руками, или правила различных видов борьбы (дзюдо, самбо, вольная, греко-римская борьба) - того, кто лучше владеет бросковой техникой.[1]
Существует также ошибочное мнение, что современное тхэквондо — это спорт, а не боевое искусство, и спорт и боевое искусство — это совершенно разные вещи. На самом деле спорт и боевое искусство — это одно и то же. Боевое искусство — это, другими словами искусство боя и спортивные единоборства — это искусство боя по определённым правилам.[2]
Тхэквондо — научно обоснованный способ использования своего тела в целях самообороны, позволяющий в результате интенсивных физических и духовных тренировок необычайно расширить диапазон индивидуальных возможностей человека.[3]
Тхэквондо позволяет слабому получить мощное оружие, овладеть уверенностью в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других.
Неправильное применение тхэквондо может привести к летальным исходам. Для того, чтобы предотвратить это, необходимо постоянно акцентировать внимание на совершенствовании моральных качеств занимающихся.[1]
Непрерывные тренировки — необходимое условие поддержания хорошей формы и физической кондиции. Во время тренировок нагружаются все мышцы тела. Только научившись управлять своими мышцами, возможно при выполнении движений суммировать мощь, развиваемую каждой из них. После овладения этим умением предстоит научиться передавать эту мощь телу соперника (в том числе и находящемуся в движении), направляя ее в зоны тела, где расположены уязвимые точки. В этот период обучения необходимо постоянно напоминать занимающимся, что тхэквондо создавалось как искусство самообороны, нацеленное на быстрое обезвреживание движущегося агрессора. Большинство атакующих действий в тхэквондо базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая — с инерцией движущихся сегментов тела соперника. Правильно используя поступательное движение тела соперника, достаточно нанести несильный встречный удар, чтобы опрокинуть его.[17]
Постоянно занимающиеся тхэквондо, а также мастера этого вида единоборств, выполняют свои действия автоматически, ни на секунду не задумываясь. Можно сказать, что их действия превратились в условные рефлексы.[10]
Тхэквондо не закостенелая догма, а постоянно трансформирующееся и развивающееся вместе с обществом искусство. Это богатейший арсенал технических приёмов, взятых из предшествующих стилей древне корейских боевых искусств и трансформированных современным стилем жизни. В целом — это и скорость современной жизни, и энергия молодости, и мудрость древности.[12]
Занятия этим видом спорта служат эффективным средством не только физического, но и нравственного совершенствования, гармоничного развития личности, так как тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, воспитывает коллективизм, развивает чувства обязательности и ответственности. Во время занятий тхэквондо у человека развиваются скорость мышления, интуиция, умение управлять своим телом и своими эмоциями, появляется уверенность в своих действиях.[2]
Секреты техники:
- Знать и правильно использовать теорию мощности тхэквондо.
- Знать назначение и технику выполнения всех используемых движений.
- Синхронизировать взгляд, движения рук и ног, а также дыхание, добиваясь одного согласованного действия.
- Для атаки каждой уязвимой точки использовать соответствующий ей удар.
- Выполнять все движения на правильной дистанции и под правильным углом.
- При выполнении практически всех движений держать руки и ноги слегка согнутыми.
- За очень малым исключением начинать все приемы с движения в противоположную сторону. С момента начала движения и до момента, когда оно достигнет цели нельзя делать никаких остановок.
- Правильно используя пружинящие движения в коленном суставе, придавать траектории движения общего центра масс тела волнообразную форму.
Делать выдох при выполнении каждого движения, за исключением движений, связанных между собой.[11]
Поэтому первым педагогическим условием выступает определение задач физической подготовки на основе изучения факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к определенным физическим и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями. На основе анализа научно-методической литературы, развитие и формирование которых должно выступать в качестве задач профессионально-прикладной физической подготовки.[16]
К ним относятся физические и психические свойства личности. К психическим свойствам, характеризующим особенности развития познавательной, эмоциональной, волевой сфер личности, характер и свойства темперамента, относятся:
- высокая психическая работоспособность в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок (познавательная сфера);
- высокая нервно-психическая устойчивость, самообладание, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением (эмоциональная сфера);
- самостоятельность и инициативность; настойчивость упорство; целеустремленность; смелость и решительность (волевая сфера):
- уверенность в себе (характер);
- низкая тревожность (темперамент). [6]
К физическим свойствам, относятся:
1) хорошее физическое здоровье;
2) специальные физические качества:
- способность проявлять быстроту во всех ее элементарных формах
(скорость реакции, скорость одиночного движения, частота движений);
- скорость бега и выносливость, проявляющиеся в погоне за правонарушителем;
- силовые и скоростно-силовые качества, проявляющиеся в условиях
силового противоборства с правонарушителем;
- ловкость, проявляющаяся в способности действовать в вариативных
ситуациях в условиях дефицита пространства и времени;
3) профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную и личную безопасность, и прежде всего навыки силового противоборства.[14]
Вторым педагогическим условием выступает выбор в качестве содержания физической подготовки ограниченного комплекса боевых приемов из всего арсенала тхэквондо, овладение которыми на уровне умений и навыков необходимо для обезвреживания в условиях непосредственного силового противоборства.[17]
Осуществление физической подготовки на основе применения тхэквондо требует высокой профессиональной компетентности в области данного вида восточных единоборств (шестое педагогическое условие). Преподаватель должен владеть боевыми приемами тхэквондо. Не менее значимым является владение методикой обучения боевым приемам. При этом процесс обучения должен отличаться ярко выраженной профессионально-прикладной направленностью.[12]
Общая физическая подготовка занимает важное место в системе многолетней подготовки тхэквондистов, являясь основой двигательной активности тхэквондистов. Особо важное значение ОФП имеет на этапе начальной подготовки юных тхэквондистов, когда закладываются основы для многолетней спортивной тренировки. Спортсмены более старшего возраста и высокой квалификации упражнения общей физической подготовки особенно широко применяют в подготовительном и переходно-подготовительном периоде. Упражнения ОФП также являются средством активного отдыха и применяются для снятия активного нервного напряжения и усталости от монотонной ежедневной работы.[1]
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание тех физических качеств, которые обеспечивают успешное освоение и выполнение как простых, так и сложных упражнений на высоком качественном уровне.[5]
Специальными физическими качествами для тхэквондистов являются силовые и скоростно-силовые качества мышц ног, обеспечивающие хорошую прыгучесть, мышц туловища и рук, статическая и динамическая сила мышц рук и ног. Поскольку при выполнении прыжков спортсменам приходится преодолевать в основном свой собственный вес, то из всех показателей силы для тхэквондистов наиболее важны показатели абсолютной силы мышц ног и относительные показатели силы мышц туловища и рук.[3]
Гибкость тхэквондиста рассматривается как способность выполнять удары и прыжки с большой амплитудой движений и определяется эластичностью мышц и связок. Наиболее важна хорошая подвижность в тазобедренных, голеностопных и плечевых суставах, которая способствует правильному выполнению технических действий.
Выносливость тхэквондиста рассматривается как способность к длительному выполнению сложнокоординационных движений без снижения эффективности.[1]
Ловкость и координация тхэквондиста носят ярко выраженный специфический характер. Известно, что проявление ловкости, например, в спортивных играх не гарантирует успеха в гимнастике или тхэквондо. Для тхэквондистов специфическим проявлением ловкости является способность сохранять устойчивое равновесие, тонко дифференцировать пространственные и временные параметры движений.[6]
Психологическая подготовка. Значение состояния психики для достижения успехов в спортивной практике невозможно переоценить. Оно определяет как процесс обучения и совершенствования, так и успешность соревновательной деятельности.
Процесс психологической подготовки решает следующие задачи:
- Воспитание спортивного характера.
- Развитие процессов восприятия.
- Развитие внимания и способности к концентрации (т.е. устойчивости, сосредоточенности, способности переключения с одного объекта на другой, быстроты мобилизации, способности противостоять сбивающим факторам).
- Развитие мышечной памяти и воображения, необходимых для идеомоторной тренировки.
Процесс психологической подготовки условно можно разделить на два взаимосвязанных направления:
- воспитание морально-волевых качеств;
- совершенствование психических возможностей.[14]
По технической подготовке особое внимание следует уделить совершенствованию и рационализации излюбленных боевых действий каждого тхэквондиста, более экономному выполнению приемов, умению расслабляться после боевого эпизода. Тренеры должны фиксировать удары, которые наиболее часто пропускают их подопечные, установить причины ошибок в защитных действиях и совершенствовать защиты от всех ударов. Очень важно акцентировать внимание на активных защитах, на использовании защит как исходного положения для контратакующих действий.
Следует поработать над ликвидацией ошибок, могущих повлечь за собой замечания и предупреждения судьи (удары в запрещенные места, захваты, держания в ближнем бою, опасное движение головой).
По тактической подготовке кроме общих заданий, связанных с действиями на различных дистанциях, против тхэквондистов разного стиля, нужно предусмотреть индивидуальные задания с учетом сильных и слабых сторон предполагаемых противников и вариантов противодействия им. Тхэквондисты должны совершенствовать умение менять по ходу поединка темп, ритм, характер действий в пределах своей манеры боя. Особое внимание нужно обратить на отработку подготовительных действий перед собственными атаками и контратаками, улучшение передвижений и маневров по додянгу, умение уходить от края площадки и ограничивать передвижения соперника, выгодно использовать его промахи, искусно утомлять и раскрывать [39].
Психологическая подготовка включает овладение навыками психологической подготовки к бою, самовнушения с настроем на победу, умения объективно оценивать подготовленность и способности соперника. План предусматривает совершенствование психологической устойчивости в преодолении соревновательных трудностей (изменения характера боя по его ходу, сбивающих факторов), концентрацию внимания.
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1.Общие требования к организации тренировочной работы
Реализация данной программы заключается в ведении тренировочного процесса, воспитательной работы и иной внешкольной работы с обучающимися. Тренировочный процесс осуществляется тренерско-преподавательским составом круглогодично. Начало занятий ежегодно с 1 сентября. Если 1 сентября выпадает на выходной день, то учебный год начинается на первый рабочий день, следующий за 1 сентября.[13]
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются учреждением самостоятельно.[9]
Продолжительность учебного года составляет 42 недели, из них нерабочих праздничных - 14 дней. Продолжительность каникул составляет 10 календарных недель. Продолжительность учебной недели - шестидневная. Продолжительность занятия - 2 академических часа (1 академический час - 45 минут) Непрерывность освоения обучающимися рабочей программы по тхэквондо (ВТФ) для этапа начальной подготовки первого года обучения в каникулярный период обеспечивается пребыванием в физкультурно-спортивных или спортивно-оздоровительных лагерях, участием обучающихся в тренировочных сборах, а также самостоятельной работой обучающихся по индивидуальными планами подготовки.[2]
В учебном плане предусмотрены формы итоговой аттестации, а также объем часов для проведения итоговой аттестации обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся определяется Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.[16]
Основными формами организации тренировочного процесса являются:
- тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
- самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- медико-восстановительные мероприятия;
промежуточная аттестация обучающихся в форме тестирования по каждой предметной области.[20]
Подготовка спортсмена к успешному решению спортивных задач и физической подготовки осуществляется в рамках тренировочного процесса, сущность которого заключается в организованной, целенаправленной совместной деятельности тренера-преподавателя и спортсмена по подготовке к достижению высоких спортивных результатов.[12]
Основу тренировочного процесса составляют теоретическая и практическая составляющая.
Данная программа содержит следующие предметные области:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- другие виды спорта и подвижные игры;
- технико-тактическая и психологическая подготовка.[7]
В технологии собственно планирования можно выделить следующие основные операции:
а) определение конечной целевой функции плана и промежуточных задач подготовки;
б) определение программно-нормативной основы достижения конечной цели и промежуточных задач;
в) определение необходимого объема знаний, умений, навыков;
г) определение основных суммарных параметров тренировочных нагрузок;
д) распределение тренировочных нагрузок во времени.[23]
Кратко рассмотрим особенности и условия выполнения каждой операции. Конечная целевая функция каждого плана, а также промежуточные задачи выбираются в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся, от стажа занятий, специфики тхэквондо (ВТФ) и форм организации занятий. При этом конечные цели определяются, как правило, на большие периоды занятий (обычно на несколько лет или на один год), а на менее продолжительные этапы занятий ставятся конкретные задачи, последовательное решение которых должно быть направлено на достижение конечной цели.[10]
После того как поставлены цели и задачи спортивной подготовки, переходят к определению содержания учебно-воспитательного и тренировочного процесса. Определение необходимого объема знаний, умений и навыков осуществляется на основе систематики и классификации техники и тактики тхэквондо (ВТФ), опыта, накопленного теорией и практикой спорта.[15]
К программно-нормативным основам планирования относятся спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность и функциональное состояние занимающихся. Такие показатели и нормативы выбираются на основе Единой всероссийской спортивной классификации, данных медицинского и врачебного контроля, а также на основе модельных характеристик, отражающих уровень развития тхэквондо (ВТФ) и состояние спортсменов, способных показывать высокие спортивные результаты.[18] При определении основных параметров тренировочных нагрузок необходимо учитывать специфику тхэквондо (ВТФ), передовой опыт теории и практики спортивных единоборств, данные научных исследований в области теории и методики спортивных единоборств, состояние занимающихся и их спортивную классификацию.[6] Все параметры тренировочных нагрузок подразделяют на следующие основные группы:
а) параметры величин (объем и интенсивность);
б) параметры специализированности (специфические и неспецифические нагрузки);
в) параметры направленности (аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробные гликолитические, анаэробно-алактатные и анаболические нагрузки);
г) параметры координационной сложности.[19]
Перечисленные параметры тренировочных нагрузок позволяют достаточно полно оценить количественную и качественную меры воздействия каждого физического упражнения на организм занимающихся. Вся сложность этой операции состоит лишь в выборе оптимальных параметров тренировочных нагрузок для конкретного контингента занимающихся. Причем главное внимание следует уделять параметрам величины нагрузок, так как неправильный выбор объема и интенсивности воздействия может привести к весьма негативным последствиям (явлениям перенапряжения и перетренированности).[20] Это связано с тем, что физическая нагрузка, являясь фактором внешней сферы, оказывает на организм занимающегося определенные воздействия, которые проявляются прежде всего в изменении гомеостаза внутренней среды организма. Однако допустимый диапазон этих изменений весьма невелик. Поэтому в процессе выполнения запланированных параметров нагрузок необходимо уделять самое пристальное внимание медицинскому и врачебному контролю состояния занимающихся.[25]
Наиболее ответственной операцией планирования является распределение тренировочных нагрузок во времени. От правильного осуществления этой операции зависит в целом успех всей работы по подготовке спортсменов. Степень детализации и конкретизации в распределении тренировочных нагрузок зависит от длительности этапа, на который составляется план. Чем короче этап, тем ответственней нужно подходить к этому процессу.[17] При этом большое внимание следует уделять распределению тренировочных нагрузок:
а) по специализированности, то есть по соотношению специфических и неспецифических средств подготовки;
б) по направленности, то есть по распределению в четкой последовательности аэробных, анаэробных, анаболических и смешанных нагрузок;
в) по величине и координационной сложности, то есть в определенном чередовании нагрузок и отдыха, сложнокоординированных и относительно простых упражнений и т. п.[9]
Оптимальное распределение нагрузок, которое позволит добиться наилучших результатов, во многом зависит от того, насколько будут учтены при этом общие и специфические закономерности спортивной тренировки. В зависимости от продолжительности периодов и этапов, на которые составляются планы, выделяют перспективное, многолетнее, текущее (годичное и поэтапное) и оперативное планирование.[14]
Перспективное планирование предусматривает определение цели, направленности основных задач и содержания системы подготовки бойцов на длительный период времени, прогноз спортивных результатов, спортивно-технических показателей и нормативов, которых необходимо добиться в процессе многолетних занятий. К основным исходным и директивным документам перспективного планирования, на основе которых разрабатываются все последующие документы текущего и оперативного планирования, относятся: учебный план, учебная программа и многолетний перспективный план подготовки спортсменов на 4–8 лет (групповой и индивидуальный), разрабатываемый в соответствии с моделью построения многолетней тренировки бойцов.[11]
К документам текущего планирования относятся график учебного процесса, годичный план подготовки (командный, индивидуальный), календарь спортивно-массовых мероприятий. Планирование учебного материала в годичных циклах осуществляется с учетом периодизации тренировочного процесса, в которой учитываются основные закономерности развития спортивной формы. Исключение составляет планирование учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов 1-го года обучения в группах начальной подготовки, где оно подчинено задачам обучения, всестороннего физического развития, ознакомлению с основными средствами подготовки бойца и основами ведения единоборства.[15]
В связи с этим 1-й год обучения можно разделить на три этапа: этап отбора и комплектования учебных групп (2 месяца), этап ознакомления с основными средствами подготовки спортсмена (7 месяца) и этап подготовки и выполнения программных требований и контрольных нормативов по ОФП и СП (3 месяца). Подготовка на этом этапе предусматривает выезд в спортивный лагерь и индивидуальную самостоятельную подготовку по заданию тренера в период летних каникул. Для последующих групп (2-й и 3-й годы обучения для групп начальной подготовки и 1–2-й годы обучения для учебно-тренировочных групп) планирование связано с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях и предусматривает разделение годичных циклов на три периода: подготовительный (5 месяца), соревновательный (5 месяца), переходный (2 месяца). Каждый период имеет свои задачи.[19]
Подготовительный период (сентябрь — январь) направлен на создание и развитие предпосылок для возникновения спортивной формы и ее становления. Задачи: укрепление здоровья занимающихся, общая физическая подготовка организма к последующим более высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам, подготовка и сдача контрольных нормативов по СФП, теоретическая подготовка, воспитание морально-волевых качеств, изучение техники и тактики тхэквондо (ВТФ).[7]
Основная цель спортивной подготовки в соревновательном периоде (февраль — июнь) состоит в том, чтобы как можно эффективнее реализовать в спортивных результатах достигнутый на всех предыдущих этапах уровень тренированности. Весь период подразделяется на 2–4 этапа (мезоцикла), основу которых составляют главные соревнования сезона и подготовка к ним. В этот период, помимо специальной подготовки и участия в соревнованиях, решаются задачи развития и совершенствования специальных физических и психических качеств бойца, приобретение инструкторских и судейских навыков.[18]
В переходном периоде (июль — август) решаются задачи:
- укрепление здоровья учащихся с проведением различных профилактических и лечебных мероприятий;
- обеспечение активного отдыха спортсменов;
- создание основы для последующей функциональной подготовки и развития физических качеств;
- повышение координационных возможностей и уровня развития гибкости.
Этот период совпадает с летними каникулами и может проводиться как в условиях спортивного лагеря, так и в форме индивидуальной самостоятельной подготовки по заданию тренера. Годичный цикл (спортсменов-разрядников) в учебно-тренировочных группах (3-й, 4-й годы обучения), группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства носит иной характер и связан с календарем соревнований и спецификой тренировочного процесса.[20] В нем выделяют два подготовительных периода (сентябрь-октябрь, январь-март), два соревновательных (ноябрь-декабрь, апрель-июнь) и один переходный (июль-август). Эта структура годичного цикла может меняться в зависимости от календаря основных соревнований, но неизменным остается выделение нескольких циклов подготовки со своими подготовительным и соревновательным периодами в каждом из этих циклов.[22]
Оперативное планирование включает в себя: рабочий план, расписание занятий, план-конспект отдельных тренировочных занятий, план подготовки к отдельным соревнованиям. Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные, годичные и оперативные и т. п.) должны включать в себя:
а) данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о занимающихся или общая характеристика группы, команды или контингента занимающихся в целом);
б) целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);
в) показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние занимающихся: количество дней и занятий; количество тренировочных занятий (в день, неделю, месяц); общее количество времени работы (в день, неделю, месяц); соревновательных нагрузок (километраж, тоннаж, количество повторений и т. п.);
г) организационные и воспитательно-методические указания;
д) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.[25]
Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы ведется в журнале, где указываются сведения о занимающихся, посещаемость занятий, пройденный материал, успеваемость и спортивные результаты.[23]
Методы организации деятельности обучающихся:
Фронтальный метод – предусматривает одинаковые задания для всех обучающихся, выполнение заданий под общим руководством тренера-преподавателя;
Поточный метод - применение метода необходимо, если выполняется упражнение на гимнастических скамейках, стенках, перекладине, а обучающиеся выполняют его один за другим (потоком).
Индивидуальный метод - предусматривает персональные задания для обучающихся, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод (круговая тренировка) – характеризуется тем, что каждый обучающийся (обычно в составе группы из 3-4 человек) выполняет определенное количество различных упражнений, последовательно переходя с одной станции на другую (по кругу). Такой метод применяется для комплексного развития физических качеств.[30]
Задачи учебно-тренировочных занятий:
Образовательная задача – развитие физических качеств; формирование жизненно важных умений и навыков.
Оздоровительная задача – повышают формирование правильной осанки, физическую подготовленность, закаливание организма.
Воспитательная задача – усиливают проявление нравственных, волевых, эстетических и других положительных качеств личности.[27]
Планирование содержания учебно-тренировочных занятий включает постановку задач, подбор конкретных упражнений для их решения, план регламента занятия (интенсивность, длительность, количество повторений упражнения, интенсивность отдыха).[35]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги вышесказанному. История тхэквондо начинается около двух тысяч лет назад, что подтверждается древними рисунками и изображениями. Сегодня тхэквондо - современный вид спорта и боевое искусство, имеющее духовно-философские корни и адаптированное для массового физического воспитания. Точкой отсчета в истории современного тхэквондо можно считать 26 мая 1973 года, когда в Сеуле состоялась учредительная конференция, на которой 35 представителей разных стран решили организовать Всемирную Федерацию тхэквондо. Количество поклонников тхэквондо превышает пятьдесят миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта.
Процесс подготовки старшеклассников на примере секции тхэквондо представляет собой многофакторную систему использования разнообразных средств, методов, организационных форм и материально-технических условий, направленных на развитие спортсмена с целью обеспечения его готовности к спортивным достижениям. Процесс подготовки тхэквондистов включает в себя обучение, тренировку, соревнования и внесоревновательные факторы, повышающие результативность учебно-тренировочного процесса.
Тхэквондо является привлекательным, прежде всего, за счет прикладного характера, т.е. возможности ее начального освоения основ философских концепций. Основная цель тхэквондо – воспитание физически и духовно полноценного человека – сильного, умного, благородного.
Тхэквондо включает также образ мышления и жизни, проявляющиеся, в частности, в овладении капля за каплей высокой моралью, концепций и духом самодисциплины.
Тхэквондо можно охарактеризовать как гармоническое единство интеллектуального, нравственного и физического воспитания. В тхэквондо сильный упор делается на духовную культуру, поскольку она не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие спортивные взаимоотношения и корректное добродетельное поведение. Здесь присутствует идея гармонии, в ходе которой гармонически формируются и развиваются по возможности все телесные навыки, способности и качества.
Занятия тхэквондо способны развивать волевые качества, преодолевать лень и сознательное отношение к своему развитию, помогает стать более внимательным, развивает чувственное восприятие мира, навыки невербального общения, телесной памяти, сообразительности. Эти качества являются основанием для совершенствования моральных качеств занимающихся.
Главным методом оценки развития нравственных качеств личности является опрос.
Нравственное состояние, достигаемое человеком, должно свидетельствовать о том, что он является чем-то большим и иным, нежели существа, живущие в силу своих влечений и инстинктов. Человек завершает и совершенствует себя как личность, которую он создает сам, своими собственными усилиями, и эта способность коренится в самой глубине внутренних сил индивидуума. Нравственность поднимает человека до уровня свободы, освобождая его из пут его влечений и страстей, которым он повинуется, находясь как в естественно-природном, так и общественном состоянии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Антонов, С.Г. Формирование выбора специализации в единоборствах/ С.Г. Антонов// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- Санкт-Петербург. - 2013. - С.147.
- Афанасьева, И.А./ Спортивный отбор таэквондистов с учётом их генетических особенностей тренируемости/ И.А. Афанасьева; автореф. - Санкт-Петербург.- 2008.- С.114.
- Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных таэквондистов: техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - С.13-17.
- Былеева, Л.А. Коротков, Н.В. Яковлев, В.К. Подвижные игры./Л.А. Былеева, Н.В. Коротков, В.К. Яковлев; - Москва: Дрофа, - 2010. – С.215.
- Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса/ Ю.В.Верхошанский; - Москва: ФиС, - 2009.- С.95.
- Гамбаров, И. В. Программа комплексной подготовки спортсменов
федерации тхэквондо (ВТФ) Украины/ И.В. Гамбаров; - Днепропетровск. - 2009. – С.16.
- Годик, М.А., Бальсевич, В.К., Тимошкин, В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека/М.А. Годик, В.К.Бальсевич, В.Н.Тимошкин; - Москва.- 2010.- С.15-16.
- Головихин, Е.В. Инновации в спорте/ Е.В. Головихин // Особенности организации занятий единоборствами в ДЮСШ: статья на научно-практической конференции ВУЗов Поволжья; – Пенза. – 2009. – С.45-49.
- Дорофеева, Г.А. Анализ процесса спортивной подготовки тхэквондистов 11 – 13 лет/ Г.А.Дорофеева;– Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК».- 2009. – С. 114.
- Дорофеева, Г.А. Оценка спортивной подготовленности юных тхэквондистов различной квалификации / Г.А. Дорофеева// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013 – № 2 (96). – Санкт-Петербург, 2013. -С. 44- 49.
- Дорофеева, Г.А. Технико-тактические особенности соревновательных поединков юных тхэквондистов / Г.А. Дорофеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Москва. – 2013. – № 2. – С. 246-250.
- Дорофеева, Г.А. Современные взгляды на процесс психологической подготовки юных тхэквондистов к соревновательной деятельности / Г.А. Дорофеева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – Волгоград ФГБОУВПО «ВГАФК», 2012. – № 2 (4). – С. 113-117.
- Дорофеева, Г.А. Анализ процесса спортивной подготовки тхэквондистов 11 – 13 лет / Г.А. Дорофеева // Научно-методические подходы к повышению качества подготовки менеджеров-управленцев и специалистов для сферы высшего профессионального образования: Труды межрегион. науч.-практ. конф. – Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2009. – С. 114-116.
- Дорофеева, Г.А. Особенности соревновательной деятельности юных тхэквондистов на современном этапе / Г.А. Дорофеева // Актуальные проблемы и пути совершенствования подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта: Сборник науч. работ, посвященных 50-летию Волгоградской государственной академии физической культуры. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2010. – С. 96-99.
- Дорофеева, Г.А. Анализ современных средств и методов оценивания спортивной подготовленности юных тхэквондистов / Г.А. Дорофеева, Д.Н. Маркелов // Новый университет. Научный журнал. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». – 2011. – № 8 (8). – Йошкар-Ола, 2011. – С. 15-17.
- Дорофеева, Г.А. Методика проведения аттестаций на пояса, как средство оценивания готовности тхэквондистов 11 – 13 лет к соревновательной деятельности / Г.А. Дорофеева, Д.Н. Маркелов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – №12 (82). – Санкт-Петербург, 2012. – С. 46-49.
- Желязков, Ц.О. Сущность спортивной формы / Ц.О.Железняков//Теория и практика физической культуры;- 2010-№7.- С.117.
- Зациорский, В.М. Воспитание физических качеств/ В.М. Зациорский: учебное пособие; - Москва.- 2009.- С.168-236.
- Иванов, А. Л. Программа тхэквондо/ А.Л. Иванов; - Пенза.- С. 310.
- Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник/ Ю.Ф. Курамшина: Советский спорт;- Москва.- 2003. – 464 с.
- Коробков, А.В., Головин, В.А., Масляков, В.А. Физическое воспитание/ А.В. Коробков, В.А.Головин, В.А. Масляков; - Москва.-2008.- С.258.
- Коц, Я.М. Спортивная физиология: Физкультура и спорт / Я.М.Коц; - Москва.- 2012.- С.15-19.
- Кукольский, Г.М. Врачебное наблюдение за спортсменами/ Г.М. Кукольский; – 2011. – №12 (82). – Санкт-Петербург, 2012. – С. 46-49.
- Лубышева, Л.И. Научно-теоретический журнал/ Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - Москва: Дрофа. – 2009. – С. 567.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев; - Москва: Феникс.- 2010.- С.77.
- Малиновский, С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх/ С.В.Малиновский; - Москва: Физкультура и спорт.- 2010.- С.167.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев;- Москва: ФиС.- 2009.- С.197.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной/ Л. П. Матвеев; - Санкт-Петербург: физкультура и спорт.-2009.- С.280.
- Матвеев, Л.П. Общая теория спорта/ Л.П. Матвеев: учеб. для заверш. уровня высш. физкульт. образ. - Москва: 4-й филиал Воениздата.- 2009. С. 304.
- Найгоф, Р.В. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости: опыт наших друзей/ Р.В. Найгоф; - Москва.-2009.- С.31.
- Новикова, А.Д. Теория и методы физического воспитания/ А.Д. Новикова; - 2010-№7.- С.120.
- Озолин, Н.Г. Развитие выносливости спортсмена/ Н.Г. Озолин; - Москва.-2008.- С.254.
- Пенькова, И.В., Сулейманов, И.И. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания/ И.В. Пенькова, И.И. Сулейманов; - Тюмень: Вектор БУК.- 2008. – С.40.
- Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте/ А.Ц. Пуни; - Москва: ФиС.- 2009.- С.365.
- Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – Курск.- 2010.-С.226.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.
Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...
Методические особенности построения комплексных уроков по физическому воспитанию школьныков среднего и старшего возраста.
1)Возрастные особенности детей среднего школьного возраста. 2) Особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста. 3) Методические особенности построения комплексных уроков. ...
Средства для совершенствования физической подготовки борца
В этом разделе приводятся упражнения, знакомство с которыми начинается в группах начальной подготовки и продолжается в течение всех лет занятий борьбой.Одно из главных требований, которое следует учит...
"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
доклад на тему педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе....
Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья на тему магистерской диссертации "Педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников в учебно - воспитательном процессе"...
Проблемно-эвристический метод физической подготовки учащихся на примере футбола
Проблемно-эвристический метод физической подготовки учащихся на примере футбола/...
Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»
Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации дополнительных образ...