Рабочая программа по физической культуре 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Программа по физической культуре для 5 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М. «Просвещение», 2016 г.); и на основе:
- Физическая культура. Рабочие программы. (Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И. Ляха.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2016).
- Учебник. Физическая культура 5-7 классы класс: учебник для общеобразовательных учреждений./М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др.; под ред. М.Я. Виленского . – М.: Просвещение , 2016г.
- Авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.:Просвещение,2016):
- Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_fgos_2019.docx | 440.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по физической культуре для 5 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М. «Просвещение», 2016 г.); и на основе:
- Физическая культура. Рабочие программы. (Предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И. Ляха.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2016).
- Учебник. Физическая культура 5-7 классы класс: учебник для общеобразовательных учреждений./М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др.; под ред. М.Я. Виленского . – М.: Просвещение , 2016г.
- Авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.:Просвещение,2016):
- Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2016.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
1) Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
2) Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
3) Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
4) О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
5) О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
Цели и задачи реализации программы.
Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Формы организации и планирование образовательного процесса.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Отличительные особенности планирования уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение физической культуры в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в год соответственно, в течение одного учебного года на базовом уровне. Программой предусмотрено проведение 5 контрольных работ и тестовых работ (нормативы) – 20.
РАЗДЕЛ I.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор, стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся:
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
РАЗДЕЛ II.
Содержание учебного предмета.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Знания о физической культуре.
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультурных пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика. 8 часов
Повороты на месте. Перестроение в шеренге. Движение в колонне по одному за направляющим (по прямой, «змейкой», «противоходом»). Акробатика: 2-3 кувырка вперёд и назад, перекат назад, стойка на лопатках, «мост» из положения, лежа и стоя, акробатическое соединение из упражнений пройденного материала. Висы и упоры: вис согнувшись и прогнувшись, подтягивание в висе хватом сверху, поднимание прямых и согнутых ног в висе. Прыжки: опорный прыжок на коня, вскок в упор присев и соскок прогнувшись.
Легкая атлетика. 18 часов
Упражнения на технику движения: высокий старт от 10 до 15 м. Скоростной бег на расстояние до 40 метров. Бег на 60 метров на результат. Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 метров. Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега. Метание малого мяча на дальность. Метание малых мячей в горизонтальные и вертикальные цели с расстояния 8-10 метров. Упражнения на развитие физических качеств: длительный бег, бег с препятствиями. Бег с ускорением, с максимальной скоростью. Челночный бег. Бег с преодолением препятствий.
Спортивные игры. 30 часов
Баскетбол: Стойка игрока. Перемещения в баскетболе. Ловля и передача двумя руками. От груди и одной рукой от плеча и на месте и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении с изменением направления ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в движении. Вырывание и выбивание мяча. Игра по упрощённым правилам. Волейбол. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Нижняя прямая подача с 3-6 м от стенки. Игра по упрощённым правилам.
Подвижные игры.
«Гонка мячей по кругу», «Круговая охота», «Ловля парами», «Не давай мяч водящему», «Пустое место», «Прыжки по полосам», Мяч ловцу», «Боевые петухи», «Парная чехарда», «Удочка», «Салки в паре», Салки цепочкой», «Стой», Перестрелка», «Гонки мячей по кругу».
Лыжная подготовка. 8 часов
Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем « полуелочкой». Торможение « плугом». Повороты переступанием Прохождение дистанции 3 км.
Национально-региональный компонент.
Народные игры. 4 часа
Основы знаний: История возникновения лапты. Правила игры в русскую лапту.
Народные игры: «Русская лапта». Техника перемещений. Передача и ловля мяча. Удары по мячу верхней прямой подачи, удары по мячу снизу. «Чижик», «Выжигало», «Охотник и утки», «Козел», «Перетягивание каната», «Борьба на коленях».
Учебно – тематический план
Распределение учебных часов по разделам программы. № п/п | Название раздела | Количество часов |
Тема 1. | Легкая атлетика. | 10 |
ТБ на уроках л/а, высокий старт, бег на короткие дистанции. Прыжок в длину с места. | 1 | |
Высокий старт, бег на короткие дистанции. Бег 30 метров. | 1 | |
Финиширование, бег с ускорением. | 1 | |
Старт, бег по дистанции, финиширование. | 1 | |
Бег 30 м. на результат. | 1 | |
Бег в чередовании с ходьбой. | 1 | |
Упражнение развития скоростносиловых способностей. | 1 | |
Бег в умеренном темпе 8-10 минут. | 1 | |
Прыжок в длину с места на результат. | 1 | |
Челночный бег 3х10. | 1 | |
Тема 2. | Баскетбол. | 20 |
ТБ на уроках спортивных игр. Стойка игрока. Перемещение. Повороты. | 1 | |
Ловля и передача двумя руками от груди на месте. | 1 | |
Ведение в низком и средней стойке на месте, передача. | 1 | |
Ведение на месте. Остановка прыжком. Передача. | 1 | |
Ведение. Остановка прыжком. Передача. | 1 | |
Передача одной от плеча. | 1 | |
Ловля и передача в движении одной, двумя. | 1 | |
Ведение остановка прыжком. Передача. | 1 | |
Ведение. Остановка в шаге. Передача. | 1 | |
Бросок двумя от груди с места. | 1 | |
Ведение. Остановка прыжком. Бросок. | 1 | |
Ведение ведущей и не ведущей. | 1 | |
Ведение с изменением направления. | 1 | |
Вырывание и выбивание мяча. | 1 | |
Ведение с изменением направления. Остановка. Бросок. | 1 | |
Тактика свободного нападения. | 1 | |
Учебная игра. | 1 | |
Закрепление техники владения мячом. | 1 | |
Учебная игра. | 1 | |
Учебная игра. | 1 | |
Тема 3. | Гимнастика с элементами акробатики. | 8 |
Правила ТБ. Строевые упражнения. | 1 | |
Кувырок вперед. Строевые упражнения. | 1 | |
Два кувырка вперед слитно. | 1 | |
Кувырок назад.Стойка на лопатках. | 1 | |
Комплекс акробатических упражнений. | 1 | |
Опорный прыжок. Комплекс акробатических упражнений. | 1 | |
Опорный прыжок. | 1 | |
Висы и упоры. | 1 | |
Тема 4. | Лыжная подготовка. | 8 |
ТБ на уроках по лыжной подготовке. | 1 | |
Ступающий, скользящий шаг. | 1 | |
Попеременный 2-х шажный ход. | 1 | |
Ступающий, скользящий шаг. Попеременный 2-х шажный ход. | 1 | |
Одновременный безшажный ход. | 1 | |
Ступающий, скользящий шаг, одновременный безшажный ход. | 1 | |
Одновременный одношажный ход. | 1 | |
Попеременный 2-х шажный ход, одновременный одношажный ход. | 1 | |
Тема 5. | Волейбол. | 10 |
ТБ на уроках волейбола. Стойка игрока. Перемещение в стойке. | 1 | |
Передача мяча двумя руками сверху на месте. | 1 | |
Передача двумя руками сверху на месте. | 1 | |
Верхний прием и передача. | 1 | |
Прием мяча с низу двумя руками. | 1 | |
Верхний и нижний прием и передача. | 1 | |
Нижняя прямая подача. Игра «пионербол» | 1 | |
Верхний и нижний прием и передача. | 1 | |
Закрепление техники верхнего и нижнего приема и передачи. | 1 | |
Нижняя прямая подача. Игра «пионербол». | 1 | |
Народные игры. | 4 | |
Подвижные народные игры «Выжигало», «Русская лапта». | 1 | |
Подвижные народные игры «Перестрелка», «Русская лапта». | 1 | |
Подвижные народные игры «Охотники и утки», «Русская лапта». | 1 | |
Подвижные народные игры: «Русская лапта». | 1 | |
Легкая атлетика. | 8 | |
ТБ на уроках л/а, высокий старт, бег на короткие дистанции. Прыжок в длину с места. | 1 | |
Метание мяча с 3-х шагов разбега. | 1 | |
Метание мяча с 3-х шагов разбега. Игра. | 1 | |
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». | 1 | |
Высокий старт, бег 30 м. | 1 | |
Метание малого мяча. | 1 | |
Бег в умеренном темпе 10 - 12 минут. | 1 | |
Итоговый урок по курсу физической культуры 6 класса. | 1 | |
Итого | 68 |
РАЗДЕЛ III.
Календарно-тематическое планирование.
Календарно – тематическое планирование по физической культуре в 5 классе
2018 – 2019 учебный год.
Учебник: Физическая культура 5 - 9 класс, В. И. Лях и др.: Просвещение, 2016
Количество часов – 68.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого | |
Количество недель | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Количество часов в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Количество часов в четверть | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Коли чество часов | Дата (план) | Дата (факт) | Домашнее задание |
Первая четверть – 8 учебных недель Контрольные работы – 1 Тестовые работы (нормативы) – 6 | ||||||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (10 часов). | ||||||
1 | ТБ на уроках л/а, высокий старт, бег на короткие дистанции. Прыжок в длину с места. | 1 | 03.09 | Упражнения на развитие быстроты | ||
2 | Высокий старт, бег на короткие дистанции. Бег 30 метров. | 1 | 05.09 | Комплекс утренней гимнастики | ||
3 | Финиширование, бег с ускорением. | 1 | 10.09 | Комплекс упражнений на коррекцию осанки | ||
4 | Старт, бег по дистанции, финиширование. | 1 | 12.09 | Равномерный бег | ||
5 | Бег 30 м. на результат. | 1 | 17.09 | Упражнения на развитие реакции | ||
6 | Бег в чередовании с ходьбой. | 1 | 19.09 | Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия | ||
7 | Упражнение развития скоростносиловых способностей. | 1 | 24.09 | Прыжки со скакалкой | ||
8 | Бег в умеренном темпе 8-10 минут. | 1 | 26.09 | Упражнения на развитие ловкости | ||
9 | Прыжок в длину с места на результат. | 1 | 01.10 | Комплекс упражнений на коррекцию осанки | ||
10 | Челночный бег 3х10. | 1 | 03.10 | Упражнения на развитие гибкости | ||
БАСКЕТБОЛ (20 часов). | ||||||
11 | ТБ на уроках спортивных игр. Стойка игрока. Перемещение. Повороты. | 1 | 08.10 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | ||
12 | Ловля и передача двумя руками от груди на месте. | 1 | 10.10 | Упражнения на развитие быстроты | ||
13 | Ведение в низком и средней стойке на месте, передача. | 1 | 15.10 | Упражнения на развитие реакции | ||
14 | Ведение на месте. Остановка прыжком. Передача. | 1 | 17.10 | Упражнения на развитие ловкости | ||
15 | Ведение. Остановка прыжком. Передача. | 1 | 22.10 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | ||
16 | Передача одной от плеча. | 1 | 24.10 | Комплекс упражнений на развитие координации | ||
Вторая четверть – 8 учебных недель Контрольные работы – 1 Тестовые работы (нормативы) – 4 | ||||||
17 | Ловля и передача в движении одной, двумя. | 1 | 05.11 | Комплекс утренней гимнастики | ||
18 | Ведение остановка прыжком. Передача. | 1 | 07.11 | Упражнения на развитие реакции | ||
19 | Ведение. Остановка в шаге. Передача. | 1 | 12.11 | Равномерный бег | ||
20 | Бросок двумя от груди с места. | 1 | 14.11 | Упражнения на развитие ловкости | ||
21 | Ведение. Остановка прыжком. Бросок. | 1 | 19.11 | Специальные дыхательные упражнения | ||
22 | Ведение ведущей и не ведущей. | 1 | 21.11 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | ||
23 | Ведение с изменением направления. | 1 | 26.11 | Упражнения на развитие быстроты | ||
24 | Вырывание и выбивание мяча. | 1 | 28.11 | Комплекс упражнений на коррекцию осанки | ||
25 | Ведение с изменением направления. Остановка. Бросок. | 1 | 03.12 | Упражнения на развитие реакции | ||
26 | Тактика свободного нападения. | 1 | 05.12 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | ||
27 | Учебная игра. | 1 | 10.12 | Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса | ||
28 | Закрепление техники владения мячом. | 1 | 12.12 | Акробатические упражнения | ||
29 | Учебная игра. | 1 | 17.12 | Упражнения на развитие ловкости | ||
30 | Учебная игра. | 1 | 19.12 | Комплекс утренней гимнастики | ||
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (8 часов). | ||||||
31 | Правила ТБ. Строевые упражнения. | 1 | 24.12 | Акробатические упражнения | ||
32 | Кувырок вперед. Строевые упражнения. | 1 | 26.12 | Упражнения на развитие ловкости | ||
Третья четверть – 10 учебных недель Контрольные работы – 2 Тестовые работы (нормативы) – 6 | ||||||
33 | Два кувырка вперед слитно. | 1 | 14.01 | Комплекс утренней гимнастики | ||
34 | Кувырок назад.Стойка на лопатках. | 1 | 16.01 | Прыжки со скакалкой | ||
35 | Комплекс акробатических упражнений. | 1 | 21.01 | Комплекс упражнений на развитие выносливости | ||
36 | Опорный прыжок. Комплекс акробатических упражнений. | 1 | 23.01 | Комплекс упражнений на коррекцию осанки | ||
37 | Опорный прыжок. | 1 | 28.01 | Специальные дыхательные упражнения | ||
38 | Висы и упоры. | 1 | 30.01 | Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия | ||
Лыжная подготовка (8 часов). | ||||||
39 | ТБ на уроках по лыжной подготовке. | 1 | 04.02 | Скользящий шаг без палок и с палками | ||
40 | Ступающий, скользящий шаг. | 1 | 06.02 | Комплекс упражнений для профилактики обморожений | ||
41 | Попеременный 2-х шажный ход. | 1 | 11.02 | Ступающий шаг без палок и с палками | ||
42 | Ступающий, скользящий шаг. Попеременный 2-х шажный ход. | 1 | 13.02 | Упражнения на развитие ловкости | ||
43 | Одновременный безшажный ход. | 1 | 18.02 | Катание на санках | ||
44 | Ступающий, скользящий шаг, одновременный безшажный ход. | 1 | 20.02 | Скользящий шаг без палок и с палками | ||
45 | Одновременный одношажный ход. | 1 | 25.02 | Комплекс упражнений для профилактики обморожений | ||
46 | Попеременный 2-х шажный ход, одновременный одношажный ход. | 1 | 27.02 | Ступающий шаг без палок и с палками | ||
Волейбол (10 часов). | ||||||
47 | ТБ на уроках волейбола. Стойка игрока. Перемещение в стойке. | 1 | 04.03 | Приседания на одной ноге | ||
48 | Передача мяча двумя руками сверху на месте. | 1 | 06.03 | Упражнения на развитие быстроты | ||
49 | Передача двумя руками сверху на месте. | 1 | 11.03 | Упражнения на развитие реакции | ||
50 | Верхний прием и передача. | 1 | 13.03 | Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия | ||
51 | Прием мяча с низу двумя руками. | 1 | 18.03 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | ||
52 | Верхний и нижний прием и передача. | 1 | 20.03 | Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса | ||
Четвертая четверть – 8 учебных недель Контрольные работы – 1 Тестовые работы (нормативы) – 4 | ||||||
53 | Нижняя прямая подача. Игра «пионербол» | 1 | 01.04 | Упражнения на развитие реакции | ||
54 | Верхний и нижний прием и передача. | 1 | 03.04 | Прыжки через небольшие вертикальные (до 40см) и горизонтальные (до 100см) препятствия | ||
55 | Закрепление техники верхнего и нижнего приема и передачи. | 1 | 08.04 | Комплекс утренней гимнастики | ||
56 | Нижняя прямая подача. Игра «пионербол». | 1 | 10.04 | Метания в горизонтальную цель | ||
Народные игры (4 часа). | ||||||
57 | Подвижные народные игры «Выжигало», «Русская лапта». | 1 | 15.04 | Упражнения на развитие ловкости | ||
58 | Подвижные народные игры «Перестрелка», «Русская лапта». | 1 | 17.04 | Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки | ||
59 | Подвижные народные игры «Охотники и утки», «Русская лапта». | 1 | 22.04 | Прыжки со скакалкой | ||
60 | Подвижные народные игры: «Русская лапта». | 1 | 24.04 | Упражнения на развитие быстроты | ||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (8 часов). | ||||||
61 | ТБ на уроках л/а, высокий старт, бег на короткие дистанции. Прыжок в длину с места. | 1 | 29.04 | Способы самоконтроля ( масса, ЧСС) | ||
62 | Метание мяча с 3-х шагов разбега. | 1 | 06.05 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | ||
63 | Метание мяча с 3-х шагов разбега. Игра. | 1 | 08.05 | Равномерный бег | ||
64 | Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». | 1 | 13.05 | Упражнения на развитие быстроты | ||
65 | Высокий старт, бег 30 м. | 1 | 15.05 | Упражнения на развитие реакции | ||
66 | Метание малого мяча. | 1 | 20.05 | Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия | ||
67 | Бег в умеренном темпе 10 - 12 минут. | 1 | 22.05 | Приемы саморегуляции связанные с умениями обучающихся напрягать и расслаблять мышцы | ||
68 | Итоговый урок по курсу физической культуры 6 класса. | 1 | 27.05 | Комплекс упражнений на развитие гибкости |
График промежуточной аттестации по физкультуре, 5 класс.
Сроки | Форма аттестации | Контролируемый элемент содержания | |||
Предметный | Познавательный | Регулятивный | Коммуникативный | ||
сентябрь | Тестирование бега на 30 м с высокого старта | Выполнять беговую разминку, знать технику тестирования бега на 30 м с высокого старта. | знать правила тестирования | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
сентябрь | Тестирование челночного бега | знать технику выполнения челночного бега | знать правила тестирования челночного бега 3 х 10 м | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | устанавливать рабочие отношения. определять новый уровень отношения к самому себе. |
сентябрь | Тестирование метания мешочка на дальность | Знать правила тестирования метания мешочка на дальность, выполнять разминку с мешочками, понимать правила. | рассказывать правила тестирования метания мешочка на дальность | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
октябрь | Контрольный урок по спортивной игре «Футбол». | Разучивание разминки в движении, выполнение прыжка в длину с разбега на результат | играть в спортивную игру «Футбол» по всем правилам. | использовать средства саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. | организовывать и осуществлять совместную деятельность, обоснованность свою точку зрения и доказывать соственное мнение, уважать иное мнение. |
октябрь | Тестирование метания малого мяча на точность | Выполнять разминку с малыми мячами, знать правила тестирования метания малого мяча на точность | рассказывать правила тестирования метания малого мяча на точность. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
октябрь | Тестирование наклона вперед из положения стоя | Выполнять разминку, направленную на развитие гибкости, знать правила тестирования наклона вперед из положения стоя. | проходить тестирование наклона вперед из положения стоя. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
ноябрь | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с | Выполнять разминку, направленную на развитие гибкости, знать правила тестирования подъема туловища. | проходить тестирование подъема туловища из положения лежа. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
ноябрь | Тестирование прыжка в длину с места | Выполнять разминку, направленную на развитие координации движений, знать правила тестирования прыжка в длину с места. | проходить тестирование прыжка в длину с места. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
декабрь | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись | Выполнять разминку, направленную на развитие координации движений, знать правила тестирования подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. | проходить тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
декабрь | Тестирование виса на время | Выполнять разминку у гимнастической стенки, знать правила тестирования виса на время. | проходить тестирования виса на время. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстников | сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. |
январь | Контрольный урок по волейболу | Знать, какие умения и навыки относятся к волейболу, какие подготовительные упражнения существуют, правила подвижной игры «Пионербол» | применять умения и знания из области волейбола на практике, играть в подвижную игру «Пионербол» | самостоятельно формулировать познавательные цели | представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме |
январь | Тестирование виса на время. | Знать технику броска набивного мяча из-за головы на дальность, правила тестирования виса на время, правила подвижной игры «Точно в цель». | выполнять броски набивного мяча из-за головы на дальность, проходить тестирование виса на время | адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, осуществлять итоговый контроль | представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. |
февраль | Тестирование наклона вперед из положения стоя. | Знать правила тестирования наклона вперед из положения стоя. | проходить тестирование наклона вперед из положения стоя.. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстника | достаточно полно и точно выражать свои мысли. |
февраль | Тестирование прыжка в длину с места. | Знать правила тестирования прыжка в длину с места, правила подвижной игры «Собачки». | проходить тестирование прыжка в длину с места, играть в подвижную игру «Собачки». | определять новый уровень отношения к самому себе. | эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
март | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса, лежа согнувшись. | Знать правила тестирования подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись, правила подвижной игры «Собачки». | проходить тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись, играть в подвижную игру «Собачки». | определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | способствовать продуктивной кооперации. |
март | Тестирование подъема туловища, из положения лежа за 30 секунд. | Знать правила тестирования подъема туловища из положения лежа, за 30 секунд. | проходить тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с | определять новый уровень отношения к самому себе | обосновывать свою точку зрения и доказывать собственное мнение. |
апрель | Тестирование метания малого мяча на точность. | Знать правила тестирования метания малого мяча на точность. | проходить тестирование метания малого мяча на точность. | адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | обосновывать свою точку зрения и доказывать собственное мнение. |
май | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | Знать правила тестирования бега на 30 м с высокого старта. | проходить тестирование бега на 30 м с высокого старта. | определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности | эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
май | Тестирование челночного бега 3 х 10 м. | Знать правила тестирования челночного бега 3 x10 м. | проходить тестирование челночного бега 3 х 10 м с высокого старта. | самостоятельно формулировать познавательные цели, находить необходимую информацию. | владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. |
май | Тестирование метания мешочка (мяча) на дальность. | Знать правила тестирования метания мешочка на дальность. | проходить тестирование метания мешочка на дальность. | определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника | эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. |
Приложение 1.
Лист корректировки календарно – тематического планирования.
Предмет_________ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Класс________________ 5
Учитель______________ Варфоломеев А.В.
2018 - 2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Приложение 2.
Нормы оценок.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 2,) |
За ответ, в котором: | За тот же ответ, если: | За ответ, в котором: | За непонимание и: |
Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности. | В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки. | Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. | Не знание материала программы. |
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 3, 2, 1) |
За выполнение, в котором: | За тоже выполнение, если: | За выполнение, в котором: | За выполнение, в котором: |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно.чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 3, 2, 1) |
Учащийся умеет: - самостоятельно организовать место занятий; -подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; - контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. | Учащийся: - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; - допускает незначительные ошибки в подборе средств; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. | Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов. |
4. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 3, 2, 1) |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности. |
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету
«Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в 'материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения, заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них.
Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом про верки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например,
изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5)» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно, легко и четко, наблюдается некоторая 'скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и
комбинированный:
Метод открытого наблюдения заключается в том" что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс
в целом.
Учёт успеваемости :
Проверка и оценка успеваемости являются важным звеном учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Их значимость обусловлена, с одной стороны, повышением активности учащихся на уроках, ответственности за освоение разделов школьной программы, а с другой - возможностью анализировать качество учебно-воспитательного процесса, своевременно корректировать содержание материала уроков, менять характер педагогических
воздействий. Однако оценка успеваемости несет положительный эффект только в том случае, когда она объективна и не зависит от поведения ученика или его прилежания. Основным критерием успеваемости учеников по физической культуре является выполнение
требований школьной программы. В них входят требования к технике владения двигательными действиями и требования к физической подготовленности.
В практике физического воспитания выделяют три взаимосвязанных вида учета успеваемости: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет ставит своей задачей выявить готовность учеников к усвоению учебного материала очередного раздела программы. С его помощью фиксируют степень владения двигательными действиями, изученными ранее и необходимыми для усвоения учебного материала предстоящей четверти. Он дает возможность судить о темпах развития физических способностей. Данные предварительного учета необходимы учителю для разработки и уточнения плана учебной работы на предстоящую четверть, внесения определенной коррекции в содержание домашних
заданий.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. С помощью текущей проверки можно оценивать степень владения двигательными действиями на любом-этапе обучения, физическую подготовленность по соответствующим параметрам, степень усвоения полученных знаний. Важно, чтобы при комментировании оценки ученик понял, за что ему выставлен тот или иной балл и что нужно для того, чтобы его повысить или сохранить. Оценивая успеваемость учеников по итогам текущего учета, учитель получает необходимую информацию о возможностях занимающихся усваивать учебный материал, объективно оценивает эффективность учебного процесса. Текущий учет - совершенно необходимое условие управления учебным процессом: он предоставляет возможность постоянно корректировать содержание каждого очередного
урока.
Итоговый учет успеваемости сводится к выставлению оценок за четверть и год. Он включает результаты текущей успеваемости как за технику владения двигательными действиями (зачет), так и за результаты физической подготовленности (контроль). Последнее является решающим фактором в выведении оценки за четверть и особенно за год. Это объясняется тем, что отставание в физической подготовленности может привести к значительному снижению продуктивности усвоения последующего учебного материала, создать определенные трудности в овладении школьной программой в целом.
При выведении итоговой оценки за освоение законченных тем программы принимается во внимание знание теоретических сведений, связанных с выполнением двигательных действий, входящих в данную тему.
Без сдачи учебного норматива (зачет) оценка выставляется за освоение следующих тем:
- из раздела гимнастики - строевые упражнения, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные, акробатические элементы, равновесия, опорные прыжки, преодоление препятствий, поднимание и переноска груза, упражнения в сопротивлении;
- из раздела лыжной подготовки - способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с гор, повороты;
- из раздела спортивных игр - перемещения и стойки, передачи, подачи, ведение мяча, ловля и броски мяча, тактические действия;
- из раздела плавания - движения рук, ног, сочетание движений рук и ног с дыханием при изучении способа кроль на груди.
С учетом сдачи учебного (контрольного) норматива оценивается освоение таких разделов: прыжки в высоту и длину, метание мяча и гранаты, толкание ядра, бег, лазание по канату, висы и упоры.
Учет успеваемости проводят в разных формах. В практике физического воспитания наиболее часто используют устный опрос по теоретическим знаниям, практическую демонстрацию разученного двигательного действия, контрольные тесты с целью выявления уровня развития физических качеств и способностей.
Основным документом учета успеваемости учеников по физической культуре является классный журнал. В нем учитель отмечает посещаемость уроков учениками, выставляет оценки за урок, четверть, год. В журнале отмечают тему урока, а на специально отведенных для этого страницах вносят сведения о принадлежности ученика к медицинской группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
Мальчики
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Воз-раст | Уровень | ||
низкий | средний | высокий | ||||
1. | Скоростные | Бег 30 м | 11 | 6,3 и выше | 6,1 – 5,5 | 5,0 и ниже |
12 | 6,0 | 5,8 – 5,4 | 4,9 | |||
13 | 5,9 | 5,6 – 5,2 | 4,8 | |||
14 | 5,8 | 5,5 – 5,1 | 4,7 | |||
15 | 5,5 | 5,3 – 4,9 | 4,5 | |||
2. | Координационные | Челночный бег 3х10 м | 11 | 9,7 и выше | 9,3 – 8,8 | 8,5 и ниже |
12 | 9,3 | 9,0 – 8,6 | 8,3 | |||
13 | 9,3 | 9,0 – 8,6 | 8,3 | |||
14 | 9,0 | 8,7 – 8,3 | 8,0 | |||
15 | 8,6 | 8,4 – 8,0 | 7,7 | |||
3. | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 11 | 140 и ниже | 160 - 180 | 195 и выше |
12 | 145 | 165 - 180 | 200 | |||
13 | 150 | 170 - 190 | 205 | |||
14 | 160 | 180 - 195 | 210 | |||
15 | 175 | 190 - 205 | 220 | |||
4. | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя | 11 | 2 и ниже | 6 - 8 | 10 и выше |
12 | 2 | 6 - 8 | 10 | |||
13 | 2 | 5 - 7 | 9 | |||
14 | 3 | 7 - 9 | 11 | |||
15 | 4 | 8 - 10 | 12 | |||
5. | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса | 11 | 1 | 4 - 5 | 6 и выше |
12 | 1 | 4 - 6 | 7 | |||
13 | 1 | 5 - 6 | 8 | |||
14 | 2 | 6 – 7 | 9 | |||
15 | 3 | 7 - 8 | 10 |
Девочки
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Воз-раст | Уровень | ||
низкий | средний | высокий | ||||
1. | Скоростные | Бег 30 м | 11 | 6,4 и выше | 6,3 – 5,7 | 5,1 и ниже |
12 | 6,3 | 6,2 – 5,5 | 5,0 | |||
13 | 6,2 | 6,0 – 5,4 | 5,0 | |||
14 | 6,1 | 5,9 – 5,4 | 4,9 | |||
15 | 6,0 | 5,8- 5,3 | 4,9 | |||
2. | Координационные | Челночный бег 3х10 м | 11 | 10,1 и выше | 9,7 – 9,3 | 8,9 и ниже |
12 | 10,0 | 9,6 – 9,1 | 8,8 | |||
13 | 10,0 | 9,5 – 9,0 | 8,7 | |||
14 | 9,9 | 9,4 – 9,0 | 8,6 | |||
15 | 9,7 | 9,3 – 8,8 | 8,5 | |||
3. | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 11 | 130 и ниже | 150 - 175 | 185 и выше |
12 | 135 | 155 - 175 | 190 | |||
13 | 140 | 160 - 180 | 200 | |||
14 | 145 | 160 - 180 | 200 | |||
15 | 155 | 165 - 185 | 205 | |||
4. | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя | 11 | 4 и ниже | 8 - 10 | 15 и выше |
12 | 5 | 9 - 11 | 16 | |||
13 | 6 | 10 - 12 | 18 | |||
14 | 7 | 12 - 14 | 20 | |||
15 | 7 | 12 - 14 | 20 | |||
5. | Силовые | Подтягивание: на низкой перекладине из виса лежа | 11 | 4 и ниже | 10 - 14 | 19 и выше |
12 | 4 | 11 - 15 | 20 | |||
13 | 5 | 12 – 15 | 19 | |||
14 | 5 | 13 – 15 | 17 | |||
15 | 5 | 12 - 13 | 16 |
Физические упражнения, используемые в качестве
домашних заданий для обучающихся 5 классов
А: -развитие силы и силовой выносливости.
1 - упражнения для подготовки к выполнению учебных требований
в подтягивании и лазанию по канату.
2 - упражнения для подготовки к выполнению учебных требований
в упорах.
3 - упражнения для подготовки к выполнению учебных требований связанных с использованием мышц брюшного пресса и спины.
Б- развитие ловкости, прыгучести, быстроты.
1- упражнения для подготовки к выполнению учебных требований в прыжках.
В: - развитие гибкости
1- формирование правильной осанки, профилактика и коррекция плоскостопия.
5 класс
А-1
- Подтягивания в висе лежа (опираясь о пол только пятками) - 2x16 (м),2х14(д)
- Вис на согнутых руках. 14сек. (м) 12сек. (д)
- Вис на согнутых руках прыжком из виса стоя со слегка согнутыми ногами - (10 сек), (д)
- Из виса подтягивание (м) - 4 под (мах) раз.
- Передвижение, лежа на животе по скамейке с одновременным и поочередным переходом. - 5п (м) 3п(д)
- Передвижение, лежа на спине с перехватом. - 5п (м) 3 п (д)
- Лазание по Шведской стенке (боком, спиной, по диагонали, с поворотами кругом.) - 8раз (М, Д)
- Подтягивание ног к груди в висе -12раз (м), 10 раз (д)
А-2
- Сгибание и разгибание рук в упоре стоя. - 2x17 (м) 2x14 (д)
- Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа на бедрах не отрывая коленей от пола. - 2х 17 (м) 2х 14(д)
- Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа.-2х15 (м) 2x10 (д).
- Передвижение в упоре лежа без помощи ног. - 5х5м. (м) 3х5м. (д).
- Передвижение в упоре лежа на руках с помощью партнера -
захватив его за ноги.-5х5(м) 3х5(д).
- На гимнастической скамейке передвижение в упоре лежа спереди -5р(м) 3р - (д).
- Прыжки ноги врозь и ноги вместе в упоре на скамейке.2х35р(м,)(д)
- Передвижение с поворотами в упоре лежа на полу с опорой ногами о скамейку 4под. (м)3 под (д).
- Из упора лежа спереди на скамейке ноги слева или справа на полу одновременно отталкиваясь ногами не касаясь тазом перенос ног через скамейку 4под (м)3под (д)
- Из упора стоя на коленях выйти в упор присев.2х15р(м) 2x12(д)
- Вскок в упор присев на скамейку и прыжок прогнувшись.-13 раз (м,д)
А-3
- Лежа на спине ноги согнуты в коленях руки за головой поднимая туловище коснуться локтями колен.20р(м) 15р(д)
- Лежа на спине поднимание прямых ног.22р (м) 17р (д).
- Сед углом: разведение ног в стороны и сведение; сгибание ног, подтягивание коленей к груди; разведение и сведение ног со скрещениями.-2х15р(м) 2х12(д).Вращение прямыми ногами-10 раз.
- Лежа на животе руки за головой не касаясь локтями пола руки вверх прогнуться отрывая ноги и придти в и.п..-15р (м) 13р (д).
- Лежа на спине, ноги влево поднимая ноги перевести вправо (часики).-17р (м) 15р (д).
Б-1
- Многоскоки.5х10м (м, д).
- Продвижение на двух ногах вперед.5х10м (м) 3x10 м (д).
- Прыжки со скакалкой 80(м), 90(д).
- Выпрыгивание из глубокого приседа.-25р (м), 20р (д)
- Прыжки с возвышения на пол и обратно на возвышение - 25р (м), 20р (д).
- Прыжки ноги врозь и ноги вместе на скамейке.-2х30(м), 2х25(д)
- Прыжки через скамейку боком.5под. (м), З под. (д).
- Прыжки вверх на месте с поворотом на 90°, 180°, 360°. -18р (м)15р (д)
- Прыжки с высоты с мягким приземлением- 17р (м)15р (д).
- Прыжок вверх с разведением ног и мягким приземлением - 17р (м)15р (д).
- Высоко подпрыгнув, поднять вперед - врозь прямые ноги, достать руками носки мягко приземлиться 10 р – (м) – 8 р (д)
В -1 (Выполняется в каждом домашнем задании)
- Наклоны головы вперед назад вправо влево повороты головы вправо влево.
- Поднимание и опускание плеч отведение и сведение, круговые движения плечами.
- Упражнения с палкой. Палка за головой, на лопатках, сзади на изгибах локтей. Внизу сзади на прямых руках - выкруты.
- Перекладывание, броски и ловля набивных мячей.
- Наклоны и повороты туловища в различных положениях.
- Мост из положения, лежа на спине
- Лежа на спине, руки вперед к низу пальцы переплетены, продеть правую (левую) ногу не касаясь «кольца», то же сидя, стоя.
- Наклон, вперед касаясь лбом колен
- Упражнения с удержанием груза на голове.
- Полуприседения и приседания.
- Ходьба на носках, на пятках, с поджатыми пальцами, на наружных сторонах стопы.
- Ходьба вправо, влево по рейке гимнастической скамейки, по шесту, канату, гимнастической палке (свод стопы должен обхватывать предмет).
- Захватывание перекладывание мелких предметов пальцами ног и сводами ступней.
- Перекатывание с пяток на носки и обратно, с носков на наружные стороны стопы и пятки.
15.Упражнения у стены (касаясь стены затылком, плечами, ягодицами и пятками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.
Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия№50» Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАна 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...