Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
статья по физкультуре (6 класс)
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия.
Современная наука утверждает,
что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов,
20% - от экологии,
10% - от медицины,
а остальные 50% - от образа жизни человека.
1.2. Мотивация к ведению здорового образа жизни.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни должно начинаться с младенческих лет и продолжаться на протяжении всего процесса обучения. Для этого необходимо использовать различные методики с учетом возрастного статуса, а также уровня физической и психологической подготовленности.
Формирование полезных стереотипов.
Полезные стереотипы – вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше нужно объяснить ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п., строя разговор с учетом уровня интеллекта и степени зрелости психики.
Собственный пример.
Пример родителя может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни. Однако в то время как в дошкольном возрасте авторитет родителя практически абсолютен и ребенок не склонен сомневаться в правильности действий своих мамы и папы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Доклад.
Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника.
Выполнил: Варфоломеев А.В. учитель физической культуры 1 категории .
27 августа 2013 года.
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" ДЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Кандидат педагогических наук, доцент А.П.Матвеев
Российская государственная академия физической культуры
Ключевые слова: общеобразовательная школа, физическая культура, приоритет личности школьника, субъект воспитательного процесса, творческая деятельность педагога, физкультурное образование, учебник.
Современное политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Складывавшаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, не готового к разным изменениям в обществе, активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. Так было и в сфере физической культуры. В обществе практически пропал интерес к занятиям физической культурой в существующих формах: пустуют и разрушаются спортивные площадки и стадионы; снижается уровень компетенции преподавателей и учителей физической культуры; прогрессивно нарастает уровень заболеваемости опорно-дви-гательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения.
Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной, существующей "физкультурной" практикой, реализуемой в жизнедеятельности конкретного индивида. Разрешение этой проблемы заключается не в том, чтобы что-то подправить или заполнить отдельные "пустоты" в существующих программах физкультурного образования, и не в том, чтобы добавить в них что-то новое или вспомнить старое, а в том, чтобы взглянуть по-новому на феномен и сферу физической культуры в обществе, преобразовать физкультурное образование.
Последнее означает: во-первых, необходимо определить причины, породившие современные проблемы и негативные явления в сфере физической культуры; во-вторых, определить общее направление, устраняющее или снижающее уровень негативного влияния этих причин на прогрессивное развитие физкультурного образования; в-третьих, исходя из выбранного направления сформировать подходы к разработке предмета физкультурного образования, являющегося основой для творческой деятельности школьного учителя и в конечном итоге обеспечивающего физическое развитие молодого поколения.
Анализ проблем физической культуры показал, что ее кризисное состояние предопределено двумя причинами. Первая из них обусловлена современным социально-экономическим и политическим кризисом, характерным для переходного периода России от авторитарных к цивилизованным формам управления государством и обществом. Вследствие этого проблемы первого ряда скорее социально-организационного и политического устройства управления обществом, нежели предметно-дисциплинарные и образовательные. Внешне и в целом они определяют лишь фактор активного "включения" тех или иных форм развития физической культуры (за счет механизмов финансирования, подготовки кадров, создания материально-технической базы и др.) и по своей сути являются объективно преходящими и не могут остановить или исключить развитие феномена физической культуры.
Вторая причина, в значительной степени определившая как развитие самой физической культуры, так и содержание физкультурного образования, предопределена теми внутренними процессами, которые характеризовали развитие российского государства после смены в 1917 году его общественно-исторической формации. Безусловно, любое общество и в любую эпоху нуждалось и будет нуждаться в физически совершенных и развитых людях. Другое дело, для "каких целей", "ради чего" общество возьмет на себя задачи воспроизводства и "трансляции" физического потенциала своих граждан. Поэтому проблема физической культуры состоит не в том, чтобы "быть или не быть" физической культуре, а в ее смысле и назначении в данном обществе, то есть Д "какой ей быть?" И здесь именно глубина, уровень осознания и понимания назначения физической культуры в обществе определяют в конечном счете характер развертывания ее содержания и ее структурных компонентов, задают предметную область, границы и пути практической реализации, и, следовательно, будут определять направленность и содержание физкультурного образования.
В настоящее время выделяют три этапа развития сферы физической культуры, относящиеся к советскому периоду. Так, после 1917 года гуманистические идеалы физического воспитания, разработанные в трудах П.Ф.Лесгафта, рассматривавшего физическую культуру в контексте задач воспитания личности, а также научные труды Я.А.Коменского, Я.Корчака, К.Д.Ушинского, не находят своего полного воплощения в новом строящемся государственном обществе. Носителями новых идей был взят курс на создание таких условий в стране, которые давали бы возможность вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов. Таким образом, были изменены смысл и назначение физической культуры.
Само физическое воспитание все более сводилось к "тренировке", к "подтягиванию отстающих двигательных качеств" и разучиванию ограниченного круга двигательных действий. Параллельно этому в общественном сознании формировался военно-патриотический имидж физкультуры как системы подготовки к труду и службе в армии.
Таким образом, анализ развития сферы физической культуры и физкультурного образования в довоенный период позволяет выделить те негативные явления, которые реально проявились в послевоенный период:
Д физическая культура из цели и продукта (результата) процесса социализации (воспитания) человека превращается в условие, средство и составную часть коммунистического воспитания;
Д меняется отношение к физической культуре в структуре воспроизводства человека. Не человек нужен новой государственной системе, а его физические качества в прикладном аспекте. Физическая культура как часть воспитания ориентируется лишь на физическое здоровье, необходимое для труда и обороны. При этом арсенал двигательных проявлений и физических упражнений как средств физической культуры крайне ограничен, а образование сведено к клишированию стандартного набора (образца) этих упражнений, утвержденных госаппаратом в соответствии с целями политики. Физическая культура редуцируется до "физкультуры";
Д в условиях разрушения внешних социальных связей психологии и физической культуры разрушаются и внутренние связи между психикой и телом индивида. Психологические структуры, связанные с двигательной деятельностью индивида, выпадают из поля зрения специалистов и оказываются на периферии физкультурного образования, а генетические, функциональные и развивающие внутренние связи не формируются и не совершенствуются. При этом формирование систем управления движениями не подчиняется внутренней логике деятельности, поскольку индивид переключен на внешние отношения и начинает работать в режиме приказа и страха. Основным принципом физкультурного образования становится: "Делай, как Я";
Д физическое воспитание, а следовательно и физкультурное образование, оказавшись "составной частью коммунистического воспитания", редуцируются до директивных форм и постепенно трансформируются в систему тренировочных занятий, направленных на развитие физических кондиций (физических качеств);
Д физическая культура, выполняя политико-прикладные цели, теряет свое социокультурное назначение. Она вступает в новые социальные отношения, все более отделяясь от жизнедеятельности человека и его интересов.
В послевоенный период, несмотря на сложные проблемы восстановления народного хозяйства, отсутствие кадров, спортивных залов и стадионов, в стране восстанавливается "физкультурное и спортивное движение", появляется все большее число эффективных научных разработок в этой области. Эти процессы по-прежнему определяются идеологией государства. Между тем теоретическая наука, а точнее ее ведущие специалисты, начинают заново осмысливать пути развития советской физической культуры, ограничиваясь, однако, выявлением ее естественно-научных и дидактических основ. Такой несколько односторонний подход надолго заполняет "пространство" теории физической культуры.
В конце 50-х и начале 60-х годов в соответствии с новым политическим курсом государства ("Программа строителей коммунизма", "холодная" война, борьба за мир, попытки вхождения в мировое содружество и т.д.) отмечается активизация в развитии всех сфер общества, включая и физическую культуру. Однако в сфере физической культуры это в первую очередь характеризовалось тенденцией к обособлению спорта.
Здесь политика и идеология "делали ставку" на победы в большом спорте для демонстрации "преимуществ" социалистического строя. И именно в спорт стали стягиваться лучшие научные и преподавательские кадры, материальные и финансовые ресурсы страны. В последующем сфера спорта превратилась в сложно организованную социально-политическую систему, где места физической культуре как таковой уже не было. Водораздел между этими двумя сферами стал проходить по всей структуре этих образований. Спорт Д это специализированная тренировка, высокая физическая готовность, соревнование, ответственность перед страной, советским народом и т.д.; физическая культура Д это физическое воспитание, подготовка к труду и службе в армии, средство укрепления здоровья. К концу 70-х годов спорт превратился в арену идеологической борьбы и, поглотив физическую культуру, стал удовлетворять только свои запросы.
На рубеже 80Д90-х годов кризис физической культуры в сочетании с другими негативными явлениями породили в обществе проблему здоровья нации, предопределили духовное, культурное и физическое обнищание народа. Не вдаваясь в анализ внешних признаков состояния физической культуры, поскольку они были обозначены в начале обзора, необходимо отметить одно очень важное обстоятельство: несмотря на кризис физической культуры, потребность в ней у человека сохраняется. Об этом, в частности, свидетельствует то, что на фоне неприятия существующих жестко организованных государственных форм занятий с их прагматической направленностью и утилитарными задачами у подрастающего поколения все больше и больше проявляется интерес к новым видам упражнений и новым системам тренировок (восточные единоборства, аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика и др.). Это показывает, что процесс развития физической культуры "отменить" нельзя, его можно только затормозить или ускорить. Последнее условие может быть реализовано за счет происходящих процессов демократизации и гуманизации общества. Для этого необходимы новые концептуальные положения, полноценно обеспечивающие прогрессивный характер развития физической культуры в России. Одним из направлений воссоздания физической культуры является реформирование физкультурного образования подрастающего поколения.
"Образовательная программа по физической культуре учащихся 1Д11-го классов" и предлагаемая в соответствии с ней инновационная педагогическая система физического воспитания подрастающего поколения основываются на ряде принципиальных научно-методических подходов, отражающих суть новых взглядов на личность ребенка, содержание его физкультурного образования и содержанию профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры. Среди этих подходов, по существу определяющих необходимость реформирования физического воспитания как социального явления, в качестве основных выделяются следующие:
1. Приоритет личности школьника. В противовес ранее существовавшей и на протяжении десятилетий осуществлявшейся в государственном масштабе доктрине "насильственного формирования социально полезного члена общества, готового к труду и обороне Родины", а по сути Д инперсонифицированного, обезличенного члена коллектива, лишенного права на независимое проявление собственной индивидуальности, неоспоримым приоритетом в разработке образовательной программы по физической культуре и педагогической системы физического воспитания будет являться школьник, взятый как индивид, Д со всеми свойственными ему духовными и физическими особенностями и потребностями.
2. Недостаточность социальных гарантий в области физической культуры. Текущий период развития российского государства характеризуется в том числе и тем, что прежде существовавшие институты социальных гарантий, включая и сферу физической культуры, уже сломаны, а новые еще не созданы. В этих условиях единственно надежным средством, обеспечивающим сохранение удовлетворительного физического статуса человека, крайне необходимого для поддержания здоровья, должной трудоспособности, воспитания детей, становятся самостоятельные, мало зависящие от привходящих условий, занятия физкультур-но-оздоровительной деятельностью, науч-но-методические основы и практические навыки которой должны быть заложены прежде всего в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной средней школы.
3. Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника. Прежде существовавшие программы физического воспитания и организуемый в соответствии с ними учебно-воспитательный процесс, даже в лучших своих образцах, определяли школьника исключительно как объект педагогического воздействия. При этом состав, содержание и направленность этих педагогических воздействий строго сочетались с решением утилитарных, практически безличностно-унифицированных задач развития физических качеств и обучения отдельным так называемым прикладным навыкам. В альтернативу прежним и существующим программам "Общеобразовательная программа по физической культуре учащихся 1Д11-го классов" базируется на научных представлениях о наследственно детерминированных закономерностях единства психического и физического развития человека и в связи с этим выдвигает идею о возможности гармонизации процесса социализации личности школьника при освоении им основ физкультурно-оздоровительной деятельности. Содержание и направленность образовательной программы по физической культуре позволяет актуализировать решение задачи активного перевода школьника из состояния объекта педагогических воздействий в состояние субъекта учебно-вос-питательного процесса. Решение этой задачи предполагается достигнуть посредством поэтапного формирования у школьников основ индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности: этап начального среднего общего физкультурного образования Д "Учись у учителя" (1Д6-й классы); этап неполного среднего общего физкультурного образования Д "Учись вместе с учителем" (5Д9-й классы); этап полного среднего общего физкультурного образования Д "Учись быть учителем" (10Д11-й классы).
Закладываемая динамика образовательного процесса будет последовательно отслеживаться во всех соответствующих разделах программы и через свое содержание, учебные требования и нормативы будет обеспечивать постепенную передачу инициативы в планировании, организации и практическом проведении индивидуализированных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью из рук учителя - специалиста в руки самого школьника.
4. Физическая культура как комплексная дисциплина учебного плана в школе, целесообразно интегрирующая естественно научные знания о человеке. Согласно концепции разрабатываемой образовательной программы по физической культуре, непременным условием полноценного физкультурного образования в средней школе является наряду с практическими занятиями введение обязательных теоретико-методических занятий, на которых основы естественно научных знаний (по физике, химии и биохимии, анатомии, физиологии, биомеханике, медицине, психологии, педагогике и др.) интериоризуются в контексте физической культуры человека. Сочетание практического и теоретико-методического учебного материала образовательной программы позволяет школьнику познавать себя как индивида и члена коллектива, осознавать наличие связей собственной психофизической природы и окружающего его объективного мира, выделять и направленно формировать в себе те качества и способности, которые составляют его индивидуальные существенные основы.
5. Системно-комплексный характер программных средств физического развития и физического воспитания в школе. Разрабатываемая "Образовательная программа по физической культуре учащихся 1Д11-го классов" создается в расчете на возможно более полноценное и разностороннее физическое воспитание и развитие школьников. Эти задачи соответственно решаются: на этапе начального физкультурного образования Д посредством широкого спектра двигательных действий, заимствованных из всех необходимых видов и систем физических упражнений, адаптированных для возраста учащихся как по содержанию, так и по форме применения; на этапе неполного среднего физкультурного образования Д путем сочетания двигательных действий избираемого вида спортивной специализации и общефизической подготовки, обеспечивающих в совокупности необходимый спектр воздействий и физические кондиции школьника; на этапе полного среднего физкультурного образования Д посредством специально ориентированных видов и систем физических упражнений, наиболее полно отвечающих потребностям самостоятельных форм занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, а также требованиям престижности и современности (ритмическая гимнастика и шейпинг, атлетизм и элементы единоборств, акробатика и хатха-йога и др.).
6. Преобразования рутинного труда учителя в подлинно творческую деятельность педагога и наставника. В настоящее время дипломированные учителя, имеющие специальное физкультурное образование, безусловно, должны обладать всеми необходимыми познаниями и навыками, соответствующими требованиям работы по образовательной программе. Однако при существующей системе физического воспитания их специальная
профессиональная подготовка практически остается невостребованной в полном объеме. Как следствие этого в ходе многолетней педагогической деятельности профессиональная подготовленность учителей физической культуры достаточно быстро утрачивается и большинство из них превращается в рутинных "урокодателей". Разрабатываемая образовательная программа по физической культуре предъявляет высокие требования к педагогическому мастерству учителя, требует принципиально другого отношения к своим профессиональным обязанностям, более полной мобилизации собственных познавательных и творческих возможностей, а также дополнительного освоения новых педагогических технологий, современных технических средств и компьютерного обеспечения учебно-воспитательного процесса, новых форм и средств общения и взаимодействия с учащимися. В связи с этим реализация образовательной программы по физической культуре в общеобразовательной школе предполагает постепенный пересмотр сложившейся системы профессиональной подготовки учителей физической культуры, повышения их профессиональной квалификации за счет усиления психолого-педагогической направленности специального образования, введения новой системы тарификации и аттестации их деятельности, создания творческих школ и педагогических направлений учителей-новаторов.
7. Необходимость принципиально нового научно-методического обеспечения процесса физкультурного образования школьников. Осуществление основной идеи физкультурного образования подрастающего поколения напрямую связано с осознанием необходимости поднять не только формально, но и нравственно статус дисциплины "физическая культура" до уровня других общеобразовательных дисциплин учебного плана. Общество должно осознать, что физическая культура есть не просто категория, будто бы равнозначная утилитарной системе методов и средств, позволяющих достичь определенной "телесной дееспособности", но Д именно часть национальной культуры, без которой не могут быть полноценными ни отдельно взятая личность, ни само общество в целом. В связи с этим реализация образовательной программы по физической культуре (включающая в себя разнообразные знания о духовной и физической природе человека, новые виды и формы физических упражнений, навыки и умения по совершенствованию и коррекции тела, методы и методики по осуществлению физкультурно-оздо-ровительной деятельности) предполагает создание современной научно-методической базы. Одним из первых шагов на этом пути становится создание (впервые) учебника по физической культуре для школьников (с необходимыми возрастными модификациями), а также системно спроектированных разнообразных пособий, наглядных материалов, кино- и видеофильмов, компьютерных программ, инструментария и других средств, предназначенных как для школьников, так и для учителей школы и методистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровый образ жизни и физическая культура."
Проект о здоровом образе жизни...
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Понятие здоровье, его содержание и критерии."
Понятие здоровье, его содержание и критерии....
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Стресс и другие проблемы психического здоровья."
Стресс и другие проблемы психического здоровья....
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Наследственность и её влияние на здоровье."
Наследственность и её влияние на здоровье....
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Воздействие внешней среды на организм человека."
Воздействие внешней среды на организм человека....
Организация и проведение массовых мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни и физической культуры
Текст лекции подготовлен: Третьякова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионал...
Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового ...