Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника.
статья по физкультуре (7 класс)

Варфоломеев Андрей Владимирович

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" ДЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кандидат педагогических наук, доцент А.П.Матвеев
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: общеобразовательная школа, физическая культура, приоритет личности школьника, субъект воспитательного процесса, творческая деятельность педагога, физкультурное образование, учебник.

Современное политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Складывавшаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, не готового к разным изменениям в обществе, активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. Так было и в сфере физической культуры. В обществе практически пропал интерес к занятиям физической культурой в существующих формах: пустуют и разрушаются спортивные площадки и стадионы; снижается уровень компетенции преподавателей и учителей физической культуры; прогрессивно нарастает уровень заболеваемости опорно-дви-гательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад.

Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к

активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и

спортом, развитие культуры здорового питания.

Выполнил: Варфоломеев Андрей Владимирович

Учитель физической культуры 1 категории.

2018 год

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия.

Современная наука утверждает,

 что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов,

 20% - от экологии,

 10% - от медицины,

 а остальные 50% - от образа жизни человека.

1.2. Мотивация к ведению здорового образа жизни.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни должно начинаться с младенческих лет и продолжаться на протяжении всего процесса обучения. Для этого необходимо использовать различные методики с учетом возрастного статуса, а также уровня физической и психологической подготовленности.

Формирование полезных стереотипов.

Полезные стереотипы – вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше  нужно объяснить  ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п., строя разговор с учетом уровня интеллекта и степени зрелости психики. 

Собственный пример.

Пример родителя  может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни. Однако в то время как в дошкольном возрасте авторитет родителя практически абсолютен и ребенок не склонен сомневаться в правильности действий своих мамы и папы.

Развитие мотивации 

hello_html_491c3fa5.png


Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях. 

Мотивация самосохранения 

 Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния.

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков, курения, алкоголя и т.д. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой. 

Мотивация подчинения правилам общества

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

Мотивация удовольствия 

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление. 

Воспитание здорового образа жизни школьника стоит самых больших стараний и усилий: нужно показывать на своём личном примере, что учитель за здоровый образ жизни.

Готовым продуктом формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников является:

  • осознание ребенком необходимости к самообразованию и развитию, которое базируется на формировании, сохранении и укреплении собственного здоровья.
  • снижение уровня заболеваний;
  • повышение продолжительности жизни;
  • способствование улучшению микроклимата в семье;
  • обеспечение полноценной счастливой жизни детей и их родителей;
  • повышение социальной активности;
  • улучшение работоспособности организма;
  • искоренение вредных привычек;
  • максимальное рациональное использование время на отдых и труд;
  • обеспечение жизнерадостности, повышение настроения.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и общественного здоровья. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей и педагогов.

   Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие  здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.


1.1. Понятие "Здоровье", его содержание и критерии

Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

• Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным "уродом", если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Элементы ЗОЖ
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

 воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание;


hello_html_m641cb52.jpg

На уроках физической культуры

2.1. Методы, приемы, направления по формированию здорового образа жизни школьника

Сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство детей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют мало места для положительных эмоций.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. 

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

  1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье.
  2. возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления. Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения. Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга нарко-ситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. ????По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек.???

 Основной формой антинаркотической профилактики  является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни. [7]

2.2. Основные условия для формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры и в свободное времяhello_html_7d008ede.gif


Необходимыми видами деятельности по формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни являются:

  • заострение внимания школьников и их родителей на сохранении собственного здоровья;
  • своевременное оказание помощи в развитии позитивного отношения к физической культуре;
  • мотивирование детей к развитию личностных физических качеств;
  • проводимая профилактическая работа в сфере вредных привычек;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация культурно-массовых мероприятий;
  • информационная и профилактическая работа с родителями для успешного становления принципов здорового образа жизни.

2.2.1. Работа с родителями

Взаимодействуя с родителями необходимо ставить следующие задачи:

1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка

2.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей.

3.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.

4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребенка в неё.

         Для того, чтобы определить направление  и выбрать наиболее  эффективные формы  работы с каждой семьёй или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон.

Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия – это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка. 

Работу с родителями можно строить по двум направлениям:

- просвещение самих родителей;

- активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

      Популярной  формой по формированию здорового образа жизни  при непосредственной помощи родителей  является проведение конкурсов «Мы против наркотиков», «Мама, папа, я – знающая ПДД семья», «В здоровом теле - здоровый дух», создание рекламных роликов, инсценирование сказок и многое другое. [8]??

При проведении профилактической работы среди учеников и их родителей педагогам необходимо заострить внимание на развитие и формирование психической культуры школьников; на формирование доверия к себе, к родителям, к обществу; понимании и осознании своих физических способностей и недостатков; на осознании правильного выбора и формировании установки здорового образа жизни; на неприемлемости вредных привычек и на самоутверждении в социуме.

Используя любые формы и методы работы необходимо учитывать то, что решение о следовании здоровому образу жизни человек принимает самостоятельно, так как и определяет мероприятия, которые соответствуют этому принципу, поэтому главное не навязывать ЗОЖ, а способствовать мотивации и осознанию необходимости вести ЗОЖ.

Позитивная мотивация на ЗОЖ школьников напрямую зависит от уровня выработанной привычки заниматься физической культурой. Для этого необходимо:

  • стимулировать и поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями;
  • вооружать учеников знаниями по таким дисциплинам как физическая культура, гигиена, физиология, валеология;
  • воспитывать убеждение в необходимости систематически заниматься как элементарными физическими упражнениями, так и разными видами спорта;
  • способствовать осознанию необходимости выполнять физические упражнения не только на уроках физической культуры, но и во вне урочное время.

2.2.2. Урок

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является урок.

Основная цель учителя в своей работе - воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-целостного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

основополагающие принципы:

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2. Учет познавательной активности в двигательной активности. Единство психического и физического развития.

3. Наглядность.

4. Принцип целостности человека, психосоматического, социокультурного единства.

5. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

7. Принцип дифференцированного подхода.

8. Учет возрастных и половых особенностей Качественные уроки физической культуры;

  • Спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • Спортивно-массовая работа;
  • Факультативы;
  • Самостоятельное занятие физической культурой с целью сохранения и развития физического здоровья.

В работе учитель использует следующие педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающая технология: создание условий для сохранения здоровья учащихся; соблюдение необходимых мер профилактики травматизма; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся.

 2. Здоровьеформирующая технология: создание условий для укрепления здоровья, повышения уровня.

3. Личностно-ориентированный подход: учет особенностей, возможностей, способностей и уровня физического развития каждого ребенка;

4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей: развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты

5. Игровая и соревновательная технология: применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков.

 

 Физкультурно-оздоровительные мероприятия

  В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников

Физкультминутки на уроках, активные перемены с использованием физических упражнений под музыку, одноклассниками.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, Ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня (спортивный час) решают следующие оздоровительные задачи: повышение двигательной подготовленности, укрепление здоровья, физическое развитие.

2.2.4. Внеклассная работа

Формирование культуры здорового образа жизни проходит через внеклассную деятельность

Кроме того, нельзя недооценивать роль закаливания, которое зависит от объема теоретических знаний и практических умений в использовании оздоровительных сил природы для непосредственного укрепления здоровья и профилактики заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме:  «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Доклад. Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника.

Доклад. Физкультурное образование в школе как дидактически направляемый процесс социализации личности школьника....

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данная  статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни....