Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре
В презентации рассматриваются методы, приемы и средства, используемые в коррекционной работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Представлены виды занятий физического воспитания, благодаря которым можно улучшить физическое и психическое состояние детей, нуждающихся в индивидуальном подходе. Показаны способы, через которые можно добиться существенных результатов в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения » Анжело Моссо . Итальянский физиолог
Дети с ОВЗ - дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Категории детей с ОВЗ Дети с нарушением слуха Дети с нарушением зрения Дети с нарушениями речи Дети с нарушением интеллекта(умственно отсталые) Дети с задержкой психического развития(ЗПР) Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП) Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы Дети с множественными нарушениями
Как мы можем помочь детям с ОВЗ? Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является физическая культура. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.
Особенности работы с детьми с ОВЗ Организация физического воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования направлена на коррекционно-компенсаторную сторону. При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка.
Как донести до ребенка с ОВЗ учебный материал и как помочь компенсировать отставание? Чаще всего у детей с ОВЗ наблюдается: Нарушение процессов саморегуляции , недостаточность восприятия, нарушение комплекса произвольности и пространственной ориентации. С помощью средств , методов и приемов физического воспитания, через двигательные и сенсорные компоненты, учитель физкультуры может активно воздействовать на различные анализаторы и осуществлять воздействие на психику ребенка в целом, на возможности его организма.
Методы обучения Наглядные, Словесные, Практические выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнения, этапа обучения.
Специальные приемы для обучения детей с ОВЗ - Поэтапное разъяснение заданий Последовательное выполнение заданий Систематичность в выполнении заданий Постепенность увеличения темпа и сложности - Повторение учащимся инструкции к выполнению задания - Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения - Близость к учащимся во время объяснения и выполнения заданий - Предоставление дополнительного времени для завершения задания - Разрешение переделать задание, с которым ученик не справился - Индивидуальное оценивание учащихся
В содержание занятий входят: теоретические сведения, дыхательная гимнастика, самомассаж , ОРУ, упражнения на растягивание, метания, ползание и перелезание ; ходьба, лазанье, бег, танцевальные движения , подвижные игры, упражнения на координацию.
Физическая активность – главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья Физические упражнения Подвижные игры Музыкально-ритмические упражнения Повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы, позволяют улучшить внимание, память, пространственные представления, повышают способность к произвольному контролю Развивают чувство ритма, улучшают координацию движений, точность, скорость двигательной реакции, нормализуют тонус мышц Развивают: крупную и мелкую моторику рук, сенсорную интеграцию, концентрацию внимания, координацию и равновесие, ориентацию в пространстве Занятия физической культурой Укрепляют здоровье и закаливают организм, содействуют всестороннему физическому развитию детей, воспитывают умение целесообразно управлять органами движения, развивают двигательные навыки и основные физические качества
Вывод при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. У детей с ОВЗ : • формируются жизненно-важные двигательные навыки, • формируются нравственные качества (честность, дисциплинированность), • активизируются речевые процессы, • развиваются скоростно-силовые качества (быстрота, ловкость, выносливость), • развиваются интеллектуальные качества (наблюдательность, память, сообразительность), • укрепляется здоровье, улучшается кровообращение и обмен веществ в организме, деятельность сердца и легких, • воспитываются морально-волевые качества. Дети учатся самообладанию, умению действовать в коллективе, контролировать свои поступки, подчиняться общим требованиям.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Шингарова Д.А.
Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми с ОВЗ
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Ребенок не может исполнять определенные функции или обязанности. Но многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. А при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.
Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основная цель проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ состоит в воспитании здорового, активного, жизнерадостного и жизнестойкого, физически, гармонически и творчески развитого ребёнка, хорошо владеющего своим телом, умело использующего двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Адаптивная физическая культура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, для улучшения вентиляции лёгких и усиления притока кислорода в крови, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создаёт наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Основные задачи адаптивной физической культуры для детей с ОВЗ:
- коррекция и развитие физической подготовки;
- укрепление здоровья;
- повышение умственной работоспособности;
- самореализация физических и духовных сил;
- развитие координационных способностей;
- развитие познавательной деятельности.
Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.
Регулярные занятия для детей с ОВЗ являются необходимыми. А посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки:
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине.и др.;
- закреплять количество и счёт;
- ориентировку в пространстве.
Специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона. Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя физкультуры.
Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги и родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка
Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...
«Основные методы и приемы коррекционной работы с детьми-дизартриками»
Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности.1. Краткая характеристика особенностей детей-дизартриков.2. Основные этапы исправле...
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВ...
Презентация Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Презентация: Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...
Инновационные методы и приемы, используемые на уроках в малокомплектном классе с детьми с ОВЗ.
Работа в малокомплектном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по программе для детей с интеллектуальными нарушениями требует от учителя более тщательной подготовки и правильно...
Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"
Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...
- Мне нравится (1)