Статья "Трудности трудных"
статья по физкультуре (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Статья о причинах отказа детей от занятий физкультурой (плаванием) на уроках в школе и возможных вариантах действий учителя для изменения ситуации. Материал снован на опыте работы с учащимися средних и  старших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРУДНОСТИ «ТРУДНЫХ»

           Когда говорят о «трудных» детях, то имеют в виду, чаще всего, их отклоняющееся от нормы поведение. Появился даже такой термин – «девиантное поведение». Но всегда ли взрослые правы, называя детей «трудными», в чем причина таких отклонений поведения «трудных» детей от нормы, как эффективнее взаимодействовать воспитателям, педагогам с «трудными» детьми? На эти вопросы хотелось бы найти ответ в совместной дискуссии.

           Сегодняшние условия жизни, когда коренным образом изменилась общественная среда в стране и мире, требуется переосмыслить термин «трудные» дети. Очевидно, что простейший проступок не равен уголовному преступлению, но и он подпадает под понятие «трудные». Ребенок не принес спортивную форму на занятия – почему? Понять этих детей, вовлечь их в необходимую им деятельность, подлинный смысл которой они еще не в полной мере осознают – вот задача для педагога и ее решение начинается с понимания ребенка, его мотивов поведения. Психологи до сих пор спорят о содержании понятия мотив, поэтому будем трактовать его как комплекс причин, побуждающих ребенка поступать так, а не иначе.

           Приведу пример: некоторые школьники под разными предлогами не приносили на занятия по физкультуре (плаванию)  спортивную форму. Пришлось начать выяснять причины такого поведения. Дело это очень деликатное и не терпит формального подхода. У одних это может быть элементарный недостаток финансов в семье на покупку формы, у других – протест против принуждения, у третьих – показать себя «крутым», которому все школьные требования нипочем. Но стоит выделить и еще одно причинное направление отклоняющегося поведения – становление самостоятельности детей  в жизни. Именно в нем высвечивается еще одна грань запутанной проблемы мотивации ребенка. К этой грани стоит отнестись не как к проблеме, а как к открывающейся возможности, именно возможности перевести негативное поведение в позитив. Ребенок инстинктивно стремиться самореализоваться и нельзя перепутать это с обыкновенным разгильдяйством или наносной бравадой. Человек, может быть, впервые поступил самостоятельно, пусть и с отрицательным оттенком. Но он не побоялся пойти на конфронтацию, на отход от привычного поведения. Он аргументирует свое действие именно в категориях самостоятельности. В условиях современной России, когда самостоятельность человека имеет особую ценность, нельзя отнестись к ней негативно, нельзя не заметить разницу в мотивационных смыслах. И в этом сила педагога и , одновременно, задача перевести эту самостоятельность в позитивную плоскость.

            Как правило, индивидуальные беседы и наблюдение позволяют достаточно быстро понять истинные причины поступка ребенка. Но бывают и трудные ситуации, требующие расширить комплекс педагогических методов и психологических приемов для понимания глубинных причин отклоняющегося поведения. У таких детей, истинные мотивы скрыты достаточно глубоко и представляют из себя сложное переплетение мировоззренческих установок, убеждений, сиюминутных реакций. Причинно-следственные связи, в этом случае, выглядят в этом случае как  достаточно запутанная цепочка и находятся на разных уровнях сознания ребенка. Понять весь комплекс причин здесь невозможно без педагогического или иного авторитета воспитателя в глазах ребенка, его готовности допустить педагога в свой внутренний мир побудительных мотивов. Существенно помогают в этом случае и беседы с родителями, но очень продуманные и опирающиеся на знание потенциальных реакций родителей на беседу.

Дальнейшим шагом, после выяснения причин поведенческого отклонения, является разработка и осуществление комплекса мер, позволяющих изменить ситуацию и добиться сотрудничества с детьми в их физическом развитии. Как правило, это регулярные беседы на темы пользы спорта, обращение внимания подростков на особенности спортсменов среди обычных людей, а порой, и личным примером доказывать преимущества спортивного образа жизни. Очень важно бывает найти и предложить ребенку возможные мотивы занятия спортом, например, родители будут гордиться, одноклассники «зауважают», сам себя начнет уважать, фигура изменится и станет привлекательной.

Но наряду с убеждением, к сожалению, за недостатком времени, приходится прибегать и к принуждению - письма родителям, поход к завучу. Еще раз подчеркну, что такие действия педагога, это вынужденная мера, которая обусловлена, прежде всего, недостатком времени на устранение педагогической запущенности ребенка в его прежней жизни. Как правило, такие дети возникают внезапно для педагога в результате перевода из другой школы или, наоборот, при приходе педагога в новый класс.

 Бывают случаи, когда у одного педагога дети несколько лет сидят на скамейке на уроке плавания, может быть, они и сами уже чувствуют себя в «заложниках» собственного упрямства, но не в силах изменить ситуацию. И только новый учитель, неформально отнесшийся к своим обязанностям и нашедший ключик к сердцу этих детей, выводит их из тупиковой ситуации. И выясняет, что один мальчик просто не умеет плавать и стесняется этого, а другой не может оставить друга одного на «скамейке запасных». Первый шаг сделан, дети приходят в бассейн с формой…

Главное в работе с трудными детьми – это вызвать интерес к физической культуре. Обычно он начинается с удивления, недоверия, спора и тут очень важно проявить педагогический такт.

Работа с «трудными» детьми может стать необходимым шагом к работе со всем классом по поиску каждым школьником своей индивидуальности, пути самореализации. Новое время требует от школьников, родителей и педагогов новых акцентов в воспитании и образовании. И понимание трудностей «трудных» детей может стать хорошей основой для совершенствования воспитательной работы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по русскому языку и математике в 6 классе по теме: "Эти трудные, трудные числительные..."

Целью урока является закрепление правила склонения числительных при решении математических заданий, обеспечение практического использования лингвистических знаний на уроках математики, способствование...

" Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?"

Деловая игра на заседании методического объединения воспитателей...

ЭТИ ТРУДНЫЕ, ТРУДНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ ...

Педагогически трудные дети. Родителям трудных детей.

Трудные дети...какие они? Как вовремя рассмотреть отклонения в поведении ребёнка? Что делать родителям и как помочь детям с отклонениями в поведении?...

Родительское собрание "Трудный ребёнок, трудный возраст. Так ли это?"

Обсуждение с родителями проблемы воспитания в семье ребёнка в трудный для него период жизни – переходный период....