КТП 9 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (9 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п.
Планирование для 9 класса, составлено на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
- 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный
- план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
- Федерации, реализующих программы общего образования» о введении в
- объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов
- третьего часа физической культуры;
- «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией
- доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. 2011 г.
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (СанПиН 29.12.2010 №189 (ред. от 24.11.2015);
- Требований к результатам освоения образовательных программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
- Учебного плана ОУ;
- Годового учебного календарного графика ОУ;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Закон «Об образовании»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
- Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г №13-51-263/123 «Об оценивании учащихся отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе» для занятий физической культурой;
- Основной образовательной программы НОО и ООО ОУ.
- Указ Президента от 24.03.2014г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Место учебного курса в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается из расчета 3 ч в неделю, 102 часов в год, Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Продолжительность урока – 45 минут. Занятия проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе. Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класса; на материально-техническую базу школы; на климатические условия (Приложение 1) и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.
Количество часов: 102- в 9-х классах (в неделю 3 часа).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств.
Спортивные игры.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
Согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите.
Гимнастика с элементами акробатики.
Более сложными становятся упражнения в построении и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предмета и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах в связках.
Легкая атлетика.
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.
Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. В 9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.
Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений, учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.
Лыжная подготовка.
В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение листании и длиной 2—3 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.
Умению правильно распределять силы на дистанции учащиеся обучаются на кругах длиной до 1 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и последующим анализом результатов. Рекомендуется также провести I— 2-темповыс тренировки, что помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функциональные показатели школьников.
На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.
Успешное освоение техники передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения домашних заданий. Задача педагога — ознакомить учащихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного эффекта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
- особенности развития избранного вида спорта;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Вместе с тем отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является больший акцент на решении образовательных задач: овладение школой движении, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием, прежде всего разнообразных координационных, а также кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должны стать выработанное умение и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. В процессе уроков учитель должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащихся класса, возрастных особенностей.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в соответствии и погодными условиями.
При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным кавыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков. Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 40 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 12 мин (мальчики) и до 10 мин (девочки); после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч 150г с места и с 4-5 бросковых шагов разбега; метать малый мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в вертикальную цель 1*1 с расстояния 6м (девочки) и 8м (мальчики).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на лопатках, мост.
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
В лыжной подготовке (лыжных гонках): прохождение дистанции до 4,5 км.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно – оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
1.Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
9 класс. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
1.2. Социально-психологические основы.
9 класс. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
1.3. Культурно-исторические основы.
8 класс. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
1.4. Приемы закаливания.
9 класс. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
1.5. Подвижные игры.
9 класс. Волейбол. Терминология избранной игры. Правила и организация и проведение соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
9 класс. Баскетбол. Терминология избранной игры. Правила и организация и проведение соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6. Гимнастика с элементами акробатики.
9 класс. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
1.7. Легкоатлетические упражнения
9 класс. Терминология легкой атлетики. Правила и организация и проведение соревнований по легкой атлетике. Правила и организация и проведение соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.8. Кроссовая подготовка
9 класс. Правила и организация и проведение соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Демонстрировать:
№ | Наименование норматива | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1. | Бег 30 м. (с) | 4.8 | 5.0 | 5.3 | 5.1 | 5.3 | 5.7 |
2. | Бег 60 м. (с) | 8.5 | 9.5 | 10.1 | 9.0 | 10.0 | 10.4 |
3. | Бег 2000м.(м), 1500м.(д) (мин.) | 9.20 | 10.00 | 11.00 | 8.00 | 8.40 | 9.30 |
4. | Бег 1000м. (мин.) | 4.00 | 4.30 | 5.10 | 4.05 | 4.40 | 5.30 |
5. | Отжимание в упоре лёжа (кол.) | 30 | 25 | 20 | 12 | 9 | 7 |
6. | Прыжки на скакалке (кол./мин.) | 125 | 115 | 100 | 135 | 125 | 110 |
7. | Челночный бег 3х10м. (с.) 10х5м.(с.) | 7.6 17.1 | 8.1 18.1 | 8.7 20.1 | 7.8 17.6 | 8.4 18.6 | 9.3 20.6 |
8. | Прыжки в длину с места (см.) | 200 | 190 | 175 | 185 | 175 | 160 |
9. | Пресс 30с. (кол.) 1 мин. (кол.) | 26 45 | 21 40 | 15 35 | 25 40 | 20 35 | 15 30 |
10. | Подтягивание М-вис (кол.) Д-низ. Вис (кол.) | 10 | 8 | 6 | 20 | 15 | 10 |
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
п/ № | Тема беседы | На каком уроке |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 | Техника безопасности во время занятий физической культурой Дыхание во время выполнения физических упражнений Питание и питьевой режим Двигательный режим Влияние занятий физкультурой на вредные привычки Режим дня школьника Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека Гигиенические правила занятий физическими упражнениями Основные причины травматизма Личная гигиена Реакция организма на различные физические нагрузки Значение ЗОЖ для здоровья человека Значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие школьника Особенности построения и содержания самостоятельных занятий по ОФП Основные формы занятий физической культурой Самостроховка при выполнении упражнений Профилактика простуды, плоскостопия и близорукости Поведение в экстремальных ситуациях Элементы самомассажа, массажа Основы психомышечной тренировки Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита Влияние физкультуры на развитие внимания, памяти, мышления Правила приема водных, воздушных и солнечных ванн Признаки различной степени утомления Звезды советского и российского спорта Первая помощь при травмах Приемы самоконтроля, (ортостатическая проба) | 1,28,49,79 10,20,54,83 12,21,55,84 11,22,56,80 13,23,57,81 24,58,85 29,42,48 14,25,59,86 15,26,60,87 4,27,71,100 5,32,61,88 6,92,101 7,93,102 33,43,51,70 8,44,62,89 16,45,63,90 50,64,72 52,65,73 17,36,46,74,94 18,37,47,76,95 53,66,77 19,38,68,78,96 30,39,69,97 31,40,98 9,41,82,99 67,75 3,34 2,35 |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№ п/п | Виды домашнего задания | На каком уроке |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. | Комплекс утренней гимнастики Комплекс упражнений на коррекцию осанки Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия Комплекс упражнений на профилактику зрения Упражнения на снятие усталости Равномерный бег Прыжки со скакалкой Приемы саморегуляции связанные с умениями обучающихся напрягать и расслаблять мышцы Специальные дыхательные упражнения Способы самоконтроля (масса, ЧСС) Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки Метания в горизонтальную цель Прыжки через небольшие вертикальные (до 40см) и горизонтальные (до 100см) препятствия Броски легких предметов на дальность и цель Комплекс упражнений на развитие гибкости Комплекс упражнений на развитие координации Приседания на одной ноге Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Танцевальные шаги Акробатические упражнения Ступающий шаг без палок и с палками Скользящий шаг без палок и с палками Подъемы и спуски с небольших склонов Передвижение на лыжах до 4 км Комплекс упражнений на развитие силы Комплекс упражнений на развитие выносливости Комплекс упражнений для профилактики обморожений Ловля и передача мяча на месте Ведение мяча на месте Упражнения на развитие реакции Упражнения на развитие быстроты Упражнения на развитие ловкости Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | 1,2,21,49,103,104 11,22,43,44,68,82 12,23,45,67,83,102 13,24,46,66,84,85 14,25,47,64,65 3,5,10,98,99 4,6,7,26,41,42,48,62, 63,72,73,94,105 15,27,69,89,101 16,59,60,70,90 17,61,71,91 9,92 96 93,95 8,97 28,29 30,31 32,33 34,35 36,37 38,39 40 52,74 53,75 55,56 57,58 77,78 76 50,51,54 81 79,80 18 20,86 87,88 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 84 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика | 21 |
1.3 | Спортивные игры | 15 |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
1.6 | Элементы единоборств | 9 |
2 | Вариативная часть | 18 |
2.1 | Спортивные игры | 12 |
2.2 | Лыжная подготовка | 6 |
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 9 КЛАССА
п/№ | Вид программного материала | Кол-во часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
1 | Основы знаний | В процессе урока | ||||||||
2 | Легкая атлетика | 21 | 10 | 11 | ||||||
3 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 30 | 17 | 13 | ||||||
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 21 | |||||||
5 | Лыжная подготовка / Кроссовая подготовка | 30 | 24 | 6 | ||||||
Всего часов: | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п№ | № урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |||
I ЧЕТВЕРТЬ | 27 | план | факт | ||||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 10 | ||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ для школьников (ИБШ №1) Инструктаж по ТБ на рабочем месте для школьников в кабинетах начальных классов, математического и гуманитарных циклов (ИБШ №1/1). Повторить технику низкого старта и стартовый разгон. Бег 2мин. | 1 | ||||
2 | 2 | Правила безопасности на уроках л/а (ИБШ №18). Повторить технику низкого старта и стартовый разгон. Бег 2мин. Учет - бег 30м. | 1 | ||||
3 | 3 | Совершенствовать старт и стартовый разгон. Прыжковые упражнения. Учет -прыжок в длину с места. Бег 5мин. с ускорениями. | 1 | ||||
4 | 4 | Старты с преследованием. Прыжковые упражнения. Бег в медленном темпе до 6мин. с ускорениями по 50 – 60 м. | 1 | ||||
5 | 5 | Учёт техники низкого старта и стартовый разгон. Прыжки через скакалку. Бег до 7мин. с ускорениями до 80м. | 1 | ||||
6 | 6 | Повторить технику прыжка в длину с разбега. Развитие выносливости: бег 8мин. с ускорениями до 80 м. | 1 | ||||
7 | 7 | Повторить технику метания мяча с разбега. Совершенствовать прыжок в длину с разбега. Бег 8мин. с ускорениями до 100м. | 1 | ||||
8 | 8 | Совершенствовать технику метания мяча с разбега. Учёт в беге на 60м. Бег до 9мин. с ускорениями по 80 – 100м. | 1 | ||||
9 | 9 | Прыжок в длину с разбега – учёт результата. Совершенствовать метание мяча с разбега на дальность. Бег до 10мин. | 1 | ||||
10 | 10 | Учёт техники в метании мяча с разбега. Бег в медленном темпе 10мин. с ускорениями по 100м, 2-3 раза. | 1 | ||||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 16 | ||||||
11 | 1 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми (ИБШ № 20). Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 1 | ||||
12 | 2 | Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 1 | ||||
13 | 3 | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника . | 1 | ||||
14 | 4 | Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника . | 1 | ||||
15 | 5 | Перехват мяча. Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски. | 1 | ||||
16 | 6 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину. | 1 | ||||
17 | 7 | Штрафной бросок. Ловля, передача, броски. | 1 | ||||
18 | 8 | Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон». | 1 | ||||
19 | 9 | Учить технике передачи мяча двумя руками сверху. Преодоление полосы препятствий. Игра «Пионербол». | 1 | ||||
20 | 10 | Учить технике приёма мяча двумя руками снизу Полоса препятствий. Закрепить передачи мяча двумя руками сверху. | 1 | ||||
21 | 11 | Совершенствовать передачи мяча двумя руками сверху. Закрепить приём мяча двумя руками снизу. Преодоление полосы препятствий. | 1 | ||||
22 | 12 | Учить технике нижней прямой подачи мяча. Совершенствовать технику передач мяча. | 1 | ||||
23 | 13 | Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. Совершенствовать технику приёма мяча снизу и передачи сверху. | 1 | ||||
24 | 14 | Совершенствовать технику пройденных элементов волейбола. Тренировка в подтягивании. | 1 | ||||
25 | 15 | Тренировка в подтягивании. Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. | 1 | ||||
26 | 16 | Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. | 1 | ||||
27 | 17 | Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. Итоги четверти. | 1 | ||||
II ЧЕТВЕРТЬ | 21 | ||||||
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | 21 | ||||||
28 | 1 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. (ИБШ № 17). Строевые упражнения. | 1 | ||||
29 | 2 | Кувырки вперед. Лазанье по канату в три приема. | 1 | ||||
30 | 3 | Кувырки вперёд, назад. | 1 | ||||
31 | 4 | Два кувырка вперед слитно. | 1 | ||||
32 | 5 | Кувырки назад слитно. | 1 | ||||
33 | 6 | Кувырок назад с выходом в стойку на лопатках. | 1 | ||||
34 | 7 | Лазанье по канату | 1 | ||||
35 | 8 | Стойка на голове, мост. | 1 | ||||
36 | 9 | Акробатические упражнения | 1 | ||||
37 | 10 | Опорный прыжок: согнув ноги. | 1 | ||||
38 | 11 | Акробатическая комбинация | 1 | ||||
39 | 12 | Опорный прыжок: согнув ноги, ноги врозь | 1 | ||||
40 | 13 | Опорный прыжок ноги врозь. Лазание по канату, упражнения в равновесии. | 1 | ||||
41 | 14 | Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок. Подтягивание, поднимание туловища. | 1 | ||||
42 | 15 | Лазание по канату изученным способом. Игры на внимание. | 1 | ||||
43 | 16 | Учёт техники длинного кувырка вперёд, кувырка назад. | 1 | ||||
44 | 17 | Акробатическая комбинация- соединение из 3-4 элементов. | 1 | ||||
45 | 18 | Учёт – подтягивание, поднимание туловища. Полоса препятствий, строевые упражнения. | 1 | ||||
46 | 19 | Мост, стойка на голове, поднимание ног за голову из положения лёжа на спине. | 1 | ||||
47 | 20 | Мост, стойка на голове, поднимание ног. | 1 | ||||
48 | 21 | Стойки на руках возле стенки, прыжки через скакалку. | 1 | ||||
III ЧЕТВЕРТЬ | 30 | ||||||
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА И КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА | 24/6 | ||||||
49 | 1 | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой.(ИБШ № 19). | 1 | ||||
50 | 2 | Скользящий шаг без палок и с палками | 1 | ||||
51 | 3 | Попеременный двушажный ход | 1 | ||||
52 | 4 | Повороты переступанием в движении | 1 | ||||
53 | 5 | Подъем в гору скользящим шагом | 1 | ||||
54 | 6 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | 1 | ||||
55 | 7 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | 1 | ||||
56 | 8 | Подъем «полу-елочкой» Коньковый ход | 1 | ||||
57 | 9 | Торможение и поворот упором | 1 | ||||
58 | 10 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы | 1 | ||||
59 | 11 | Одновременные ходы Попеременный двушажный ход | 1 | ||||
60 | 12 | Спуски и повороты. Коньковый ход. | 1 | ||||
61 | 13 | Прохождение дистанции до 4,5км Торможение и поворот упором . | 1 | ||||
62 | 14 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Развивать скоростную выносливость. | 1 | ||||
63 | 15 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | 1 | ||||
64 | 16 | Коньковый ход. Эстафеты | 1 | ||||
65 | 17 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы | 1 | ||||
66 | 18 | Попеременный двушажный ход Прохождение дистанции до 4,5км. | 1 | ||||
67 | 19 | Коньковый ход. | 1 | ||||
68 | 20 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | 1 | ||||
69 | 21 | Торможение и поворот упором | 1 |
| |||
70 | 22 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | 1 | ||||
71 | 23 | Совершенствовать лыжные ходы на дистанции 4км. | 1 | ||||
72 | 24 | Коньковый ход Прохождение дистанции до 4,5 км | 1 | ||||
73 | 1 | Бег в равномерном темпе (12 мин). Специальные беговые упражнения. ОРУ. | 1 | ||||
74 | 2 | Развитие выносливости. Бег в гору. Преодоление горизонтальных препятствий. | 1 | ||||
75 | 3 | Бег в равномерном темпе (15 мин). Преодоление вертикальных препятствий. | 1 | ||||
76 | 4 | Бег в равномерном темпе (18 мин). ОРУ в движении. Преодоление вертикальных препятствий прыжком. | 1 | ||||
77 | 5 | Развитие выносливости. Бег на результат (3000 м.- м., 2000м – д.) | 1 | ||||
78 | 6 | Бег в равномерном темпе (12 мин). Специальные беговые упражнения. ОРУ. | 1 | ||||
IV ЧЕТВЕРТЬ | 24 | ||||||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 13 | ||||||
79 | 1 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми (ИБШ №20). Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. | 1 | ||||
80 | 2 | Передачи мяча в тройках с перемещением | 1 | ||||
81 | 3 | Броски мяча после ведения. | 1 | ||||
82 | 4 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4. | 1 | ||||
83 | 5 | Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». | 1 | ||||
84 | 6 | Учебная игра в баскетбол. | 1 | ||||
85 | 7 | Передачи мяча во встречных колоннах. | 1 | ||||
86 | 8 | Прием мяча снизу после подачи. | 1 | ||||
87 | 9 | Отбивание мяча кулаком через сетку. | 1 | ||||
88 | 10 | Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах. | 1 | ||||
89 | 11 | Верхняя передача сверху на месте и с перемещением. | 1 | ||||
90 | 12 | Игра по упрощенным правилам. | 1 | ||||
91 | 13 | Учебная игра в волейбол. | 1 | ||||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | |||||||
92 | 1 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. (ИБШ № 18). | 1 | ||||
93 | 2 | Бег 30 м, 100м. Медленный бег 6мин. | 1 | ||||
94 | 3 | Разучить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. | 1 | ||||
95 | 4 | Закрепить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. | 1 | ||||
96 | 5 | Совершенствовать прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. | 1 | ||||
97 | 6 | Упражнения в парах на сопротивление. Старты. Бег - 60м - учет. | 1 | ||||
98 | 7 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Медленный бег 6мин. | 1 | ||||
99 | 8 | Совершенствовать метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. | 1 | ||||
100 | 9 | Учёт по прыжкам в длину с разбега. Беговые и прыжковые упражнения. | 1 | ||||
101 | 10 | Бег 2000 м (ю); 1500м (д). | 1 | ||||
102 | 11 | Учёт по метанию мяча на дальность. Километры здоровья. Тестирование. Подведение итогов за год. | 1 |
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы, учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.
(Приложение 1)
№ п/п | Темы при изменении климатических условий | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1 | Комплексы упражнений для формирования правильной осанки | 1 | ||
2 | Эстафеты с предметами. | 1 | ||
3 | Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток | 1 | ||
4 | Преодоление полосы препятствий. | 1 | ||
5 | Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий | 1 | ||
6 | Работа по карточкам (акробатика) | 1 | ||
7 | Комплексы упражнений для коррекции фигуры с учетом индивидуальных возможностей | 1 | ||
8 | Комплексы упражнений для формирования правильной осанки | 1 | ||
9 | Измерение ЧСС во время занятий. | 1 | ||
10 | Упражнения с гимнастической палкой на осанку | 1 | ||
11 | Игра «Выталкивание из круга» | 1 | ||
12 | Игра «Перетягивание в парах» | 1 | ||
13 | Упражнения с гимнастической палкой на осанку | 1 | ||
14 | Ловля и передача мяча в парах. | 1 | ||
15 | Игра «Мяч капитану», «Перестрелка» | 1 | ||
16 | Передача мяча в движении | 1 | ||
17 | Игра «Борьба за мяч». | 1 | ||
18 | Игра в баскетбол по упрощенным правилам. | 1 | ||
19 | Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении | 1 | ||
20 | Передача мяча в движении | 1 | ||
21 | Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении | 1 | ||
22 | Передача двумя руками от груди в движении в парах. | 1 | ||
23 | Передачи мяча в тройках с перемещением | 1 | ||
24 | Броски после ведения. Игра «Борьба за мяч» | 1 |
Список используемой литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч. 7 ст.28; ст.30; п. 5. ч. 3 ст.47; п.1 ч. 1 ст.48).
- Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 г. № 1897 (п. 18.2.2)
- А.П. Матвеев. Программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы - М.: Просвещение 2007.
- Физическая культура. 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона / авт.-сост. М.И. Васильева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Физическая культура. 8-9 классы: учеб. Для общеобразовательных организаций / А.П.Матвеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Твой олимпийский учебник, В.С. Родиченко, Москва, 1999г.
- Легкая атлетика в школе, Ж.К. Холодов, Москва, 1999г.
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №5» _______ Журавель Вера Ивановна_________ № - В «1» _сентября__201_г._ |
Рабочая программа по физической культуре
базовый уровень
9 класса
Составитель: Сторчевой Константин Константинович
учитель физической культуры высшей категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей физической культуры №_ от « »_____201 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ «__»__сентября__201 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....