«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НАЧИНАЮТСЯ В ШКОЛЕ»
методическая разработка по физкультуре
Проблема сохранения здоровья – одна из более актуальных проблем нашего времени. Ни для кого не секрет, что с каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросления и социализации детей и подростков. Желание заниматься спортом необходимо воспитывать в детях с самого раннего детства. И с раннего детства необходимо рассказывать детям об истории спорта, о рекордах, о великих спортсменах в мире и в нашей стране.
Большая роль в этом принадлежит школе. Чтобы эта работа была эффективной, она должна быть содержательной, иметь высокую эмоциональность и внутреннюю логику. В школе и раньше велась работа в направлении укрепления и сохранения здоровья, но стало очевидным, что есть необходимость создать эффективную доступную для внедрения в практику школы программу.
Проанализировав ситуацию в школе, мы пришли к выводу, что учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр. Необходимо проделать интересную познавательную интеллектуальную спортивную работу и это должно носить добровольный характер.
Данная программа включает в себя различные спортивные мероприятия, связанные с изучением истории Олимпийского и Паралимпийского движения, его героев, с воспитанием чувства патриотизма, а также направленные на физическое развитие детей и формирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kozmin.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Г. ДОЛИНСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694051, Сахалинская область, г. Долинск, ул. Комсомольская, 25, тел./факс 25291
e-mail.ru: shkola1-dolinsk@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НАЧИНАЮТСЯ В ШКОЛЕ»
Выполнил:
Козьмин Александр Владимирович
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №1 г. Долинск
г. Долинск, ул. Сахалинская, 10 – 15
тел. 8 914 754 97 08
e-mail: alex-7koz@yandex.ru
Долинск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1 ПРОГРАММА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НАЧИНАЮТСЯ В ШКОЛЕ»…………………………………………………………………………..5
1.1 План мероприятий по реализации программы…………………….……….5
1.2 Сценарии мероприятий……………………………………………………….6
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………..….10
2.1 Оценка эффективности реализации программы……………………...........10
2.2 Анализ и обработка промежуточных результатов реализации программы……………………………………………………………………..…11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………..…22
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………..30
«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры».
Пиндар, древнегреческий поэт
«Олимпийское движение – это, прежде всего, образовательное движение»
Жак Рогге
Введение.
Проблема сохранения здоровья – одна из более актуальных проблем нашего времени. Ни для кого не секрет, что с каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросления и социализации детей и подростков. Желание заниматься спортом необходимо воспитывать в детях с самого раннего детства. И с раннего детства необходимо рассказывать детям об истории спорта, о рекордах, о великих спортсменах в мире и в нашей стране.
Большая роль в этом принадлежит школе. Чтобы эта работа была эффективной, она должна быть содержательной, иметь высокую эмоциональность и внутреннюю логику. В школе и раньше велась работа в направлении укрепления и сохранения здоровья, но стало очевидным, что есть необходимость создать эффективную доступную для внедрения в практику школы программу.
Проанализировав ситуацию в школе, мы пришли к выводу, что учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр. Необходимо проделать интересную познавательную интеллектуальную спортивную работу и это должно носить добровольный характер.
Данная программа включает в себя различные спортивные мероприятия, связанные с изучением истории Олимпийского и Паралимпийского движения, его героев, с воспитанием чувства патриотизма, а также направленные на физическое развитие детей и формирование здорового образа жизни.
Программа рассчитана на полтора года (сроки реализации – сентябрь, 2013 года – ноябрь, 2014 года) и имеет следующие направления:
- Физкультурно – спортивное;
- Просветительское;
Актуальность данной программы состоит в том, что в преддверии Олимпийских игр в Сочи наша работа дает учащимся возможность более обстоятельно познакомиться с историей Олимпийского движения, развивает творческий потенциал учителя, способствует формированию здорового образа жизни.
Цель программы: интеграция олимпийского знания на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности для представления об Олимпийском движении, а также пропаганды здорового образа жизни.
Задачи программы:
- Познакомить школьников с историей Олимпийских игр, включить их в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей;
- Пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей к занятиям физической культурой, развитие их творческих способностей;
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за российских спортсменов, за свою страну.
Ожидаемые результаты реализации программы:
• увеличение количества детей и подростков, занимающихся физической культурой и ориентированных на спорт, которые являются важными средствами формирования привычки здорового образа жизни человека;
•эффективная реализация олимпийского образования в общеобразовательном учреждении;
• повышение спортивной активности детей и подростков;
• внедрение разнообразных форм и увеличение количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков.
Практическая значимость программы состоит в том, что она может быть использована любым учителем в своей учебной и внеурочной деятельности.
Глава 1.
Программа «Олимпийские игры начинаются в школе»
1.1 План мероприятий по реализации программы.
Мы хотим гордиться! Мы можем гордиться! Нам есть чем гордиться! Олимпийские рекорды, спортивная история страны и замечательные достижения спортсменов на Олимпийских и Паралимпийских играх – все это должно передаваться из поколения в поколение. Это и есть духовность нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом – признак зрелого гражданина. Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов – очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Именно через них и формируется нравственный мир человека.
Мы разработали программу, рассчитанную на 1,5 года.
№ | Наименование мероприятия | Сроки |
1 | Педсовет «Физкультура и её связь с олимпийским движением» | Сентябрь, 2013 |
2 | Родительское собрание «Школа - территория здоровья» | Октябрь, 2013 |
3 | Мониторинг здоровья учащихся школы | Октябрь, 2013 |
4 | Классный час «Спорт – это модно» | Октябрь, 2013 |
5 | Единый классный час, посвященный олимпиаде «Сочи - 2014» (Приложение 1) | Ноябрь, 2013 |
6 |
| Ноябрь, 2013 |
7 | Весёлые старты «Мама, папа, я – дружная семья» (Приложение 2) | Декабрь, 2013 |
8 | Веселые эстафета, 5 – 6 классы «На пути к Олимпиаде» (Приложение 3) | Январь, 2014 |
9 | Первенство школы по баскетболу «Олимпийские игры начинаются в школе» среди 8 – 11 классов (Приложение 4) | Февраль, 2014 |
10 | Конкурс детских рисунков «Олимпиада глазами школьника» (Приложение 5) | Февраль, 2014 |
11 | Игра «Снайпер» (Приложение 6) | Март, 2014 |
12 | Конкурс на знатока истории Олимпийских игр среди 5 – 8 и 9 - 11 классов (Приложение 7) | Апрель, май, 2014 |
13 | Агитбригада «За здоровый образ жизни» | Сентябрь |
14 | Творческий проект «Спортивная семья» | Сентябрь – ноябрь, 2014 |
1.2 Сценарии мероприятий
Классный час «Спорт – это модно»
Цель: Расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх.
Задачи:
- Формирование знаний об XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх.
- Воспитание патриотических чувств, гордость за свой город, свою страну.
- Создание у детей мотивации заниматься физической культурой, ознакомление со спортивными достижениями учащихся.
Форма проведения: классные часы.
Сроки проведения: октябрь 2013.
Участники: учащиеся 1-11 классов.
Этапы проведения:
Этапы | Содержание | Прогнозируемый результат |
1. Подготовительный | - Разработка методических рекомендаций к проведению классного часа; - Составление разработки классного часа; - Изготовление презентации | - Информированность учащихся о масштабности подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм. - Формирование установки на ЗОЖ. - Мотивация школьников к активному освоению новой информации.
|
2. Проведение мероприятия | - Проведение классных часов классными руководителями, работа учащихся – журналистов: рассказ учащихся о своих достижениях в спорте, показ презентаций
| |
3. Подведение итогов | Оформление журналистских листков «Вести с урока». |
Веселые старты «Мама, папа, я – дружная семья»
Цель: Формирование положительного отношение к занятиям спорта и олимпийскому движению в России.
Задачи:
- Приобщение детей и их родителей к спорту.
- Формирование сплочённого коллектива.
- Привитие чувства гордости за Олимпийское движение в России.
Форма проведения: весёлые старты
Сроки проведения: декабрь 2013г.
Участники: учащиеся 2 - 4 классов, родители, гости школы
Этапы проведения:
Этапы | Содержание | Прогнозируемый результат |
1. Подготовительный | - Разработка сценария праздника; - подбор спортивных состязаний для родителей и детей, соответствующих их возрасту; - подготовка команд, разработка эмблем, названий команд; - назначение ответственных за расстановку снарядов; - назначение ответственных за подготовку призов; - назначение судей из числа учащихся 9-11 классов, учителей школы, родителей. | - Содействие благоприятному развитию всех физиологических функций, укреплению здоровья ребят; - Выработка привычки играть честно; Формирование знаний правил олимпийских видов спорта - Сплочение детского коллектива и коллектива родителей
|
2. Проведение мероприятия | Проведение мероприятия: - открытие соревнований - демонстрация правил различных видов спорта (на экране-проекторе показ видеоролика) - проведение соревнований ; - конкурс болельщиков | |
3. Подведение итогов | Выявление и награждение победителей грамотами. |
Творческий проект «Спортивная семья»
Цель: Приобщение школьников, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Показать значимость совместной деятельности родителей и детей.
- Сформировать чувства ответственности за собственное здоровье и здоровье нации.
- Пробудить и укрепить интерес школьников и родителей к спортивной жизни.
Форма проведения: творческий проект.
Сроки проведения: сентябрь – ноябрь 2014.
Участники: родители и учащиеся 5 - 11 классов.
Этапы проведения:
Этапы | Содержание | Прогнозируемый результат
|
1. Подготовительный | - Выбор направлений в проекте «Спортивная семья» – определение целей деятельности и содержания проекта; – формирование групп (3группы: “Репортёры”, “Наши спортивные достижения!”, “Спортивные традиции семьи», «Мама, папа, я – спортивная семья!»; – распределение ролей в группах, выработка плана действий; – распределение заданий по направлениям родители-дети; – анализ аналитического материала (обсуждение анкет, фотографий); – изучение источников информации; – оценка собираемого материала. - определение формы презентации
| Пробуждение и укрепление интереса школьников и родителей к спортивной жизни. Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива.
|
2. Проведение мероприятия | Представление коллективной работы учащихся и родителей «Спортивная семья» на общешкольной конференции. | |
3. Подведение итогов | Оформление фото – отчета на стенде «Школьная жизнь» и сайте школы. Проведение классных родительских собраний по итогам конкурса. |
Глава 2
Анализ практических результатов реализации программы
2.1 Оценка эффективности реализации программы.
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых показателей. Они представлены качественными и количественными параметрами.
Качественные параметры:
- Положительное отношение к истории спорта, рекордам, великим спортсменам, Олимпийскому и Паралимпийскому движению в мире и в нашей стране.
- Популяризация среди молодёжи олимпийских и паралимпийских ценностей.
- Повышение уровня реализации творческого потенциала учащихся в области олимпийского и параолимпийского движения;
- Гордость за достижения России в спорте.
Количественные параметры:
- Деятельностная заинтересованность учащихся в области сохранения и укрепления здоровья (активность во время спортивных соревнований, дней здоровья, и т.п.);
- Количество проведенных спортивных игр, соревнований;
- Количество выпущенных стенных газет на тему Олимпийского и Паралимпийского движения в мире и в нашей стране.
Мы полагаем, что данные мероприятия помогают развивать интерес к спорту, здоровому образу жизни, формировать целостное представление о системе олимпийских и паралимпийских ценностей.
2.2 Анализ промежуточных результатов реализации программы
Так как реализация программы еще не окончена, говорить о ее результативности сложно. Тем не менее, проанализировать промежуточные результаты мы можем. Анализ результатов анкетного опроса (более 200 участников) на начало учебного 2013 – 2014 учебного года показал, очень мало детей ориентированы на здоровый образ жизни (менее 20 %), в то время как более 70% респондентов признают его важность. Всего 16 % опрошенных учащихся показали высокий уровень ориентаций и мотивации к здоровьесбережению и занятиям физической культурой, 25 % опрошенных учащихся свидетельствует о среднем уровне, 59 % опрошенных учащихся свидетельствует о низком уровне (Приложение 8). Все респонденты выразили удовлетворенность в занятиях физической культурой, но большинство из них не удовлетворено своей информированностью об истории Олимпийских игр, системы олимпийских и паралимпийских ценностей (70 %).
По результатам анкетирования учащихся на конец 2013 - 2014 учебного года были получены следующие данные: 48 % опрошенных учащихся показали высокий уровень мотивации к здоровьесбережению и занятиям физической культурой, 25 % опрошенных учащихся свидетельствует о среднем уровне мотивации, 28 % опрошенных учащихся свидетельствует о низком уровне (Приложение 8).
Большинство респондентов выразили удовлетворенность своей информированностью об истории Олимпийских игр, системы олимпийских и паралимпийских ценностей. Кроме того, их активно привлекают к участию в различных спортивных мероприятиях, классных часах о пользе здорового образа жизни, организуют поддержку как участникам соревнований.
Таким образом, промежуточный анализ проведенной работы позволяет нам утверждать, что программа эффективна, необходимо продолжить работу по ее реализации, так как существует потребность в привлечении детей к занятиям физической культурой, развитие их творческих способностей, в воспитании патриотизма, чувства гордости за российских спортсменов и свою страну.
Выводы
Проведение Олимпийских игр в Сочи дает нашим гражданам, в том числе и учащимся, возможность более обстоятельно познакомиться с историей Олимпийского движения, а также способствует формированию здорового образа жизни.
При создании программы мы ставили цель – интеграция олимпийского знания на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности для представления об Олимпийском движении, а также пропаганды здорового образа жизни. Анализ промежуточных результатов реализации программы доказал эффективность целеполагания.
1. Школьники были ознакомлены с историей Олимпийских игр, с помощью разных мероприятий они были включены в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей;
2. В школе проводится пропаганда здорового образа жизни, 48 % опрошенных учащихся показали высокий уровень мотивации к здоровьесбережению и занятиям физической культурой;
3. Многие школьники испытывают чувство гордости за российских спортсменов, за свою страну.
Внедрение разнообразных форм и увеличение количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков в школе на уроках и во внеурочной деятельности в результате приведет к увеличению количества детей и подростков, занимающихся физической культурой и ориентированных на спорт, а также повышению их спортивной активности. Все это является важными средствами формирования привычки здорового образа жизни человека,
У учащихся формируется целостное представление о системе олимпийских и параолимпийских ценностей как ключевых жизненных принципах. Очень важно, что система олимпийского и параолимпийского образования в корне меняет отношение к людям с инвалидностью, ломает стереотипы, учит находить сходства, а не различия.
Олимпийское и параолимпийское образование прививает культуру здорового образа жизни, способствует систематическим занятиям спортом, развивает стремление к самосовершенствованию, учит взаимопониманию, нравственности, толерантности.
Список использованной литературы
- Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту [Текст] //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.
- Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. [Текст] - М., 1994.
- Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. [Текст] - М., 1984.
- Деметер, Георгий Степанович. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения [Текст], М.: Советский спорт, 2005. - 323 с.
- Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. научн. матер. М., 1984, с. 122-130.
- Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического направления [Текст] // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск, 1997, с. 139-172.
- Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержани олимпийского образования [Текст] // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта, ч. 2. Челябинск, 1997, с. 155-157.
- Малов, В.И. Сто великих спортивных достижений [Текст] / Владимир Игоҏевич Малов; гл. ҏед. С.Н. Дмитриев. - М.: Вече, 2007. - 426 с.
- Паршиков А.Т., Пузырь Ю.П. Золотые страницы истории физической культуры (Рекомендации к проведению урока олимпийских знаний), [Текст], М., 1994.
- Столяров В.И. Спартианская система воспитания, образования и организации досуга[Текст] // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть I): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская ОА, 1997, с. 9-127.
- Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков / Александр Борисович Суник. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2004. - 764 с.
- Чернецкий Ю.М. Олимпизм в системе образования и воспитания. Ч.: "Полиграф-мастер", 2000 год. - 242 с.
- Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения [Текст] / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 1. - С.20-30
- Karatassakis T. The teaching of olympism in the schools // Report of the Int. Sess. for educationists 1973-1977-1979, Ancient Olympia. - HOC, Athens, 1980, p. 216-222.
- Landry F. Education on Olympism and the school curriculum: principles, techniques and applications based on the experience of the Montreal Olympic Games: Paper presented at the 6-th Int. Sess. for educationists IOA. - IOA, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника "Олимпийские игры начинаются в школе"
Необычный спортивный праздник прошел в доброжелательной атмосфере. В роли ведущих были два малыша-спортсмена, которые своими шутками и личным примером подбадривали команды....
« Олимпийские игры начинаются в школе»
« Олимпийские игры начинаются в школе»Цель: выявление с...
Олимпийские игры мордвы: как все начиналось
Классный час с региональным компонентом...
Презентация к классному часу "Олимпийские игры мордвы: как все начиналось"
Материалы для классного часа...
программа развития физической культуры и спорта, олимпийского движения "Олимпиада начинается в школе"
ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения« Олимпиада начинается в школе»....
Спортивный проект «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НАЧИНАЮТСЯ В ШКОЛЕ» автор Карлаш А.В., учитель физкультуры МБОУ СОШ № 9 Староминская
Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию как Олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего существования. Пьер де Кубертен изначально с...
Олимпийские игры. История возникновения олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Паралимпийские игры
ОЛИМПИЯ – Колыбель олимпийских игрОлимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, приме...